Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-44/15А о нарушении антимонопольного за... от 22 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 02-44/15А о нарушении антимонопольного законодательства
г. Якутск резолютивная часть оглашена «27» мая 2015 г.
изготовлено в полном объеме «08» июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
Халдеевой А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;
Мандаровой А.Е. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.
При участии:
От заявителя - ИП <...> , не явился, извещен должным образом.
От организатора торгов (заказчик) – Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутская городская больница №3» явились, представители по доверенности <...>
От заинтересованного лица:
– Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок явились, представитель по доверенности <...> ;
- ООО «Корпоративные информационные рутины (КИР)» , не явились, извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Рассмотрев жалобу ИП <...> на действия заказчика ГБУ РС (Я) ЯГБ №3 при проведении электронного аукциона с наименованием «Электронный аукциона на оказание услуг по внедрению Программно-аппаратного комплекса Информационной системы Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутская городская больница №3» (номер извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru №0116200007915001139 от 19.03.2015), по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
06 апреля 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ИП <...> (вхд. №1777) по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (адрес: 677000, РС (Я), г. Якутск, ул. Беринга, д. 37, корпус 1, кв. 7) о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявитель ссылается на нарушение антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона (Извещение №0116200007915001139 от 19.03.2015 г.) на оказание услуг по внедрению Программно-аппаратного комплекса Информационной системы Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутская городская больница №3».
По мнению заявителя, действия заказчика являются незаконными, необоснованными и нарушают права и законные интересы ИП <...> и иных лиц по следующим основаниям.
- В техническом задании предусмотрена поставка и внедрение программных компонентов программно-аппаратный комплекс информационной системы. Также в рамках данной закупки предусмотрена поставка серверного и телекоммуникационного оборудования, технологически и функционально не связанно с программно компонентами.
- Частью 3 статьи 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, аукционная документация содержит требования к товарам, которые ведут к ограничению числа участников размещения заказа, в составе документации указаны товары, технологически и функционально не связанные с товарами, услугами, оказание которых являются предметом аукциона, тем самым, ведут к ограничению конкуренции, что противоречит требованиями части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
Ответчик не согласен с доводами заявителя и в своем возражении указывает следующее:
19.03.2015 г. на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком ГБУ РС (Я) «Якутская городская больница №3» было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Основой для жалобы на совмещение в рамках одного лота поставки программного обеспечения и аппаратных средств (или услуги по внедрению программного обеспечения и поставки аппаратных средств ) может послужить ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технически и функционально не связанных с товарами, работам, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с требованиями закупочной документации исполнитель должен осуществить поставку и внедрение компонентов ПАК ИС в соответствии с требованиями Технического задания.
Согласно «Части 2. Описание объекта закупки» Документации об электронном аукционе, назначением услуг по внедрению ПАК ИС ГБУ РС (Я) ЯГБ №3 является создание единой и комплексной информационной инфраструктуры, включающей программные и аппаратные средства, обеспечивающей информационную поддержку деятельности руководителей, старшего и среднего медицинского персонала, персонала обслуживающих и вспомогательных подразделений ЯГБ №3, а также граждан, являющихся получателями услуг, предоставляемых ЯГБ №3.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию об условиях исполнения контракта. В соответствии с указанным в документации об аукционе в электронной форме, а также в проекте государственного контракта включено условие об оказании услуг с использованием товара.
Целью оказания услуг по внедрению ПАК ИС ГБУ РС (Я) ЯГБ №3 является обеспечение эффективной информационной поддержки процессов оказания медицинской помощи и процессов управления системой медицинской помощи, повышение качества и доступности медицинских услуг, оказываемых населению.
Все закупаемое в рамках рассматриваемого аукциона оборудование (программные и компьютерные компоненты) относятся к категории сложных технических или программных средств, использование которых без монтажа (установки) и наладки (настройки) невозможно по их целевому назначению.
Кроме того, следует отметить, что перечисленные в документации об аукционе в электронной форме услуги являются сопутствующими поставке оборудования услугами, без выполнения которых функционирование и, соответственно, эксплуатация закупаемого оборудования и программного обеспечения невозможна.
Заказчик нуждается не в приобретении отдельных компонент, изначально не связанных между собой, а во внедрении под ключ решения, обеспечивающего автоматизацию клинических процессов. Экспертная настройка связей компонент обеспечит не просто функционирование аппаратных средств или номинальное соответствие поставляемого программного обеспечения требованиям технического задания, а позволит заказчику требовать от исполнителя готовый к использованию программно-аппаратный комплекс.
При формировании документации Заказчик принял во внимание, что отдельные составляющие различных программно-аппаратных комплексов, а именно программные и аппаратные средства, могут быть несовместимы между собой, либо не обладать требуемым гарантируемым уровнем надежности функционирования. Так, ряд крупных вендоров - производителей оборудования гарантированно поддерживают работу только определенного списка программного обеспечения (зачастую приоритетного), а функциональное программное обеспечение (например, сервиса «электронная очередь» или «радиология») может быть несовместимым с функциональным оборудованием (электронные табло, серверы и т.д.)
Согласно ФЗ-44 в контракте включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В связи с этим, при разделении поставки оборудования и выполнения услуги по его установке и настройке на отдельные лоты станет невозможным осуществление заказчиком приемки поставленного оборудования на предмет их соответствия техническим характеристикам, приведенным в документации об аукционе.
Дополнительно, объединение поставки программного обеспечения и оборудования, требующегося для его функционирования, разрешает проблему определения границ ответственности отдельных поставщиков программного обеспечения и оборудования соответственно. Так, надежность, качество и быстродействие функционирования программного обеспечения определяется как оптимальностью алгоритмов программного кода, так и используемой аппаратной платформой и вычислительными мощностями оборудования, на котором развернуто программное обеспечение. При этом определить границу зоны ответственности в случае неэффективного функционирования программного обеспечения определить практически невозможно, так как программные коды современных программ могут напрямую взаимодействовать с аппаратными вычислительными ресурсами, и их быстродействие зависит в том числе от выбранной аппаратной платформы.
Необходимо отметить, что ряд программных сервисов в принципе невозможно реализовать без соответствующего оборудования (например, программное обеспечение сервиса «электронная очередь» не может функционировать без электронных табло, и наоборот: электронные табло не имеют функциональной значимости без соответствующего программного обеспечения).
Таким образом, указанное выше определяет технологическую и функциональную связанность программного обеспечения и оборудования, требуемого к поставке, и необходимость поставки компонентов в составе единого программно-аппаратного комплекса, т.е. заказчик действовал в полном соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-135.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков регламентируется Порядком взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) утвержденным Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. №2425. Так же, уполномоченный орган поддержал доводы ответчика.
Комиссия Якутского УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
«Электронный аукциона на оказание услуг по внедрению Программно-аппаратного комплекса Информационной системы Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутская городская больница №3» (номер извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru №0116200007915001139 от 19.03.2015) проводился заказчиком и уполномоченным органом ( Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок) в соответствии с закупочной документацией и Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию об условиях исполнения контракта. В соответствии с указанным в документации об аукционе в электронной форме, а также в проекте государственного контракта включено условие об оказании услуг с использованием товара.
Согласно «Части 2. Описание объекта закупки» Документации об электронном аукционе, назначением услуг по внедрению ПАК ИС ГБУ РС (Я) ЯГБ №3 является создание единой и комплексной информационной инфраструктуры, включающей программные и аппаратные средства, обеспечивающей информационную поддержку деятельности руководителей, старшего и среднего медицинского персонала, персонала обслуживающих и вспомогательных подразделений ЯГБ №3, а также граждан, являющихся получателями услуг, предоставляемых ЯГБ №3.
Программно-аппаратный комплекс, состоящий из программного обеспечения и оборудования относится к категории сложных технических и программных средств, использование которых без внедрения (установки) и наладки (настройки) невозможно по их целевому назначению. Приемка программно-аппаратного комплекса предусмотрена п. 3.1 проекта государственного контракта (данные условия о приемке предусмотрены п. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При приемке услуг заказчик обязан провести экспертизу функционирующего Программно-аппаратного комплекса Информационной системы (п. 5 проекта государственного контракта), что так же невозможно было бы осуществить при раздельной поставке серверного, телекоммуникационного оборудования и программных компонентов.
Программно-аппаратный комплекс – это набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких задач.
Аппаратно-программный комплекс – техническое решение концепции алгоритма работы сложной системы, управление которой осуществляется, как правило, исполнением кода из определенного базового набора команд (системы команд). Данный комплекс состоит, собственно, из двух основных частей:
Аппаратная часть – устройство сбора и обработки информации (серверное оборудование для хранения данных и работы информационной системы).
Программная часть – специализированное программное обеспечение, обрабатывающее и интерпретирующее данные, собранные аппаратной частью
Обе части взаимосвязаны, в связи с чем, в рамках выполнения работ по разработке и внедрению программно-аппаратного комплекса для нужд ГБУ РС (Я) «ЯГБ №3» осуществляется поэтапно согласно Техническому заданию.
Согласно Протоколу №0116200007915001139-1 от 08.04.2015 г. на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступила 3 (три) заявки на участие. Аукционная комиссия №3, рассмотрев первые части заявок в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, документацией об электронном аукционе, приняла решение допустить все заявки.
По Протоколу №0116200007915001139-2 от 15.04.2015 г. Оператором электронной площадки направлены вторые части заявок на участие в электронном аукционе следующих участников размещения заказа: ООО «Ресурс Сервис Якутия» и ООО «Корпоративные информационные рутины (КИР)». Согласно ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ комиссии рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией. Признали заявку №1 не соответствующей требованиям документации по ст. 69 №44-ФЗ, а заявку №2 признали соответствующей. Аукционной комиссии №3 приняла решение признать электронный аукцион не состоявшимся. И согласно ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ договор заключен с единственным поставщиком с ООО «Корпоративные информационные рутины (КИР)».
Таким образом, Заказчик действовал в строгом соответствии с нормами Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №02-44/15А приходит к выводу о том, что указанные работы являются технологически и функционально связанными между собой, и объединение их в один лот не могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-44/15А, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутская городская больница №3» в связи с отсутствием нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: ________________ О.А. Ярыгина
Члены Комиссии: ________________ А.С. Халдеева
________________ А.Е. Мандарова