Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-42/18.1-17 от 14 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО
677000, РС (Я), г. Якутск,
пр-кт Ленина, д. 1
andreeva_sd@albank.ru
ООО «ВБЦ»
123290, г. Москва, Мукомольный проезд,
д. 4а, стр. 2
info@vbankcenter.ru
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы № 02-42/18.1-17
г. Якутск резолютивная часть оглашена «13» марта 2017 года изготовлено в полном объеме «14» марта 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
<…> – заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.
При участии:
От ответчика АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО – <…> по доверенности №238-2015 от 02.12.2015.
От заявителя ООО «ВБЦ» – представитель не явился, надлежащим образом уведомлен;
Рассмотрев жалобу ООО «ВБЦ» (123290, г. Москва, Мукомольный проезд, д. 4а, стр. 2) на действия заказчика АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО (677000, РС (Я), г. Якутск, пр-кт Ленина, д. 1) при организации и проведении запроса котировок
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 22 февраля 2017 года поступила жалоба от ООО «ВБЦ» на действия заказчика АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку USB-токенов (извещение № 31704790009 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:
17 февраля 2017 года, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Акционерный Коммерческий Банк "АЛМАЗЭРГИЭНБАНК" разместил закупку под № 31704790009 на поставку USB-токенов.
Способ размещения закупки: Запрос котировок в электронной форме. Начальная цена закупки: 3 010 400,00 Российский рубль.
В документации, прилагаемой к настоящей закупки Заказчик установил требование о представлении участниками в составе заявки следующего документа:
• Документ, подтверждающий совместимость приобретаемых устройств с системой «iSimpleBank 2.0»
Данный документ участниками закупки может быть получен только у компании iSimpleLab (ООО «АйСимплЛаб»).
Для получения данного подтверждающего документы, мы обратились в компанию iSimpleLab (ООО «АйСимплЛаб»), где нам было отказано.
Считаем, что своими действиями Заказчик (Акционерный Коммерческий Банк "АЛМАЗЭРГИЭНБАНК") ограничивает конкуренцию и тем самым нарушает основные нормы 135-ФЗ и 223-ФЗ.
АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО представило письменный отзыв на жалобу ООО «ВБЦ».
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» положениям Закона и закупках не противоречат, что позволяет применить названные нормы, как в совокупности, так и отдельно друг от друга, в т. ч., в случае неурегулированности Законом о закупках отдельных процедурных моментов.
В части 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что действия (бездействие) организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган, лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из совокупного толкования части 10 статьи 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган при рассмотрении жалоб оценивает действия (бездействие) заказчиков в части организации и проведения закупки товаров, работ, услуг на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и положения о закупке.
При этом организация и проведение закупки товаров, работ, услуг не ограничивается действиями, при совершении которых могут быть допущены нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках
Закупки товаров, работ, услуг АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО проводит в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного жалоба ООО «ВБЦ» была принята к рассмотрению Якутским УФАС России.
Законом о закупках установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru 15 декабря 2016 года было размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг Акционерного Коммерческого Банка «Алмазэргиэнбанк» Акционерное общество, утвержденное Наблюдательным Советом АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО от 03.12.2015, которое регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержит требования к закупке (далее – Положение о закупках АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО).
Рассматриваемый запрос котировок в электронной форме на поставку USB-токенов проводился в соответствии с Положением о закупках АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО и Законом о закупках.
14 февраля 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение № 31704790009 и опубликована Документация по запросу котировок открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку USB-токенов для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО. 17 февраля 2017 года опубликована измененная (действующая) Документация по запросу котировок открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку USB-токенов для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Документация о закупке). Заказчиком является АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО.
Приложением №1 к Документации о закупке установлено Техническое задание на устройства:
Наименование продукта |
Кол-во устройств |
USB-токен JaCarta ГОСТ. Сертификат ФСБ (код продукта JC201-2). |
2000 шт. |
Персональное средство электронной подписи JaCarta ГОСТ - Media Kit. Комплект документации и ПО (JC-MediaKit-3) |
1 шт. |
Так же, в Техническом задании установлено следующее общее требование: «Исполнитель должен предоставить документ, подтверждающий совместимость приобретаемых устройств с системой «iSimpleBank 2.0». Поставка эквивалентного оборудования недопустима, в целях обеспечения совместимости с существующим оборудованием и применяемыми технологиями в системе Заказчика». Указанное требование Заявитель считает ограничивающим конкуренцию.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 5.6 Положения о закупках АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО установлено, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе:
1) установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 10.3 Положения о закупках АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО Заказчик вправе устанавливать требования к стандартам, техническим условиям или иным нормативным документам, которым должна соответствовать закупаемая продукция, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки на участие в процедуре закупки, перед заключением договора либо при поставке продукции в рамках заключенного договора.
18 июля 2015 года между АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО и ООО «АйСимплЛаб» заключен договор №iSimple-AEB SS. Предметом договора является предоставление лицензии на программное обеспечения для ЭВМ «iSimpleBank 2.0», предназначенное для осуществления дистанционного банковского обслуживания.
Срок действия указанного договора – 12 месяцев. Согласно пункту 9.2 договор автоматически продлевается (пролонгируется) на очередной год (12 месяцев) в конце первого и каждого последующего года, если какая-либо из Сторон не уведомит другую Сторону о своем намерении не возобновлять настоящий Договор не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты истечения срока Договора. Согласно пояснениям представителя АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО договор №iSimple-AEB SS от 18.07.2015 не расторгался сторонами и действует в настоящее время.
Таким образом, в АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО действует программное обеспечение для ЭВМ «iSimpleBank 2.0», предназначенное для осуществления дистанционного банковского обслуживания.
В соответствии с письмом ООО «АйСимплЛаб» устройства JaCarta ГОСТ для аутентификации и электронной подписи являются ключевым элементом безопасности и целостности предоставления клиентам АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО сервиса Дистанционного банковского обслуживания, построенного на базе системы iSimpleBank 2.0, ООО «АйСимплЛаб» не может гарантировать АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО совместимость приобретенных у третьей стороны USB-ключей и не оказывает услугу по сопровождению вопросов, касающихся работы с USB-ключами.
Заказчик пояснил, что включил требование о предоставлении документа, подтверждающий совместимость приобретаемых устройств с системой «iSimpleBank 2.0» в связи с необходимостью совместимости закупаемых токенов с платформой «iSimpleBank 2.0», используемой АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО при осуществлении своей деятельности. Без указанного требования Заказчику могли быть представлены несовместимые с программным обеспечением «iSimpleBank 2.0» USB-токены, в результате чего могла быть не достигнута цель закупки.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик обоснованно установил требование предоставлении документа, подтверждающий совместимость приобретаемых устройств с системой «iSimpleBank 2.0» в Документации о закупке при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку USB-токенов для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО.
Пунктом 24.7 Положения о закупках АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО установлено, что договор с победителем процедуры закупки либо с иным лицом, с которым в соответствии с настоящим Положением должен быть заключен договор, по результатам проведения конкурса или аукциона должен быть заключен не позднее 20 (двадцати) дней, а по результатам проведения запроса предложений и запроса котировок – не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня подписания итогового протокола.
В соответствии с пунктом 11 Извещения о проведении запроса котировок Документации о закупке срок заключения договора после определения победителя запроса котировок: в течении 3 (трех) дней со дня подписания итогового протокола.
Пунктом 18 Информационной карты Документации о закупке установлен срок и порядок заключения договора: «Победитель запроса котировок (единственный участник) с кем было принято решение заключить договор по результатам закупки должен направить Заказчику в течении трех дней со дня подписания итогового протокола подписанный со своей стороны договор на данную закупку».
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Заказчик, установив в Документации закупки и в Положении о закупках срок заключения договора по результатам закупки, не учитывая закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, исключил возможность применения оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев жалобу ООО «ВБЦ» приходит к выводу о том, что заказчик АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку USB-токенов (извещение № 31704790009 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru) обоснованно установил требование о предоставлении документа, подтверждающего совместимость приобретаемых устройств с системой «iSimpleBank 2.0» в Техническом задании Документации о закупке. Вместе с тем, АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО установил в Документации о закупке и в Положении о закупках АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО возможность сократить десятидневный срок на обжалование действий Заказчика путем заключения договора по результатам закупки в нарушение положений части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
Р Е Ш И Л А:
- Признать жалобу ООО «ВБЦ» (123290, г. Москва, Мукомольный проезд, д. 4а, стр. 2) на действия заказчика АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО (677000, РС (Я), г. Якутск, пр-кт Ленина, д. 1) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку USB-токенов (извещение № 31704790009 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru) – необоснованной;
- Выдать АКБ «АЛМАЗЭРГИЭНБАНК» АО предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
<…> |
|
|
|
|
|
<…> |