Определение б/н Определение об отложении рассмотрения дела № 02-44/16А о нар... от 8 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОпределение
об отложении рассмотрения дела №02-44/16А
о нарушении антимонопольного законодательства
«07» ноября 2016 г. г. Якутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:
О.А.Ярыгиной – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Членов комиссии:
Л.В.Емельяновой – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
А.С.Халдеевой - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
При участии представителя Окружной Администрации г.Якутска – <***> по доверенности , представителей МКУ «Главстрой» - <***> , <***> , <***> по доверенности
УСТАНОВИЛ:
В адрес Якутского УФАС России 05.09.2016 г. поступила жалоба <***> вх.№602э на действия МКУ «Главстрой» ГО «г.Якутск» при проведении электронного аукциона на поставку мебели и иного оборудования, приобретаемого для оснащения нового здания МОБУ ООШ №18 г.Якутска. Извещение 0116300000116000920).
Служебной запиской жалоба передана в отдел антимонопольного контроля на предмет проверки в части соблюдения положений ст.17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из заявления, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции ввиду того, что «Заказчик объединил в одну закупку поставку товаров технологически и функционально не связанных между собой (компьютерная техника, мебель, бытовая техника, медицинское оборудование, спортивный инвентарь, гимнастические снаряды, канцелярские товары, книги и учебное пособие, настольные игры, аптечка и др.), что является нарушением ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции».
Заявитель указывает, что укрупнение лота ограничивает конкуренцию, ввиду того, что в закупке могут принять участие лишь «универсальные поставщики». Все требуемые к поставке товары имеют различный класс товаров и имеют различную сферу применения. Данное нарушение ведет к укрупнению закупки и ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе, и проводят к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Приводит также судебную практику и практику УФАС – постановление Восемнадцатого апелляционного суда от 04.03.2014 №18-АП-1375/2014 по делу №А76-18378/2013).
13 августа 2016 года уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО «РТС-тендер» и на официальном сайте единой информационной системы размещено извещение «0116300000116000920 о проведении электронного аукциона на поставку мебели и иного оборудования, приобретаемого для оснащения нового здания МОБУ СОШ №18 г.Якутска и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 54750000, 00 руб. На момент направления определения, контракт заключен с ООО "ПРОМНЕТ" по цене 54 476 250,00.
Согласно пояснениям Заказчика, целью проведения закупки является полное, комплексное материальное оснащение объекта «Строительство объекта МОБУ СОШ №18 г.Якутска», включая обеспечение возможности своевременного пуска объекта в эксплуатацию, а также организации учебного процесса.
На рассмотрении дела представители МКУ «Главстрой» ГО г.Якутск и ОА ГО г.Якутск поддержали доводы, изложенные в ранее направленных пояснениях. Также указали, что невозможность разделения по нескольким лотам в закупке обусловлена наличием в закупке требования поставить интерактивное оборудование. Дополнительно, представлено дополнение правовой позиции, в котором указывается:
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Строительство и оснащение СОШ №18 в г.Якутске проводится в целях достижения результатов мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №295 государственной программой Республики Саха (Якутия) «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2015-2016 гг.», муниципальной программой «Комплексное развитие территорий городского округа «город Якутск» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Окружной администрации г.Якутск №176п от 28.12.2012 г.
Как указал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.02.2015 г. по делу №А46-7664/2014: «…основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракты которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации.
Таким образом, СОШ №18 представляет собой единый, неразрывный объект и для наилучшего достижения результата, в части поставки всего объема товаров в определенный срок, МКУ «Главстрой» объявило электронный аукцион на оснащение всего здания школы.
В адрес Якутского УФАС России 26.10.2016 г. поступили пояснения ООО «ПРОМНЕТ», следующего содержания:
20.09.2016 г. обществом была подана заявка на участие в электронном аукционе №0116300000116000920 на поставку мебели и иного оборудования, приобретаемого для оснащения нового здания МОБУ СОШ №18 г.Якутска.
По результатам рассмотрения заявок заказчиком был размещен протокл рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2016 г., в котором содержалась информация о допуске ООО «ПРОМНЕТ» к участию в электронном аукционе, в котором ООО «ПРОМНЕТ» предложило самую низкую цену и стало победителем аукциона.
Муниципальный контракт №с-26/2016 на поставку мебели и иного оборудования был заключен в соответствии с Законом о контрактной системе и общество приступило к исполнению своих обязательств по контракту, товар, указанный в Приложении 1 к контракту уже отправлен заказчику по адресу РС(Я), г.Якутск, п.Геологов, ул.Билибина, 12.
ООО «ПРОМНЕТ» представлена выписка из решений Якутского УФАС России по делам №06-766/16т и №06-815/16т. Указывает, что заявитель ни разу не явился на рассмотрение дел по жалобам, которые подает.
Указанные в техническом задании товары имеют собственные рынки, на которых действуют участники, специализирующиеся на конкретных группах изделий, в том числе и компания ООО «ПРОМНЕТ», которая является надежным и добросовестным поставщиком, имеющим большой опыт работы с образовательными учреждениями и за весь период своей деятельности имеющий только положительные отзывы. Рынок реализации данных товаров един и является рынком товаров «для оснащения школ и других учебных заведений» и каждая позиция, подлежащая поставке, представляет собой товар, направленный на комплексное оснащение школьных классов, создание условий для полноценного обучения детей.
На рассмотрении дела представители МКУ «Главстрой» ГО г.Якутск представили дополнительные документы в материалы дела – требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования дополнение правовой позиции по русскому языку, математике, начальной школы, а также дополнения к ранее представленным пояснениям содержащие следующее.
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования, основного общего, среднего общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.
Также, ответчик считает, что требуемые к поставке товары имеют единую сферу применения товаров, их целевое назначение и имеется единая функциональная назначение объекта строительства МОБУ СОШ №18 в комплексе.
Ответчик приводит решение Чувашского УФАС России №06-04/3763 от 19.05.14, согласно которому доказательством технологической и функциональной связи является экономическая составляющая, то есть строительство, комплектация оборудованием и мебелью объекта должно финансироваться из единых целевых источников. В данном случае объект комплексно финансируется целевым назначением согласно:
- государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 №295;
- государственной программы Республики Саха (Якутия) «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016-2025 гг.»;
- муниципальной программы «Комплексное развитие территорий городского округа «город Якутск» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Окружной администрации г. Якутска №176п от 28.12.12 г.
Приводит довод о том, что доказательством того, что объект представляет собой единый неразрывный объект, с единым функциональным назначением и технологической связью, является проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу «под ключ», то есть в том числе спецификация на поставку мебели и оборудования.
Просят обратит внимание на то, что техническое задание документации об аукционе, сформировано Заказчиком исходя из спецификации проектно-сметной документации.
Указывают на то, что предметом данного аукциона являлось право на заключение государственного контракта на поставку и монтаж оборудования, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющим потребностям заказчика.
Проектом муниципального контракта предусмотрена обязанность поставщика привлечь к исполнению контракта соисполнителей, то есть в случае отсутствия у поставщика какого-либо товара, он может привлечь в качестве соисполнителей других поставщиков для выполнения контракта. На территории Российской Федерации действуют сотни если не тысячи предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся комплектованием оборудованием и мебелью специализированных учреждений. На участие в аукционе было подано 4 заявки. Заявителем не доказано, что условия участия были сформированы таким образом, чтобы ограничить круг потенциальных покупателей.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Якутским УФАС установлено, что в соответствии с частью 3 аукционной документации «Описание объекта закупки на поставку мебели и иного оборудования, приобретаемого для оснащения нового здания МОБУ СОШ №18 г. Якутска», необходимо поставить товары по следующим категориям: «Специализированная мебель и системы хранения» - в т.ч. столы, стулья, шкафы, доски; «Технические средства обучения» - в т.ч. интерактивный программно-аппаратный комплекс, компьютеры, сетевые фильтры, планшеты, МФУ; «Демонстрационное оборудование и приборы» - в зависимости от класса, в т.ч. комплект чертежных инструментов классных, Лабораторно-технологическое оборудование; Электронные средства обучения (CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение); Демонстрационные учебно-наглядные пособия; Образовательный модуль для углубленного изучения робототехники и подготовки к соревнованиям; Образовательный модуль для углубленного изучения механики, мехатроники, систем автоматизированного управления и подготовки к участию в соревнованиях WorldSkills; Оборудование универсального спортивного зала; Игры и игрушки; оборудование медицинского кабинета.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронном виде указано, что предметом контракта является поставка мебели и иного оборудования, приобретаемого для оснащения нового здания МОБУ СОШ №18 г.Якутска. В соответствии с извещением, код по ОКПД2 требуемой к поставке товаров - 32.99.53.130 – «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».
Вместе с тем в аукционную документацию включены иные группы товаров, технологически и функционально не связанные с товарами, являющимися предметом аукциона - «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».
Заказчиком не представлены документы, на основании которых можно сделать вывод об отсутствии в их действиях нарушений ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции.
На основании п.2 ч.1 ст.47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела
ОПРЕДЕЛИЛА:
- Отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-44/16А в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;
- Назначить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-44/16А на 17 ноября 2016 года в 10 часов 30 минут. Рассмотрение дела состоится по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, кабинет 213;
- Ответчику до 14.11.2016 г. представить следующие документы и информацию:
- Доказательства того, что предметы, требуемые к поставке (мебель, оборудование для учебного процесса, учебные материалы, компьютерная техника и др.) возможно поставить в едином комплекте;
- Представить ссылки на конкретные пункты государственных и муниципальной программ, в соответствии с которыми оснащение комплексно финансируется целевым назначением.
- В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства.