Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №02-48/18.1-18 от 17 апреля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса»
677007, г. Якутск, ул. Чернышевского, д. 74
Тел.: 35-11-19
e-mail: yatts74@mail.ru
АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске»
677008, г. Якутск, ул. Бекетова, д. 6
Тел.: 35-39-20
e-mail: rdipi@mail.ru
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы №02-48/18.1-18
г. Якутск резолютивная часть оглашена «12» апреля 2018 г.
изготовлено в полном объеме «17» апреля 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в составе:
<....> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии,
<....> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии,
<....> – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии,
При участии:
от заявителя - ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС», представители по доверенности №01-30/293 от 04.04.2018г. <....> и <....>
от ответчика – АУ РС (Я) «РДИПИ в г. Якутске», представители <....> по доверенности № 10 от 03.04.2018г. и <....> по доверенности №11 от 03.04.2018г.
рассмотрев жалобу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский технологический техникум сервиса» на действия Автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку продуктов питания (хлеба и хлебобулочных изделий) для нужд АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» на 2018г.» (Извещение №31806208222), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» (вх. №2040 от 28.03.2018г.) с указанием на действия конкурсной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку продуктов питания (хлеба и хлебобулочных изделий) для нужд АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» на 2018г. извещение № 31806208222, а именно:
Согласно Протоколу проведения электронного аукциона №213609 от 28.03.2018 года, по результатам проведения электронного аукциона определение победителя осуществляется по заявкам следующих участников аукциона: АО «Якутский Хлебокомбинат» и ГАПОУ РС (Я) «Якутский технологический техникум сервиса».
На основании результатов проведения электронного аукциона договор заключается с участником - АО «Якутский Хлебокомбинат», который предложил наиболее низкую цену договора и заявка на участие, в аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Заявитель не согласен с результатами проведения электронного аукциона, считает его нарушающим законные права и интересы ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» как участника закупочной процедуры по нижеследующим обстоятельствам.
«23 марта 2018 года 09:10 ч. (по московскому времени) Заявителем была подана заявка на участие в электронном аукционе №31806208222, которой был присвоен порядковый номер <...> , что подтверждает уведомление полученное заявителем от Оператора электронной площадки (приложение №2 к жалобе).
В протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №213609 от 26.03.2018 г. Заявка Заявителя порядковый номер заявки №1 признана допущенной к участию в электронном аукционе №31806208222.
27.03.2018 г. в 8:30 ч. (по местному времени) началась процедура проведения электронного аукциона. Электронный аукцион длился 24 часа (сутки). Шаг аукциона от 0,5% до 0,5%. Аукцион без продления. Всего предложений было подано: 17.
27.03.2018 г. в 9ч. 18 мин. 31 сек. (время местное) Заявителем было подано предложение о сумме, которая составляла 1 492 718,40 руб. (Один миллион четыреста девяносто две тысячи семьсот восемнадцать рублей 40 копеек). После чего ждали от второго участника подачи ценового предложения 15 ч. 16м. 43 секунды.
28.03.2018 г. в 8 ч. 29 мин. 58 секунд (время местное) вторым участником было подано предложение о сумме, которая составляла: 1 484 605,80 руб. (Один миллион четыреста восемьдесят четыре тысячи шестьсот пять рублей 80 копеек), которое было лучшим ценовым предложением. Заказчик своим действием ограничил доступ к подаче ценового предложения в торгах Заявителю, что является нарушением норм закона о защите конкуренции, в соответствии с которым запрещается ограничение доступа к участию в торгах.
Заказчик, обеспечивающий проведения аукциона в электронной площадке 223.rts-tender.ru, которая является конструктором, с помощью программных средств и технических средств не обеспечил равную конкуренцию между поставщиками предоставив возможность победить в аукционе второму участнику, подав свое ценовое предложение в последнюю секунду аукциона. Так как заявитель не смог своевременно подать свое ценовое предложение, лучшим ценовым предложением оказалось предложение участника №2 согласно общих сведений о торге. Снижение максимальной цены контракта составило 8,5%. Заявитель планировал более значительное снижение начальной максимальной цены контракта.
В положении о закупках Заказчика ст. 12.3.2 «В аукционной документации должны быть указаны сведения в соответствии с пунктом 4.7. настоящего Положения, а также:», в п. 8 ст. 12.3.2 «Порядок проведения аукциона, в том числе «Шаг аукциона». В извещении электронного аукциона п. 16 Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме: указан только «Шаг аукциона» составляет от 0,5% начальной (максимальной) цены договора» В аукционной документации не указан порядок проведения аукциона, как требует положение Заказчика.
В результате действий (бездействий) Заказчика на электронной площадке, Заявитель не смог получить равное время для подачи предложений в электронном аукционе. Заказчик не обеспечил равное время для подачи ценовых предложений при проведении электронного аукциона, надежность функционирования технических средств, используемых для его проведения, а также выполнение действий, предусмотренных п.1 ст.1 и пп. 2 п.1 ст. 3 223 ФЗ от 18.07.2011г. и ст.1 135-ФЗ от 26.07.2006г.»
АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» представило письменный отзыв по доводам, изложенным в жалобе ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС», в котором просит признать жалобу необоснованной (вх. № 2271 от 04.04.2018). по следующим основаниям:
«- Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее закон) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Заявителем не указаны нормы закона, которые нарушил Заказчик.
- В открытой части электронной площадки РТС-тендер в сведениях об аукционе указаны дата и время окончания аукциона с 02 ч. 30м. (МСК) 27.03.2018 до 02 ч. 30м. 28.03.2018 (24 часа). Таким образом, заказчик не препятствовал заявителю в подаче своих ценовых предложений с учетом указанной информации, сведения в соответствии с пунктом 12.3.2 Положения о закупках, указаны;
-Согласно законодательству и положения о закупках АУ РС (Я) «РДИПИ» нет запрета на установление заказчиком сроков проведения аукциона.
-Согласно информации о торгах по аукциону №213609, ценовых предложений было подано: 17, что доказывает об отсутствии факта препятствующего в подаче своих ценовых предложений или ограничения конкуренции»
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы назначено на «04» апреля 2018 г. в 11 час. 00 мин.
Уведомлением об изменении времени рассмотрения дела №02-48/18.1-18 о нарушении антимонопольного законодательства время рассмотрения жалобы было перенесено на «04» апреля 2018г. в 16 час. 30 мин.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, руководствуясь ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Якутское УФАС России объявило перерыв и назначило новую дату рассмотрения жалобы по существу на «12» апреля 2018г. в 15 час. 00 мин.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт с победителем электронного аукциона не заключен.
На рассмотрении жалобы представители заявителя поддержали свои требования.
На рассмотрении жалобы представители ответчика поддержали свои возражения.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
23 марта 2018 г. АУ РС (Я) «РДИПИ в г. Якутске» в единой информационной система (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806208222 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку продуктов питания (хлеба и хлебобулочных изделий) для нужд АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске на 2018г.»
Начальная (максимальная) цена договора: 1 622 520,00 (Один миллион шестьсот двадцать две тысячи пятьсот двадцать) рублей 00 копеек.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https: www.rtc-tender.ru.
АУ РС (Я) «РДИПИ в г. Якутске» при осуществлении данной закупки руководствуется нормами Закона о закупках и принятым в соответствии с ним Положением о закупках АУ РС (Я) «РДИПИ в г. Якутске», утвержденным Наблюдательным советом АУ РС (Я) «РДИПИ в г. Якутске» (протокол №2 НС от 30.04.2013) (далее по тексту-Положение о закупках), а также Документацией о закупке «Поставка продуктов питания (хлеба и хлебобулочных изделий) для нужд АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» на 2018 год.
В извещении электронного аукциона установлена дата проведения электронного аукциона «27» марта 2018 года с 02:30 (МСК).
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №213609 от 26.03.2018г. на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки: ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» и АО «Якутский Хлебокомбинат»
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона №213609 от 28.03.2018 года по результатам проведения электронного аукциона договор заключается с участником – АО «Якутский Хлебокомбинат», который предложил наиболее низкую цену договора и заявка на участие, в аукционе которого соответствует требованиям, установленными документацией об аукционе.
При этом в общих сведениях о торгах по итогам проведения электронного аукциона продолжительность электронного аукциона составляла – 24:00:00 часа. В период проведения электронного аукциона всего было подано 17 ценовых предложений, снижение составило 8,50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Также в общих сведениях о торгах лучшее ценовое предложение победившим участником было подано в 02:59:58 часов, при этом фактическое окончание электронного аукциона было в 02:30:00 часов.
Регламентом работы электронной площадки «РТС-тендер» для корпоративных закупок, утвержденный генеральным директором ООО «РТС-тендер» 31.01.2018 года, в п. 3.9. установлено, что организатор закупки имеет возможность объявить и провести аукцион с указанием следующих параметров, в том числе:
9.3.7. Время ожидания ценового предложения, в минутах (понижающего/повещающего начальную цену лота в зависимости от типа процедуры: на понижение/повышение): время, в течение которого не происходит автоматического снижения/повышения шага и (или) переход на вторую фазу/завершения аукциона (в случае, когда снижение/повышение шага невозможно) после подачи последнего ценового предложения.
При проведении электронного аукциона время ожидания последнего ценового предложения составляло около 15:00 часов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В п. 5.3.1. Положения о закупках указано, что в зависимости от возможного круга участников конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона или путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с настоящим Положением.
В ходе рассмотрения жалобы по существу представители ответчика не смогли привести нормы Положения о закупках, регулирующие проведение электронного аукциона.
Как установила Комиссия в Положении о закупках отсутствует порядок проведения электронного аукциона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе.
Установление Заказчиком ограничений в виде конкретных временных рамок ограничила участников закупки для подачи своих ценовых предложений.
Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что Заказчик АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (хлеба и хлебобулочных изделий) для нужд АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» на 2018 год необоснованно установила ограничения для участников аукциона в виде установления временных рамок проведения аукциона длиною в сутки, тем самым нарушил ч.2 ст. 2 и п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 23, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ГАПОУ РС (Я) «ЯТТС» на действия АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» (при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку продуктов питания (хлеба и хлебобулочных изделий) для нужд АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» на 2018 год), обоснованной;
- Признать АУ РС (Я) «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Якутске» нарушившим ч.2 ст.2 и п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Выдать предписание об исполнении действий, направленные на обеспечение конкуренции;
- Передать материалы рассмотренной жалобы уполномоченному должностному лицу отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <....>
Члены Комиссии: <....>
<....>