Решение б/н Решение по делу №02-38/16А о нарушении антимонопольного зак... от 10 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокуратура города Якутска

677000, г.Якутск, ул.Халтурина 4/1

 

АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа»

670000, г.Якутск, ул.Орджоникидзе 31

 

ООО «Лабиринт»

 141282, Московская область, г.Ивантеевка, ул.Толмачева, д.25, оф.51

 

 

Решение по  делу №02-38/16А

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                        резолютивная часть оглашена 31 октября 2016 г.

                                                                        изготовлено в полном объеме 10 ноября 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Ярыгина О.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

Емельянова Л.В. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

Прокопьева Е.М. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

при участии:

от заявителя: Прокуратура города Якутска  -  надлежащим образом уведомлены, не явились;

от ответчика: АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» - представитель по доверенности №7/16 от 24.03.2016 г. <…>;

от заинтересованного лица: ООО «Лабиринт» - надлежащим образом уведомлены, не явились,

рассмотрев материалы дела №02-38/16А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Акционерного общества «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального  закона  от  26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

29 июля 2016 г. вх.№5751, 10 августа 2016 г. вх.№6050 в Якутское УФАС России поступили направленные Прокуратурой г.Якутска обращения <..>, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» при проведении закупки на оказание консалтинговых услуг по размещению информационных материалов в электронных и печатных средствах массовой информации (Извещение №31603846005 от 01.07.2016 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru).

Давыдов Е. в своем заявлении полагает, что действия АО «РИИХ Сахамедиа» по проведению закупки у единственного поставщика ООО «Лабиринт» являются неправомерными и нарушающими принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к другим участникам закупки, установленные п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

20 сентября 2016 №02/5009 УФАС по РС(Я) запросило у АО «РИИХ Сахамедиа» мотивированное пояснение с обоснованием внесения вышеуказанных изменений в Положение о закупках АО «РИИХ Сахамедиа»; определения конкретного поставщика ООО «Лабиринт» (доказательства того, что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно указанным поставщиком); пояснения относительно того, каким образом перечень информационных услуг, указанных в приложении №1 к договору с ООО «Лабиринт» №219 от 01.07.2016 г., связан с предметом закупки.

23 сентября 2016 г. вх№7349 в антимонопольный орган поступил ответ на запрос АО «РИИХ Сахамедиа», в котором сообщается, что внесение изменений в Положение о закупках путем включения пп.23 п.2.1. ч.2 ст.15 не противоречит нормам Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг для отдельных видов юридических лиц»; документация не является надлежащим образом подготовленной, отсутствует обоснование выбора неконкурентного способа закупки с учетом критериев, установленных п.2 ст.8 Положения о закупках; допущена техническая ошибка в формулировке предмета закупки (должно отсутствовать слово «консалтинговых»).

При этом отмечается, что договор, заключенный с ООО «Лабиринт», не исполнялся, оплата не производилась.

29 сентября 2016 г. Якутским УФАС России вынесен Приказ №91 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №02-38/16А о нарушении антимонопольного законодательства.

На рассмотрении дела представитель ответчика возражение поддержал, а также добавил следующее.

1) Согласно п. 1.2 ч.1 ст.15 Положения о закупках закупка у единственного поставщика применяется заказчиком в случаях, определенных настоящим Положением, а также в случае принятия закупочной комиссией решения об осуществлении закупки данным способом.

Таким образом, Общество при проведении закупки действовало в рамках Положения о закупках.

2) По итогам проведенного анализа выявлены цены поставщиков аналогичных услуг, запрошены и получены прайс-листы и коммерческие предложения, определены сроки оказания услуг и иные существенные условия договора.

На основании полученных данных обоснована начальная максимальная цена услуг, которая по сути является минимальной для данного вида услуг.

Результатом конкуренции должно  быть снижение цены услуг и одновременно улучшение качества данных услуг.

В данном случае Заказчик определил исполнителя с учетом оптимального соотношения цены и качества оказываемых услуг.

3) Порядок проведения закупки у единственного поставщика Обществом соблюден.

Согласно установленному порядку проведения закупки в целях определения начальной максимальной цены договора были направлены запросы в организации, оказывающие требуемые аналогичные услуги.

На основании полученных коммерческих предложений была сформирована начальная максимальная цена договора.

Структурным подразделением общества подготовлена заявка на закупку с описанием требуемых к закупке услуг.

Закупочной комиссией принят протокол подведения итогов закупки.

Все документы закупки размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.

4) По вопросу предмета закупки ответчик отмечает следующее.

Предмет закупки конкретизирован в приложении №1 к Договору оказания информационных услуг №219 от 05.07.2016 г. (далее – Договор).

При этом, такие услуги, как «разработка и проведение ивент-мероприятий, направленных на развитие внутреннего туризма в Республике Саха (Якутия)», «разработка и проведение ивент-мероприятий, использующих потенциал GR и PR-коммуникаций для создания облика Республики Саха (Якутия) как «территории инновационного развития», услуги по анализу мониторинга федеральных средств массовой информации (далее – СМИ), социальных сетей, блогосферы, социологических исследований и выработке в соответствии с полученными результатами информационной стратегии, синхронизированной с федеральной повесткой дня» и другие услуги, указанные в Приложении №1 к Договору, непосредственно связаны с основной целью заключения Договора и предметом Договора – размещение информационных материалов.

Таким образом, предмет закупки составляет комплекс мероприятий, направленных на достижение единой цели – подготовки опубликования качественного информационного материала. С учетом специфики предмета закупки для него отсутствует сложившийся рынок услуг.

Невозможно подготовить качественный информационный материал, не проведя вышеуказанные процедуры, подготовительные мероприятия.

5) На основании письменного уведомления исх.№462 от 07.10.2016 г. ООО «Лабиринт» уведомлено о расторжении Договора в одностороннем порядке с даты вручения уведомления. Уведомление вручено генеральному директору ООО «Лабиринт» 10 октября 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующим выводам.

01.07.2016 г. на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31603846005 о проведении закупки на оказание консалтинговых услуг по размещению информационных материалов в электронных и печатных средствах массовой информации.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 298 500  руб.

Срок оказания услуг:

Начальный срок: 01 июля 2016 года.

Конечный срок: 31 марта 2017 года.

Описание закупаемых услуг (в соответствии с приложением №1 к договору №219 от 01.07.2016 г. АО «РИИХ Сахамедиа» с ООО «Лабиринт»):

1. создание информационных продуктов, обеспечивающих освещение деятельности органов всех ветвей власти Республики Саха (Якутия), социально-экономического развития региона, значимых событий, происходящих на территории Республики Саха (Якутия), отвечающих редакционным требованиям федеральных СМИ;

2. разработка и проведение ивент-мероприятий, использующих потенциал GR и PR-коммуникаций для создания облика Республики Саха (Якутия) как «территории инновационного развития»;

3. разработка и проведение ивент-мероприятий, направленных на развитие внутреннего туризма в Республике Саха (Якутия);

4. услуги по анализу мониторинга федеральных средств массовой информации (далее – СМИ), социальных сетей, блогосферы, социологических исследований и выработке в соответствии с полученными результатами информационной стратегии, синхронизированной с федеральной повесткой дня;

5. услуги по организации пресс-туров журналистов федеральных СМИ в РС(Я), индивидуальная работа с журналистами федеральных СМИ;

6. организация медийного сопровождения мероприятий представителей всех ветвей власти Республики Саха (Якутия) в Москве и Санкт-Петербурге;

7. услуги по созданию и размещению информационных материалов (новостных, аналитических, интервью), обеспечивающих освещение деятельности органов всех ветвей власти Республики Саха (Якутия), социально-экономического развития региона, значимых событий, происходящих на территории Республики Саха (Якутия):

- на интернет-порталах (в том числе интернет-СМИ), в объеме не менее 3 материалов ежемесячно, объем одного материала не менее 800 знаков;

- в федеральных печатных СМИ, в объеме не менее 1 публикации ежемесячно, объем одного материала не менее 800 знаков;

8. предоставление новостных материалов Заказчику в целях опубликования в собственных СМИ в количестве не менее 10 (десяти) материалов ежемесячно. Тематика, форма и объем материалов определяются по соглашению сторон.

В единой информационной системе опубликованы Декларация ед.исполнителя от 29.06.2016, Заявка на закупку №З-ЕД от 27.06.2016, Протокол  №ЗП-Ед2016 от 29.06.2016, Согласие ед.исполнителя от 29.06.2016 г., Договор о закупке товаров, работ, услуг от 05.07.2016 г.

Согласно Протоколу Закупочной комиссии  №ЗП-Ед2016 от 29.06.2016, рассмотрев заявку инициатора закупки №3-Ед от 27.06.2016 г. в соответствии с пп.23 п.2.1 ч.2 ст.15, п.1.2 ч.1 ст.15 Положения о закупках товаров, работ и услуг АО «РИИХ Сахамедиа» Закупочная комиссия приняла решение определить единственным исполнителем по предмету закупки – ООО «ЛАБИРИНТ» (ОГРН 1165038052816, юридический адрес: 141282, Московская область, г.Ивантеевка, ул.Толмачева д.25, оф.51).

Заказчик при проведении закупок руководствуется Законом о закупках, а также принятым в соответствии с ним Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «РИИХ Сахамедиа», утвержденным Советом директоров ОАО «РИИХ Сахамедиа» (Протокол от 30.12.2015 г.).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Порядок закупки у единственного поставщика определен в статье 15 Положения о закупках АО «РИИХ Сахамедиа».

Согласно п.1.1 ст.15 Положения закупка у единственного поставщика - неконкурентный способ закупки, при котором Заказчик направляет предложение о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю) либо принимает предложение о заключении одного договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Пунктом 3 статьи 15 установлен порядок принятия решения об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Для принятия решения об осуществлении закупки у единственного поставщика инициатор закупки представляет закупочной комиссии:

1) заявку на закупку продукции, включающую:

- предмет договора с указанием количества и характеристик поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные сведения, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемых услуг потребностям Заказчика;

- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

- предложение о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги;

- порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

- обоснование выбора данного способа закупки в соответствии с настоящим Положением;

- расчет и обоснование начальной (максимальной) цены товара, работы, услуги, закупку которого планируется осуществить у единственного поставщика, подготовленный экономической службой Заказчика.

2) информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым предлагается заключить договор (в том числе при необходимости копии его учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, копии лицензий, документов, удостоверяющих личность (для физического лица), сведения о соответствии предложенного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям к участнику закупки, а также согласие единственного поставщика исполнить условия договора, указанные в заявке на закупку.

Согласно заявке на закупку товаров, работ, услуг АО «РИИХ Сахамедиа» от 27.06.2016 г. обоснованием выбранного способа закупки является пп.23 п.2.1 ч.2 ст.15 Положения о закупках АО РИИХ «Сахамедиа»: закупка у единственного поставщика без использования конкурентных процедур закупки может осуществляться, если приобретаются услуги по размещению информационных и иных материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Согласно п.1.2 ч.1 ст.15 Положения о закупках АО «РИИХ Сахамедиа» закупка у единственного поставщика применяется заказчиком в случаях, определенных настоящим Положением, а также в случае принятия закупочной комиссией решения об осуществлении закупки данным способом.

Изменения в п.1.2. ч.2 ст.15 Положения о закупках товаров, работ и услуг АО «РИИХ Сахамедиа», которым основания осуществления закупки у единственного поставщика были дополнены пп. 23: «приобретаются услуги по размещению информационных и иных материалов в средствах массовой информации и в сети Интернет» утверждены Протоколом Совета директоров АО «РИИХ Сахамедиа» №б/н от 14.03.2016 г.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В силу части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Таким образом, положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупки товаров, работ, услуг АО «РИИХ Сахамедиа» проводимые как конкурентными, так и неконкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Применение любого из предусмотренных положением о закупках способа должно быть реализовано с учетом этих принципов.

Применение такого способа закупки, как размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), возможно только в той мере, в которой применение конкурентных способов закупки является невозможным либо экономически нецелесообразным.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).

Установление заказчиком в положении о закупке неконкурентных способов закупок является обоснованным и правомерным, если товары (работы, услуги) не могут быть поставлены (выполнены, оказаны) различными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контракта к участию в размещении заказа.

УФАС по РС(Я) отмечает, что в целях соблюдения принципов закупки при размещении заказа у единственного поставщика заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Довод ответчика об оптимальном соотношении цены и качества ООО «Лабиринт», об установленной минимальной цене для закупаемых услуг, признан УФАС по РС(Я) несостоятельным в связи со следующим.

Заказчиком не представлены сведения о качестве выполняемых выбранным контрагентом услуг, а также об их отличии от услуг иных аналогичных организаций.

При этом цена, предложенная ООО «Лабиринт», не является минимальной для закупаемых информационных услуг, и более того, является выше коммерческого предложения, полученного АО «РИИХ Сахамедиа» для установления начальной (максимальной) цены контракта.

Рассмотрев представленные ответчиком документы, УФАС по РС(Я) приходит к следующим выводам.

1) Ввиду того, что предмет закупки с наименованием «оказание консалтинговых услуг», не соответствующим наименованию, указанному в пп.23 п.2.1 ч.2 ст.15 Положения о закупках АО «РИИХ Сахамедиа»,  фактически включает в себя услуги по непосредственному  размещению информационных материалов в электронных и печатных средствах массовой информации, Комиссия антимонопольного органа принимает довод ответчика о допущении технической ошибки в формулировке наименования закупки.

2) Включение в перечень оснований осуществления Заказчиком закупки у единственного поставщика подпункта 23 пункта 2.1 части 2 статьи 15 Положения о закупках Заказчика является необоснованным и неправомерным, может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ввиду наличия на товарном рынке услуг по размещению информационных материалов в СМИ достаточного количества хозяйствующих субъектов, потенциальных участников торгов, что подтверждается аналогичными закупками, проводимыми конкурентными торговыми и неторговыми способами на различных электронных торговых площадках (www.rostorgi.ru, www.tender.otc.ru, www.roseltorg.ru, и др.) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Более того, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (вх.№8393э от 25.10.2016г.) на территории Республики Саха (Якутия) действует 440 хозяйствующих субъектов с основным и неосновным видом экономической деятельности ОКВЭД2007 92.4 «Деятельность информационных агентств».

Указанные действия АО «РИИХ Сахамедиа» не соответствуют требованиям Закона о закупках (ч. 1 ст. 1, ч.1 ст.3 Закона о закупках), а также нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3) Учитывая размер суммы начальной (максимальной) цены контракта - 3 298 500 руб. (три миллиона двести девяносто восемь тысяч пятьсот рублей), выбор контрагента, созданного и зарегистрированного 24.05.2016 г. (за 1 месяц до проведения закупки), объективно не обладающего в связи с краткосрочным существованием опытом выполнения аналогичных предмету закупки работ, при наличии на товарном рынке услуг по размещению информационных материалов в СМИ иных конкурентных предложений, действия АО «РИИХ Сахамедиа» по закупке услуг у единственного поставщика ООО «Лабиринт», не обусловленные ни характером услуг (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком), ни особыми целями и принципами закупки, также нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика по необоснованному внесению изменений в  основания закупки у единственного поставщика Положения о закупках «АО РИИХ Сахамедиа», а также по организации и проведению закупки на оказание консалтинговых услуг по размещению информационных материалов в электронных и печатных средствах массовой информации (Извещение №31603846005 от 01.07.2016 г.) нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»;

2. Выдать АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

3. Рассмотреть вопрос о привлечении АО «Республиканский информационно-издательский холдинг Сахамедиа» к административной ответственности.

 

            Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                            О.А. Ярыгина

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        Л.В. Емельянова

 

 

 

Е.М. Прокопьева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны