Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-45/17А о нарушении антимонопольного за... от 18 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство образования и науки

Республики Саха (Якутия)

677011, г.Якутск, пр Ленина,30

 

ООО «Сахастройсервис-2000»

г.Якутск, ул.Чиряева, 1 к.1, офис/кв.32

 

ООО «Промышленная комплектация»

677007, г.Якутск, ул.Крупская,19 каб.314

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №02-45/17А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                                                                                                                                                                     резолютивная часть оглашена 21 декабря 2017 года

в полном объеме изготовлено 12 января 2018 года

                                                                 

Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-45/17А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: <***> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Членов комиссии:

<***> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

рассмотрев дело №02-45/17А по признакам нарушения Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435054525, адрес 677011, г.Якутск, пр. Ленина,30) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя ООО «Промышленная комплектация» <***>,

УСТАНОВИЛА:

18.07.2017 г. в адрес Якутского УФАС России поступило заявление ООО «Промышленная комплектация» указывающее о наличии в действиях Министерства образования и науки РС(Я), государственного комитета РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении закупки на поставку и монтаж покрытий для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году, извещение №0116200007917002439 от 24.04.2017 г., №0116200007917002439 от 15.06.2017 г.

Заявитель указывает, что 24.04.2017 г. был объявлен электронный аукцион на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году.

Заказчик провел аукцион на основании коммерческих предложений 3 организаций- ООО «Плюс» - данная организация прекратила свою деятельность, ЗАО «Сибирский стекломонтаж» - входит в группу лиц с ООО «Сахастройсервис-2000» и ООО «Сахастройсервис-2000», т.е. фактически, НЦМ закупки была обусловлена предложением только ООО «Сахастройсервис-2000».

Также, по мнению заявителя, подтверждением согласованных действий между ООО «Сахастроймонтаж-2000» и заказчиком является требование заказчика поставки продукции сроком до 5ти дней, что основано также на коммерческом предложении ООО «Сахастройсервис», требование заказчика о заводской разметке под большой теннис в аукционной документации, которое является размытым, так как одновременно в документации установлены требования, предусматривающие не заводскую разметку: п.4 лента разметочная из искусственной травы для трех видов спорта (волейбол, мини-футбол, баскетбол); требование заказчика о покрытии европейского качества, которое также является размытым.

Ранее, в заявлениях, ООО «Промышленная комплектация» представляла следующие пояснения:

От имени ООО «Сахастройсервис-2000» позвонил <***> и сообщил, что аукцион подготовлен лишь под ООО «Сахастройсервис-2000», аукционная документация, техническое задание подготовлены заказчиком так, что не допускают иных конкурентов, даже в случае заключения контракта, в любом случае заказчик не осуществит приемку услуг.

В РС(Я) лишь ООО «Сахастройсервис-2000» реализует такие покрытия, согласно реестру контрактов, победителем торгов становились лишь указанная организация.

В связи с нахождением генерального директора ООО «Промышленная комплектация» в г.Москва, он, находясь под угрозами ООО «Сахастройсервис-2000», поскольку находился в г.Москва, был вынужден в целях фиксации, подачи заявления в УФАС, попросить, не указывая суть дела, своего знакомого <***>, находящегося в г.Якутске, подойти к <***> в обозначенное им место и время, получить посылку для него <***> передал посылку ООО «Промышленная комплектация» и потребовал <***> находиться вместе с ним некоторое время. Указанное время необходимо было ему для ожидания окончания аукциона.

Указанные обстоятельства может подтвердить <***>

Согласно протоколу комиссии от 19.05.2017 г. вторая часть заявки ООО «Сахастройсервис-2000» была признана не соответствующей требованиям, в связи с чем, аукцион был признан несостоявшимся.

15.06.2017 г. уполномоченным органом был размещен на официальном сайте ЕИС, номер извещения №0116200007917002439 на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году.

Дополнительно, заявитель представил скриншоты с сайтов транспортных организаций. Так, срок доставки из г.Москва в г.Якутск составляет 25-30 дней (транспортная компания «Стейл», 23 суток (транспортная компания «Байкал Сервис»).

Заявитель приводит довод о том, что требование аукционной документации сроком 5 дней, основано на коммерческих предложениях исключительно ООО «Сахастройсервис-2000», в котором указывается поставка в течение 1 суток с базы в г.Якутске, ЗАО «Сибирский стекломонтаж», которая является связанным с ООО «Сахастройсервис-2000».

Также, дополнительно представили довод о том, что требование с заводской разметкой под большой теннис в аукционной документации является размытым, т.к. одновременно в аукционной документации установлены требования, предусматривающие незаводскую разметку: п.4 лента разметочная из искусственной травы для трех видов спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол). Требование европейского качества также является размытым, в т.ч. предполагает место происхождения товара, что запрещено ст.33 Закона о контрактной системе принимаются лишь российские национальные системы стандартизации.

            В адрес Якутского УФАС России поступили пояснения Госкомзакупок РС(Я) и Министерства образования РС(Я).

            Госкомзакупок РС(Я) поясняет, что согласно порядку взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков, при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. №2425, заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке.

       Согласно п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

            Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Федеральным законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару и сроку поставки товара, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновать свои потребности при установлении данных требований.

            При этом, основной задачей 44-ФЗ является не обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

            Согласно п.2 ст.42 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: сроки поставки товара.

            В силу ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

            По смыслу п.2 ст.314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, должник вправе при не предъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства предложить кредитору принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства, при этом, разумным сроком считается семидневный срок исполнения обязательств.

В п. 10 Извещения и информационной карты установлен срок поставки и монтажа товара: 10 дней, что является разумным сроком для поставки и монтажа товара, кроме того, заказчик не ограничивает участников закупки в части исполнения контракта и проект контракта не ограничивает поставщика в привлечении третьих лиц.

Согласно части 1 статьи 12 ФЗ-44 государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ-44, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно положениям ст. 8 ФЗ-44 контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно п. 5.2. Указа № 2425 заказчик обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, в том числе начальную (максимальную) цену каждой позиции, если в заявке на закупку включены несколько видов товаров, работ, услуг.

Обоснование начальной (максимальную) цены контракта произведено заказчиком методом сопоставления рыночных цен (запросов коммерческих предложений), так начальной (максимальную) цена по данной закупке была сформирована посредством коммерческих предложений ООО «Сахастройсервис-2000», ООО «Плюс», ЗАО «Сибирский стекломонтаж», запросов от заказчиков на данные предложения в адрес уполномоченного органа не поступало.

Уполномоченный орган не обладает полномочиями проверки представленных коммерческих предложений на достоверность, аффилированность и прочее, в том числе, поскольку законом о контрактной системе не оговорены положения по получению коммерческих предложений от потенциальных участников закупки. 

Согласно ч. 1 ст. 44 ФЗ-135 заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения: описание нарушения антимонопольного законодательства; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены (ч.2 ст. 44 ФЗ-135).

Из материалов дела следует, что ООО «Промышленная комплектация» являлся участником данной закупки, подал заявку на участие в закупке соответственно, права и интересы общества установленными требованиями документации не нарушены.

Согласно ч. 3 ст. 44 ФЗ-135 в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

       Таким образом, Госкомзакупок РС(Я) считает, что в действиях Министерства образования РС(Я) нет признаков нарушения антимонопольного законодательства.

            Далее, Министерство образования РС(Я) направило следующие пояснения.

Минобрнауки РС (Я), составляя аукционную документацию, действовало в соответствии со ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

Для проведения электронного аукциона на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций Минобрнауки РС (Я) при составлении технического задания и определении НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в соответствии со ст. 22 44- ФЗ. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 ст. 22 ФЗ-44, а также информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу Минобрнауки РС (Я) у 7 поставщиков (ООО «Сахастройсервис-2000», ИП <***>, ЗАО «Сибирский стекломонтаж», ООО «Монолит ДВ», ООО «Хэппи Айлэнд ДВ», ООО «ВЭДОС», ООО «Плюс»), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг.

По данному аукциону представлены 7 коммерческих предложений. Расчет НЦМК производили на основании коммерческих предложений ООО «Сахастройсервис-2000», ИП Грибовская А.В., ООО «Хэппи Айлэнд ДВ».

В соответствии с п. 3.9 Приказом Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» запрос рекомендуется направлять в том числе поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом. Поэтому Минобрнауки РС (Я) был направлен запрос о предоставлении коммерческого предложения в том числе и ООО «Сахастройсервис-2000», имевшему опыт выполнения аналогичных контрактов в срок и в полном объеме.

Согласно ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком» не содержится требования к Заказчику о проверке на предмет финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, аффилированности лиц, подавших коммерческие предложения, и не предусмотрен механизм такой проверки.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц,        или любое  физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве     индивидуального предпринимателя.

Поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.

Более того, Заявителем жалобы в период действия первоначальной редакции извещения о проведении закупки и аукционной документации была подана заявка на участие в электронном аукционе, которая по итогам рассмотрения первых частей заявок, была допущена к участию в электронном аукционе. Факт допущения к участию в аукционе заявителя жалобы является доказательством выполнения Заказчиком антимонопольных требований к торгам, указанных в ст.16, ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции. 

Обжалуемые требования Заказчика поставки продукции сроком до 5 дней, о заводской разметке под большой теннис, о покрытии европейского качества уже были предметом рассмотрения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) по контролю закупок ранее, в рамках рассмотрения дела от 11.07.2017 № 06-674/17г. (см. Решение по делу № 06-674/17 г. о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.).

В настоящее время с ООО «Сахастройсервис-2000» в соответствии с государственным контрактом № 0116200007917002439 97226 от 24.07.2017г. произведена поставка покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций Минобрнауки РС (Я) в полном объеме и в срок.

            ООО «Сахастройсервис-2000» письмам №39 от 14.08.2017 г. пояснило следующее.

            «Генеральный директор ООО «Промышленная комплектация» вводит УФАС в заблуждение, представляя неправдивую и искаженную информацию.

            В действительности же заявитель первый позвонил на мой телефон, сообщил, что тоже подал заявку на аукцион, проводимый Министерством образования РС(Я) на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году на сумму 8 750 000 руб., ежедневно участвует в 5-7 аукционах, берет откат за отказ от участия в аукционе в размере 10-15 % от цены контрактов, на выполнение условий контракта не обращает внимания. Далее поступило предложение оплатить за отказ от участия ООО «Промышленная комплектация» в аукционе. После данного разговора мною было принято решение обратиться в правоохранительные органы.

            В связи с тем, что я находился в командировке в г.Новосибирск, попросил моего знакомого сообщить о факте вымогательства в УЭБиПК. Все дальнейшие действия были согласованы с УБЭП. Денежные средства, предназначенные для передачи, были предварительно отсканированы УБЭП. Сам факт передачи денежных средств был зафиксирован на видеоаппаратуру УБЭП. Угроз со стороны ООО «Сахастройсервис-2000» не было, наоборот, имеются факты вымогательства со стороны ООО «Промышленная комплектация» (распечатка телефонных разговоров, скрин-шоты с телефонов, аудио-,видео-записи, предоставленные в УБЭП).

            ООО «Сахастройсервис-2000» имеет богатый опыт работы с искусственным покрытием, в течение 17 лет добросовестно, в срок и в полном объеме выполняет работу по поставке и укладке покрытий из искусственной травы.

Нашей организацией были поставлены и уложены искусственные покрытия из травы на стадионах г.Новосибирска, Московской области, на стадионах «Туймаада», «Юность» г.Якутск, на спортивных площадках более 100 школ РС(Я). Проведены работы по благоустройству игровых площадок детских садов г.Якутска.

            ООО «Сахастройсервис-2000» участвовал и выигрывал аукционы, проводимые Министерством спорта РС(Я), Министерством образования и науки РС(Я), Министерством науки и профессионального образования РС(Я), Окружной администрацией ГО «город Якутск», Окружной администрацией ГО «Жатай», Управлением образования г.Якутска, Управлением по молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Якутска, ГУП «ЖКХ РС(Я)», МУ «Служба эксплуатации городского хозяйства», МУ «Главстрой» ГО «город Якутск», Администрациями МО «город Покровск», «Мирнинский район», «Ленский район», «Горный улус» и других улусов РС(Я), некоммерческой организацией (фондом) «Целевой фонд будущих поколений РС(Я)», ОАО «Производственное объединение «Якутцемент» и др. неоднократно награждались благодарностями министерств и муниципальных образований.»

Якутским УФАС России установлены следующие обстоятельства.

24.04.2017 г. Министерством образования Республики Саха (Якутия) был объявлен электронный аукцион на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году (извещение №0116200007917002439). Начальная максимальная цена контракта 8 750 000 руб. Контракт заключен с «Сахастройсервис-2000».

На участие в данном аукционе поступило две заявки на участие от Общества с ограниченной ответственностью "Промышленная комплектация" и от ООО «Сахастройсервис-2000».

Обе организации, подавшие заявки на аукцион, были признаны соответствующими

и допущены к участию в аукционе.

Электронный аукцион проводился 18.05.2017, при этом, в период проведения аукциона предложение по цене контракта подавал только один участник ООО «Сахастройсервис-2000».

По результатам проведения аукциона заявка единственного участника закупки (ООО «Сахастройсервис-2000») была признана не соответствующей требованиям аукционной документации и электронный аукцион был признан несостоявшимся (Протокол от 19.05.2017)

ООО «Сахастройсервис-2000» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) с жалобой на решение аукционной комиссии о признании его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.

Решением от 02.06.2017 по делу № 06-522/17т жалоба ООО  «Сахастройсервис-2000»  была  признана  обоснованной и  на  основании  данного  решения  было  выдано предписание  о  необходимости Аукционной  комиссии  уполномоченного  органа Госкомзакупок  РС(Я) в  срок  до 16.06.2017 отменить  протоколы,  составленные  в  ходе осуществления  электронного  аукциона  на  поставку  и  монтаж  покрытия  для  открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году  (изв.  №0116200007917002439);

Заказчику Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) в срок до 16 июня 2017 года: внести изменения в положения аукционной документации на  поставку  и  монтаж  покрытия  для  открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ  «О контрактной  системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом замечаний, изложенных  в  решении  по  делу  №  06-522/17т  о  нарушении  законодательства  о контрактной системе в сфере закупок; а Уполномоченному органу Госкомзакупок РС(Я) в срок  до 16.06.2017 разместить аукционную документацию с  соответствующими  внесенными изменениями на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruи продлить сроки подачи заявок на  участие в электронном аукционе в соответствии  со  статьей  65  Федерального  закона  от  05.04.2013  года  № 44-ФЗ  «О контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения государственных и муниципальных нужд».

20.06.2017 заявитель обратился в адрес заказчика (Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)) с запросом о разъяснении аукционной документации из содержания, которого следует, что Общество несогласно с описанием объекта закупки и установлением сокращенного срока поставки товара.  В связи с чем, просило внести соответствующие изменения в аукционную документацию.

В представленном разъяснении Министерство образования и науки РС(Я) указало, что описание объекта закупки не влекут за собой ограничение количества участников закупки, а установленный срок поставки связан с крайне коротким сроком строительного сезона и не ограничивается доставкой товара исключительно из регионов центральной России.

15.06.2017 по предписанию Управления заказчиком (Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия)) внесены изменения в данную закупку, при этом, требования описания объекта закупки в части обжалуемых заявителем позиций изменения не были внесены, то есть соответствовали предыдущей редакции от 24.04.2017.

15.06.2017 г. уполномоченным органом был размещен на официальном сайте ЕИС, номер извещения №0116200007917002439 на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году.

28.06.2017 в Управление поступила жалоба Общества на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере, заказчика Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году (изв. № 0116200007917002439).

         Далее, протоколом от 10.07.2017 г. №0116200007917002439-1, указано, что поступила только одна заявка - ООО «Сахастройсервис-2000», которая была признана победителем.

            Частью 2 конкурсной документации «Описание объекта закупки на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций Республики Саха (Якутия) в 2017 г.» установлено следующее.

            Наименование.

Поставка до г. Якутска и монтаж по месту распределения Заказчиком покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок размером 36х18 м (мультиспорт) из искусственной травы двухтональной высотой ворса не менее 20 не более 22 мм европейского качества с заводской разметкой под большой теннис.

Распределение площадок.

Хангаласский улус, МБОУ "Покровская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Покровск ул. Орджоникидзе,74.

            Сроки поставки и монтажа.

Срок поставки до города Якутска (база поставщика) - в течение 5 (пяти) дней с момента заключения настоящего государственного контракта согласно распределению Заказчиком, монтаж -  в течение 10 (десяти) дней после готовности основания площадок образовательных организаций к монтажу покрытия.

            Состав комплекта:

1.         Покрытие из искусственной травы для открытой многофункциональной спортивной площадки (мультиспорт) размером 36х18 м двухтональной (цвет голубой – зеленый) высотой ворса не менее 20 не более 22 мм европейского качества с заводской разметкой под большой теннис + 5% на раскрой – не менее 680,4 м2

2.         Клей синтетический двухкомпонентный европейского качества – не менее 7 банок по 13,2 кг.

3.         Лента для склеивания стыков из полиэстера европейского качества – не менее 650 м.

4.         Лента разметочная из искусственной травы (белая, желтая, красная) для трех видов спорта (волейбол, баскетбол, мини-футбол) европейского качества - не менее 520 м.

            Якутским УФАС России был рассмотрен прежний опыт закупок покрытий для спортивных площадок Министерством образования и науки РС(Я).

Таблица №1.

Номер

Сумма, ₽

Предмет договора

Поставщик

Дата заключения контракта

2143505452517000063

1 250 000

Поставка и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок образовательных организаций РС(Я) в 2017 году

ООО "Сахастройсервис-2000"

04.07.2017

2143505452516000097

1 250 000

Поставка и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок

ООО "Сахастройсервис-2000"

28.09.2016

2143505452516000081

6 250 000

Поставка и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок

ООО "Сахастройсервис-2000"

05.09.2016

2143505452515000104

6 250 000

поставка и монтаж покрытий для открытой многофункциональной спортивной площадки для образовательных организаций Республики Саха (Якутия)

ООО "Сахастройсервис-2000"

17.08.2015

0316200000814000051

7 960 000

Поставка и монтаж покрытия для открытой многофункциональной спортивной площадки

ООО "Сахастройсервис-2000"

05.06.2014

0316200000813000104

10 000 000

Поставка и монтаж покрытия для открытой многофункциональной спортивной площадки

ООО "Сахастройсервис-2000"

08.07.2013

0316200000813000023

9 950 000

Поставка и монтаж покрытия для открытой многофункциональной спортивной площадки

ООО "Сахастройсервис-2000"

15.03.2013

0316200000812000082

10 000 000

Поставка и монтаж покрытия для открытой многофункциональной спортивной площадки

ООО "Сахастройсервис-2000"

13.07.2012

0316200000811000091

3 500 000

Поставка и монтаж покрытия для открытой многофункциональной спортивной площадки для образовательных учреждений Горного улуса

ООО "Сахастройсервис-2000"

18.08.2011

0316200000811000024

2 000 000

Поставка и монтаж покрытия для открытой многофункциональной спортивной площадки

ООО "Сахастройсервис-2000"

14.02.2011

 

            Анализ аукционной документации вышеуказанных закупок показывает, что срок поставки товара по всем закупкам составляет от 3х до 10ти дней.

            Исходя из вышеуказанного, Якутским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства на основании Приказа от 10.08.2017 №68.

Определением от 25.10.2017 г. дело переквалифицировано с п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции на ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные документы, Комиссия Якутского УФАС России приходит к следующим выводам.

Довод заявителя о том, что НМЦ аукциона сформирована на основании данных только ООО «Плюс», ЗАО «Сибирский стекломонтаж» и ООО «Сахастройсервис-2000» не нашел своего подтверждения.

            В материалах дела имеются копии запросов Министерства образования РС(Я) в адрес ООО «Хэппи Айленд», ООО «Монолит ДВ», ИП <***>, ЗАО «Сибирский стекломонтаж», ООО «Сахастройсервис», ООО «Плюс», ООО «ВЭДОС», и ответы на них от следующих хозяйствующих субъектов ООО «Монолит ДВ», ИП <***>, ЗАО «Сибирский стекломонтаж», ООО «Сахастройсервис-2000», ООО «Плюс», ООО «Вэдос», ООО «Хэппи Айленд ДВ».

            Между тем, как установлено проверкой Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (письмо вх.№16-1-33/4-1628), Министерством образования и науки РС(Я) не соблюдается п.п.3.12 Методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 №567 – коммерческие предложения, получение по запросу от 20.03.2017 №01-29/1356 от 7 поставщиков, не зарегистрированы в делопроизводстве.

           В размещенной в ЕИС системе в обосновании начальной максимальной цены контракта указано, что расчет произведен на основании следующей информации.

  1. Поставщик №1 от 02.03.2017 г. №б/н;
  2. Поставщик №2 от 09.02.2017 №б/н;
  3. Поставщик №3 от 26.02.2017 №б/н;

При этом, при проведении проверки, Министерство образования и науки РС(Я) письмом от 04.10.2017 №01-29/6802 поясняет, что расчет НМЦК произведен на основании коммерческих предложений ООО «Сахастройсервис-2000», ИП <***>, ООО «ХэппиАйленд-ДВ».

Якутским УФАС установлено, что коммерческое предложение ИП <***> датировано 03.04.2017 г., даты поступления в Министерство нет. В целом, все коммерческие предложения были направлены 20.03.2017 г.

Далее, в соответствии с проведенной Министерством финансов РС(Я) проверкой, согласно объяснительной руководителя государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Республиканский центр физического воспитания и детско-юношеского спорта Министерства образования РС(Я) (далее – ГБОУ ДОД «РЦФВДЮС МО РС(Я)» в структуре Министерства образования и науки РС(Я) координатор работы по физическому воспитанию, организацию работы по совершенствованию здоровьесберегающих условий в образовательных организациях на территории РС(Я) осуществляет ГБОУ ДОД «РЦФВДЮС МО РС(Я)».

Руководитель ГБОУ ДОД «РЦФВДЮС МО РС(Я)» в письме от 03.10.2017 также поясняет, что расчет НМЦК произведен на основании коммерческих предложений указанных поставщиков. Переписка с поставщиками велась по ее личной электронной почте и что во время заседания комиссии Якутского УФАС по рассмотрению жалобы, попросили в срочном порядке предоставить коммерческие предложения, поэтому были предоставлены только 3 коммерческих предложения.

Таким образом, определить достоверность пояснений Министерства образования и науки РС(Я) о том, что обоснование НМЦК произведено на основании коммерческих предложений ООО «Сахастройсервис-2000», ИП <***>, ООО «ХэппиАйленд-ДВ» вместо указанных в жалобе ООО «Промышленная комплектация поставщиков невозможно.

Далее, выводы Якутского УФАС России касательно требования заказчика поставки продукции сроком до 5ти дней.

Предметом закупки являлась поставка до г. Якутска и монтаж в МБОУ "Покровская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Заказчиком покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок размером 36х18 м (мультиспорт) из искусственной травы двухтональной высотой ворса не менее 20 не более 22 мм европейского качества с заводской разметкой под большой теннис.

В адрес Якутского УФАС России поступили пояснения от директора МБОУ «Покровская СОШ №1», указывающее на то, что школа просила установить покрытие в кратчайшие сроки, а именно в течение 3-5 дней в связи с коротким летним периодом.

ООО «Промышленная комплектация», при первоначальных условиях аукциона, была подана заявка на участие в данном аукционе, соответственно, заявитель был согласен с оспариваемыми условиями.

Дополнительно, письмом исх.№01-29/5258 от 15.08.2017 г. Министерство образования и науки РС(Я) пояснило что сроки поставки в течение 5 дней с момента заключения контракта в техническом задании указаны с учетом необходимости своевременного освоения федеральных средств в установленные соглашением сроки и сроков проведения аукциона. Согласно выписке из лицевого счета получателя, бюджетных средств, федеральные средства поступили 16 мая 2017 года. из поступивших средств часть планировалась использовать на поставку и монтаж покрытия для открытых многофункциональных спортивных площадок для 7 общеобразовательных организаций.

Касательно требований заказчика о заводской разметке под большой теннис в аукционной документации, которое является размытым, так как одновременно в документации установлены требования, предусматривающие не заводскую разметку: п.4 лента разметочная из искусственной травы для трех видов спорта (волейбол, мини-футбол, баскетбол);

Требование о разметке под большой теннис обусловлено потребностями заказчика.

Касательно довода заявителя о том, что требование заказчика о покрытии европейского качества, которое также является размытым.

Требований к стране происхождения товара, являющегося предметом поставки в аукционной документации не установлены, покрытия для открытых многофункциональных площадок могут быть произведены в любой стране.

Существует специальная маркировка товаров «СЕ» - подразумевающая соответствие товара европейскому качеству и представляющая собой специальный знак, наносимый на изделие и удостоверяющий соответствие изделия основным директивам Евросоюза, стандартам Евросоюза. Данная маркировка указывает на то, что изделие не наносит вред здоровью потребителей, и безвредно для окружающей среды.

По факту поставки качество покрытий для многофункциональных спортивных площадок будет проверяться на соответствие европейским стандартам DIN, при этом требования к покрытиям для открытых многофункциональных спортивных площадок установлены в соответствии с данными стандартами, что указано в описании объекта закупки.

Из норм Закона о контрактной системе следует, что, устанавливая требования к поставляемому товару заказчики, в первую очередь, должны руководствоваться из собственных потребностей, которые выражаются в необходимости достижения заданных результатов осуществления закупки.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара (Заказчик не ограничивает участников закупки в части исполнения контракта и проект контракта не ограничивает поставщика в привлечении третьих лиц).

В рассматриваемом случае, географическим границами рынка является Республика Саха (Якутия), товарными границами является поставка и монтаж покрытий для открытых многофункциональных спортивных площадок. Временной промежуток – 2017 год.

Исходя из вышеуказанного, теоретически, в закупке мог принять участие любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории РФ.

Исходя из писем, направленных Министерством образования и науки РС(Я), установлены несколько хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по поставке и монтажу покрытий для открытых многофункциональных спортивных площадок. Довод о том, что ООО «Сахастройсервис-2000» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим такую деятельность на территории РС(Я) не находит своего подтверждения.

В ходе рассмотрения дела не установлено, что заявитель ранее осуществлял деятельность по поставке и монтажу покрытий для открытых многофункциональных спортивных площадок. Основным ОКВЭД ООО «Промышленная комплектация» является «Производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ» (Код ОКВЭД2 43.2), из 27 выигранных компанией государственных контрактов 26 контрактов связаны с производством электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ обслуживание, установка пожарных сигнализаций и т.п.).

В таком случае, так же, как и ООО «Сахастройсервис-2000», ООО «Промышленная комплектация» имело возможность принять участие и победить в рассматриваемом аукционе (посредством привлечения третьих лиц, или заключения договора поставки/купли-продажи многофункциональных спортивных площадок).

Имеется решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.12.2017 г., по делу А58-7651/2017 (оспаривалось решение Якутского УФАС России №06-674/17т о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 11.07.2017 г.), которым установлено, что вышеуказанные доводы заявителя были признаны необоснованными, суд пришел к выводу об отсутствии ограничения конкуренции в настоящем случае.

Дополнительно также Комиссией принимается во внимание факт того, что в отношении директора ООО «Промышленная комплектация» 19.06.2017 г. было возбуждено уголовное дело №011702980002 по признакам состава преступления, предусмотренного п «г» ч.7 ст.204 УК.

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила отсутствие нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых комиссией действиях Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА

  1. Прекратить рассмотрение дела №02-45/17А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Решение комиссии антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны