Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-49/15А о нарушении антимонопольного за... от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-49/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена «16» июня 2015 г.                                                                                                   

                                                                         изготовлено в полном объеме «18» июня 2015 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Халдеевой А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

Мандаровой А.Е. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

 

При участии:

От заявителя  - ИП   <...> , не явился, извещен должным образом.

От организатора торгов (заказчик) – Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр медицинской профилактики», явились, представитель по доверенности <...>

От заинтересованного лица:

 – Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, явились, представитель по доверенности <...>

- ООО «Саха Автоматизация», явились, представитель Генеральный директор по приказу <...>

 

Рассмотрев жалобу <...> . на действия заказчика ГБУ РС (Я) «Республиканский центр медицинской профилактики» при проведении электронного аукциона с наименованием «Оказание услуг по установке и сопровождению программного обеспечения для нужд ГБУ РС (Я) «Республиканский центр медицинской профилактики» (номер извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  №0116200007915002586 от 21.04.2015), по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29 апреля 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ИП <...> (вхд. №0073 от 29.04.2015 г.) по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» (адрес: РФ, 677014, РС (Я), г. Якутск, ул. Можайского, 8, кв. 10 )  о нарушении антимонопольного  законодательства.

Заявитель ссылается на нарушение антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона (Извещение №0116200007915002586 от 21.04.2015) на оказание услуг по установке и сопровождению программного обеспечения.

По мнению заявителя, действия заказчика являются незаконными, необоснованными и нарушают права и законные интересы ИП <...> и иных лиц по следующим основаниям.

- в части 2 Аукционной документации описание объекта закупки предусмотрена поставка, установка и сопровождение программного обеспечения. Эти работы являются разноплановыми, их объединение в один лот влечет за собой ограничение конкуренции. Установка программного обеспечения и обучение пользователей может выполнено сторонней организацией не осуществляющей поставку программного обеспечения.

 - ч. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений;

- ч. 2 ст. 8 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, аукционная документация содержит требования к товарам, которые ведут к ограничению числа участников размещения заказа, в составе документации указаны товары, технологически и функционально не связанные с товарами, услугами, оказание которых являются предметом аукциона, тем самым, ведут к ограничению конкуренции, что противоречит требованиями части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Ответчик не согласен с доводами заявителя и в своем возражении указывает следующее:

21.04.2015 г. на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком ГБУ РС (Я) «Республиканский центр медицинской профилактики» было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.

По их мнению, единственным более или менее объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что оказание одних услуг (выполнение работ, поставка товаров) невозможно, затруднительно или, по крайней мере, экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного оказания других услуг (выполнение работ, поставки товаров). В связи с этим, с их точки зрения, представляется очевидным, что установку и монтаж отдельных видов товаров, например машин и оборудования, может осуществить исключительно или наилучшим образом только поставщик.

И ответчик заявляет, что осуществление закупки с предметом контракта: «оказание услуг по установке и сопровождению программного обеспечения для нужд ШБУ РС (Я) «Республиканский центр медицинской профилактики» не противоречит нормам законодательства и должна быть оказана в соответствии с международным стандартом ISO 9001.

Основой для жалобы на совмещение в рамках одного лота установке и сопровождению программного обеспечения может послужить  ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технически и функционально не связанных с товарами, работам, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с требованиями аукционной документации исполнитель должен осуществить установку и сопровождении в соответствии с требованиями Технического задания.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию об условиях исполнения контракта. В соответствии с указанным в документации об аукционе в электронной форме, а также в проекте государственного контракта включено условие об оказании услуг с использованием товара.

Согласно ФЗ-44 в контракте включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

Таким образом, указанное выше определяет технологическую и функциональную связанность установки и сопровождение программного обеспечения, т.е. заказчик действовал в полном соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-135.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков регламентируется Порядком взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) утвержденным Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. №2425. Так же, уполномоченный орган поддержал доводы ответчика.

Заинтересованное лицо заявляет, что согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ-44 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должен носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количеств участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. В соответствии с указанной нормой заказчиком в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.

Поставка программного продукта влечет за собой его установку (внедрение), совмещение с имеющимися программным обеспечением, а выделение таких работ, а возможно и появление разных исполнителей по государственным контрактам, что усложнит выполнение такого объема работ отдельными частями (этапами), тогда как объединение вышеуказанных услуг в один лот позволяет не только обеспечить их качественное выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства. Поставка программного обеспечения, работы по его внедрению (установке, сопровождению, обучение пользователей) функционально взаимосвязаны и обусловлены и не являются нарушением ч.3 ст. 17 Закона о защите.

Комиссия Якутского УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

«Электронный аукциона на оказание услуг по установке и сопровождению программного обеспечения» (номер извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  №0116200007915002586 от 21.04.2015) проводился заказчиком и уполномоченным органом ( Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок) в соответствии с закупочной документацией и Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Согласно Протоколу №0116200007915002586 от 07.05.2015 г. на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступила 1 (одна) заявка на участие. Аукционная комиссия №3 рассмотрела первые и вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие ч.3, ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ и требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение признать заявку соответствующей.

Аукционной комиссии №3  приняла решение признать электронный аукцион не состоявшимся. И согласно ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ договор заключен с единственным поставщиком с ООО «Саха Автоматизация».

Между тем, Комиссией установлено, что ИП <...>  участником аукциона не являлся, с заявкой на участие в торгах не обращалось, несмотря на то что информация о закупке была общедоступной и достоверной. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные заказчиком в одном лоте двух услуг по установке и сопровождению ограничивают количество участников.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию об условиях исполнения контракта. В соответствии с указанным в документации об аукционе в электронной форме, а также в проекте государственного контракта включено условие об оказании услуг с использованием товара.

П. 2 ч.1 ст. 33 44-ФЗ заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами, и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с указанной нормой заказчиком в документации об электронном аукционе приведено описание объекта закупки и утверждено.

Предоставление (поставка) программного продукта, как такового, влечет за собой его установку (внедрение), совмещение с имеющимся обеспечением, а также обучение (инструктаж) пользователей данным программным обеспечением, а выделение таких работ в отдельные процедуры повлечет за собой затягивание исполнения таких работ, а возможно и появление разных исполнителей по государственным контрактам, что усложнит выполнение такого объема  работ отдельными частями (этапами), тогда как объединение вышеуказанной продукции (товаров, работ, услуг) в один лот позволит не только обеспечить их качественное выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.

Обе части взаимосвязаны, в связи с чем, в рамках оказания услуг по установке и сопровождению программного обеспечения для нужд ГБУ РС (Я) «Республиканский центр медицинской профилактики» осуществляется поэтапно согласно Техническому заданию.

Установка и сопровождение программного обеспечения функционально и технологически взаимосвязаны и обусловлен и не являются нарушением ч.3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заказчик действовал в строгом соответствии с нормами Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №02-49/15А  приходит к выводу о том, что указанные работы являются технологически и функционально связанными между собой, и объединение их в один лот не могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-49/15А, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр медицинской профилактики» в связи с отсутствием нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:    ________________                                                О.А. Ярыгина

                                                 

 

 

Члены Комиссии:                 ________________                                                А.С. Халдеева

                                                   

                                     

                                       

                                                            ________________                                             А.Е. Мандарова

                                                  

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны