Предупреждение №02/4586 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НА... от 23 августа 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Администрации городского округа «город Якутск» РС (Я)
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ
НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
08 июня 2016 года (вх. № "***" от "***" г.) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило коллективное заявление от индивидуальных предпринимателей города Якутска, 10 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (вх. № "***" от "***") поступило заявление от ИП "***", перенаправленное от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РС (Я), с жалобой на действия Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» (далее – МУП «Ритуал»), адрес местонахождения: 677901, г. Якутск, мкр. Марха, Маганский тракт, 3 км., выразившихся в взимании сборов и платежей за регистрацию и установку надгробных сооружений с населения и индивидуальных предпринимателей города Якутска.
В ходе рассмотрения указанного заявления Якутским УФАС России установлено, что Постановлением окружной администрации города Якутска от 03.02.2016 года № 25п «О деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе «город Якутск» утверждены Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела городского округа «город Якутск» (Приложение № 1) и Положение о порядке работы муниципальных кладбищ в городском округе «город Якутск» (Приложение № 2).
В соответствии с распоряжением главы городского округа «город Якутск» от 03.03.2011 г. № 185р МУП «Ритуал» определено специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Такие обязанности установлены в Главе II «Гарантии осуществления погребения» Закона о погребении. Это обязанности:
- по исполнению волеизъявления умершего в случаях, установленных частью 2 статьи 7 Закона о погребении;
- по оказанию на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем (статья 9) с возмещением стоимости услуг в установленном законом порядке;
- по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки (статья 12) с возмещением стоимости услуг в установленном законом порядке.
Закон о погребении не содержит запретов на оказание специализированными службами услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению. Точно также данный закон не лишает права иных лиц заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Поэтому специализированная служба может оказывать такие услуги, действуя как хозяйствующий субъект на равных с другими хозяйствующими субъектами условиях на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с нормами Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела городского округа «город Якутск», Положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городском округе «город Якутск» (Приложения № 1,2 к постановлению администрации № 25п) к функциям специализированной службы отнесены в том числе выдача разрешения на захоронение, перерегистрация захоронения на другого гражданина (организацию), выдача удостоверений о захоронении, выдача разрешений на захоронение в родственные могилы, на которые нет архивных документов или на свободные места в оградах с такими могилами, выдача разрешения на установку или замены надмогильного сооружения и ограды на городских кладбищах, регистрация установленных памятников.
Установление в муниципальном акте указанных положений наделило предприятие рядом функций организационно-распорядительного характера в сфере организации ритуальных услуг, которые относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Помимо указанного перечня функций, постановлением администрации № 25п, МУП «Ритуал» наделено полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по содержанию мест погребений (пункт 3.1 приложения №1).
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
В виду того, что выполнение работ по содержанию мест захоронений, в силу Закона №131-ФЗ является потребностью городского округа, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления в рассматриваемой сфере правоотношений, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой, для удовлетворения которых предусмотрено проведение публичных процедур.
Администрация постановлением №25п, а именно в пунктах 2.1 Положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городском округа «город Якутск» установила, что городские кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в хозяйственном ведении специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Необходимо отметить, что кладбища представляют собой, прежде всего, земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны, и, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения и, соответственно, являются землями особо охраняемых территорий.
Наличие в муниципальном акте такой нормы идет в разрез с нормами и принципами Закона о погребении, земельным законодательством, определяющих статус земель общественных кладбищ. Указанное обстоятельство дополнительно подчеркивает исключительное положение специализированной службы на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению на территории города Якутска. Вместе с указанными в настоящем предупреждении конкретными пунктами постановлений администрации №25п это создает возможность МУП «Ритуал» определять условия осуществления предпринимательской деятельности другими хозяйствующими субъектами, в том числе его непосредственными конкурентами.
Таким образом, постановление окружной администрации от 03.02.2016 года № 25п «О деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском округе «город Якутск» (Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела городского округа «город Якутск» (Приложение № 1) и Положение о порядке работы муниципальных кладбищ в городском округе «город Якутск» (Приложение № 2) в ныне действующей редакции содержит положения, ограничивающие конкуренцию, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдается предупреждения в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
В связи с наличием в действиях Администрации городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия) (677000, РС (Я), г. Якутск, пр.Ленина, 15) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.20016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.20016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости изменения данного правового акта путем исключения пунктов 2.13, 3.1 (в части устройства и содержания мест погребений) Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела городского округа «город Якутск» (Приложение № 1), исключения пунктов 2.1, 3.1, 3.8, 3.9, 3.12, 4.3, 4.4 Положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городском округе «город Якутск» (Приложение № 2).
Настоящее Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению Администрацией ГО «город Якутск» в срок, не превышающий 15 календарных дней с момента его получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Якутское УФАС в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7,8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Врио руководителя "***"