Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-33/18.1-18 от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-33/18.1-18

 

г. Якутск                                    резолютивная часть оглашена «13» марта 2018 года                                                       

изготовлено в полном объеме «16» марта 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии:

Представитель АК «АЛРОСА» (ПАО) по доверенности №187 от 20.09.2017 <…>;

Представитель ООО «Группа ПРСБ» на рассмотрение жалобы по существу не явился, надлежащим образом уведомлены.

Рассмотрев жалобу от ООО «Группа ПРСБ» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса предложений

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 01 марта 2018 года поступила жалоба от ООО «Группа ПРСБ» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на разработку, верстку, производство и доставку 12 тиражей корпоративной газеты «Вестник АЛРОСА» и 4 тиражей корпоративного журнала «АЛРОСА» (извещение № 31806069615 на официальном сайте: zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

При тщательном изучении документации в Приложении №1 к Техническому предложению в качестве обязательного к исполнению требования нами обнаружен был следующий пункт «Участник должен напечатать 2 экземпляра газеты и передать их Заказчику по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 c1, контактное лицо – <…>». На этой же странице была дана ссылка на печатный файл газеты за июль 2017 года. Также были даны следующие инструкции: «Инструкция по заполнению: Участник должен прикрепить фото переданных образцов газеты и скан-копию/фото квитанции о вручении переданных образцов курьерской службой по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 c1, контактное лицо <…>».

Мы хотим отметить, что настоящее требование ограничивает возможное участие в данной процедуре. А именно, подрядчик, который выпускал газету для компании заказчика АК АЛРОСА (ПАО) в 2017 году имеет необоснованное преимущество, так как имеет отпечатанные ранее образцы газеты.

Необходимо отметить, что полиграфическое производство газеты с обозначенными в документации техническими характеристиками должно производиться посредством офсетной печати, где печать всего 2-х экземпляров не является возможной. Для того, чтобы отпечатать 2 экземпляра, необходимо оплатить минимально возможный тираж. Чаще всего это исчисляется сотнями экземпляров.

АК «АЛРОСА» (ПАО) представило письменный отзыв по доводам, изложенным в жалобе ООО «Группа ПРСБ», в котором просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30 января 2018 года опубликована закупка №31806069615 о проведении запроса предложений на право заключения договора на предмет «Разработка, верстка, производство и доставка 12 тиражей корпоративной газеты «Вестник АЛРОСА» и 4 тиражей корпоративного журнала «АЛРОСА» и его Документация.

20 февраля 2018 года опубликована 2 редакция документации  запроса предложений на право заключения договора на предмет «Разработка, верстка, производство и доставка 12 тиражей корпоративной газеты «Вестник АЛРОСА» и 4 тиражей корпоративного журнала «АЛРОСА».

02 марта 2018 года опубликована 3 редакция документации  запроса предложений на право заключения договора на предмет «Разработка, верстка, производство и доставка 12 тиражей корпоративной газеты «Вестник АЛРОСА» и 4 тиражей корпоративного журнала «АЛРОСА» (далее – Документация запроса предложений).

Рассматриваемый запрос предложений проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно сведениям о положении № 1120002000 на официальном сайте: zakupki.gov.ru на момент публикации извещения №31705769162 от 22.11.2017 размещена 8 версия Положения о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) (утверждено Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) 29.09.2016, протокол № А01/247-ПР-НС) (далее – Положение о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 19.4 Положения о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) требования к продукции в отношении работ и услуг могут сочетать как требования к процессу выполнения работ (оказания услуг), так и к результату процесса.

Подпунктом 1 пункта 25.2 Положения о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) установлено, что заказчик устанавливает требования к документам, иным источникам информации, подтверждающим соответствие предъявляемым требованиям (включая требования к продукции, допущенному участнику и т.д.). При этом Заказчик вправе определить требуемые формы документов (в том числе формы, заполняемые поставщиком).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 26.1 Положения о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) вне зависимости от выбранного способа и формы проведения конкурентной закупки Заказчик устанавливает, в том числе, следующий критерий отбора, применимый на стадии рассмотрения заявок: соответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям, установленным техническим заданием, спецификацией и т.д.

Согласно пункту 27.5 Положения о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) документация о закупке, если иное не предусмотрено законодательством и Положением, должна содержать, в том числе, следующие сведения:

- установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должны содержаться требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки.

Исходя из приведенных требований Закона о закупках и Положения о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) заказчик самостоятельно устанавливает требования к участнику закупки для наиболее эффективного и соответствующего определения поставляемой продукции, вместе с тем, предъявляемые заказчиком требования не должны быть необоснованными и неизмеримыми.

Пунктом 1.2.22 Документации запроса предложений установлены требования к описанию продукции: Согласие (декларация) участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником собственных предложений – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 8.4.

Согласно пункту 1.2.29 Документации запроса предложений заявка должна содержать, в том числе, коммерческое предложение по форме согласно приложению к настоящей документации и техническое предложение по форме согласно приложению к настоящей документации.

Подразделом 8.4 Документации запроса предложений установлена форма Технического предложения согласно которому форматом Технического предложения является презентация MS Power Point оформленная по шаблону (Приложение №1 к Техническому предложению).

В презентации, расположенной в приложении №1 к Техническому предложению, установлено следующее: «Участник должен напечатать 2 экземпляра газеты и передать их Заказчику по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 с1, контактное лицо – <…>», предоставлен файл для печати и инструкция по заполнению: «Участник должен прикрепить фото переданных образцов газеты и скан-копию/фото квитанции о вручении переданных образцов курьерской службой по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 с1, контактное лицо <…>»

Таким образом, Заказчик установил требование о предоставлении 2-х экземпляров газеты в составе заявки.

Одним из неценовых критериев оценки заявок согласно Документации запроса предложений является оценка образцов, предоставленных в рамках Технического предложения. Экспертной комиссией представленные Участником образцы оцениваются на предмет: точного исполнения и соответствия техническим характеристикам, указанным в Техническом задании Документации о закупке (Приложение №2), качества печати (попадания в цвет, чистота цвета, совмещение красок, отсутствие отмарывания, четкость оттисков (в том числе на последующих листах), качество запечатывания плашки), качество резки, качество сборки и скрепления, соответствие бумаги.

Согласно пояснениям АК «АЛРОСА» (ПАО) установления требование о предоставлении 2-х экземпляров газеты, Заказчик исходил из того, что газета «Вестник АЛРОСА» является основным каналом внутренней коммуникации в Группе АЛРОСА. Для завоевания внимания и авторитета у аудитории поставлена высокая планка как в части содержания, так и в части вида газеты. Работники, трудящиеся вне офиса АК «АЛРОСА» (ПАО), предпочитают читать печатное издание, и оставляют их себе на память, в связи с этим, большую важность для компании приобретает качество печати. Каждый номер газеты снабжается большим количеством фотографий, инфографиками и другими графически элементами. В связи с этим, а так же с рисками, которые несет АК «АЛРОСА» (ПАО) в случае качества печати ниже ожидаемого, нам необходимо понимать возможности печати, имеющиеся у участника закупки.

Комиссия Якутское УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование связано с определением соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика, направлено на эффективное достижение целей и удовлетворения потребностей заказчика, является обоснованным и измеримым, и в целом, требование принято в соответствии с положениями Закона о закупках и применяется в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения договора.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы №02-33/18.1-18 установила, что АК «АЛРОСА» (ПАО) в запросе предложений в электронной форме на разработку, верстку, производство и доставку 12 тиражей корпоративной газеты «Вестник АЛРОСА» и 4 тиражей корпоративного журнала «АЛРОСА» (извещение № 31806069615 на официальном сайте: zakupki.gov.ru) обоснованно установило требование о предоставлении в составе заявки 2-х экземпляров газеты и рассматриваемые действия АК «АЛРОСА» (ПАО) не нарушили процедуру проведения закупок, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Группа ПРСБ» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) (ОГРН 1021400967092, ИНН/КПП 1433000147/143301001) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на разработку, верстку, производство и доставку 12 тиражей корпоративной газеты «Вестник АЛРОСА» и 4 тиражей корпоративного журнала «АЛРОСА» (извещение № 31806069615 на официальном сайте: zakupki.gov.ru) – необоснованной;

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны