Определение б/н Определение о приостановлении рассмотрения дела №02-47/17А о... от 7 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о приостановлении рассмотрения дела №02-47/17А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«27» апреля 2018 г.                                                                                                                                                                                                                                       г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе

Председателя комиссии <***> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

рассмотрев дело № 02-47/17А по признакам нарушения ОАО «ЯТЭК» (ИНН 1435032049, ОГРН 1021401062187) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

при участии представителей ОАО «ЯТЭК» по доверенности <***>, <***>

УСТАНОВИЛА:

В адрес Якутского УФАС России 18.05.2017 г. поступило заявление физического лица об установлении монопольно высоких цен на СУГ, реализуемый ОАО «ЯТЭК» и АО «Сахатранснефтегаз» в розницу на территории г.Якутск.

В заявлении указывается следующее. В г. Якутске есть две организации, торгующие ПБА – ОАО «ЯТЭК» и АО «СТНГ». За год произошел резкий скачок цен на ПБА с 15 рублей до 20 у ОАО «ЯТЭК» и с 16 руб. до 20 руб. у АО «СТНГ».

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, регулируется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных антимонопольным законодательством.

Доводы, изложенные в заявлении, указывают на признаки нарушения ОАО «ЯТЭК» п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом  1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара.

В соответствии с результатами предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке СУГ используемого в качестве автомобильного топлива, ОАО «ЯТЭК» занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке.

Согласно абзацу 4 пункта 4 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В рассматриваемом деле, последствием злоупотребления ОАО «ЯТЭК» доминирующим положением является ущемление интересов неограниченного круга лиц - потребителей.

Ниже представлена динамика стоимости пропана-бутана автомобильного, реализуемого ОАО «ЯТЭК».

Табл.2

 

 1 кв.2016

2 кв.2016

3 кв.2016

4 кв.2016

2016

1 кв.2017

2 кв.2017

Стоимость ПБА, руб./л

      15

15

18

18

 

20

22

Рост,% по отношению к пред.периоду

-

0

20

0

 

11,11

10

Данные таблицы: письмо ОАО «ЯТЭК» исх.№819-32 от 20.04.2017 г.

 

ОАО «ЯТЭК» Приказом №90п от 31.03.2017 установлена стоимость ПБА автомобильного 22 руб. за 1 литр.

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Законом о защите конкуренции выделяются два критерия (метода) определения монопольно высокой цены товара: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно и иным образом сходном товарном рынке).

Якутским УФАС России в целях установления монопольно высокой цены товара используется затратный метод.

Затратный метод установления монопольно высокой цены товара предполагает анализ размера расходов, необходимых для производства и реализации товара; оценку обоснованности произведенных затрат; расчет размера прибыли общества, оставшейся после погашения всех затрат и убытков.

В соответствии с имеющимися документами, Комиссией установлены некоторые неточности в представленной калькуляции и расшифровках затрат.

В целях проведения вышеуказанных расчетов, проверки обоснованности и достоверности сведений, Якутским УФАС России затребованы у ОАО «ЯТЭК» первичные документы, подтверждающие расходы, заложенные в калькуляцию стоимости ПБА.

В адрес комиссии Якутского УФАС России поступило пояснение о том, что требуемые документы (в том числе) в настоящее время не могут быть представлены в связи с выемкой документов правоохранительными органами. На рассмотрении дела представлен протокол обыска (выемки) от 01.04.2018 г.

Данное приводит к невозможности оценки и расчета антимонопольным органом установления монопольно высокой цены на ПБА, реализуемый ОАО «ЯТЭК». Факт установления монопольно высокой цены на ПБА, реализуемый ОАО «ЯТЭК» может быть определен Комиссией Якутского УФАС России только при предоставлении первичных документов, подтверждающих обоснованность и действительность включения конкретных расходов в стоимость продукции.

На рассмотрении дела ОАО «ЯТЭК» представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что по мнению компании, для Якутского УФАС России целесообразным является приобщение ответов ФАС России на запрос Якутского УФАС России (в настоящее время не полученных) а также корректировка имеющегося в материалах дела анализа состояния конкурентной среды.

Далее, на рассмотрении дела ОАО «ЯТЭК» представило следующие ходатайства:

- о приобщении аудиозаписи и ее расшифровки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- о приобщении сведений технического характера к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства (об обладании АО «Сахатранснефтегаз» собственными ресурсами для производства и реализации ПБА);

- о проведении экспертизы соответствия справки о сведениях технического характера (об обладании АО «Сахатранснефтегаз» собственными ресурсами для производства и реализации ПБА) действительности;

- о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ОАО «ЯТЭК» злоупотребления доминирующим положением.

Комиссией Якутского УФАС России рассмотрены вышеуказанные ходатайства и по результатам вынесены следующие решения.

- ходатайство о приобщении аудиозаписи и ее расшифровки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства удовлетворить, аудиозаписи и ее расшифровки приобщить к материалам дела;

- ходатайство о приобщении сведений технического характера к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства (об обладании АО «Сахатранснефтегаз» собственными ресурсами для производства и реализации ПБА) удовлетворить, документы приобщить к материалам дела;

- ходатайство о проведении экспертизы соответствия справки о сведениях технического характера (об обладании АО «Сахатранснефтегаз» собственными ресурсами для производства и реализации ПБА) действительности отклонить в связи с отсутствием необходимости в проведении данной экспертизы;

- о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ОАО «ЯТЭК» злоупотребления доминирующим положением отклонить, отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «ЯТЭК» по установлению монопольно высокой цены на ПБА в настоящий момент не установлено (не доказано).

Как установлено антимонопольным органом, признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 в действиях ОАО «ЯТЭК» присутствуют, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

- ходатайство об отложении рассмотрения дела отклонить в связи с принятием решения о приостановлении рассмотрения дела.

Вышеуказанное обстоятельство невозможности предоставления первичных документов приводит к невозможности оценки и расчета антимонопольным органом установления монопольно высокой цены на ПБА, реализуемый ОАО «ЯТЭК». Факт установления монопольно высокой цены на ПБА, реализуемый ОАО «ЯТЭК» может быть определен Комиссией Якутского УФАС России только при предоставлении первичных документов, подтверждающих обоснованность и действительность включения конкретных расходов в стоимость продукции.

Возобновление дела возможно в случае получения антимонопольным органом всех изъятых первичных документов, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3,5 ст. 47 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Приостановить рассмотрение дела №02-47/17А о нарушении антимонопольного законодательства до получения Комиссией документов, запрошенных Определениями об отложении рассмотрения дела от 30.03.2018 г. и от 19.01.2018 г., которые изъяты правоохранительными органами по уголовному делу <***>, а именно:

- Первичные документы с реестром, затраты по которым включены в стоимость ПБА, реализуемого в розницу, отдельно по статьях расходов, указанных ОАО «ЯТЭК» в расчете обоснования цены ПБА (себестоимость без амортизации, в т.ч. сырье, электроэнергия, МПЗ, ремонты, прочие налоги, прочие расходы; коммерческие расходы, в т.ч. МПЗ, Ремонты и пр.; и далее по статьям);

2.  При получении документов, ОАО «ЯТЭК» надлежит направить первичные документы с реестром, оформленным в следующем виде.

Например, по статье себестоимость без амортизации, представляемые данные будут выглядеть следующим образом.

 

Реестр документов, предоставляемых в обоснование статьи «себестоимость без амортизации» за 1 квартал 2017 г.

Наименование первичного документа и его реквизиты

Сумма, в тыс. руб.

1

Сырье

2774

1.1

… (первичный документ)

1.2

…(первичный документ)

2

Электроэнергия

400

 

…(первичный документ)

Итого

 

5204

 

Председатель Комиссии                       _____________________                          <***>

 

Члены комиссии:                                             ____________________               <***>

                                                                                  ____________________                 <***>

Связанные организации

Связанные организации не указаны