Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-44/18.1-17 от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО «Алмазы Анабара»

677018, РС (Я), г. Якутск,

ул. Чернышевского, дом 6

zakupki@alanab.ru

 

ООО «ТЭК-Промснаб»

127018, г. Москва,

ул. Сущевский Вал, д. 47, стр. 1, оф. 1

tekpromsnab@inbox.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-44/18.1-17

 

г. Якутск                    резолютивная часть оглашена «15» марта 2017 года                                                       изготовлено в полном объеме «16» марта 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии:

От ответчика АО «Алмазы Анабара» – <…> по доверенности №04/с-1179 от 26.07.2016, <…> по доверенности №04/с-1164 от 29.06.2016, <…> по доверенности №04/с-1313 от 14.03.2017, <…> по доверенности №04/с-1314 от 14.03.2017

От заявителя ООО «ТЭК-Промснаб» – представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;

Рассмотрев жалобу ООО «ТЭК-Промснаб» на действия заказчика Акционерное общество «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 02 марта 2017 года поступила жалоба от ООО «ТЭК-Промснаб» (127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 47, стр. 1, оф. 1) на действия заказчика Акционерное общество «Алмазы Анабара» (677018, РС (Я), г. Якутск, ул. Чернышевского, дом 6) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку смазочных материалов для прииска Молодо (извещение № 31704778096 на портале zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

ООО «ТЭК-Промснаб», ознакомившись с требованиями документации закупочной процедуры и реализуя свое право на участие в открытом запросе предложений на заключение договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей для нужд прииска «Молодо» в соответствии с проектом договора поставки -единственным документом, опубликованным на   Электронной закупочной площадке АК «АЛРОСА» (ПАО), по состоянию на 10.02.2017 г., установило, что Заказчик в проекте Договора поставки и Техническом задании, приведенных в приложении №1 к документации о закупке, конкретно в СПЕЦИФИКАЦИИ на поставку смазочных материалов и технических жидкостей для нужд прииска «Молодо» (Приложение № 1 к Договору) и в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ на поставку смазочных материалов и технических жидкостей для нужд прииска «Молодо» (Приложение № 2 к Договору) указал в качестве номенклатуры поставляемых товаров конкретное наименование Товара и конкретное предприятие-производитель Товара, несмотря на то, что на рынке смазочных материалов и технических жидкостей имеются аналоги указанных Заказчиком товаров, по техническим параметрам и характеристикам полностью соответствующим товарам, приведенным в документации закупочной процедуры.

В информационной карте конкурса (раздел 1 Документации закупочной процедуры, п. 1.2.34) Заказчик не допускает 1.2.34.   возможность поставки не только аналогичной, но и эквивалентной продукции.

Ознакомление с документацией закупочной процедуры стало возможно только после 18.00 мск после размещения на сайте http://zakupki.gov.ru.

Ограничения, установленные Заказчиком в информационной карте и приложении №1 к документации о закупке, привели к ограничению конкуренции товаров в пользу продукции фирмы IGAT (Германия) в ущерб отечественным производителям, предлагающим точно такую же по служебным свойствам продукцию.

АО «Алмазы Анабара» представило письменный отзыв на жалобу ООО «ТЭК-Промснаб».

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Положения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» положениям Закона и закупках не противоречат, что позволяет применить названные нормы, как в совокупности, так и отдельно друг от друга, в т. ч., в случае неурегулированности Законом о закупках отдельных процедурных моментов.

В части 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что действия (бездействие) организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган, лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Исходя из совокупного толкования части 10 статьи 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган при рассмотрении жалоб оценивает действия (бездействие) заказчиков в части организации и проведения закупки товаров, работ, услуг на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и положения о закупке.

При этом организация и проведение закупки товаров, работ, услуг не ограничивается действиями, при совершении которых могут быть допущены нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках

Закупки товаров, работ, услуг АО «Алмазы Анабара» проводит в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

На основании изложенного жалоба ООО «ТЭК-Промснаб» была принята к рассмотрению Якутским УФАС России.

Законом о закупках установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru 30 декабря 2016 года было размещено Положение о закупках АО «Алмазы Анабара», утвержденное  Советом директоров АО «Алмазы Анабара» 23.12.2016, которое регламентирует процессы закупочной деятельности на всех ее этапах: планирования, проведения закупки, отчетности (далее – Положение о закупках АО «Алмазы Анабара»).

Рассматриваемый запрос предложений на поставку запчастей для вспомогательной автотехники проводился в соответствии с Положением о закупках АО «Алмазы Анабара» и Законом о закупках.

10 февраля 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение № 31704778096 и опубликована Документация о закупке по публикуемому запросу предложений на право заключения договора на поставку смазочных материалов и технических жидкостей для нужд прииска «Молодо» (далее – Документация запроса предложений). Заказчиком является Акционерное общество «Алмазы Анабара».

Согласно пункту 1.2.1. Документации запроса предложений предметом закупки является: Поставка смазочных материалов и технических жидкостей для нужд прииска «Молодо».

Согласно пункту 1.2.9. Документации запроса предложений в закупке могут принять участие любые поставщики.

Пунктом 1.2.22 Документации запроса предложений установлено требование к описанию продукции: согласие (декларация) участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником собственных предложений – по форме Технического предложения, установленной в подразделе 8.4.

В пункте 9.2 Документации запроса предложений указано, что техническое задание изложено в проекте договора (приложении №2 к договору поставки (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 1.2.34 Документации запроса предложений установлено, что возможность поставки «аналогичной/эквивалентной» продукции не допускается.

Приложением №2 к проекту договора (приложение №1 к документации о закупке) установлено Техническое задание на поставку смазочных материалов и технических жидкостей для нужд прииска «Молодо»:

                                        

Артикул

Номенклатура

Производитель

Ед.

Фасовка

Кол-во

Общий объем

1

Консистентные смазки

PLATIN GREASEGUARD EP 2

IGAT

кг

18

118

2 124

2

Масло гидравлическое

PLATIN HLP 46 HVI

IGAT

литр

208

56

11 648

3

Масло трансмиссионное

PLATIN TFC 4 SAE 10

IGAT

литр

208

38

7 904

4

Масло моторное

PLATIN TDH PLUS 15W40

IGAT

литр

208

69

14 352

5

Масло трансмиссионное

PLATIN TGS 75W90

IGAT

литр

208

4

832

6

Масло гидравлическое

ВМГЗ-65С

 

литр

216,5

26

5 629

7

Масло моторное

Газпромнефть 15W40

Газпромнефть

литр

205

148

30 340

8

Масло трансмиссионное

G-Box ExpertGL-4 SAE 75W90

Газпромнефть

литр

205

29

5 945

9

Охлаждающая жидкость

Тосол -40

Газпромнефть

кг

220

2

440

10

Масло трансформаторное

T-1500

 

литр

205

1

205

11

Atlas Copco Roto

масло для винтовых компрессоров

Atlas Copco

литр

20

13

260

12

Консистентная смазка

Shell Gadus S2 V220 AS2

SHELL

кг

18

1

18

13

Масло для 2-х такт. двиг.

PLATIN 2T

IGAT

литр

1

24

24

 

Таким образом, в Техническом задании Документации запроса предложений указаны смазочные материалы и технические жидкости следующих производителей: IGAT, Газпромнефть, SHELL и Atlas Copco.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с подпунктами 8 и 16 пункта 27.5 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» документация о закупке, если иное не предусмотрено законодательством и Положением, должна содержать, в том числе требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик и требования к участникам и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 19.2 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» установлено, что при проведении закупки на поставку товара, а также на выполнение работ, оказание услуг, соответственно выполнение, оказание которых связаны с использованием товаров, в документации о закупке допускается указание товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, сопровождаемое (кроме случаев, установленных п. 19.3 Положения) словами «или аналог».

В соответствии с подпунктом пунктом 19.3 Положения о закупках АО «Алмазы Анабара» допускается не указывать на приемлемость аналога в случае, если необходимо обеспечить стандартизацию (унификацию) закупаемой продукции с целью совмещения с имеющимися у Заказчика товарами, результатами работ или услуг.

Заказчиком на рассмотрение жалобы представлена копия договора №26315-13492 от 26.03.2015, заключенная между ООО «Международный испытательный центр по горюче-смазочным материалам» (ООО «МИЦ ГСМ») и ОАО «Алмазы Анабара». Предметом указанного договора является оказание услуг по выполнению физико-химических анализов образцов смазочных материалов.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, в феврале-марте 2015 года АО «Алмазы Анабара» проводились испытания смазочных материалов на специализированной технике непосредственно в условиях промышленной эксплуатации. В рамках данного договора был выполнен анализ горюче-смазочных материалов торговых марок TEXACO, PLATIN, Газпромнефть в соответствии с выбранными комплексами показателей. Перечень масел, подвергнутых анализу, представлен в Журнале учета сбора проб масел. В ходе испытаний был произведен отбор проб масел в количестве 27 шт., которые были направлены на физико-химический анализ в лабораторию ООО «МИЦ ГСМ».

По итогам анализа проб смазочных материалов лабораторией ООО «МИЦ ГСМ» были составлены протоколы испытаний. На основании указанных протоколов испытаний Отделом главного механика был подготовлен отчет об эксплуатационных испытаниях масел, содержащий сравнительную характеристику по качеству и основным свойствам масел. Указанные протоколы были так же представлены на рассмотрении жалобы.

Согласно проведенным испытаниям смазочных материалов по совокупным значениям комплекса показателей (данные образца индикаторы износа, присадки, загрязнение, состояние масла) наиболее подходящими, безопасными и эффективными для использования на эксплуатируемой технике были признаны масла торговой марки PLATIN.

На складах АО «Алмазы Анабара» в данное время имеются в наличии смазочные материалы указанных в Техническом задании Документации запроса предложений торговых марок в следующих объемах:

- на прииске «Молодо» Булунского улуса PC (Я) - 43 586 л.;

- на прииске «Маят» Анабарского улуса PC (Я) - 152 049 л.

Представителем Заказчика так же представлены копии договоров поставки №601-06.15 от 01.06.2015 и №161 от 18.07.2016, подтверждающие приобретение Заказчиком смазочных материалов и технических жидкостей, указанных в Техническом задании Документации запроса предложений.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что требование к смазочным материалам и техническим жидкостям, указанным в Техническом задании Документации запроса предложений, установлено в документации о закупке на основании проведенных испытаний на эксплуатируемой технике и лабораторных исследованиях, а также с учетом необходимости унификации применяемых марок смазочных материалов в соответствии с инструкциями по эксплуатации спецтехники.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев жалобу ООО «ТЭК-Промснаб» приходит к выводу о том, что заказчик АО «Алмазы Анабара» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку смазочных материалов для прииска Молодо (извещение № 31704778096 на портале zakupki.gov.ru) обоснованно установил требование к смазочным материалам и техническим жидкостям, указанным в Техническом задании Документации запроса предложений.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ТЭК-Промснаб» (127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 47, стр. 1, оф. 1) на действия заказчика Акционерное общество «Алмазы Анабара» (677018, РС (Я), г. Якутск, ул. Чернышевского, дом 6) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку смазочных материалов для прииска Молодо (извещение № 31704778096 на портале zakupki.gov.ru) – необоснованной;

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны