Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении дела № 02-47/17А о нарушении антимо... от 2 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении дела №02-47/17А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«31» октября 2017 г.                                                                                           г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании Приказа №71 от 21.08.2017 г. о возбуждении дела № 02-47/17А (Приказа №86 от 31.10.2017) по признакам нарушения ОАО «ЯТЭК» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Якутского УФАС России 18.05.2017 г. поступило заявление физического лица, указывающее о наличии в действиях на действия ОАО «ЯТЭК», признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем установления и поддержания монопольно высокой цены на пропан-бутан автомобильный.

Приказом №71 от 21.08.2017 г. Якутского УФАС России возбуждено дело №02-47/17А и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с предварительными данными, доминирующее положение на территории г.Якутска на рынке розничной реализации ПБА занимают АО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «ЯТЭК».

Письмом от №1387-11 от 17.07.2017 г. ОАО «ЯТЭК» представило пояснения касательно повышения цен. Фактические затраты на ПБА, реализуемый в розницу, за 1 квартал 2017 г. составили 44 587 тыс.руб. Затраты на производство ПБА (табл.1) включают в себя следующие разделы и статьи.

                         Табл.1

Себестоимость ПБА за 1 кв.17, тыс.руб.

 

2

Себестоимость без амортизации, в т.ч.

5203

2.1

ФОТ

909

2.2

Сырье

2773

2.3

Э/Э

399

2.4

МПЗ

46

2.5

Ремонты

63

2.6

Прочие налоги

954

2.7

Прочие расходы

58

3

Коммерческие расходы, в т.ч.

21294

3.1

ФОТ

8960

3.2

МПЗ

170

3.3

ремонты

71

3.4

Э/Э

619

3.5

теплоэнергия

18

3.6

транспортные

9333

3.7

прочие

2122

4

Накладные расходы

6330

5

Сальдо прочих доходов и расходов

230

6

Амортизация

6159

7

Сальдо финансовых доходов и расходов

5370

 

ИТОГО

44 586

 

Учитывая, что объем реализации за первый квартал составил 3153,8 тыс.л., при средней цене 20 руб./л. (с НДС) рентабельность составила 17%, что является низким показателем, учитывая необходимость инвестирования средств в транспортную инфраструктуру по доставке, хранению, перевалке ПБА, строительству новых АГЗС, повышения надежности и безопасности оборудования, качества обслуживания и т.д.

 

Табл.2

Фактическая рентабельность 1 л. ПБА, реализуемого в розницу, за 1 кв.2017 г.

Цена реализации, руб./л

20,0

Затраты, руб./л

16,7

Наценка, руб./л.

3,3

Рентабельность

17%

 

Между тем, установлено, что в случае, если себестоимость ПБА составила 44 586 тыс. руб., а объем реализации 3 153,8 тыс.л., то затраты на 1 литр ПБА не составят 16,7 руб./л., а составят 14,14 руб. Таким образом, рентабельность ПБА составит 29,3%, что выше запланированной необходимой рентабельности в 24 %.

В соответствии с представленными документами ОАО «ЯТЭК» минимальный размер рентабельности, требуемый для нормального развития данного направления, по оценкам АО «ЯТЭК» находится на уровне 24%. Для его достижения необходимо повышения до 22 руб./л.

ОАО «ЯТЭК» письмом №1469-15 от 25.07.2017 г. была представлена информация об объемах производства и реализации ПБА, динамики изменения стоимости ПБА.

Табл.3

           

 

дек.15

1 кв. 2016

2 кв. 2016

3 кв. 2016

4 кв. 2016

1 кв. 2017

2 кв.2017 (июнь-июль)

Объем реализации тонн розница

129

1310

817

1796

2630

2254

1507

Объем реализации тонн опт

125

820

210

1519

2033

1818

1561

Объем производства, тонн (всего)

1286,84

1624,71

1835,76

2882,91

5364,46

5785,44

4366,12

               

Стоимость ПБА

15

15

18

18

20

20

22

 

Далее, письмом б/н от 18.09.2017 г. на определение о назначении дела №02-47/17А ОАО «ЯТЭК» представило данные о расчете обоснования цены ПБА.

В соответствии с которым, объем реализации ПБА в тоннах составил в 1 кв. 2016 года 1310 тонн, во 2 кв.2016 года – 817 тонн, в 3 кв. – 1796 тонн, в 4 кв. 2410 тонн, в 1 кв.2017 года - 1924 тонн, во 2 кв.2017 года – 1507 тонн.

Таким образом, представленная информация об объемах реализации в 4 кв.2016 года и 1 кв.2017 года разнится.

 

Письмом №1673-15 от 15.08.2017 г. ОАО «ЯТЭК» представило следующие сведения, касательно калькуляции стоимости ПБА.

Себестоимость реализации ПБА за 1 кв.2017 г. составила 24 564,2 тыс.руб., включая оптовую и розничную продажи. Из них, фактическая себестоимость реализации ПБА в розницу составила 5 203 тыс.руб. расчет выполнен согласно распределению общих понесенных затрат, на оптовую и розничную продажи по объемам реализованной продукции. (Сумма в 24 564,2 тыс.руб подтверждается выпиской со сч. 90.02.1 бухгалтерского учета, подтверждающих расчетов суммы в 5203 тыс.руб. не представлено)

Коммерческие расходы за 1 к.2017 г. составили 43 401,9 тыс.руб., включая оптовую и розничные продажи. Сумма затрат, отнесенная на розничные продажи, составила 21 294 тыс.руб., наиболее весовом статьей являются транспортные перевозки, учитывающие в своем составе перевозки сторонними организациями, аренду танк-контейнеров и ФОТ.

Согласно пояснениям ОАО «ЯТЭК», в бухгалтерском учете данные расходы не распределяются на розничную и оптовую торговлю, распределение данных затрат произведено в соответствии с объемами реализации в опте и рознице.

Таким образом, ОАО «ЯТЭК» указывает на то, что прямые и коммерческие расходы распределены в соответствии с объемами реализации продукции.

Между тем, данное не подтверждается представленной информацией (см. Табл.4)

 

 

 

 

Табл.4

 

Показатели в соответствии с данными 1 кв.2017 г.

Показатель

Сумма, тыс.руб.

Оптовые продажи

Розничные продажи

Соотношение показателя розничных продаж к общему

Себестоимость реализации (прямые)

24 564,2

19 361,2

 

5 203

21%

Коммерческие расходы

43 401,9

22 107,9

21 294

49%

Объем реализации

4072

1818

2254

55%

 

Соотношение объема реализации оптовой и розничной за весь 2016 года составляет 50 %.

Письмом б/н от 18.09.2017 г., ОАО «ЯТЭК» представило следующую информацию.

1.Расшифровка коммерческих расходов. В данной таблице не указана сумма коммерческих расходов, сделать какие-либо выводы невозможно.

2.Также, представлена информация о коммерческих расходах, отнесенных на розничную продажу за 2016 год. Так, сумма коммерческих расходов за 2016 год составила 44 096,394 тыс. руб. – сопоставима с суммой коммерческих расходов за 2 квартала 2017 года.

3.Расшифровка статьи себестоимость 2017 г. Итого себестоимость розничных продаж ПБА, согласно таблице, составила 9 600 155 руб. Между тем, себестоимость, которая указывалась в калькуляции равна 5 203 тыс. руб.

4.Представлены данные о сумме выручки.

Выручка от реализации ПБА опт+розница 90.01.1 счет

1 кв.2016

2 кв.2016

3 кв.2016

4 кв.2016

1 кв.2017

2 кв.2017

50 693 387,87  

30 780 520,06  

91 993 336,09  

128 113 514,30  

157 287 027,27  

100 293 139,58  

 

Представлены данные о коммерческих расходах ОАО «ЯТЭК».

Расходы на продажу 90.07 (комм.расходы)

18 024 800,49  

14 425 971,08  

23 488 034,54  

 30 589 978,89  

 43 401 951,51  

44 500 150,20  

 

Амортизационные затраты за 1 кв.2017 г., отнесенные на розничные продажи составили 6 159 тыс.руб. помимо отнесенных амортизационных затрат в составе коммерческих расходов.

Согласно представленной информации, амортизационные отчисления по выпущенной продукции (ПБА) составили 107 895 тыс.руб. (в соответствии с выгрузкой со сч.90.07.1 амортизация по ПБА составила 43 401 951,51 руб.) Амортизационные отчисления на реализованную продукцию, согласно учетной политике предприятия, распределены и составили 11 248,7 тыс.руб. Отнесенные расходы на розничную продажу – 4395,3 тыс.руб.- амортизация в составе себестоимости распределена относительно  реализованных объёмов опт/розница). Сумма амортизационных отчислений в составе коммерческих расходов – 1763,7 тыс.руб.

ОАО «ЯТЭК» указывает, что на предприятии имеется утвержденный уровень рентабельности продаж ПБА не менее 10%.

Комиссия Якутского УФАС России установила, что в связи с тем, что в состав прочих доходов и расходов уже включены затраты на н развитие направления розничной реализации ПБА, перевалке ПБА, строительство новых АГЗС, повышения надежности и безопасности оборудования, качества обслуживания, повышение рентабельности нецелесообразно. А также установлено, что установленная рентабельность продукции в компании составляет 10% и при расчете стоимости пропана-бутана автомобильного не учитывается рост объемов производства и реализации ПБА.

Таким образом, по имеющимся в настоящий момент данным, обнаружены признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «ЯТЭК» по установлению цены на ПБА в 22 руб. за литр.

До момента рассмотрения дела 31.10.2017 г. компанией не представлен план счетов, являющийся частью учетной политики предприятия, инвестиционная программа.

 

На рассмотрении дела 31.10.2017 г. ОАО «ЯТЭК» представлены следующие ходатайства.

  1. Ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  2. Ходатайство об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства до 14.12.2017 г.

ОАО «ЯТЭК» подготавливаются ответы на запросы ЯУФАС №02/4382 от 19.09.2017 г., №2169-13 от 15.10.2017 г. В силу высокой загруженности специалистов ОАО «ЯТЭК» не было достаточного времени для формирования позиции по существу вменяемого нарушения, в частности, с точки зрения экономического обоснования установленной цены на реализуемый товар, а также довода об АО «СТНГ» как «заложника ОАО «ЯТЭК» по реализации «ПБА», ОАО «ЯТЭК» ходатайствует перед Комиссией об отложении рассмотрения дела до 14.12.2017 г.

  1. Ходатайство о приобщении аудиозаписи и ее расшифровки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  2. Ходатайство об изъятии документов из материалов дела.

По мнению ОАО «ЯТЭК», следующие документы не относятся к настоящему делу.

- письмо ОАО «ЯТЭК» исх.№2069-11 от 02.10.2017, направленное в ответ на запрос УФАС России по РС(Я) от 19.09.2017 исх.№02/4382 в рамках мониторинга оптовых цен на топливо;

- письма ОАО «ЯТЭК» от 15.10.2017 исх.2169-13 и от 13.10.2017, вх.№531ф.

 

Комиссией Якутского УФАС России рассмотрены следующие ходатайства и по результатам вынесены следующие решения.

Ходатайство о прекращении производства по делу № 02-47/17А о нарушении антимонопольного законодательства не может быть удовлетворено, в связи с тем, что отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «ЯТЭК» по установлению монопольно высокой цены на ПБА в настоящий момент не установлено (не доказано).

Как установлено антимонопольным органом, признаки нарушения п.1 ч.1 ст.10 в действиях ОАО «ЯТЭК» присутствуют, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Ходатайство о приобщении аудиозаписи и ее расшифровки к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства удовлетворено. Аудиозапись и ее расшифровка приобщена к материалам дела.

Ходатайство об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства до 14.12.2017 г. отклонено. Довод заявителя касательно того, что «АО «СТНГ является заложников ОАО «ЯТЭК» по реализации ПБА» Якутским УФАС не рассматривается. В настоящем деле предмет рассмотрения – установление ОАО «ЯТЭК» монопольно высокой цены на ПБА в 20 рублей в 1 квартале 2017 года, и 22 рубля во 2 квартале 2017 г.

Экономическое обоснование установления цен в компании должно иметься в компании до установления таких цен, а не во время рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Запрос ЯУФАС №02/4382 от 19.09.2017 г. не имеет отношения к настоящему делу, запрос направлен в рамках мониторинга цен компании на СУГ, предоставление такой информации носит еженедельный характер на протяжении последних 5 лет.

Ходатайство об изъятии документов из материалов дела удовлетворено в части изъятия из материалов дела письма ОАО «ЯТЭК» исх.№2069-11 от 02.10.2017. Письма ОАО «ЯТЭК» от 15.10.2017 исх.2169-13 и от 13.10.2017, вх.№531ф. по мнению Комиссии относятся к материалам дела – являются частью проводимого анализа состояния конкурентной среды.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Отложить рассмотрение дела № 02-47/17А о нарушении антимонопольного законодательства на 20 ноября 2017 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, кабинет 210;
  2. Ответчику в срок до 14.11.2017 г. представить следующие документы:
  1. Многофакторную финансовую модель развития реализации ПБА в ОАО «ЯТЭК» с пояснения касательно установления необходимого уровня рентабельности;
  2. План счетов (приложение №1 к Учетной политике ОАО «ЯТЭК»);
  3. Плановые и фактические объемы реализации и производства ПБА за 2015-2017 гг. в ежеквартальном разрезе в литрах и тоннах (данные представить в разрезе реализации оптом и в розницу отдельно;
  4. Расчет отнесения прямых затрат (себестоимости), коммерческих затрат, накладных затрат, амортизации к розничной или оптовой продаже ПБА в соответствии с нижеприведенной таблицей (за 1 кв.2017 г.) с представлением необходимых данных для сверки расчетов.

 

 

Показатель

Опт, руб.

Розница, руб.

Общая сумма расходов ПБА, руб.

Пояснения по распределению с представлением необходимых для расчета данных

Себестоимость без амортизации

?

5203

?

Например:

пропорционально объему. *Предоставляются данные объемов и т.д.

Коммерческие расходы

?

21294

?

 

Накладные расходы

?

6330

?

 

Сальдо прочих доходов и расходов

?

230

?

 

Амортизация

?

6159

?

 

Сальдо финансовых расходов

?

5370

?

 

ИТОГО

?

44 586,00  

?

 

* Необходимые для сверки расчетов данные могут быть представлены отдельно от данной таблицы.

  1. В случае отсутствия или невозможности представить какие-либо запрошенные документы, необходимо указать данное обстоятельство в письменном виде;
  2. В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства.

 

Председатель Комиссии                                     

Члены комиссии:         

                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны