Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-63/15А о нарушении антимонопольного за... от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-63/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена «09» июля 2015 г.                                                                                                   

                                                                         изготовлено в полном объеме «14» июля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Ринчиновой А.Б. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

Мандаровой А.Е. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

При участии:

От заявителя  - ОАО Страховая компания «Альянс» не явился, извещен должным образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (вхд. №3742э от 06.07.2015 г.);

От заказчика  – МУ ЦРФКиС Нерюнгринского района – Крытый стадион «Горняк» не явился, извещен должным образом.

От уполномоченного органа: - Нерюнгринская районная администрация, не явились, извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дело без их участия (вхд. №695ф от 08.07.2015 г.).

От заинтересованного лица: - ОАО «РСК «Стерх», явились, представитель по доверенности <...>

 

Рассмотрев жалобу ОАО Страховая компания «Альянс» на действия муниципального заказчика Муниципального учреждения Центр развития физической культуры и спорта Нерюнгринского района – Крытый стадион – «Горняк» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.11.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ОАО Страховая компания «Альянс» на действия муниципального заказчика Муниципального учреждения Центр развития физической культуры и спорта Нерюнгринского района – Крытый стадион «Горняк», уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации при проведении открытого конкурса на страхование здании (вхд. №6409п от 18.11.2014).

25.11.2014 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок рассмотрела указанную жалобу и признала необоснованной.

Поскольку заявитель в своей жалобе указывает на ограничение конкуренции, которое регулируется Федеральным законом №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», 09.06.2015 г. данное обращение передано на рассмотрение в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции - Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Приказом №82 от 02.07.2015г. Якутского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 в действиях заказчиков по установлению следующих критериев:

«Цена контракта» (значимость критерия – 60%) и «Квалификация участника» (значимость критерия – 40%).

2. Квалификация участника (значимость данного критерия – 40%):  – оценивается  исходя из следующих показателей:

2.1. Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,4).

2.2. Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3).

Оценивается общая сумма страховых выплат по договорам и контрактам страхования государственного и муниципального имущества Республики Саха (Якутия) за последние 5 лет. Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение.

К рассмотрению дела 09.07.2015г. представители ответчиков и заинтересованного лица нарушение не признают. МУ Центра развития физической культуры и спорта Нерюнгринского района – Крытый стадион «Горняк» направили мотивированное пояснение по доводам изложенными в заявлении, а именно то, что Республика Саха (Якутия) своими географическими, климатическими особенностями сильно отличается от других регионов, все это сказывается на специфике промышленности, строительства и на других отраслях. При выборе критерия «Квалификация участника», МУ ЦРФиС – Крытый стадион «Горняк», как заказчик, руководствовался принципом отбора страховой компании наиболее имеющего практический опыт оказания услуг по страхованию в данном регионе, владеющего на практике его спецификой и существующим риском.

Стоимость восстановления зданий различается в зависимости от конструкций, размера, строительных материалов, группы капитальности и региона строительства. В разных регионах стоимость строительства зданий и сооружений из одинаковых материалов, одного и того же размера и назначения различаются. Это обусловлено с экономикой региона и климатическими условиями и опыт работы страховой компании в регионе. Так же следует отметить региональную особенность по часовым поясам. У страховой компании должна быть налажена схема работы в регионе, с учетом разницы во времени.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, доказательства, приходит к следующим выводам.    

Из материалов проверки установлено следующее. 28.10.2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком Нерюнгринской районной администрацией было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по страхованию здания Муниципального учреждения Центр развития физической культуры и спорта Нерюнгринской района – Крытый стадион «Горняк»  (изв. № 0116300003614000441 от 28.10.2014).

Предметом контрактов является страхование имущества. Общая начальная максимальная сумма контракта  710 416, 52 рублей. Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки участников конкурса:

2. Квалификация участника (значимость данного критерия – 40%):  – оценивается  исходя из следующих показателей:

2.1. Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,4).

Оценивается общая страховая ответственность по договорам и контрактам страхования государственного и муниципального имущества Республики Саха (Якутия) за последние 5 лет. Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:

 

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

 - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения сведений участник размещения заказа прикладывает реестр договоров страхования государственного и муниципального имущества на территории РС(Я) за последние 5 лет.

2.2. Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3).

Оценивается общая сумма страховых выплат по договорам и контрактам страхования государственного и муниципального имущества Республики Саха (Якутия) за последние 5 лет. Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:

 

,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

 - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

 - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения сведений участник размещения заказа прикладывает реестр выплат по договорам страхования государственного и муниципального имущества на территории РС(Я) за последние 5 лет.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 25 Информационной карты Документации установлены критерии оценки заявок, в том числе «Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)» и «Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия)».

Частью 2. Конкурсной документации установлено, что заказчиком разрабатывается и утверждается:

Часть 2. Описание объекта закупки

Часть 3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Часть 4. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Таким образом, за установление критериев оценки несут ответственность заказчики.

Предметом контракта является страхование здания МУ ЦРФиС – Крытый стадион «Горняк».

Согласно части 1 статьи 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1"Об организации страхового дела в Российской Федерации" объектами страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества).

Объектами страхования финансовых рисков в имущественном страховании могут быть имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов физических лиц, юридических лиц (страхование финансовых рисков).

Согласно статье 930 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что при страховании имущества контрагенты заключающие договор страхования руководствуются вышеуказанными правилами. Различий вышеуказанный Закон, нормативно-правовые акты регулирующие страховую деятельность между субъектами Российской Федерации не предусматривает, услуги оказываются на всей территории Российской Федерации одинаково, соответственно нет оснований полагать что опыт работы на других  территориях чем то отличается от опыта на территории Республики Саха (Якутия). 

Согласно п. 2.13 Постановления Правительства РС (Я) от 30.10.2008 N 454 "О Порядке организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия)" страхователи государственного имущества обеспечивают закрепление в государственном контракте страхования имущества порядка возмещения страховщиками страховых выплат путем перечисления на лицевой счет страхователя.

Комиссия считает, что указанные требования может выполнить любой участник закупки с которым будет заключен контракт не зависимо от его местонахождения.  Таким образом указанным нормативно-правовым актом не подтверждается обоснованность установления критериев о наличии опыта с привязкой к территории Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

В силу пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Показатели критерия «Наличие опыта работы на территории Республики Саха (Якутия)» и «Опыт урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия)»  не указывают на лучшие условия исполнения контракта. Поскольку никаких отдельных положений установленных законодательством Российской Федерации, ни в договоре страхования в зависимости от места расположения объекта страхования не предусмотрено. Наличие или отсутствие опыта работы на территории Республики Саха (Якутия) не подтверждает наличие у субъекта необходимой квалификации для предоставления услуг, являющихся предметом конкурса. При этом указанные критерии, также не могут являться показателями представления лучших условий для исполнения контракта.

Таким образом, критерий наличие опыта на территории Республики Саха (Якутия) и  наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) не соответствуют ст. 50 Закона о контрактной системе.

Комиссия приходит к выводу, что ограничение показателей конкретной территорией субъекта Российской Федерации указывает на создание неравных условий участия для потенциальных участников открытого конкурса, которые не имеют опыта оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия).

Кроме того, исходя из фактических обстоятельств по делу, на победу в указанном конкурсе может претендовать только участник у которого имеется опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия), что подтверждается материалами дела. Протоколом от 24.11.2014г. ОАО РСК «Стерх» определен победителем с общим количеством баллов 85,69 предложивший цену 694 277, 61 (шестьсот девяносто четыре тысячи двести семьдесят семь) рублей, второй участник ОСАО «Ингосстрах» получило 72, 72 баллов предложив цену 548 113, 81 (пятьсот сорок восемь тысяч сто тринадцать) рублей и третий участник ОАО «Страховое общество газовой промышленности» Якутский филиал Нерюнгринское отделение получило 51, 77 баллов и предложивший цену 639 467,00 (шестьсот тридцать девять тысяч четыреста шестьдесят семь) рублей.

Сведения о решении членов комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки на участие  в конкурсе:

 

Показатели

Ед. изм.

Макс. оценка

Значение  показателей по заявкам

Номера заявок

Открытое

Страховое

Акционерное общество

«Ингосстрах»

Открытое

Акционерное

Общество

«региональная

Страховая компания «Стерх»

Открытое

Акционерное общество

«Страховое общество газовой

Промышленности

Якутский филиал

Нерюнгринское

отделение

Цена контракта

Руб.

 

548 113,81

694 277,61

639 467,00

Значимость критерия оценки

 

60%

(548 113,81 :

548 113, 81) х100=100

(548 113,81 : 694 277,61)х100=78.95

(548 113, 81:639 467, 00)х100=85, 71

Коэффициент

 

6,6

100х0,6=60

78,95х0,6=47,37

85,71х0,6=51,43

Квалификация участника закупки

 

 

 

 

 

Стоимость критерия оценки

 

40%

 

 

 

В том числе:

 

 

 

 

 

2.1. Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия)

Коэффициент

Значимости показателя  - 0,4).

Сумма по договорам

 

4758347533,00

199882957020,15

0

Количество баллов, с учетом коэффициента значимости показателя

 

 

0,4х100х(4758347533,00/199882957020,15)=0,95

0,4х100х(199882957020,15/199882957020,15)=40

0,4х100х(0/199882957020,15)=0

2.2. Наличие опыта регулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3)

Сумма по страховым выплатам

 

598445224,20

514518000,00

0

Количество баллов с учетом значимости показателя

 

 

0,3х100 (598445224,20/598445224,20)=30

0,3х100(514518000,00/598445224,20)+25,79

0,3х100(0/598445224,20)=0

2.3. Филиалы  на территории нахождения объектов страхования (Коэффициент значимости показателя – 0,3)

Количество филиалов на территории РС (Я)

 

1

35

1

Количество баллов с учетом значимости показателя

 

 

0,3х100(1/35)=0,86

0,3х100(35/35)=30

0,3х100(1/35)=0,86

Итого баллов по критерию «Квалификация участников закупки» 

 

 

31,81*0,4=12.72

95,79*0,4=38,32

0,86*0,4=0,34

Суммарная оценка

баллов

 

72,72

85,69

51,77

Итого:

 

 

2 место

1 место

3 место

 

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что   при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по страхованию здания МУ ЦРФиС – Крытый стадион «Горняк» путем установления критериев: по 2.1 Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,4), п. 2.2 Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3) нарушена часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-63/15А, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать муниципального заказчика  Муниципальное учреждение Центр развития физической культуры и спорта Нерюнгринского района – Крытый стадион «Горняк» и уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации нарушившим  часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:    ________________                                                 О.А. Ярыгина

           

 

Члены Комиссии:                 ________________                                              А.Б. Ринчинова

                                                             

                                               

                                                ________________                                             А.Е. Мандарова                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны