Решение б/н Решение по жалобе № 02-39/18.1-16 ООО "Бизнес ресурс" на дей... от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 02-39/18.1-16

г. Якутск                                                                                                                                                  резолютивная часть оглашена «29» февраля 2016 г.

изготовлено в полном объеме «03» марта 2016 г.                                              

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<***> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<***> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

<***>– старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии:

От заявителя – ООО «Бизнес-Ресурс» представитель по доверенности  <…>;

От организатора закупки – ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум» представитель по доверенности <…>.

Рассмотрев жалобу ООО «Бизнес-Ресурс» на действия о Государственного автономного профессионального образовательного учреждения РС(Я) «Якутский промышленный техникум» (далее – ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ»)

УСТАНОВИЛА:

20 февраля 2016 года поступила жалоба вх. № 1070э  ООО «Бизнес-Ресурс» на действия организатора закупки ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания клининговых услуг (извещение №31603336052 от 19.02.2016 г.).

Заявитель полагает, что действия организатора торгов нарушают положения права заявителя, а также иных участников закупки  по следующим основаниям:

            Согласно п.10.3 «Документации о закупке по проведению запроса предложений на право оказания клининговых услуг» сроки подачи заявок составляют: «с 10-00 (время местное) «19» февраля 2016 г. до 10-00 (время местное) «24» февраля 2016 г.»

             При этом, 21,22,23 февраля являются выходными днями. В положении о закупке не указано, что отведенные на подачу заявки дни должны быть рабочими, и не определен порядок исчисления такого срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производится исходя из цели его установления, направления, направленной в том числе не защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в закупке всех желающих, обеспечиваемой организатором закупки в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством. Учитывая, что установленный положением минимально возможный срок на подачу заявок на участие в закупке, равный как минимум пяти дням, направлен на обеспечение гарантий лиц, желающих принять участие в такой закупке, то включение в такой срок праздничных дней февраля, в совокупности свидетельствуют о нарушении публичных правил в виде необоснованного ограничения доступа к закупке (часть 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции»).

Организатор закупки при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к закупке, то есть реальной возможности для потенциальных участников подать заявку, и не допускать в связи с этим наложениям таких сроков на особые периоды в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, поскольку из предоставленных дней 3 являлись нерабочими для всех возможных участников спорных правоотношений и иных лиц, с которыми связаны действия по подготовке к участию в закупке: налоговый орган (невозможно в регламентированные сроки получить выписку), потенциальные участники закупки.

Заявитель на основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной, а положение о сроках приема заявок в п.10.3 «Документации о закупке по проведению запроса предложений на право заключения клининговых услуг» нарушающими права и законные интересы участников размещения заказа; Принять решение о приостановлении дальнейшего размещения заказа №31603336052 до рассмотрения данной жалобы по существу; провести внеплановую проверку процедуры размещения заказа; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

            ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» представил возражение по жалобе, вх.№1205э от 29.02.2016 г. (исх.№01-12/107 от 26.02.2016 г.). ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» не согласно с доводами жалобы ООО «Бизнес-Ресурс» по следующим основаниям:

- Согласно Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ (ред. От 29.06.2015) «О закупках товаров, работ, услуг» и пункта 2.8.2 Положения «О закупках товаров, работ, услуг ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ», извещение о проведении запроса предложений размещается за 5 дней. При этом в утвержденном Положении не указывается, что данные дни рабочие или календарные.

            - На данное извещение заявку подали два участника. Срок окончания приема заявок был установлен до 10:00 часов 24 февраля 2016 года. Таким образом, считаем, что времени для надлежащей подачи заявок у потенциальных участников было предоставлено достаточно.

- В уведомлении №02/832 от 25.02.2016 «О рассмотрении жалобы» в резолютивной части в качестве заявителя указано ООО «СахаРесурс-Дороги», тем самым смысл уведомления искажен.

На рассмотрении дела 29.02.2016 г. ООО «Бизнес-Ресурс» заявил дополнительные доводы, свидетельствующие о нарушении процедуры проведения закупки.

Кроме этого (указанного выше довода), в Документации о закупке по проведению запроса предложений на право заключение договора на оказание клининговых услуг в главе 7, п. 7.3  «Организатор обязуется ответить на любой письменный запрос, Участника процедуры закупки, касающийся разъяснения Документации о запросе предложений, полученный с даты начала подачи заявок, и не позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений в соответствии с п.10 настоящей Документации о Запросе предложений. При этом копия ответа без указания источника запроса в течении 1 рабочего дня размещается на официальном сайте».

Таким образом, учитывая то, что Заказчик установил срок закупки в количестве 5 календарных дней, из которых 21,22 и 23 являются выходными днями, 19 и 20 февраля рабочими днями, а 24 февраля это день окончания приема заявок, то подать запрос о разъяснениях согласно п.7.3 Документации можно было только18 февраля.

Для того, что бы оценить объем и себестоимость работ Поставщику необходимы разъяснения по техническому заданию (к примеру: пункт 22.5 Собрать и вывезти отходы образовавшиеся при выполнении уборочных операций. Вопрос: Отходы вывезти куда? Что подразумевается под отходами? Вывозить мусор после уборки из контейнеров? Вывезти складированный снег? Если это вывоз мусора и снега то почему не указаны конкретные объемы или разовостью периодичность вывоза?) и оценке предложений.

Подать запрос на разъяснение согласно установленным срокам и правилам закупки указанным в п. 7.3 являлось не возможным.

Необходимо отметить, что согласно Положению о закупках от 20 июля 2015 года размещенному на сайте zakupki.gov.ru, ГАПОУ РС (Я) «ЯПТ» имеет право проводить запрос предложений согласно главе 2, п. 2.8., пп.2.8.1 «Запрос предложений может проводиться при закупке продукции на сумму не более 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей, при наличии любого из следующих условий:

1)         Заказчик не может сформулировать подробные спецификации продукции, определить ее характеристики и выявить наиболее приемлемое решение для удовлетворения своих потребностей в закупке;

2)         Заказчик планирует заключить договор в целях проведения научных исследований, экспериментов, разработок»

Однако, в конкурсной Документации о данной закупке Заказчик определил функциональные, технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупки в техническом задании на выполнение услуг.

Представитель ГАПОУ РС(Я) на рассмотрении дела пояснил следующее.

Заявку на участие в запросе предложений можно было подать 19,20,24 числа до 10-00. Соответственно, времени было достаточно. Тем более, в адрес ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» поступили 2 заявки на участие в закупке. Возможно было представить заявку вахтеру во время нерабочих дней.

В документации о закупке по проведению запроса предложений на право заключения договора на оказание клининговых услуг п.7.3 установлено, что организатор обязуется ответить на любой письменный запрос участника процедуры закупки, касающейся разъяснения Документации о запросе предложений, полученный с даты начала подачи заявок и не позднее, чем за 2 рабочих дня до истечения срока приема заявок на участие в Запросе предложений в соответствии с пунктом 10 настоящей документации о запросе предложений. Представитель  ГАПОУ РС(Я) пояснил, что срок с даты начала подачи заявок и не позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока приема заявок ошибочный,  «2 рабочих дня» это опечатка.

При определении вида закупки исходили из суммы закупки.

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, приходит к следующим выводам:

19.01.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  опубликовано извещение №31603336052 о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ».

Лот на право заключения договора оказания клининговых услуг, начальная цена договора 2 657 407,00 рублей. Классификация по ОКПД 81.29 Услуги по чистке и уборке прочие.

Запрос предложений проводится в соответствии с документацией о закупке по проведению запроса предложений на право заключения договора оказание клининговых услуг, утвержденной и.о. директора ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» Н.Н.Семеновым 01.02.2016 г.; положением о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ», утвержденного наблюдательным советом ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» от 20.06.2015 г., председателем наблюдательного совета ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» М.Г.Дмитриевым  от 20.06.2015 г.

В соответствии с техническим заданием на оказание услуг (клининговых) по обслуживанию и профессиональной уборке помещений, прилегающей территории, обслуживание посетителей, озеленение и благоустройство прилегающей территории ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ», срок оказания услуг с момента подписания договора до 31.12.2016 г.

Клининговые услуги включают в себя:

  1. Комплексную уборку нежилых помещений, общей площадью 5309,70 кв.м., расположенных в здании административного назначения по адресу: РС(Я), г.Якутск, ул.50 лет Советской Армии, д.86;
  2. Уборка прилегающей к зданию по адресу г.Якутск, ул.50 лет Советской Армии, д.86 территории (придомовой территории) площадью 3425 кв.м.
  3. Услуги по принятию, сохранности и выдаче верхней одежды из гардероба Заказчика;
  4. Благоустройство и озеленение помещений, благоустройство и озеленение прилегающих к зданию ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» газонов, устройство цветников.

 

  1. Касательно включения в срок подачи заявок на участие в закупке праздничных дней февраля (3 дня непрерывно).

В соответствии с п.10.1 Документация о закупке по проведению запроса предложений, претенденты должны обеспечить доставку своих заявок на участие в запросе предложений по адресу организатора: ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум», г.Якутск, ул.50 лет Советской Армии 86/1.

Режим работы Организатора запроса предложений: понедельник-пятница с 09-00 до 18-00 обед с 13-00 до 14-00 (время местное), суббота-воскресенье выходной.

П.10.3. Дата и время начала и окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений: с 10-00 (время местное) «19» февраля 2016 г. до 10-00 (время местное) «24» февраля 2016 г.

П. 10.5. Организатор выдает расписку о получении Заявки на участие в запросе предложений с указанием даты и времени получения лицу доставившему конверт.

Действительно, согласно Постановлению Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. N 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году": «Перенести в 2016 году дни… с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля». Согласно ст. 112 Трудового кодекса РФ 23 февраля является нерабочим праздничным днем.

Таким образом, в документации не содержится конкретного места направления заявок (кабинет), а также материалами дела и представителем Ответчика подтверждается тот факт, что фактически, заявки участников принимались 19 февраля с 10-00 до 18-00; 20 февраля с 09-00 до 17-00;  24 февраля с 09-00 до 10-00.

Довод ответчика о том, что заявку теоретически мог принять вахтер учреждения отклоняется ввиду того, что документацией установлены конкретные дни подачи заявки и положение о том, что организатор выдает расписку о получении заявок на участие в запросе предложений с указанием даты и времени получения лицу, доставившему конверт.

Довод ответчика о том, что в утвержденном Положении не указывается, данные дни рабочие или календарные, а также что на данное извещение заявку подали два участника, что свидетельствует о достаточности времени для надлежащей подачи заявок у потенциальных участников не состоятелен по следующим основаниям.

Целями регулирования Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)  информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, любой участник закупки должен иметь возможность ознакомится с условиями проводимой закупки, составить и подать заявку на участие. Для данных действий заказчиком должен устанавливаться срок с той целью, чтобы все лица, желающие принять участие в закупке могли реализовать указанное право. Если весь срок, установленный заказчиком для подачи заявок (предложений), либо его значительная часть приходится на выходные или нерабочие праздничные дни, то это создает очевидные препятствия для участия в запросе предложений, необоснованно ограничивает круг потенциальных участников. В частности, ООО «Бизнес-Ресурс» на данном основании не стал участником запроса предложений.

Исходя из вышеизложенного, ГАПОУ РС (Я) «ЯПТ» установив срок подачи заявок на участие в запросе предложений с 19.02.2016 г. по 24.02.2015 г. необоснованно ограничил число участников закупки, что привело к ограничению конкуренции.

 

  1. Касательно возможности подать запрос о разъяснениях согласно п.7.3 документации  только 1 день - 18 февраля.

Разъяснение положений документации о запросе предложений регламентировано статьей 7 Документации. В соответствии с п. 7.3 документации, организатор обязуется ответить на любой письменный запрос участника процедуры закупки, касающийся разъяснения документации о запросе предложений, полученный с даты начала подачи заявок и не  позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений в соответствии с п.10 настоящей документации о запросе предложений. При этом копия ответа (без указания источника запроса) в течение 1 рабочего дня размещается на официальном сайте. В случае продления срока подачи заявок, исчисления сроков подачи запросов от участников остается неизменным.

Исходя из вышеизложенного следует, что срок «за два рабочих дня до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений» будет 18 февраля. Соответственно, подача запроса о разъяснениях документации запроса предложений возможно только один день - 18.02.2016 г.

Для того, что бы оценить объем и себестоимость работ ООО «Бизнес-Ресурс» были необходимы разъяснения по техническому заданию (вопросы приведены выше). В связи с тем, что общество узнало о проведении запроса предложений 19.02.2016 г., то возможности подать запрос, касающийся разъяснения документации о запросе предложений у него не было.

ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» согласилось с указанным доводом заявителя, представитель предположил что возможно срок «два рабочих дня до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений» выставлен неверно.

 

  1. Касательно того, что несмотря на то что в конкурсной документации о данной закупке определены функциональные, технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупки в техническом задании на выполнение услуг, Заказчик выбрал проведение запроса предложений, что не соответствует Положению о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ».

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» предусматривает следующие пункты:

2.3.6. Выбор способа размещения заказа осуществляется обоснованно Инициатором закупки;

2.3.7. Решение о выборе способа закупки принимается в зависимости от предмета закупки и его спецификации, срочности закупки, ее объема и стоимости, требования к квалификации поставщиков (исполнителей, подрядчиков), наличия на рынке предложений требуемых товаров, работ, услуг, иных обстоятельств, при которых совершается закупка.

Проведение запроса предложений регламентируется главой 2.8 Положения.

2.8.1 Запрос предложений может проводиться при закупке продукции на сумму, не превышающую 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей, при наличии любого из следующих условий:

1) Заказчик не может сформулировать подробные спецификации продукции, определить ее характеристики, и выявить наиболее приемлемое решение для удовлетворения своих потребностей в закупках;

2) Заказчик планирует заключить договор в целях проведения научных исследований, экспериментов, разработок.

Во-первых, исходя из документации о закупке по проведению запроса предложений на право заключения договора оказание клининговых услуг, проекта договора на оказание клининговых услуг, предметом заключаемого договора является предоставление услуги (клининговых) по обслуживанию и профессиональной уборке помещений, прилегающей территории, обслуживание посетителей, озеленение и благоустройство прилегающей территории Заказчика по адресу:  РС(Я), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д. 86.

Таким образом, Договор планируется заключить не в целях проведения научных исследований, экспериментов, разработок.

Во-вторых, заказчиком сформулированы подробные спецификации продукции, определены ее характеристики, и выявлено наиболее приемлемое решение для удовлетворения своих потребностей в закупках ввиду следующего:

В техническом задании на оказание услуг имеется описание объекта закупки, количество (объем) товаров,  работ, услуг, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, требования заказчика (п.1 Технического задания). Уточнены перечень и периодичность работ в п.2 Технического задания, качественные характеристики оказываемых работ представлены в п.3 Технического задания.

Представитель ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ» на рассмотрении дела пояснил, что основанием проведения запроса предложений являлась только цена договора.

Таким образом, заказчиком был неправомерно выбран способ закупки – запрос предложений, при отсутствии условий  проведения запроса предложений. Выбор способа закупки не соответствует Положению о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ».

 

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Исходя из вышеуказанного, Комиссия УФАС по РС (Я) приходит к выводу, что Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением РС(Я) «Якутский промышленный техникум» при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания клининговых услуг (извещение №31603336052 от 19.02.2016 г.). была нарушена процедура проведения закупки, предусмотренная Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ РС(Я) «ЯПТ», а также нарушена часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции вследствие установления срока подачи заявок на участие в запросе предложений с 19.02.2016 г. по 24.02.2015 г., необоснованно ограничено число участников закупки, что привело к ограничению конкуренции.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Бизнес-Ресурс» на действия Государственного автономного профессионального образовательного учреждения РС(Я) «Якутский промышленный техникум» при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания клининговых услуг (извещение №31603336052 от 19.02.2016 г.). обоснованной;
  2. Признать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РС(Я) «Якутский промышленный техникум» нарушившей часть 1 статьи 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  3. Выдать Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению РС(Я) «Якутский промышленный техникум» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны