Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-49/17А от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-49/17А

 

г. Якутск                                  резолютивная часть оглашена «15» января 2018 г.

                                                  изготовлено в полном объеме «29» января 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

«…» – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

«…» – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

«…» – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

от заявителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) – «…», по доверенности № 1 от 09.01.2018 г., «…»., по доверенности №18 от 07.07.2017 г.;

от заявителя Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) – «…»., по доверенности № 1 от 09.01.2018 г.;

от ответчика ИП В Н.А.– «…»., по доверенности 14АА № 1167993 от 04.05.2017 г.;

от ответчика ИП С Б.А. – «…»

от ответчика ИП Л О.Р. – «…»

от ответчика ИП Д В.Н. – «…».;

от ответчиков ИП А Д.Ю., ИП Д С.Г., ИП Л С.В., ИП Ч Д.Г. - не явились, надлежащим образом уведомлены

от Уполномоченного по защите прав предпринимателей РС (Я) – «…»., Уполномоченный по защите прав предпринимателей РС (Я);

от Торгово-промышленной палаты РС (Я) – «…»., транспортный союз РС (Я).

Рассмотрев дело № 02-49/17А возбужденное на основании информации, опубликованной в средствах массовой информации и по заявлениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) и Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров на воздушной подушке, по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

Якутское УФАС России рассматривало информацию, опубликованную в средствах массовой информации, на предмет установления ценового сговора при взимании с пассажиров денежных средств за проезд на воздушной подушке в межнавигационный период 2017 г.

Также, в антимонопольный орган поступили обращения Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) и Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) на предмет установления ценового сговора при взимании с пассажиров денежных средств за проезд на воздушной подушке в межнавигационный период 2017 г. в размере 2 000 рублей с пассажира.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) (далее – Министерство транспорта) в заявлении от 02.06.2017 г. № 08/3688 указывает, что владельцами судов на воздушной подушке, осуществляющих перевозку пассажиров и их багаж по маршруту Якутск – Нижний Бестях, а именно ИП В Н.А., ИП С Б.А., ИП Д С.Г., ИП А Д.Ю., Л О.Р., ИП Д В.Н. установили в период с 17.04.2017 г. по 27.04.2017 г. провозную плату перевозки пассажиров в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, с 27.04.2017 г. установили 2 000 (две тысячи) рублей, при этом существенных изменений гидрологических условий на р. Лена зафиксировано не было. Министерство транспорта полагает, что в указанных действиях хозяйствующих субъектов содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Государственный комитет по ценовой политике РС (Я) (далее – Госкомцен) в заявлении от 09.06.2017 г. № 04-04АС-1894 указывает, что во исполнение постановления Правительства РС (Я) от 28.04.2017 г. № 154, приказом от 28.04.2017 г. № 10 установило тарифы на перевозку пассажиров и багажа суднами на воздушной подушке в межнавигационный период, в том числе, по маршруту Якутск – Нижний Бестях в размере 1 000 руб. для взрослого пассажира.

После установления тарифа в адрес Комитета стали поступать жалобы от граждан о том, что в нарушении установленного тарифа все перевозчики осуществляют перевозки по тарифу в размере 2 000 руб.

Из заявления от 09.06.2017 г. № 04-04АС-1894 следует, что Госкомцен, в рамках своих полномочий, не смогло осуществить контрольные мероприятия и привлечь хозяйствующих субъектов к административной ответственности. При этом Госкомцен полагает, что в действиях перевозчиков по одновременному и синхронному повышению цен усматривается сговор.

ИП В Н.А. (вход. № 5880 от 03.07.2017 г.) и ИП С Б.А. (вход. № 5950 от 03.07.2017 г.) в пояснениях указали, что с 22.04.2017 г. до 28.04.2017 г. осуществляли перевозку пассажиров по цене 1 000 руб., а с 28.04.2017 г. цена увеличилась до 2 000 руб., в связи с вода начала прибывать, лед начал ломаться, увеличился расход топлива, часто приходилось осуществлять ремонт.

Из пояснений ИП Д В.Н. (вход. № 9061 от 21.09.2017 г.) следует, что в период с 25.04.2017 г. до 30.04.2017 г. перевозку пассажиров осуществлял по цене от 500 руб. до 1 500 руб., с 30.04.2017 г. увеличились расходы (ремонт техники и гибкого ограждения) и стоимость перевозки повысил от 1 500 руб. до 2 500 руб.

ИП Д С.Г. осуществлял перевозку пассажиров с 05.05.2017 г. по стоимости 2 000 руб. (пояснения вход. № 9095э от 22.09.2017 г.).

 15.01.2018 г. представители Министерства транспорта и Госкомцен поддержали доводы, указанные в заявлении.

Ответчики и представитель ИП В Н.А. не согласны с доводами заявителей и указывают, что осуществляют данный вид деятельности более 5 лет и в течение этого времени всегда повышали стоимость перевозки пассажиров при ухудшении ледовой обстановки. Также, ответчики указывают, что Министерство транспорта ежегодно проводило совещания, на которых обсуждалась безопасность перевозок и их стоимость, т.е. непосредственно Министерство транспорта знает, что при ухудшении ледовой обстановки перевозчики каждый год повышают стоимость проезда до 2 000 руб. В 2017 г. совещание не проводилось.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РС (Я) «…» указывает, что в настоящее время предприниматели столкнулись с административным давлением со стороны органов исполнительной власти РС (Я). Считает, что в рассматриваемых действиях перевозчиков нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Представитель Торгово-промышленной палаты РС (Я) «…» поддерживает доводы ответчиков и считает, что дело подлежит прекращению.

 

            Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов).

В части 1 статьи 8 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

Якутским УФАС России установлено следующее:

  1. Действия, по повышению платы за проезд выше установленных тарифов, соответствуют интересам каждого хозяйствующего субъекта, осуществляющий перевозки на воздушной подушке по рассматриваемому маршруту;
  2. Действия, по повышению платы за проезд выше установленных тарифов, заранее известны каждому хозяйствующему субъекту, осуществляющему перевозки, в связи с публичным заявлением, опубликованным на сайте http://news.ykt.ru/article/57102 статьи «Фоторепортаж: что творится на переправе» от 16.05.2017 г., в которой «…» говорит, что проезд составляет 2 тыс. руб.;
  3. Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Такими обстоятельствами являются следующие обстоятельства.

28.04.2017 г. правительство РС (Я) постановлением № 154 «О введении государственного регулирования тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в Республике Саха (Якутия)» вводит государственное регулирование тарифов на перевозку грузов (в том числе автотранспортные средства), пассажиров и багажа речным транспортом в навигационный и межнавигационный период на паромных переправах, находящихся на пересечении дорог федерального, регионального и муниципального значений.

28.04.2017 г. Государственный комитет по ценовой политике РС (Я) приказом № 10 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров судами на воздушной подушке в межнавигационный период по маршрутам «Якутск – Нижний Бестях», «Нижний Бестях – Якутск», «Кангалассы – Соттинцы», «Соттинцы – Кангалассы» установливает тарифы на перевозку пассажиров судами на воздушной подушке в межнавигационный период по маршрутам «Якутск – Нижний Бестях», «Нижний Бестях – Якутск» в размере 1 000,00 руб., с НДС, для взрослого пассажира.

Следовательно, постановление Правительства РС (Я) от 28.04.2017 г. и приказ Госкомцен от 28.04.2017 г. № 10 в равной степени влияют на всех хозяйствующих субъектов – перевозчиков на воздушной подушке, т.к. за все время существования рассматриваемого товарного рынка государственное регулирование тарифов не осуществлялось.

Таким образом, требования части 1 статьи 8 Федерального закона «О защите конкуренции» в совокупности не выполняются.

Определением Верховного суда Российской Федерации по делу № 74-АПГ17-13 от 30.11.2017 г. приказ Госкомцен от 28.04.2017 г. № 10 признан недействительным и противоречащим федеральному законодательству.

Также, Комиссия Якутского УФАС России обращает внимание заявителей, что в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации провозная плата за перевозки пассажиров и их багажа внутренним водным транспорта устанавливается перевозчиками. По согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления размер провозной платы определяется в случае предоставления названными органами субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров.

            Предоставление транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения является обязательной и социально-значимой функцией органов исполнительной власти РС (Я).

            Из пояснений представителей Министерства транспорта, Госкомцен и ответчиков следует, что в межнавигационный период 2017 г. перевозку населения осуществляли только индивидуальные предприниматели, с которыми Госкомцен тарифы не согласовывал, а Министерство транспорта субсидии из бюджета, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа, не предоставляло.

            Министерство транспорта, как орган исполнительной власти, который обязано обеспечивать транспортную доступность населению в межнавигационный период, не осуществило действий в целях исполнения возложенных на него обязанностей, перевозку пассажиров на воздушной подушке, по рассматриваемому маршруту, не осуществляло.      

            Однако, за счет предоставления перевозчиками услуг по перевозке пассажиров и багажа в межнавигационный период органы исполнительной власти республики выполнили возложенные на них публичные функции, которые, тем не менее, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

 

р е ш и л а :

 

  1. Рассмотрение дела № 02-49/17А возбужденное в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров на воздушной подушке по маршруту Якутск – Нижний Бестях в межнавигационный период 2017 г., по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием состава нарушения.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                     «…»

 

 

 

Члены комиссии                                                                                   «…»

 

 

 

                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны