Решение б/н Решение по делу №02-43/16А от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 №02-43/16А

 

г. Якутск                                                 резолютивная часть оглашена «17» ноября 2016 г.

                                                                   изготовлено в полном объеме «24» ноября 2016 г.

 

Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-43/16А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

О.А.Ярыгиной – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Членов комиссии:

Л.В. Емельяновой – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

А.С. Халдеевой – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

в присутствии на заседании представителей: ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» по доверенности - <***>, <***>; ООО ФФ «Рослек» - <***> по доверенности от 26.10.2016 г.; Государственного комитета РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок – <***> по доверенности от 31.12.2015 г.

рассмотрев дело №02-43/16А по признакам нарушения ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» п.2 ч.1 ст. 17, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

В адрес Якутского УФАС России 15.09.2016 г. поступила жалоба ООО ФФ «Рослек» вх.№7131 на действия ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» и Государственного комитета РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов отдельным категориям граждан (орфанные) (извещение №0116200007916007428).

Служебной запиской от 23.09.2016 г. жалоба передана в отдел антимонопольного контроля на предмет проверки в части соблюдения положений ст.17 Закона о защите конкуренции.

Согласно заявлению, 30 августа 2016 г. на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru в порядке, установленном ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были размещены извещение и конкурсная документация открытого конкурса №0116200007916007428 на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, отдельным категориям граждан (орфанные). Заказчиком является ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок», а уполномоченным органом – Государственный комитет РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Заявитель в жалобе указывает, что в части 4 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость. Так, оценка по показателю «Общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан» производится на основании информации об общей сумме исполненных контрактов в табличной форме с приложением копий контрактов за период с 2013 г. по 2015 г., включая день окончания подачи конкурсных заявок, с актами оказанных услуг и оценивается следующим образом:

От 1 рубля по 50 млн. руб. – 10 баллов;

От 500001- млн. руб по 70000 млн.руб. – 30 баллов;

От 700001 – млн.руб. по 100000 млн.руб. – 70 баллов;

Свыше 100001 млн.руб. – 100 баллов.

В случае отсутствия исполненных договоров – 0 баллов.

Как указывает заявитель, по данным критериям в данном открытом конкурсе, 100 баллов может набрать только МУП «Аптеки Якутска», у которой общая сумма исполненных контрактов свыше 100001 млн.руб., а все остальные организации, которые будут участвовать в данном открытом конкурсе, могут набрать только не более 10 баллов, т.е. общая сумма исполненных контрактов у каждого не превышает 50 млн. руб.

По мнению заявителя, установление такого критерия заказчиком приводят к ограничению конкуренции, противоречит п.1 ст.8 «принцип обеспечения конкуренции» Закона о контрактной системе.

Заявитель считает, что общая сумма исполненных контрактов по бесплатному отпуску лекарственных препаратов не имеет важную роль в опыте участника по успешному оказанию услуг. Можно исполнить один контракт на сумму 10 млн.руб., отпуская дорогостоящие лекарственные препараты, или исполнить 10 контрактов по 1 млн. руб. Заявитель считает, что опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема правильнее считать исходя из количества исполненных контрактов, а не суммы.

Также, заявитель прилагает расчет баллов, в соответствии с которым, участник, предложивший цену контракта в 1000 рублей все равно не смог бы стать победителем при условии участия в конкурсе аптеки, у которой сумма исполненных контрактов составляет более 100 млн. руб.

Якутским УФАС России был направлен запрос №02/5130 от 27.09.2016 г. в адрес ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» о предоставлении следующей информации: мотивированные нормами права разъяснения по доводам заявителя; обоснование использования критерия оценки квалификации участника именно по сумме исполненных контрактов, а не по количеству в данной закупке; обоснование установления значимости критериев оценки по данной закупке и перечень всех проведенных аналогичных конкурсных процедур ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок».

29 сентября 2016 н. исх. письмом №660 (вх.№7492) поступил ответ ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок», в котором указывается следующее.

С доводами жалобы заказчик не согласен. Согласно п. 9 ч.1 ст.50, п.7 ч.6 ст.83 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с ч. 8 ст.22 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

В соответствии с п.4 Правил, для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки (в т.ч. цена контракта), а также нестоимостные критерии оценки (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки). При этом, п.10 правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критерием оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с положениями п.8 Правил, для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке не менее двух критериев оценки, одним из которых должен быть критерий «цена контракта». Следовательно, заказчик для оценки заявок на участие в закупке вправе установить в документации о закупке как один из нестоимостных критериев, так и оба нестоимостных критерия.

Согласно п.3 Правил «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

По мнению ФАС России, выявлению лучшего предложения об исполнении контракта в наибольшей степени способствует установление в порядке оценки заявок на участие в закупке формулы расчета количества баллов, предусмотренную правилами, в случае если предметом оценки по нестоимостному критерию (показателю) является количество качественной квалификационной характеристики (например, количество исполненных контрактов).

Руководствуясь положениями Закона 44-ФЗ, заказчик, основываясь на принципе ответственности за результативность обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, а также эффективностью осуществления закупок установил 2 критерия оценки заявок на участие в конкурсе:

  1. Стоимостной критерий оценки (ценовое предложение) -40%;
  2. Нестоимостные критерии оценки -60%.

В отношении нестоимостного критерия оценки (качественные характеристики и квалификация участника) устанавливаются следующие показатели:

  1. Наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации – 10%.
  2. Общая сумма исполненных контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан – 90%.

Заказчиком проведен анализ рынка по аналогичным видам услуг.

(Представлены результаты анализа).

 

Поставщик

Номер и дата подписания контракта

Сумма, руб.

1

ОАО «Сахафармация»

0116200003913000002-0071999-01 от 11.03.2013

20423400,00

0116200003913000003-0071999-01 от 11.03.2013

72 000 000,00

0116200007913000756_180720 от 06.05.2013 г.

       3 500 000,00

0116200007913006430­_180720 от 04.02.2014

      3 500 000,00

 

0116200007913006431_180720 от 04.02.2014

75 000 000,00

 

0116200007914013800_180720 от 10.2.2015

20 423 400,00

 

0116200007914013952­_180720 от 10.02.2015

24 750 000,00

 

211803 от 25.05.2015

50 000 000,00

211873 от 25.05.2015

2 000 000,00

2015.397945 от 27.10.2015

8 500 000,00

0116200007915009403_180720 от 04.04.2015

       3 000 000,00

 

итого

 

283 096 800,00

2

ЗАО «РОСТА»

0116200007913000317_180720 от 04.04.2015

20812100,00

 

0116200007914000213_180720 от 17.06.2014

19668500,00

 

211715 от 27.05.2015

17707300,00

 

итого

 

    58 187 900,00

3

ООО «Страховая аптека «Сахамедстрах»

0116200007913000318_180720 от 04.04.2013

10 000 000,00

 

0116200007914006074 от 19.08.2014

2 206 700,00

0116200007914006071 от 19.08.2014

998 500,00

0116200007915008281 от 09.11.2015

1 497 000,00

0116200007914013665 от 09.02.2015

4 500 000,00

 

итого

 

    19 202 200,00

4

МУП «Аптеки Якутска»

0116200007913000319_180720 от 04.04.2013

3 400 000,00

 

0116200007914006078 от 26.09.2014

5 567 147,53

 

0116200007915008284 от 12.11.2015

7 553 250,00

0116200007914013754 от 13.02.2015

12 560 670,00

0116200007914009444 от 12.11.2014

3 260 020,50

0116200007914009441 от 12.11.2014

3 265 849,40

0116200007914009434 от 27.10.2014

548 000,00

0116200007914007772 от 13.10.2014

16 363 472,00

0116200007914001219 от 05.06.2014

18 197 446,86

0116200007914001220 от 05.06.2014

17 965 629,27

0116200007914001041 от 07.05.2014

2 984 173,35

0116200007913005223 от 03.12.2013

2 078 827,00

0116200007913004714 от 02.12.2013

7 856 899,05

0116200007913003708 от 21.10.2013

7 776 601,67

0116200007913002354 от 24.07.2013

14 863 000,00

 

итого

 

  124 240 986,63

 

            По мнению Заказчика, в соответствии с результатами проведенного анализа, на территории РС(Я) аналогичную услугу могут оказывать более 4 поставщиков, имеющих опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

            Кроме того, участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее соответствующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

На основании вышеизложенного, заказчик при установлении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе соблюдал требования Закона 44-ФЗ и нормы Федерального закона от 26.07.2016 №135-ФЗ «О защите конкуренции. Ответчик считает жалобу ООО ФФ «Рослек» необоснованной.

 

На основании заявления ООО ФФ «Рослек», Якутским УФАС России возбуждено дело №02-43/16А от 20.10.2016 г. о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» по признакам нарушения ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрении дела заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, также указал, что является победителем рассматриваемой закупки, контракт заключен 17.10.2016 г., в настоящее время поставка лекарств осуществляется.

Представитель ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» поддержал доводы, изложенные в пояснениях исх.№660 от 29.09.2016 г. Пояснил, что обоснованием установления критерия «сумма исполненных контрактов» является проведенный ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» анализ сопоставимых закупок прошлых лет с 2013 по 2015 гг. Также указал, что в соответствии с результатами проведенного анализа, хозяйствующие субъекты, сумма исполненных контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан которых свыше 100 млн. руб. на товарном рынке имеются, соответственно ограничения конкуренции на данном товарном рынке не может быть. Такие хозяйствующих субъектов 2 единицы -  ОАО «Сахафармация» и МУП «Аптеки Якутска». Также, компании ЗАО «РОСТА» и ООО «Страховая аптека «Сахамедстрах» имеют соответствующие исполненные контракты на сумму 58 187 900 и 19 202 200 рублей соответственно.

Представитель Государственного комитета РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок поддержал доводы, изложенные ответчиком, пояснил, что конкурс направлен не на максимальное расширение круга потенциальных участников, а на выявление участников, наиболее подходящих под требование заказчика. Считает, что довод заявителя о том, что в конкурсе может участвовать только 1 хозяйствующий субъект не состоятелен ввиду того, что в рассматриваемом конкурсе могут участвовать также и участники со всей Российской Федерации, конкурс не ограничен участниками из Республики Саха (Якутия).

Ответчиком было представлено пояснение на заключение, содержащее следующее.

Заказчик в своих требованиях выявлял участников по лучшим условиям исполнения контракта.

Для этого при составлении документации руководствовались Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных закупок», Федеральным законом от 29.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. «1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

            В соответствии с п.4 Правил оценки заявок Заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки, а также нестоимостные критерии оценки. В настоящем случае, Заказчик, учитывая особенности услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами, установил критерий, а именно - расстояние от аптечного пункта до медицинской организации, обслуживающей льготную категорию населения, для их удобства.

            Заказчик указал, что не согласен с заключением УФАС по РС(Я), где указывается, что «установленный критерий «сумма исполненных контрактов» не может быть показателем большего опыта и квалификации участника, установление такого критерия и значимости в 90% не ведет к эффективному использованию бюджетных средства и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов» в связи со следующим.

            При установлении начальной максимальной цены берется в расчет стоимость льготного обеспечения на основании Приказа Министерства здравоохранения РС(Я) от 24.08.2012 г. №01-8/4-1464 «О мерах реализации постановления Правительства РС(Я) от 10.04.2012 №144 «Об утверждении Положения о социальной поддержке отдельных категорий населения РС(Я) в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», где был утвержден финансовый норматив на одного льготника 3553,55 рублей. С учетом индекса дефлятора такой норматив составил 4489,27 рублей.

            Исходя из этого следует, что сумма исполненных контрактов (чем выше исполнение сумм контрактов, тем больше льготников будут обеспечены лекарственными препаратами) может быть показателем большого опыта и квалификации участника, и установление данного критерия ведет к эффективному использованию бюджетных средств.

Кроме того, Заказчик отмечает то, что участниками закупки может быть любое юридическое лицо, находящееся на территории РФ независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее соответствующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Конкурс проводится для выявления наиболее подходящих участников под требования Заказчика, а не на расширение максимального круга потенциальных участников.

Государственный комитет РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок также представил пояснения на заключение об обстоятельствах дела следующего содержания.

Согласно ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции, Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Установление критериев оценки не препятствует участникам закупки подать заявки для участия в конкурсе и стать его победителем, предложив лучшие условия исполнения контракта. Установление подкритерия в виде стоимости контрактов не может являться ограничением доступа к участию в торгах, что подтверждается материалами дела, признанием ОО «ФФ Рослек» победителем данного конкурса.

Потенциальными участниками являются все имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность хозяйствующие субъекты, при этом, для исполнения контракта не запрещено арендовать помещение в г.Якутске.

Также, заинтересованное лицо указывает, что разъяснения ФАС России не является нормативным правовым документом, а носит разъяснительный, рекомендательный характер, представляющий собой консолидированную позицию ФАС России по вопросу установления подкритериев оценки.

Для определения лучших условий контракта заказчику значим опыт работы, который определяется объемом оказанных услуг, чем больше объем оказанных услуг, тем выше их стоимость. Количество исполненных контрактов не может указывать на объем оказанных услуг.

Кроме того, заключение не содержит сведений о потенциально ограниченных в участие в закупке лицах, изъявивших желание участвовать в данной закупке.

           

            Учитывая вышеизложенное, Якутским УФАС России определением об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от 03.11.2016 г. рассмотрение дела было отложено в связи с обнаружением в действиях Ответчика признаков нарушения п.2 ч.1 ст.17, ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

На заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства, в адрес Якутского УФАС России были поступили следующие дополнительные возражения.

Государственный комитет РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок пояснил, что согласно п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, запрещается создавать преимущественные условия определенному участнику закупки, относительно иных участников торгов. Данный факт не подтверждается материалами дела, участником закупки является ООО ФФ «Рослек» с предоставленными контрактами стоимостью менее 100 тыс. руб.

Кроме того, в рассматриваемом случае не может быть установлена возможность недопущения, ограничения или устранения конкуренции, поскольку, итоги данного конкурса подведены 28.09.2016 г.

Согласно ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе, под конкурсом понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предположивший лучшие условия исполнения контракта.

При этом, в соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

Как следует из вышеуказанных норм, заказчик самостоятельно выбирает критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения наилучших условий исполнения контракта.

Согласно п.6 ч.2 ст.51 ФЗ-44 в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч..8 ст.53 ФЗ-44 победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер.

Установленные критерии оценки не препятствуют участникам закупки подать заявки для участия в конкурсе и стать его победителем, предложив лучшие условия исполнения контракта.

Таким образом, установление подкритериев оценки в виде стоимости контрактов не может являться ограничением доступа к участию в торгах, что подтверждается материалами дела, признанием ООО ФФ «Рослек» победителем данного конкурса.

В конкурсной документации установлено, что в подтверждение квалификации участника предоставляются контракты с общей стоимостью исполненных контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами, при этом, из указанного не следует, что в подтверждение квалификации участник закупки должны предоставить контракты ограничиваясь лишь г. Якутском. следовательно, потенциальными участниками являются все имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, при этом, для исполнения контракта не запрещено арендовать помещение в г.Якутске.

Кроме того, победителю конкурса не запрещено привлекать субподрядчиков к исполнению данного контракта.

 

ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» направил следующие пояснения.

Для установления нестоимостных критериев оценки на участие, Заказчиком обязательно проводится анализ рынка по аналогичным видам услуг. (Представлен таблица).

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, находящееся на территории РФ, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала и любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, имеющее соответствующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Критерии устанавливаются, руководствуясь положениями закона 44-ФЗ. Представлены доводы, озвученные ранее. Заказчик считает, что установление рассматриваемого критерия не приводит к ограничению конкуренции, тем самым предоставляя равные права для всех участников закупки.

           

В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения заявления ООО ФФ «Рослек», иных материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Якутского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

30 августа 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, опубликовано извещение № 0116200007916007428 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, отдельным категориям граждан (орфанные), а также конкурсная документация.

Наименование объекта закупки: оказание социальной услуги по отпуску бесплатных лекарственных средств, по рецептам врачей бесплатно льготной категории населения г. Якутска, предусмотренных медицинским организациям: ФКУЗ «Медсанчасть МВД», ФГБУЗ «Больница ЯНЦ СО РАН», Якутская больница ФГБУЗ «ДВОМЦ ФМБА России», ГБУ РС (Я) «ЯРПНД», Республиканская больница №3 на 2 полугодие 2016 года.

Начальная максимальная цена контракта – 4 996 557,51 руб. Сроки оказания услуг с момента подписания контракта до 31.12.2016 г. Дата окончания подачи заявок 22.09.2016 г.

При этом, 06.10.2016 г. в адрес Якутского УФАС России поступил отзыв рассматриваемой жалобы.

Конкурсной документацией установлено, что в соответствии с порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №2425:

1.         Уполномоченным органом разрабатывается и утверждается:

Часть 1. Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе.

2.         Заказчиком разрабатывается и утверждается:

Часть 2. Описание объекта закупки;

Часть 3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

Часть 4. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе;

Часть 5. Образцы форм документов для заполнения участниками закупки;

Часть 6. Проект контракта.

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - с момента подписания контракта и до 31 декабря 2016 года.

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Предъявляются единые требования к участникам. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками для подтверждения соответствия:

Участник закупки в составе 2-й части заявки представляет копию собственной лицензии на фармацевтическую деятельность или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.

Частью 2 «описание объекта закупки» документации установлены следующие требования к услуге.

 

№ п/п

Требования к услугам (описание)

Объем, комментарии

1

Создание резерва качественных лекарственных препаратов, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения (ГЛРС) в РФ, с целью обеспечения прогнозной заявки Заказчика, сформированной ежемесячно на основании потребности

наличие

2

Хранение лекарственных средств

наличие

3

Доставка лекарственных средств, до пунктов отпуска

наличие

4

Обеспечение в пунктах отпуска отпуск лекарственных средств, гражданам бесплатно, при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в медицинском учреждении врачом (фельдшером), имеющими право выписки льготных рецептов (согласно приказа МЗ и СР от 12.02.2007 г. №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»)

наличие

5

Осуществление оперативного товарного управления между пунктами отпуска, с учетом расхода, остатков и сроков годности лекарственных средств, в каждом пункте отпуска

Между пунктами отпуска

6

Постоянное обновление и перераспределение запасов препаратов в пунктах отпуска, а при необходимости оперативное перемещение лекарственных средств, между пунктами отпуска, в целях предотвращения истечения сроков годности, с обязательным предоставлением ежеквартальной информации заказчику

наличие

7

Ведение учета финансовых средств, израсходованных на предоставление социальной услуги с ежемесячным предоставлением отчетов, заказчику по утвержденным заказчиком формам

наличие, не менее одного раза в месяц

8

Осуществление контроля за сроками годности лекарственных средств, в пунктах отпуска

наличие

9

Осуществление контроля в пунктах отпуска за условиями хранения лекарственных средств, в соответствии с требованиями по хранению

наличие

10

Участие в работе по сбору заявок: анализ движения лекарственных средств, с учетом остатков лекарственных средств, изделий медицинского назначения в пунктах отпуска и численности граждан, принимает в работу утвержденную ежемесячную заявку заказчика

наличие

11

Обеспечение учета и хранения подлинников рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства, гражданам и сформированы счета на компенсацию стоимости лекарственных средств

наличие

12

Информирование заказчика и граждан о невозможности по любой причине осуществления отпуска лекарственного средства, его замены или отсроченного обслуживания, для принятия совместных мер

наличие

13

Осуществление информационно-технологического взаимодействия между пунктами отпуска лекарственных средств, и систематизация информации с целью предоставления соответствующей отчетности, управления товарными запасами и удовлетворения прогнозной заявки заказчика на основе собственного программного обеспечения, установленного в пунктах отпуска для реализации программы, а также техническая поддержка, содержание и обслуживание указанной автоматизированной информационной системы (программы)

наличие

14

Ведение учета отпущенных лекарственных средств,  с ежемесячным предоставлением отчетов  заказчику по утвержденным  заказчиком формам (сбор от всех пунктов отпуска отчетной документации (информации) по отпуску лекарственных средств; составление сводного реестра рецептов отпущенных лекарственных средств через пункты отпуска) и ведение автоматизированного и персонифицированного учета рецептов и лекарственных средств с момента обращения гражданина в пункт отпуска (режим «первого стола»), ведение реестров отпущенных и отложенных лекарственных средств, изделий медицинского назначения,  посредством использования вышеназванной программы

наличие

 

Исполнитель обеспечивает доступность лекарственных средств,  на территории г. Якутска  Республики Саха (Якутия) –  отпуск  по  бесплатным рецептам, выписанными врачами (фельдшерами)  лекарственных  препаратов, зарегистрированных в Государственном  реестре  лекарственных средств  для медицинского применения (ГЛРС) в РФ, льготной категории населения,  Перечень которых утвержден  постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения",  а также постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2012 г. N 144 "Об утверждении Положения о социальной поддержке отдельных категорий населения Республики Саха (Якутия) в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами. Количество – 1 113 льготника. Будет оцениваться обеспечение доступности лекарственных препаратов, в муниципальном округе с соблюдением порядка их отпуска, утвержденного Минздравсоцразвития России (приказы от 14.12.2005 г. №785, от 22.12.2004г. №328) для населения.

Исходя из вышеизложенных требований, участником закупки может быть хозяйствующий субъект, имеющий пункт отпуска лекарственных препаратов в г.Якутске и имеющий лицензии на фармацевтическую деятельность или на осуществление деятельности по производству лекарственных средств.

Таким образом, участнику также необходимо иметь пункт отпуска лекарств на территории города Якутска (зарегистрированные льготники ФКУЗ «Медсанчасть МВД», ФГБУЗ «Больница ЯНЦ СО РАН», Якутская больница ФГБУЗ «ДВОМЦ ФМБА России», ГБУ РС (Я) «ЯРПНД», Республиканская больница №3). Также, один из критериев оценки заявки является наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации.

 

Якутским УФАС России исследованы критерии оценки открытого конкурса.

Критерии оценки.

  1. Стоимостный критерий оценки (ценовое предложение) - 40%.

Порядок оценки заявок по критерию:

Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" ( ), определяется по формуле:

а) в случае если , , где:  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;  - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если , , где  - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

  1. Нестоимостные критерии оценки (качественные характеристики и квалификация участника) - 60%
  1. Критерий «Квалификация участников закупки»:

 

Показатели критерия «Квалификация участников закупки»

Коэффициент значимости

Подтверждающие документы

 

1

2

3

4

5

1

Наличие аптечных пунктов по месту расположения обслуживаемой медицинской организации

10%

Будет оцениваться обеспечение доступности лекарственных препаратов, в муниципальном округе с соблюдением порядка их отпуска, утвержденного Минздравсоцразвития России (приказы от 14.12.2005 г. №785, от 22.12.2004г. №328) для населения.

Исполнитель обеспечивает доступность лекарственных средств в каждом муниципальном округе – выдачу необходимых лекарственных средств, гражданам имеющих право на государственную социальную помощь лекарственными средствами в рамках ДЛО.

Подтверждается копиями следующих документов в составе заявки:

-копий документов по владению помещениями на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения, аренда,  либо на ином законном основании оформленного непосредственно на участника и указанного в лицензии на фармацевтическую деятельность, с обязательным указанием адреса расположения пунктов отпуска.

Для оценки заявки на участие в конкурсе по данному показателю каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Приближённость к обслуживающей медицинской организации:

- 1 аптечный пункт дальностью от 0 до 2,00 км - 100 баллов;

- 1 аптечных пункт дальностью от 2,01 до 5,00 км- 70 баллов;

- 1 аптечных пункт от 5,01 до 8,00 км -50 баллов.

- 1 аптечных пункт от 8,01 км - 0 баллов

 1– максимальное количество 100 баллов

2

Общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан

90%

Оценка по показателю «Общая сумма исполненных участником контрактов на оказание услуг по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан», производится на основании информации об общей сумме исполненных контрактов в табличной форме с приложением копий контрактов за период с 2013 г.  по 2015 г., включая день окончания подачи конкурсных заявок, с актами оказанных услуг.

От 1 рубля по 50 млн.руб – 10 баллов

От 50,001 млн. рублей по 70,000 млн.р. – 30 баллов

От 70,001 млн. руб по 100, 000млн.р. – 70 баллов

Свыше 100, 001млн.р – 100 баллов

В случае отсутствия исполненных договоров – 0 баллов

2 – максимальное количество 100 баллов

 

Итого

100%

 

 

 

Рассмотрена теоретическая возможность победы участников с различными показателями.

 

Сумма контракта, баллов (значимость 40%)

 

Наличие аптечных пунктов (значимость 10%)

Общая сумма исполненных участником контрактов (значимость 90%)

Сумма баллов по нестоимостным критериям (значимость 60%)

Итого баллов

Максимальные баллы

100 баллов*40%

 

100баллов *10%

100 баллов*90%

100 баллов*60%=60 баллов

100

1 участник

Предложение 4996557,51 руб.

80 баллов* 40% = 32 баллов

100*10%= 10 баллов

Предложение

От 70,001 млн. руб по 100, 000 млн.р. – 70 баллов

70*90% = 63 баллов

43,8 балла

75,8

2 участник

Предложение

3996557,51 руб.

100*40% = 40 баллов

100*10%= 10 баллов

Предложение

100, 001млн.р

100*90% = 90 баллов

 

60 баллов

100

 

Таким образом, даже при меньшей стоимости цены контракта, предложенной участником закупки №1 и общей суммы контракта участника от 70 млн. руб. до 100 млн.руб., при установленных критериях и их значимости, такой участник не может оказаться победителем закупки при условии участия в такой закупке хозяйствующего субъекта, у которого сумма контрактов превышает 100 млн. руб.

В соответствии с доводами заказчика, критерий «Общая сумма исполненных участником контрактов» и его значимость 90% установлены в связи с тем, что наибольшее внимание при выборе победителя уделяется его квалификации.

Между тем, начальная стоимость контракта составляет 4 996 557,51 рублей, а затребован критерий наличия исполненных контрактов на сумму более 100 млн. рублей. Таким образом сопоставимость и взаимосвязь требуемых и оказанных услуг не установлена.

Каким образом будет отличаться критерий «количество исполненных контрактов» от критерия «сумма исполненных контрактов» заказчиком не разъяснено.

По мнению антимонопольного органа выявлению лучшего предложения об исполнении контракта в наибольшей степени способствует установление в порядке оценки заявок на участие в закупке формулы расчета количества баллов, предусмотренную Правилами, в случае если предметом оценки по нестоимостному критерию (показателю) является количество качественной, квалификационной характеристики (например, количество исполненных участником закупки контрактов). (Письмо ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 "О порядке оценки заявок на участие в закупке")

Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок (например, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд), и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду. Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

При рассмотрении дела, на заседании Комиссии, был поставлен вопрос чем обусловлено установление суммы для получения максимальных баллов подкритерия значимостью 90% «Сумма исполненных контрактов» в 100 млн.руб., например, почему нельзя установить такой критерий в 50 млн. руб. и т.д. Учитывая то обстоятельство, что начальная максимальная цена установлена в сумме 4 996 557,51 руб.

Заказчик пояснил, что такое требование обусловлено тем, что берется в расчет стоимость льготного обеспечения на основании Приказа Министерства здравоохранения РС(Я) от 24.08.2012 г. №01-8/4-1464 «О мерах реализации постановления Правительства РС(Я) от 10.04.2012 №144 «Об утверждении Положения о социальной поддержке отдельных категорий населения РС(Я) в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», где был утвержден финансовый норматив на одного льготника 3553,55 рублей. С учетом индекса дефлятора такой норматив составил 4489,27 рублей.

Также, Заказчик указал, что сумма исполненных контрактов (чем выше исполнение сумм контрактов, тем больше льготников будут обеспечены лекарственными препаратами) может быть показателем большого опыта и квалификации участника, и установление данного критерия ведет к эффективному использованию бюджетных средств.

Согласно п.3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.

Заказчик считает, что установление такого критерия не приводит к ограничению конкуренции, предоставляет равные права для всех участников закупки.

 

 

Комиссия по рассмотрению дела считает доводы, указанные ответчиком и Государственным комитетом РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок не состоятельными ввиду следующего.

 

Статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен принцип обеспечения конкуренции.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции определены в п. 17 названной статьи. В частности, таким признаком относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положения ст. 17 Закона о защите конкуренции призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений и конкурентных закупок, в том числе ограничивают Заказчика при установлении критериев.

Комиссия также приходит к выводу о том, что участнику рассматриваемого конкурса также необходимо иметь пункт отпуска лекарств на территории города Якутска (зарегистрированные льготники ФКУЗ «Медсанчасть МВД», ФГБУЗ «Больница ЯНЦ СО РАН», Якутская больница ФГБУЗ «ДВОМЦ ФМБА России», ГБУ РС (Я) «ЯРПНД», Республиканская больница №3), не оспаривает то, что участником конкурса может являться любой хозяйствующий субъект при наличии собственного или/и арендованного пункта отпуска лекарственных средств  на территории города Якутска.

Исходя из анализа представленных материалов, Якутское УФАС России считает, что установление Заказчиком шкалы оценки по подкритерию «сумма исполненных контрактов» (От 1 рубля по 50 млн.руб – 10 баллов, От 50,001 млн. рублей по 70,000 млн.р. – 30 баллов, От 70,001 млн. руб по 100, 000млн.р. – 70 баллов, Свыше 100, 001 млн.р – 100 баллов. В случае отсутствия исполненных договоров – 0 баллов) необоснованным в связи с тем, что начальная максимальная цена контракта установлена в размере 4 996 557,51 руб. В случае, если за три года (2013,2014,2015 гг.) ежеквартально участник закупки исполнит контракты на сумму 5 млн руб., то за три года сумма исполненных контрактов составит 60 млн. руб., что является несопоставимым с 100 млн.руб.

Установление шкалы оценки, при которой максимальное количество баллов (100 баллов) возможно получить только при наличии суммы исполненных контрактов за 3 года в сумме более 100 млн. руб. несопоставимо с начальной максимальной ценой контракта конкурса.

Установление необоснованной шкалы оценки заявок на участие в открытом конкурсе по подкритерию «сумма исполненных контрактов» образует состав нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции. Победа в таком открытом конкурсе для участника, имеющего исполненных контрактов на сумму менее 100 млн. руб. невозможна при условии участия в конкурсе таких участников как ОАО «Сахафармация» и МУП «Аптеки Якутска».

Установление подкритерия суммы исполненных контрактов, шкалы оценки по подкритерию «сумма исполненных контрактов» (От 1 рубля по 50 млн.руб – 10 баллов, От 50,001 млн. рублей по 70,000 млн.р. – 30 баллов, От 70,001 млн. руб по 100, 000млн.р. – 70 баллов, Свыше 100, 001млн.р – 100 баллов. В случае отсутствия исполненных договоров – 0 баллов) и его значимости в 90% может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке предоставления услуг по приемке, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов, отдельным категориям граждан (орфанные), так как при прочих равных условиях (при условии участия в конкурсе) победителем открытого конкурса может стать только тот участник, у которого имеются исполненные контракты на сумму более 100 млн.руб.

Как указал Заказчик, и подтверждается материалами дела, перед выставлением критериев оценки заявок участников, ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» провел анализ, в соответствии с которым, сумма исполненных контрактов за 3 года у ОАО «Сахафармация» составила 283 млн. руб., ЗАО «Роста» 58 млн. руб., ООО «Страховая аптека «Сахамедстрах» 19 млн. руб., МУП «Аптеки Якутска» - 124 млн. руб.

Соответственно, несмотря на то, что сумма контракта по рассматриваемому конкурсу составила 4 996 557,51 руб., Заказчик установил шкалу оценки наиболее значимого подкритерия несоразмерно начальной максимальной цене контракта (От 1 рубля по 50 млн.руб – 10 баллов, От 50,001 млн. рублей по 70,000 млн.р. – 30 баллов, От 70,001 млн. руб по 100, 000млн.р. – 70 баллов, Свыше 100, 001млн.р – 100 баллов. В случае отсутствия исполненных договоров – 0 баллов), также предварительно выявив, что только два хозяйствующих субъекта на территории РС(Я) - ОАО «Сахафармация» и МУП «Аптеки Якутска» имеют общую сумму исполненных контрактов более 100 млн. руб.

Таким образом, действия ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» подкритерия суммы исполненных контрактов, шкалы оценки по подкритерию «сумма исполненных контрактов» (От 1 рубля по 50 млн.руб – 10 баллов, От 50,001 млн. рублей по 70,000 млн.р. – 30 баллов, От 70,001 млн. руб по 100, 000млн.р. – 70 баллов, Свыше 100, 001млн.р – 100 баллов. В случае отсутствия исполненных договоров – 0 баллов) и его значимости в 90% образуют состав нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

При этом, учитывая то, что государственный контракт с ООО «ФФ «Рослек» на момент рассмотрения дела уже был заключен, предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать ГКУ РС(Я) «Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

            Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны