Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-69/14А о нарушении антимонопольного зак... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №02-69/14А о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                                                      резолютивная часть оглашена 09 октября  2014г.

                                                                      изготовлено в полном объеме 14 октября 2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

Игнатьева Ю.А. – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Дураевой Н.С. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Ринчиновой А.Б. – главного специалиста–эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии:

При участии:

От заявителей:  ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» <...>, по доверенности;

ОАО «Сахагипрозем» генеральный директор <...>, по доверенности;

ООО «Геомер» представитель по доверенности <...>

От ответчика:

ОАО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» <...> по доверенности.  

рассмотрев дело №02-69/14А возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск»  части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» 

у с т а н о в и л а:

25.09.2014г. в Якутское УФАС России поступили заявления ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» и ОАО «Сахагипрозем» с указанием на нарушение части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение кадастровых и землеустроительных работ по оформлению постоянного землеотвода под притрассовую автодорогу Нерюнгри-Томмот  и уточнение границ земельного участка под железной дорогой Нерюнгри –Томмот ОАО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск».

29.09.2014г. поступило заявление ООО «Геомер» на действия ОАО «ДСЖД БТЯ» по тому же предмету с аналогичным указание на нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заявители указывают, что при проведении торгов нарушен порядок определения победителя торгов, кроме того в конкурсной документации содержит требование о наличии производственных баз на территории Нерюнгринского и Алданского района, что необоснованно, поскольку предмет конкурса – выполнение кадастровых и землеустроительных работ по оформлению постоянного землеотвода. Включение данного требования противоречит п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами», в соответствии с которыми при осуществлении закупки заказчик должен соблюдать принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 

Кроме того, заявители указывают на неправильное оценку конкурсной комиссии при сопоставлении заявок по критерию «квалификация участника» по подкритерию «специальный опыт».

В частности ГУП «РЦТИ» считает, что по данному критерию неправильно выставлено 4 балла, вместо 5 баллов.   

ОАО «Сахагипрозем»  неправильно выставлено 4 балла, вместо 5.

Кроме того, ООО «Геомер» считает необоснованным выставление максимальных баллов ООО «Нерюнгринское бюро кадастровых инженеров «Земля и недвижимость» которая во всех критериях кроме «цены договора» получила максимальные баллы.

На рассмотрении дела, заявители подтвердили свои доводы, изложенные в заявлениях. Ответчик не согласился с доводами лиц участвующих в деле. Считает, что заказчик вправе самостоятельно формировать критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг исходя из своих потребностей.

Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц участвующих в деле, рассмотрев представленные документы и доказательства приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при  проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Данный перечень действий является открытым.

29.08.2014г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение кадастровых и землеустроительных работ по оформлению постоянного землеотвода под притрассовую автодорогу Нерюнгри-Томмот и уточнение границ земельного участка под железной дорогой Нерюнгри-Томмот».

Максимальная цена контракта составляет 26 309 000,00 руб. Размер обеспечения заявок на участие от начальной цены договора - 263 090,00 руб. Размер обеспечения исполнения договора – 5% от начальной цены договора – 1 315 450, 00 руб. 

Предмет договора выполнение кадастровых и землеустроительных работ по оформлению постоянного землеотвода под притрассовую автодорогу Нерюнрги-Томмот и уточнение границ земельного участка под железной дорогой Нерюнгри-Томмот.

19 сентября 2014г. состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Подали заявки следующие организации: ОАО «Межрегиональное бюро кадастровых работ» - №1, ОАО «Сахагипрозем» - №2, ООО «Геотрансинжиниринг» - №3, ООО «Нерюнгринское бюро кадастровых инженеров «Земля и недвижимость» - №4, ООО «Геоинжстрой» - №5, ООО «Геомер» - №6, ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» - №7.    

Все заявители допущены к участию. По протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 19.09.2014г. итоговый рейтинг заявки №4 ООО «Нерюнгринское бюро кадастровых инженеров «Земля и недвижимость» составила – 4,51 балл, который определен победителем. В нарушение п.5.13 -5.15 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ДСЖД БТЯ» утвержденного протоколом №2-2012 от 06.08.2012г. протокол не содержит наименование юридических лиц предложившего лучшие условия, которому присваивается первый номер и по мере убывания второй номер.  

В конкурсной документации установлены  следующие критерии (показатели) оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость:

1) цена договора – 10%;

2) квалификация участника – 60%;

3) гарантии качества – 20%;

4) размер аванса – 10%;

ПК3 – Наличие производственных баз на территории Нерюнгринского и Алданского района; коэффициент

значимости подкритерия - 0,2.

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю (ПК3i), определяется по формуле:

ПК3i = ПКЗ х ПКi,

где ПКЗ - коэффициент значимости подкритерия;

ПКi – количество баллов участника закупки, заявка которого оценивается;

При оценке данного показателя баллы выставляются исходя из следующего:

Производственные базы на территории Нерюнгринского и Алданского района (на основании Справки о наличии в собственности или на правах аренды с приложением подтверждающих документов):

  Отсутствуют – 0 баллов;

  Имеется в одном из районов – 2 балла;

  Имеются в обоих районах – 5 баллов.

Комиссия приходит к выводу, что наличие критерия ПК3 - Наличие производственных баз на территории Нерюнгринского и Алданского района является необоснованным в связи со следующим.

Согласно техническому заданию на выполнение кадастровых и землеустроительных работ по оформлению постоянного землеотвода под притрассовую автодорогу Нерюнгри-Томмот, и уточнение границ земельного участка под железной дорогой Нерюнгри-Томмот

Заказчик поручает исполнителю оформление постоянного землеотвода под притрассовую автодорогу Нерюнгри-Томмот, и уточнение границ земельного участка под железной дорогой Нерюнгри-Томмот, Республика Саха (Якутия), в состав которого входят:

- Участок железной дороги Нерюнгри-Томмот (Нерюнгринский район);

- Участок железной дороги Нерюнгри-Томмот (Алданский район);

- Участок притрассовой автодороги Нерюнгри-Томмот (Нерюнгринский район);

- Участок притрассовой автодороги Нерюнгри-Томмот (Алданский район).

 

 В рамках технического задания выполнению подлежат работы:

  1 этап - уточнение местоположения и оформление землеустроительных документов с внесением сведений в ГКН на земельные участки под отдельными объектами железной дороги Нерюнгри-Томмот в соответствии с перечнем объектов, приведенным в Приложении  к Техническому заданию;

2 этап - оформление документов на земельные/лесные участки, необходимых для эксплуатации притрассовой автодороги Нерюнгри-Томмот, с составлением лесоустроительной документации, и дальнейший перевод лесных участков в земли промышленности Республика Саха (Якутия).

  5.  Виды работ, подлежащие выполнению

• Изготовление топографических съемок М 1:2000, выполненных под Объектами;

• Изготовление и утверждение в уполномоченных органах власти схем расположения земельных/лесных участков на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории;

• Межевание земельных/лесных участков под объектами. В целях единообразия кадастрового учета Объекта межевание и кадастровый учет осуществить как на земельных, так и на лесных участках;

• Формирование пакета документов и их сопровождение в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в целях постановки (выдела, раздела, перераспределения, объединения, образования части) земельных/лесных участков на государственный кадастровый учет;

• Формирование пакета документов для предоставления органами государственной власти, местного самоуправления, собственниками и иными правообладателями земельных/лесных участков на праве аренды, субаренды, выкупа или ограниченного пользования (сервитут) для эксплуатации Объекта;

• Формирование пакета документов (получение необходимых справок, заключений, согласований и экспертиз в государственных органах и других инстанциях) для перевода лесных участков в земли промышленности Республики Саха (Якутия), в соответствии с требованиями Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ

• Подготовка ходатайства и сопровождение процедуры перевода лесных участков в земли промышленности до получения решения соответствующего уполномоченного органа государственной или муниципальной власти;

• Получение кадастрового паспорта земельного/лесного участка, содержащего сведения об участке или о части участка, необходимого для эксплуатации Объекта.

По 1 этапу:     

По окончании работ по уточнению местоположения и оформлению земельных участков под железной дорогой Нерюнгри-Томмот Исполнитель обязан передать Заказчику:

• Утвержденный Градостроительный план.

• Инженерно-топографический план (горизонтальная съемка) масштаба 1: 2000 на бумажном носителе в двух подлинных экземплярах и на электронном носителе в формате файлов AutoCAD;

• Утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории либо планы лесных участков на бумажном носителе в подлинных экземплярах и на электронном носителе в формате файлов AutoCAD;

• Межевые планы земельных участков на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в формате программы, в которой осуществлялось их изготовление;

• Кадастровые паспорта земельных участков, содержащие сведения об участке или о части участка, необходимого для эксплуатации Объекта, на бумажном носителе в двух подлинных экземплярах;

• Выписки из Государственного земельного кадастра для земельных участков (КВ-1 – КВ-6), на бумажном носителе в одном подлинном экземпляре.

По 2 этапу:

По окончании работ по оформлению правоустанавливающих документов на земельные/лесные участки, необходимые для эксплуатации притрассовой автодороги Нерюнгри-Томмот Исполнитель обязан передать Заказчику:

• Утвержденный Градостроительный план.

• Инженерно-топографический план (горизонтальная съемка) масштаба 1: 500 на бумажном носителе в двух подлинных экземплярах и на электронном носителе в формате файлов AutoCAD;

• Утвержденные схемы расположения земельных/лесных участков на кадастровом плане территории или кадастровой карте соответствующей территории либо планы лесных участков на бумажном носителе в подлинных экземплярах и на электронном носителе в формате файлов AutoCAD;

• Межевые планы земельных/лесных участков на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в формате программы, в которой осуществлялось их изготовление;

• Материалы по переводу земель лесного фонда в земли промышленности;

• Постановление Правительства РФ о переводе земель лесного фонда в земли промышленности;

• Кадастровые паспорта земельных/лесных участков, содержащие сведения об участке или о части участка, необходимого для эксплуатации Объекта, на бумажном носителе в двух подлинных экземплярах;

• Выписки из Государственного земельного кадастра для земельных/лесных участков (КВ-1 – КВ-6), на бумажном носителе в одном подлинном экземпляре.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 31.08.2005г. №218-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации. Фототопография. Термины и определения.

Согласно пункту 6. Топографическая съемка это комплекс  работ, выполняемых   с целью  получения  первичной  топографической  карты  или  плана, а также получение  топографической  информации в  другой  форме. [ГОСТ 22268-76, статья 104] .

Наземная (топографическая) фотосъемка: топографическая фотосъемка с наземного пункта или подвижного наземного носителя.

Примечание - В качестве подвижного наземного носителя могут выступать любые средства передвижения, обеспечивающие достаточную стабилизацию съемочной камеры во время фотосъемки.

Представители заявителей указали, что при проведении землеустроительных и кадастровых работ для передвижения специалистов используются автомашины нет необходимости использовать производственные базы.   

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результатом кадастровых работ, является межевой план, технический план или акт обследования.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

Камеральные работы - составление технических документов, содержащих перечень исполненных на объекте работ, описание и т.д. оформляются в офисе исполнителя и вне зависимости от места нахождения объекта.

Таким образом, исходя из технического задания и нормативно-правовых актов регламентирующих порядок выполнения землеустроительных и кадастровых работ наличие производственных баз непосредственно на месте нахождения земельных участков подлежащих формированию не требуется.

При этом Комиссия считает, что наличие необоснованного критерия ущемляет права и законные интересы участников конкурса не имеющих производственные базы на территории Нерюнгринского и Алданского района. Поскольку при отсутствии производственных баз участник конкурса не может набрать максимальный балл, следовательно не может претендовать на победу.

Тем самым, нарушается принцип, установленный п.2 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 223-ФЗ от 18.07.2011г. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

На основании изложенного, действия ОАО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» по включению необоснованного критерия наличие производственных баз на территории Нерюнгринского и Алданского района образуют состав нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что в действиях конкурсной комиссии ОАО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» по критерию ПК4 – Специальный опыт работы; коэффициент значимости показателя - 0,5, неверно определено количество баллов в нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». 

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю (ПК4i), определяется по формуле:

ПК4i = ПКЗ х ПКi,

где ПКЗ - коэффициент значимости показателя;

ПКi - количество баллов участника закупки, заявка которого оценивается;

При оценке данного показателя баллы выставляются исходя из следующего:

Наличие завершенных проектов, соответствующих настоящему по структуре и составу выполняемых работ

(на основании Справки о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров на объектах железнодорожного транспорта общего и необщего пользования и автодорогах, в т.ч. притрассовых, с приложением подтверждающих документов):

3 объекта – 1 балл

4 объекта – 2 балла

5 объектов – 3 балла

6 объектов – 4 балла

7 объектов и более – 5 баллов

Данный критерий оценивается исходя из справки предоставляемой участниками, в котором указываются наименование договора, дата заключения, выполнения работ, цена контрактов, кроме того согласно п.13 информационной карты предоставляются копии исполненных договоров (государственных контрактов), акты сдачи-приемки работ, копии справок о стоимости выполненных работ.

Согласно п.5.11 Положения о закупках товаров ОАО «ДСЖД БТЯ» оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

Комиссия, изучив конкурсную документацию, приходит к выводу, что требования сформулированы таким образом, что требуется представление договоров по любым объектам (ж/д, автодороги) и нет разделения для каких объектов железнодорожного транспорта и автодорог выполнены работы.

Таким образом, доводы ответчика о том, что только при наличии опыта работ на объектах железнодорожного транспорта выставляется максимальный балл несостоятельны, поскольку в конкурсной документации указано наличие работ и по железнодорожному транспорту, и автодорогам. Следовательно, исходя из требований изложенных в конкурсной документации, каждый договор (объект) независимо от того относится он к железнодорожному транспорту или автодороге должен оцениваться  самостоятельно, а не в совокупности.

При этом комиссия по рассмотрению дела считает, что землеустроительные  и кадастровые работы по сути своей аналогичны, независимо от целевого назначения земельных участков.   

В нарушение указанного в конкурсной документации порядка выставлены следующие баллы участникам конкурса:

ГУП «РЦТИ» - 4 балла, (9 договоров, 8 актов);

ООО «Геомер» - 4 балла, (8 договоров),

ОАО «Сахагипрозем» - 4 балла, (9 договоров);

ООО «Геоинжстрой» -0 баллов (по справке заявлено 29 договоров, однако копии договоров не приложены);

ОАО «Межрегиональное бюро кадастровых работ» - 2 балла (16 договоров);

ООО «Геотрансинжиниринг» - 0 баллов (12 договоров);

ОО) «Нерюнгринское бюро кадастровых инженеров «Земля и недвижимость» -5 баллов (10 договоров).

Выставленные баллы не соответствуют  порядку:

3 объекта – 1 балл

4 объекта – 2 балла

5 объектов – 3 балла

6 объектов – 4 балла

7 объектов и более – 5 баллов.

 

Таким образом, конкурсная комиссия ОАО «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» неправильно выставив баллы по подкритерию «специальный опыт работы»  нарушила порядок определения победителя торгов при  проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение кадастровых и землеустроительных работ.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1.           Признать Открытое акционерное общество «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит–Томмот-Якутск» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», путем установления необоснованного критерия о наличии производственных баз на территории Алданского и Нерюнгринского района и пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» путем неправильного выставления баллов по подкритерию «специальный опыт». 

2.           Выдать предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель комиссии:                                                                              Ю.А.Игнатьев

 

Члены комиссии:                                                                                              Н.С.Дураева

 

А.Б. Ринчинова 

Связанные организации

Связанные организации не указаны