Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-45/18.1-17 от 23 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №02-45/18.1-17

 

г. Якутск                                                    резолютивная часть оглашена «13» марта 2017 г.

                                                                    изготовлено в полном объеме «16» марта 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в составе:

<…> –  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии,

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

<…>. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

от заявителя  - ИП <…>, направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя,

от ответчика – ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей», надлежащим образом извещен, не явился;

по результатам рассмотрения жалобы ИП <…> на действия ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» при проведении запроса предложений в электронной форме на техническое обслуживание Тойота, Хендай в соответствии с техническими условиями и регламентом,

УСТАНОВИЛА:

 

02 марта 2017г. в Якутское УФАС России поступила жалоба ИП <…> (далее – ИП <…>.) на действия ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на техническое обслуживание Тойота, Хендай в соответствии с техническими условиями и регламентом  (Извещение №31704696993 от 24.01.2017г.. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru), в которой сообщается следующее.

20 февраля 2017г. заказчиком был размещен протокол о выборе исполнителя, где победителем признан ИП <…>., цена предложения которого после переторжки составила 751 000,00 рублей. Вместе с тем, заявителем при окончательном определении стоимости предложения были учтены антидемпинговые условия Положения о закупках ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей», не позволяющие снижение цены предложения более чем на 25% от начальной (максимальной) цены.

            Также согласно закупочной документации и условиям договора, техническое обслуживание Тойота, Хендай предполагает оказание Исполнителем услуг и предоставление запасных частей за счет Исполнителя. Однако начальная (максимальная) стоимость, перечень запасных частей в закупочной документации не указаны. Отсутствует техническое задание на оказание услуг и перечень, также нет регламента, на который Заказчик ссылается в наименовании закупочной процедуры.

Таким образом, в извещении о закупке и закупочной документации в нарушение принципа информационной открытости и требований к информационному обеспечению закупки не содержится порядок формирования цены договора.

            Также на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не был размещен проект договора, который является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом Заказчик в закупочной документации ссылается на условия договора, в котором определяется порядок формирования цены.

13 марта 2017г. вх.№2129п в УФАС по РС(Я) поступило возражение ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» (далее – ООО «Ленское ПТЭС»), в которой ответчик поясняет следующее.

24.01.2017г. на ЭТП zakupki.alrosa.ru была размещена закупочная процедура на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей марки Тойота, Хендай (запрос предложений проводился в электронной форме). Однако из-за технических неполадок на ЭТП zakupki.alrosa.ru не был прикреплен файл проекта договора, о чем ответчику не было известно. Также заявляет, что участник закупочной процедуры имеет право на подачу запроса на разъяснения согласно Закону №223-ФЗ, а также Положению о закупках ООО «Ленское ПТЭС». Однако участник закупочной процедуры не воспользовался данным правом. По жалобе заявителя сообщает, что Положение о закупках ООО «Ленское ПТЭС» не предусматривает антидемпинговых мер, которые не позволяли бы снижение цены предложения более чем на 25%.

Также 27.02.2017г. между ООО «Ленское ПТЭС» и победителем закупочной процедуры ИП Негрий Р.Р. был заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию автомобилей марки Тойота, Хендай.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующим выводам.

24.01.2017г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано Извещение №31704696993 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на техническое обслуживание автомобилей марки Тойота, Хендай.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 180 000,00 рублей.

Дата начала и окончания приема заявок: с момента публикации извещения; окончание: "09" февраля 2017 года в 14:30 ч.

Согласно Выписке из протокола заседания Тендерной комиссии №5 от 17.02.2017, решением протокола № 4 от 14.02.2017 г. были допущены до процедуры уторгования следующие участники:

1. ИП <…>- цена предложения: 989 000,00 (девятьсот восемьдесят девять тысяч рублей 00 копеек), без учета НДС;

2. ИП <…>. - цена предложения: 900 000,00 (девятьсот тысяч рублей 00 копеек), без учета НДС.

Цена участников после уторгования составила:

1. ИП <…>. - 751 000,00 (семьсот пятьдесят одна тысяча рублей 00 копеек) без учета НДС;

2. ИП <…>- 880 000,00 (восемьсот восемьдесят тысяч рублей 00 копеек) без учета НДС.

Самым экономически обоснованным признано предложение ИП <…> по критерию: минимальная цена заявки.

Тендерная комиссия решила заключить договор на техническое обслуживание и ремонт автомобилей "Хендай", "Тойота" с ИП <…> на следующих условиях:

- предмет договора: оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей "Хендай", "Тойота".

- срок оказания услуг: с момента заключения договора по 31.12.2017 г.

- цена договора: 751 000,00 (семьсот пятьдесят одна тысяча рублей 00 копеек) без учета НДС.

- форма оплаты: оплата по факту выполненных работ на основании выставленных счетов в течение 30 банковских дней с даты получения счета

- источник финансирования: смета затрат.

1. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 указанной статьи положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организатор торгов при проведении закупки путем запроса предложений руководствуется нормами Закона о закупках, принятым в соответствии с ним Положением о закупках ООО Ленское ПТЭС», утвержденным решением единственного участника №18 от 19.12.2016г., а также Закупочной документацией.

Антимонопольный орган, рассмотрев Положение о закупках ООО «Ленское ПТЭС», в том числе статью 29.13 Положения, приходит к выводу об отсутствии условий  о применении заказчиком антидемпинговых мер.

Таким образом, действия Закупочной комиссии по определению победителя ИП Негрий Р.Р. на основании предложения минимальной цены по результатам проведения переторжки признаны антимонопольным органом обоснованными и правомерными.

2. Согласно Закупочной документации ООО «Ленское ПТЭС» в г. Ленске проводит закупочную процедуру путем открытого запроса по поставке/оказанию услуг/выполнению работ на техническое обслуживание автомобилей Тойота, Хендай в соответствии с техническими условиями и регламентом.

Также в соответствии с Закупочной документацией оценка предложений на участие в конкурентной закупочной процедуре будет осуществляться Тендерной комиссией по основным критериям, в т. ч. соответствие продукции техническому заданию, предоставление документации, указанной в техническом задании.

В силу п.3 ч.9 ст.4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно п.3 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Однако Комиссией антимонопольного органа установлено неразмещение Заказчиком в единой информационной системе технического задания, содержащего объем оказываемых услуг, их количественных, качественных характеристик, а также технических условий и регламента, указанных в Документации.

Размещение таких сведений в иных источниках не может подменить ее размещение в единой информационной системе в составе закупочной документации. Ссылки в документации на технические условия, которые отсутствуют в публичном доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, также не могут рассматриваться в качестве надлежащего исполнения заказчиком установленной обязанности по отражению в закупочной документации характеристик услуг.

Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность участника однозначно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований и необходимых для предоставления в составе заявки документов, последовательность проведения закупочных процедур.

Кроме того, согласно п.7 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Якутское УФАС России также приходит к выводу об отсутствии в Закупочной документации порядка формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Часть 5 статьи 4 Закона о закупках закрепляет, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Якутским УФАС России установлено отсутствие размещения в единой информационной системе проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, что является нарушением ч.5 ст.4 Закона о закупках.

Часть 1 статьи 3 Закона о закупках закрепляет принципы, которыми  должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Неразмещение ООО «Ленское ПТЭС» обязательных для опубликования сведений в составе Извещения, Закупочной документации влечет нарушение Заказчиком принципов информационной открытости, равноправия, справедливости при проведении закупки.

Таким образом, доводы заявителя ИП <…> о нарушении ООО «Ленское ПТЭС» порядка организации запроса предложений в электронной форме на техническое обслуживание автомобилей марки Тойота, Хендай Комиссией по рассмотрению жалобы №02-45/18.1-17 признаны обоснованными.

3. Согласно ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам проведения закупки 27 февраля 2017г. Заказчиком с ИП <…> заключен Договор оказания услуг №64/17.

Между тем Комиссией УФАС по РС(Я) установлено, что протокол рассмотрения предложений и выбор исполнителя № 31704696993-02 опубликован на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 20 февраля 2017г.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Согласно ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, Закон о защите конкуренции в целях защиты прав лиц, в том числе и участников торгов, а также предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устанавливает 10-дневный срок для обжалования действий (бездействия) заказчиков, организаторов торгов, конкурсной, аукционной комиссии при организации и проведении торгов, в том числе аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Заключение организатором закупки договора по результатам проведения запроса предложений по истечении 7 дней противоречит части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и нарушает права участников торгов, законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены действиями заказчиков, организаторов торгов, конкурсной, аукционной комиссии, а именно препятствует реализации прав иных участников аукциона на 10-дневное обжалование результатов торгов.

Целью установления обязательного 10-дневного срока на заключение договора по итогам аукциона является расширение возможностей участия юридических и физических лиц в  торгах, стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика, организатора торгов, аукционной или конкурсной комиссии в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Заключение договора по результатам торгов в короткие сроки исключает возможность административного контроля со стороны антимонопольного органа, а также  применения оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Кроме того, в соответствии со статьей 35 Положения о закупках Заказчика по итогам проведения процедуры закупки договор заключается в срок, установленный извещением и/или документацией о закупке согласно требованиям законодательства. Срок для заключения договора должен быть установлен не ранее 10 дней и не позднее 6 месяцев с момента размещения в ЕИС протокола по итогам закупки.

Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу о нарушении Заказчиком 10-дневного срока заключения договора по результатам проведения закупки.

В связи с вышеуказанным, Комиссия Якутского УФАС России приходит также к выводу о невозможности выдачи ООО «Ленское ПТЭС» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов по результатам рассмотрения жалобы №02-45/18.1-17.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <…> на действия ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» при проведении запроса предложений в электронной форме на техническое обслуживание Тойота, Хендай в соответствии с техническими условиями и регламентом (Извещение №31704696993 от 24.01.2017г.. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru) обоснованной;

2. Рассмотреть вопрос о привлечении ООО «Ленское предприятие тепловых и электрических сетей» к административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения запроса предложений в электронной форме на техническое обслуживание Тойота, Хендай в соответствии с техническими условиями и регламентом.

                                                                                        

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны