Определение б/н Определение об отложении дела №02-47/17А от 26 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении дела №02-47/17А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

«30» августа 2017 г.                                                                                                                                                                                                                                  г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании Приказа №71 от 21.08.2017 г. о возбуждении дела № 02-47/17А по признакам нарушения ОАО «ЯТЭК» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Якутского УФАС России 18.05.2017 г. поступило заявление физического лица, указывающее о наличии в действиях на действия ОАО «ЯТЭК», признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем установления и поддержания монопольно высокой цены на пропан-бутан автомобильный.

В заявлении указывается следующее. В г.Якутске есть две организации, торгующие ПБА – ОАО «ЯТЭК» и АО «СТНГ». За год произошел резкий скачок ценна ПА с 15 рублей до 20 у ОАО «ЯТЭК» и с 16 руб. до 20 руб. у АО «СТНГ».

Но у ЯТЭК находится в собственности газоконденсатное месторождение. СТНГ покупает природный газ у ЯТЭК и отправляет по газопроводу в г.Якутск, после чего из этого газа получается ПБА. В 2016 года ЯТЭК запустила комплексную подготовку газа. В подготовку входят осушка и сепарация, что может привести к сильному снижению ПБА в природном газе, приобретаемом СТНГ. В связи с чем, СТНГ является заложником ЯТЭК по реализации ПБА.

Якутским УФАС России были направлены запросы в адрес вышеуказанных компаний.

В соответствии с предварительными данными, доминирующее положение на территории г.Якутска на рынке розничной реализации ПБА занимают АО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «ЯТЭК».

Изучив представленные документы и информацию АО «ЯТЭК», установлено следующее.

Письмом от №1387-11 от 17.07.2017 г. ОАО «ЯТЭК» представило пояснения касательно повышения цен. Фактические затраты на ПБА, реализуемый в розницу, за 1 квартал 2017 г. составили 44587 тыс.руб. Затраты на производство ПБА (табл.1) включают в себя следующие разделы и статьи.

Табл.1

Себестоимость ПБА за 1 кв.17, тыс.руб.

2

Себестоимость без амортизации, в т.ч.

***

2.1

ФОТ

***

2.2

Сырье

***

2.3

Э/Э

***

2.4

МПЗ

***

2.5

Ремонты

***

2.6

Прочие налоги

***

2.7

Прочие расходы

***

3

Коммерческие расходы, в т.ч.

***

3.1

ФОТ

***

3.2

МПЗ

***

3.3

ремонты

***

3.4

Э/Э

***

3.5

теплоэнергия

***

3.6

транспортные

***

3.7

прочие

***

4

Накладные расходы

***

5

Сальдо прочих доходов и расходов

***

6

Амортизация

***

7

Сальдо финансовых доходов и расходов

***

 

ИТОГО

***

Учитывая, что объем реализации за первый квартал составил 3153,8 тыс.л., при средней цене 20 руб./л. (с НДС) рентабельность составила 17%, что является низким показателем, учитывая необходимость инвестирования средств в транспортную инфраструктуру по доставке, хранению, перевалке ПБА, строительству новых АГЗС, повышения надежности и безопасности оборудования, качества обслуживания и т.д.

Табл.2

Фактическая рентабельность 1 л. ПБА, реализуемого в розницу, за 1 кв.2017 г.

Цена реализации, руб./л

20,0

Затраты, руб./л

16,7

Наценка, руб./л.

3,3

Рентабельность

17%

 

Минимальный размер рентабельности, требуемый для нормального развития данного направления, по оценкам АО «ЯТЭК» находится на уровне 24%. Для его достижения необходимо повышения до 22 руб./л.

Табл.3

Расчетная рентабельность 1 л. ПБА, реализуемого в розницу, по данным 1 кв.2017 г.

Цена реализации, руб./л

22,0

Затраты, руб./л

16,7

Наценка, руб./л.

5,3

Рентабельность

24%

 

Далее, ОАО «ЯТЭК» была представлена информация об объемах производства и реализации ПБА, динамики изменения стоимости ПБА.

Табл.4

           

 

дек.15

1 кв. 2016

2 кв. 2016

3 кв. 2016

4 кв. 2016

1 кв. 2017

2 кв.2017 (июнь-июль)

Объем реализации тонн розница

129

1310

817

1796

2630

2254

1507

Объем реализации тонн опт

125

820

210

1519

2033

1818

1561

Объем производства, тонн (всего)

1286,84

1624,71

1835,76

2882,91

5364,46

5785,44

4366,12

               

Стоимость ПБА

15

15

18

18

20

20

22

 

В соответствии с технологией выработки ПБА, деэтанизированный конденсат с низа колонн 20К-1 (20К-2) по линии КГ12 (КГ13) подается в питающую часть колонны 20К-3. В колонне 20К-3 происходит стабилизация деэтанизированного конденсата, в результате чего, с верха колонны стабилизация выходит фракция С3-С4 (смесь пропана и бутана), с низа колонные выходит стабильный газовый конденсат.

Табл.5

 

2015

2016

2017

 

4 кв.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

Стабильный конденсат

91,5

 

88,8

94,9

81,3

86,4

85,1

78,3

ПБА

8,5

11,2

5,1

18,7

13,6

14,9

21,7

 

Исходя из вышеуказанной таблицы следует, что доля расхода нестабильного конденсата на ПБА увеличивается, примерно 80-85% нестабильного конденсата направляется на производство ГКС, а около 15-20% на производство ПБА.

Письмом №1673-15 от 15.08.2017 г. ОАО «ЯТЭК» представило следующие сведения, касательно калькуляции стоимости ПБА.

Себестоимость реализации ПБА за 1 кв.2017 г. составила *** тыс.руб., включая оптовую и розничную продажи. Из них, фактическая себестоимость реализации ПБА в розницу составила *** тыс.руб. расчет выполнен согласно распределению общих понесенных затрат, на оптовую и розничную продажи по объемам реализованной продукции. (Данная сумма подтверждается выгрузкой со сч. 90.02.1 бухгалтерского учета.)

Коммерческие расходы за 1 к.2017 г. составили *** тыс.руб., включая оптовую и розничные продажи. Сумма затрат, отнесенная на розничные продажи, составила *** тыс.руб., наиболее весовом статьей являются транспортные перевозки, учитывающие в своем составе перевозки сторонними организациями, аренду танк-контейнеров. (Данные еще не подтверждены)

Распределение накладных расходов согласно одной из рекомендованных общих методик, согласно п.2.10 п.п.2 положений учетной политики по бухгалтерскому учету ОАО «ЯТЭК», затраты отчетного периода, обусловленные процессами организации, управления, собираются на счете 26 №Общехозяйственные расходы» и признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности и списываются ежемесячно на счет 90.08.1 «Управленческие расходы». Поскольку общехозяйственные расходы не распределяются по видам деятельности, для целей управленческого учета указанные затраты распределены в расчете пропорционального выручке. Полученная сумма составила *** тыс.руб.- распределена по объёмам реализованной продукции – опт/розница. (Данные еще не подтверждены)

Сальдо прочих расходов и доходов. Согласно форме №2 бухгалтерского баланса за 1 кв.2017 г., при этом, наибольшая доля затрат ложится на розничные продажи (*** тыс.руб.), продиктована необходимостью развития направления розничной реализации ПБА, перевалке ПБА, строительство новых АГЗС, повышения надежности и безопасности оборудования, качества обслуживания.

Амортизационные затраты за 1 кв.2017 г., отнесенные на розничные продажи составили *** тыс.руб. Амортизационные отчисления по выпущенной продукции (ПБА) составили *** тыс.руб. (в соответствии с выгрузкой со сч.90.07.1 амортизация по ПБА составила *** руб.) Амортизационные отчисления на реализованную продукцию, согласно учетной политике предприятия, распределены и составили *** тыс.руб. Отнесенные расходы на розничную продажу – *** тыс.руб.- амортизация в составе себестоимости распределена относительно  реализованных объёмов опт/розница). Сумма амортизационных отчислений в составе коммерческих расходов – *** тыс.руб.

ОАО «ЯТЭК» указывает, что на предприятии имеется утвержденный уровень рентабельности продаж ПБА не менее 10%.

При этом, если даже учитывать представленную ОАО «ЯТЭК» калькуляцию себестоимости, общая себестоимость (итоговая) по розничной реализации ПБА составила *** тыс. руб., тогда как было реализовано за тот же период *** тыс.л. ПБА – соответственно, себестоимость 1 литра ПБА составила *** руб., а цена продажи 20 руб. Таким образом, рентабельность составляет 28%.

Также, в связи с тем, что в состав прочих доходов и расходов уже включены затраты на н развитие направления розничной реализации ПБА, перевалке ПБА, строительство новых АГЗС, повышения надежности и безопасности оборудования, качества обслуживания, повышение рентабельности нецелесообразно. При этом, установленная рентабельность продукции в компании составляет 10%, также, при расчете стоимости пропана-бутана автомобильного не учитывается рост объемов производства и реализации ПБА.

Приказом №71 от 21.08.2017 г. Якутского УФАС России возбуждено дело №02-47/17А и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, в действиях ОАО «ЯТЭК» по увеличению стоимости пропана-бутана автомобильного (розничного) обнаружены признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела были истребованы следующие документы и информация у ОАО «ЯТЭК»:

-  Копию учетной политики ОАО «ЯТЭК» в целях ведения бухгалтерского учета;

- Оборотно-сальдовую ведомость по счетам 90, 44 (со всеми номенклатурными группами) за 2016-2017 гг. в квартальном разрезе;

- Разделяется ли в бухгалтерском учете выручка и расходы по оптовым и розничным продажам ПБА?

- Коэффициент перевода ПБА с килограмма в литр;

- выписки со счетов бухгалтерского учета (ОСВ), подтверждающие коммерческие, накладные и прочие расходы за 2017 г.;

- расчет отнесенных коммерческих, накладных и прочих расходов на розничную продажу за период с 2016-2017 г. в ежеквартальном разрезе.

В адрес Якутского УФАС России поступило ходатайство ОАО «ЯТЭК» о продлении срока представления информации до 18.09.2017 г. Данное ходатайство было удовлетворено.

На рассмотрении дела 30.08.2017 г. представители ОАО «ЯТЭК» представили ходатайство о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, а также ходатайство об отложении дела до 31.10.2017 г.

Ходатайство о прекращении производства по делу № 02-47/17А о нарушении антимонопольного законодательства не может быть удовлетворено, в связи с тем, что отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «ЯТЭК» по установлению монопольно высокой цены на ПБА в настоящий момент не установлено (не доказано).

Как установлено антимонопольным органом, признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 в действиях ОАО «ЯТЭК» присутствуют, основания для прекращения производства по делу не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отклонить ходатайство ОАО «ЯТЭК» о прекращении производства по делу № 02-47/17А о нарушении антимонопольного законодательства
  2. Удовлетворить ходатайство ОАО «ЯТЭК» об отложении рассмотрения дела;
  3. Отложить рассмотрение дела № 02-47/17А о нарушении антимонопольного законодательства на 31 октября 2017 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, кабинет 213;
  4. Ответчику в срок до 01.10.2017 г. представить следующие документы:
  1.       правила (порядок) формирования цены на ПБА реализуемый в розницу;
  2. калькуляцию стоимости ПБА (розничного) за период с 2015-2017 г. (при каждом изменении цены);
  3. полную расшифровку затрат, в соответствии с ранее представленной калькуляцией - 44586 тыс. руб. за 1 квартал 2017 года;
  4. копию инвестиционной программы ОАО «ЯТЭК», содержащую информацию касательно развития реализации ПБА;
  5. таблицу, содержащую информацию, необходимую для расчета распределяемых затрат (коммерческие расходы, накладные расходы, прочие расходы и т.д.) на ПБА, реализуемый в розницу в зависимости от выручки по видам деятельности за период 2015-2017 г.
  1. Ответчику в срок до 15.10.2017 г. представить следующие документы:
  1. Документы, подтверждающие сумму необходимых расходов и прибыли, включенную в стоимость ПБА (розничного) за период 2016-2017 гг. (отдельно по кварталам), а именно: акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные документы, подтверждающие понесенные расходы.
  1. В случае отсутствия или невозможности представить какие-либо запрошенные документы, необходимо указать данное обстоятельство в письменном виде;
  2. В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны