Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-50/13А о нарушении антимонопольного зак... от 16 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №02-50/13А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                   резолютивная часть оглашена  23 мая 2014г.

                                                              изготовлено в полном объеме 26 мая 2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

Ярыгиной О.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Дураевой Н.С. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Борисова У.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии:

При участии:

От заявителя Открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» представитель по доверенности <...> ;

От ответчика:

Открытого акционерного общества «Авиакомпания  Якутия» представитель по доверенности <...> ;

От заинтересованного лица:

 Открытого акционерного общества «Региональной страховой компании «Стерх» - не явились извещены.  

рассмотрев дело №02-50/13А возбужденное по признакам нарушения ОАО «Авиакомпания Якутия» части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»

 

у с т а н о в и л а:

 

16 августа 2013 года В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ОАО «АльфаСтрахование» на действия организатора торгов ОАО «Авиакомпания Якутия» при проведении отбора страховой организации   на право заключения договора на оказание услуг страхования воздушных судов, страхования гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков для нужд ОАО «Авиакомпания Якутия».

Приказом УФАС по РС(Я) от 06.09.2013г. №69 в отношении ОАО «Авиакомпания Якутия»  возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона О защите конкуренции по заявлению ОАО «Альфастрахование» .

20.09.2013г. ОАО «Авиакомпания Якутия» заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения дела в связи с подачей иска ОАО «Альфастрахование» в суд о признании конкурса недействительным и применении последствий недействительности торгов в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).  

23 сентября 2013 определением комиссии рассмотрение дела приостановлено на основании п.1 ч.3 ст. 47 Закона О защите конкуренции.

12 декабря 2013г. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  по делу №А58-4662/2013 иск ОАО «Альфастрахование» удовлетворен в полном объеме: Открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг страхования воздушных судов, страхования гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков для нужд ОАО «Авиакомпания Якутия» признать недействительным. Признать недействительным договор страхования средств воздушного транспорта запасных частей и гражданской ответственности владельца воздушного судна №855/08-2013 от 19.08.2013 заключенный между ОАО «Авиакомпания Якутия» и ОАО «Региональная компания Стерх». Применить последствия недействительности сделки в виде обязания ОАО «РГ Стерх» возвратить ОАО «Авиакомпания Якутия» полученные средства по договору  №855/08-2013 от 19.08.2013 в размере 19 000000 рублей. 

18 апреля 2014г. Четвертым Арбитражным апелляционным судом принято постановление об оставлении решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-4662/2013 от 12 декабря 2013 года без изменения.

Комиссия, выслушав лиц участвующих в деле и рассмотрев, представленные документы, судебные акты, приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

16.07.2013 открытым акционерным общество «Авиакомпания «Якутия» объявлен открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг страхования воздушных судов, страхования гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков для нужд открытого акционерного общества «Авиакомпания «Якутия».

Конкурсная документация в электронном виде размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru , заказ № 31300435096.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктами 5.3.3, 5.3.4, 6.1.1 конкурсной документации установлены следующие критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе: 1. Предлагаемая стоимость услуг (общая страховая премия за весь период действия договора страхования) - весомость (значимость) критерия - 35%; 2. Качество услуг и квалификация участника конкурса - весомость (значимость) критерия - 55%; 3. Сроки (периоды) оказания услуг - весомость (значимость) критерия - 10%. По критерию «предлагаемая стоимость услуг» учитывается общая страховая премия за весь период действия договора страхования, высчитывается по следующей формуле: Rai=((Amax-Ai)/Amax) х100, где: Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию; Amax - начальная (максимальная) цена договора, установленная в конкурсной документации; Ai - предложение i-го участника конкурса по цене договора. Для расчета итогового рейтинга Ra по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость. При оценке заявки по критерию «предлагаемая стоимость услуг» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой договора.

Согласно рассмотрения конкурсной комиссией заявок, открытое акционерное общество «РСК «Стерх», предложив в цене договора 2 590 000 долларов США., набрал 6,67 баллов; открытое акционерное общество «АльфаСтрахование», предложив в цене договора 2 095 929,80 долларов США, - 12,07 баллов. По критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» учитываются показатели: C 1 - Полнота и качество страхового покрытия - максимальное количество баллов 25. Оцениваются перечень предлагаемых к страхованию рисков, порядок действий Страхователя при наступлении событий, имеющих признаки страхового случая, а также список исключений из страхового покрытия. С i2 - Наличие перестраховочной защиты - максимальное количество баллов 25. Оцениваются условия перестраховочной защиты, наличие перестраховочного брокера, наличие рейтингов надежности у привлекаемых перестраховочных компаний. Оценка показателей C 1 и С i2 производится на основании субъективной оценки членов конкурсной комиссии. Сi3 - Имеющиеся рейтинги - максимальное количество баллов 15. Оценивается наличие рейтинга надежности Участника, присвоенные российскими или международными рейтинговыми агентствами. Ci4 - Филиальная сеть - максимальное количество баллов 10 (нет филиала- 0 баллов, 1 филиал - 3 балла, 2 филиала - 5 баллов, 3 филиала и более - 10 баллов). Оценивается наличие официально зарегистрированных филиалов участника конкурса в г.Якутск, Мирный, Нерюнгри, Москва, Краснодар. Сi5 - Финансирование мероприятий заказчика по обеспечению безопасности полетов - максимальное количество баллов 25 (нет - 0 баллов; до 10 млн. руб. - 10 баллов; от 10 до 30 млн. руб. - 15 баллов; от 30 млн. руб. до 50 млн. руб. - 20 баллов; более 50 млн. руб. - 25 баллов). Оценивается объем финансирования проведенных мероприятий за последние 12 месяцев. Согласно разъяснений, опубликованных 26.07.2013, к проведенным мероприятиям относятся, финансирование мероприятий влияющих в комплексе на обеспечение безопасности полетов, в том числе предоставление средств из РПМ (резерв предупредительных мероприятий), спонсорская помощь, займы на возвратной основе и т.д. проведенные за последние 12 месяцев до опубликования извещения о проведении открытого конкурса. При раскрытии данного показателя участниками размещения заказа предоставляются копии документов, в том числе копии договоров, платежных поручений, отчетных документов, актов, счетов-фактур и т.д.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Также согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.

ОАО «АльфаСтрахование» в адрес заказчика было направлено письмо № 1396988 от 18.07.2013, в котором общество предлагало финансирование мероприятий по обеспечению безопасности полетов в текущем году в размере 2 500 000 рублей. 31.07.2013 ОАО «АльфаСтрахование»  обратилось в адрес заказчика об исключении показателя Сi5 «Финансирование мероприятий заказчика по обеспечению безопасности полетов» из критерия «Качество услуг и квалификация участника конкурса», поскольку установление данного показателя ограничивает конкуренцию между участниками проводимого конкурса.

Заказчик на указанные обращения открытого акционерного общества «АльфаСтрахование» не ответил. Участником открытым акционерным обществом «Региональная страховая компания «Стерх» в составе конкурсной заявки представлены следующие документы: - договоры займа с залоговым обеспечением № 11/01-13 от 15.01.2013, № 1491/11-12 от 15.11.2012, № 1492/11-12 от 15.11.2012, № 1493/11-12 от 15.11.2012, № 1494/11-12 от 15.11.2012, от 29.11.2012, заключенные между открытым акционерным обществом «Авиакомпания «Якутия» (заемщик) и открытым акционерным обществом «Региональная страховая компания «Стерх» (займодавец). Согласно п. 1 указанных договоров, займ предоставлялся в целях пополнения оборотных средств, финансовой стабилизации заемщика займодавец предоставляет заемщику заем, а заемщик обязуется возвратить сумму займа, проценты за пользование займом и вознаграждение за выдачу займа в обусловленный договором срок. В подтверждение передачи денежных средств представлены платежные поручения № 136 от 15.01.2013 на сумму 10 000 000 руб., № 137 от 15.01.2013 на сумму 60 000 000 руб.; платежное поручение № 7474 от 15.11.2012 нас умму 5 000 000 руб., платежное поручение № 7475 от 15.11.2012 на сумму 5 000 000 руб., платежное поручение № 7476 от 15.11.2012 на сумму 5 000 000 руб., платежное поручение № 7477 от 15.11.2012 на сумму 5 000 000 руб.; платежное поручение № 7747 от 29.11.2012, платежное поручение № 7738 от 29.11.2012 на общую сумму 58 000 000 руб. Вместе с тем, из указанных договоров займа не следует, что займы предоставлялись заказчику для финансирования мероприятий по обеспечению безопасности полетов. По результатам рассмотрения предложений по качеству и квалификации участников конкурсная комиссия единогласно выставила открытому акционерному обществу «РСК «Стерх» - 52,25 баллов, открытому акционерному обществу «АльфаСтрахование» - 46,75 баллов. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе сумма баллов ОАО «РСК «Стерх» составила 63,92, ОАО «Альфа-Страхование» - 63,82 руб., разница в сумме баллов 0,1, с определением порядковых номеров 1 и 2 соответственно.

Таким образом, представленные материалы дела свидетельствуют о создании заказчиком участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, так как ссылается на уже совершенное действие одним или нескольким заведомо известными участниками конкурса, поскольку заказчик располагает достоверной информацией о том, какие компании среди потенциальных участников и в каком объеме осуществляли финансирование мероприятий заказчика по обеспечению безопасности полетов в течение 12 месяцев, предшествующих дате опубликования извещения о проведении открытого конкурса.

С учетом изложенного, комиссия соглашается с выводом суда о нарушении заказчиком при проведении торгов положений ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в ограничении конкуренции.

Согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными. С учетом изложенного, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  пришел к выводу об удовлетворении требования истца о признании недействительным открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг страхования воздушных судов, страхования гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков для нужд открытого акционерного общества «Авиакомпания Якутия».

18 апреля 2014г. Четвертым Арбитражным апелляционным судом принято постановление об оставлении решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-4662/2013 от 12 декабря 2013 года без изменения.

Таким образом, имеется в наличии решение суда вступившее в силу в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 48 Закона О защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае  наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

р е ш и л а :

 

Прекратить производство по делу №02-50/13А возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Авиакомпания Якутия»  части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в связи с наличием вступившего в силу решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-4662/2013 от 12.12.2013г. о признании недействительным открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг страхования воздушных судов, страхования гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков для нужд открытого акционерного общества «Авиакомпания Якутия» и применении последствий недействительности торгов.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в Арбитражный суд.

 

 

 

 

Ярыгина О.А.

 

 

Дураева Н.С.

 

 

Борисов У.В.

Связанные организации

Связанные организации не указаны