Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-69/18.1-17 от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-69/18.1-17

 

г. Якутск                                                            резолютивная часть оглашена «11» мая 2017 г.                                                                                                   

                                                                            изготовлено в полном объеме «12» мая 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

«***» – Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

«***» – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

«***» – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

 

При участии:

От заявителя:

  - ООО «Ариель» извещены должным образом, явились, представитель «***» («***» от «***»), представитель по доверенности «***» (№ «***» от «***»),

От Заказчика:

 – АО «Авиакомпания «Якутия» извещены должным образом, явились, представители по доверенности «***» (№ «***» от «***»), «***» (№ «***» от «***»),

 

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ариель» (далее – ООО «Ариель») на действия Заказчика Акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» (далее – АО «Авиакомпания «Якутия», Заказчик) по нарушению порядка определения победителя в открытом запросе предложений с наименованием закупки: «Оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработки, глажению и упаковке изделий» (далее по тексту – запрос предложений на сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

«28» апреля 2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Ариель» (вхд. № «***») (далее – ООО «Ариель») на действия Заказчика Акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» (далее – АО «Авиакомпания «Якутия», Заказчик) по нарушению порядка определения победителя в открытом запросе предложений с наименованием закупки: «Оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработки, глажению и упаковке изделий».

Заявитель – ООО «Ариель» считает, что Заказчиком при организации и осуществлении данной закупки нарушен порядок проведения закупки.

18.04.2017 г. Заказчиком был опубликован протокол вскрытия заявок, из которого следует, что было подано три заявки допущены до участия.

21.04.2017 г. Заказчиком был опубликован протокол №289-10-2017 по рассмотрению поступивших заявок, из которого следует, что все три заявки допущены до участия.

25.04.2017 г. Заказчиком был опубликован протокол №307-10-2017 по рассмотрению и сопоставлению заявок.

Победителем признана «***».

ООО «Ариель» считает, что Заказчиком были допущены следующие нарушения порядка определения победителя в указанной закупке. Заявитель, считает, что заявки ИП «***» и второго участника ООО «Поревит Сервис» необоснованно допущены к участию в закупке.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) - при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках - Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).

Положение о закупках АО «Авиакомпании «Якутия» определяет порядок подготовки процедур закупки, способы закупки, требования к участникам закупки, содержание извещения о закупке и документации о закупке, условия применения и порядок проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 4.2 Положения о закупках – заказчик вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям.

Согласно п. 3.1 ст. 14 Положения о проведении закупок заявка должна содержать всю указанную в документации о проведении запроса предложений информацию и документы.

Согласно п. 3.4.1 Документации открытого запроса предложений заявка на участие в запросе предложений, которую предоставляет участник размещения заказа в соответствии с настоящей документацией должна:

- быть подготовленной по форме, установленной документацией о запросе предложений;

- содержать сведения и документы, указанные в информационной карте запроса предложений;

- соответствовать требованиям, установленных положением о закупках АО «Авиакомпания «Якутия».

В силу п.6.4 Документации о запросе предложений, не предоставление в составе заявки документов, определенных документацией о запросе предложений, равно как подача заявки участником, не являющимся субъектом малого предпринимательства являются основанием для отклонения заявки.

П. 13 раздела 5 Информационной карты документации о запросе цен установлено требование о наличии документов, в составе заявки, подтверждающих принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства.

Однако «***» не была представлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, ввиду чего она не должна была быть допущена к участию в закупке.

Статус индивидуального предпринимателя не влечет автоматическое признание за ним статуса субъекта малого предпринимательства, а потому обязанность декларирования своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства с участника закупки не была снята. И положения п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в данном случае не применимы, потому как содержат лишь условия, по которым предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. В силу ст. 4.1 вышеуказанного Федерального закона – субъекты малого предпринимательства подлежат внесению в единый реестр субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, руководствуясь Положением о закупках Заказчика и требованиями документации о запросе предложений участник закупки должен представить декларацию о принадлежности СМП. Если же участник руководствовался положениями Федерального закона №209-ФЗ, то он должен был представить выписку из названного реестра СМП. Ни того, ни другого ИП Шульгиной Т.Д. сделано не было, несмотря на то, что фактическая возможность исполнить требование документации о запросе предложений у нее имелась.

Кроме того, п. 7 раздела 5 Информационной карты установлено требование о предоставлении в составе заявки сертификатов, подтверждающих качество продукции согласно техническому заданию.

Разделом 6 Технического задания установлены требования к оказываемым услугам: Оказание услуг должно соответствовать санитарным нормам и требованиям нормативно-правовых документов: ГОСТ Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия (с изменением №1,2); СанПиН 2.2.2506-09 «Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; ГОСТ Р 52058-2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие требования к способам ухода»; ГОСТ 25652-83 «Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода»; ГОСТ 29298-2005 «ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия».

Из толкования п. 7 раздела 5 Информационной карты и раздела 6 Технического задания в совокупности следует, что участник закупки должен предоставить в составе заявки сертификаты, подтверждающие соответствие оказываемых участником услуг, требованиям перечисленных ГОСТов. Сертификация данного вида услуг является добровольной в силу действующего законодательства. Однако, поскольку Заказчиком было установлено данное требование, оно является обязательным для участника закупки и его невыполнение означает предоставление заявки на участие с неполным комплектом документов, в результате чего такая заявка на участие не должна быть допущена к участию в закупке.

ИП «***» и ООО «Поревит Сервис» вместо сертификатов соответствия качества оказываемых услуг были представлены сертификаты на товары бытовой химии, что по мнению ООО «Ариель» является ненадлежащим исполнением установленного заказчиком требования к участникам закупки.

Также стоит отметить, что ни ИП  «***», ООО «Поревит Сервис» с жалобой на документацию о запросе предложений по поводу этого требования Заказчика не обращались. Заявитель в своей жалобе указывает, что ИП «***» не исполнено требование о предоставлении учредительных документов. Так, не представлено свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о присвоении индивидуальному предпринимателю ИНН.

2. Заявитель считает, что оценка заявок произведена Заказчиком не верно, а именно расчет процентов был произведен Заказчиком неверно.

- по критерию: «Цена договора» верно определен процент;

- по критерию: «Условия финансирования» верно определен процент;

- по критерию: «Квалификация участника» неверно определен процент – должно было быть:

- у ИП «***» - ноль;

- у ООО «Ариель» - 30%;

- у ООО «Поревит Сервис» - ноль.

Таким образом, итоговая совокупность значимых критериев должна была составить:

- у ИП «***» – 41,81%;;

- у ООО «Ариель» - 64%;

- у ООО «Поревит Сервис» - 33,02%.

Таким образом, предложение ООО «Ариель» являлось лучшим.

Между тем, помимо неправильного исчисления процентов по значимому критерию Заказчиком вовсе не приведен расчет по критерию «Квалификация участника». Из второго листа протокола оценки и сопоставления заявок №307-10-2017 г. видно, что значимому критерию дано лишь описание и приведена часть формулы расчета. Однако, третий лист вышеуказанного протокола начинается с таблицы наименования участников, реквизиты участников и номера заявок. Самого расчета по значимому критерию «квалификация участника» нет.

3. Антидемпинговые меры.

Из протокола оценки и сопоставления заявки следует, что ИП «***» была предложена цена в 3 875 390 руб., то есть, предложения цена, которая более чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора.

Согласно ст. 27 Положения о закупках Заказчика – при проведении закупочных процедур независимо от способа закупки и размера начальной (максимальной) цены договора для участников размещения заказа применить следующие меры.

При проведении закупочных процедур независимо от способа закупки и размера начальной (максимальной) цены договора участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки для участников размещения заказа:

- гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;

- документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;

- иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, оказание услуг, выполнение работ по предлагаемой цене;

- сведения из реестра контрактов (договоров) за последние 2 (два) года до даты подачи заявки на участие в закупке об исполненных без штрафных санкций не менее 3 (три) контрактах (договорах);

Обеспечение заявки устанавливается Заказчиком следующим образом:

-  на сумму договора до 5 млн. руб. не более 1%;

- на сумму договора от 5 до 20 млн. руб. не более 5%;

- на сумму договора от 20 до 35 млн. руб. в размере не более 10%;

- на сумму договора более 35 млн. руб. не более 20% начальной (максимальной) цены.

В закупочной документации условие по обеспечению исполнения договора устанавливается заказчиком в размере не более 30% от начальной (максимальной) цены.

Обеспечение заявки и исполнения договора предоставляются в виде:

- банковской гарантии, прошедшей соответствующую регистрацию в Реестре банковских гарантий;

- ценных бумаг (акции, векселя, облигации и т.п.);

- договор поручительства;

- иных средств (высоколиквидными товарами).

Возврат обеспечения заявки производится:

- всем участникам закупки, за исключением участника закупки, заявке которого присвоен первый номер <...> в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;

- участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер после подписания Договора в течение 7 рабочих дней;

- участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер <...> в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

Возврат обеспечения исполнения договора производится после подписания необходимых окончательных документов в зависимости от предмета договора, срок которого устанавливается в договоре, в каждом отдельном случае.

Информация по подтверждению добросовестности участников предоставляется участником закупки виде перечня исполненных договоров, их копий, копий документов, подтверждающих факт исполнения договора по форме документов, оформляемых в зависимости от предмета договора и письма-отзыва от Заказчиков по предоставленным договорам.

Заявка участника размещения заказа может быть отклонена в случае признания Закупочной комиссией предоставленной участником размещения заказа информации по подтверждению добросовестности недостоверной и случае непредставления этой информации.

Информация о добросовестности участника закупки при его участии в открытом аукционе в электронной форме предоставляется при направлении Заказчику подписанного проекта договора. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной Закупочной комиссией договор с участником, признанным победителем аукциона не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения договора.

Положения данного раздела действуют только при установлении таковых условий в закупочной документации.

Проект контракта был подписан ИП «***». Между тем, какого-либо подтверждения добросовестности ИП «***» представлено в составе заявки не было.

Перечисленные выше действия Заказчика при проведении закупки и определении победителя, Заявитель считает нарушением документации открытого запроса предложений, Положения о закупках, Закона о закупках со стороны АО «Авиакомпании «Якутия».

Заявитель считает, что допуск участника ИП «***» и ООО «Поревит сервис», а также отсутствие претензий у заказчика к ИП «***» по поводу не предоставления подтверждения добросовестности, свидетельствует о предоставлении им со стороны Заказчика привилегий, в виде освобождения от необходимости полного предоставления документов, требуемых документацией о запросе предложений, что нарушает требования антимонопольного законодательства и право заявителя на равноправие, справедливость.

Таким образом, Заявитель – ООО «Ариель» считает решение комиссии незаконным, необоснованным при проведении данной закупки.

Ответчик – АО «Авиакомпания «Якутия» в своем возражении поясняет:

По п. 1 жалобы:

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - категории субъектов малого и среднего предпринимательства: «…индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям…», участником ИП  «***» был представлен патент на осуществление предпринимательской деятельности – «Химчистка, крашение и услуги прачечных № «***»», тем самым подтвердив свою принадлежность к мирокпредприятиям, кроме этого ИП «***» с 01.08.2016 г. включена в Единый реестр субъектом СМП, учитывая вышеперечисленные факты, Заказчик посчитал излишним требовать с участника документального подтверждения о принадлежности к МСП.

Также, в Информационной карте закупочной документации в п. 7 раздела 5 указано, что участники закупки должны предоставить сертификаты, подтверждающие качество продукции (согласно технического задания ГОСТ Р 51108-97, ГОСТ Р 52058-2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия»; ГОСТ 29298-2005 «ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые). ИП Шульгина Д.Т. предоставила сертификаты на продукцию используемую при оказании услуг (на порошки, отбеливатели и пр.), ООО «Ариель» предоставил сертификат на оказываемые услуги по химической чистке.

Данный вид услуг не подлежит обязательной сертификации и является добровольным (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»). Так как сертификация услуг химчистки и прачечной является не обязательной, а требование со всех участников предоставления сертификатов услуг заказчик посчитал ограничением конкуренции.

Победитель – ИП «***» в составе заявки предоставила ЕГРИП и ИНН.

По п. 2 жалобы:

Заказчик считает, что расчеты произведены правильно:

По критерию «Квалификация участника» -  все участники закупки предоставили сертификаты качества используемой продукции;

Расчет по критерию «Квалификация участника» произведен и отражен в Протоколе №307-10-2017 оценки и сопоставления заявок от 25.04.2017 г., при более внимательном изучении документам видно, что в скан-копии вышеназванного протокола перепутана очередность страниц (стр. 2,3).

По п.3 жалобы:

В связи с приостановкой заключения договора на оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработке, глажению и упаковке изделий по жалобе ООО «Ариель» №02-69/18.1-17 от 02.05.2017 г., в настоящее время Заказчик сообщает, что договор с победителем открытого запроса предложений ИП «***» не заключен. При заключении договора согласно установленных требованиям, прописанных в Положении АО «Аивакомпании «Якутия» будет запрошено обеспечение заявки.

На основании изложенного, Заказчик считает, что их действия не повлекли за собой нарушения порядка организации торгов.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалобы о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав доводы привлеченных лиц, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.

07.04.2017 г. на официальном сайте опубликовано информация о проведении закупки № 31704988016 путем открытого запроса предложений (www.zakupki.gov.ru).

12.04.2017 г. внесены изменения в закупочную документацию.

Дата и время окончания подачи заявок: 17.04.2017 г. в 15:00 ч.

Дата рассмотрения заявок: 19.04.2017 г. в 15:00 ч.

Дата и подведения итогов: 21.04.2017 г. в 15:00 ч.

Начальная (максимальная) цена контракта: 5 500 000, 00 руб.

Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Место поставки: Дальневосточный федеральный округа, Республика Саха (Якутия), город Якутск.

Срок оказания услуг: по 31 декабря 2017 г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Федеральным законом №223-ФЗ установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках.

Целями регулирования Положения о закупках Заказчика являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В Положении о закупках Заказчика указано, что Запрос предложений – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным Заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Целью Заказчика при проведении закупочных процедур является выбор надежного поставщика, способного обеспечить поставку закупаемой продукции (работ, услуг) на наилучших для Заказчика условиях, а именно поставку продукции (работ, услуг):

-        необходимого качества;

-        в необходимом количестве (объеме);

-        в необходимое время;

-        в необходимое место;

-        на наилучших коммерческих условиях с учетом цены продукции, сроков и условий поставки и оплаты, иных выгод и издержек (в т.ч. эксплуатационных).

 

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 14 Положения о закупках – запрос предложений – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным Заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Согласно журналу регистрации заявок на участие в открытом запросе предложений к Заказчику поступило 3 (три) заявки на участие в открытом запросе предложений.

Согласно Протоколу вскрытия заявок по Извещению №31704988016 от 17.04.2017 г. участниками являются:

  1. ИП «***»;
  2. ООО «Ариель»;
  3. ООО «Поревит-Сервис».

 

Согласно Протоколу №289-10-2017 от 19.04.2017 г. (рассмотрение) все 2 (три) участника допущены к дальнейшему участию в открытом запросе предложений.

В соответствии с Протоколом №307-10-2017 от 25.04.2017 г. (Оценка и сопоставление заявок) на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе Закупочная комиссия Заказчика решила:

  1. Присвоить первый номер заявке ИП «***» и заключить договор;
  2. Присвоить второй номер заявке ООО «Ариель»;
  3. Присвоить третий номер заявке ООО «Поревит Сервис».

 

Рассмотрев конкурсную документацию и заявки участников, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов заявителя в части расчета оценок со стороны Заказчика при оценке и сопоставлении заявок участников, а именно:

В п. 7.1. Документации о закупке указано, что в целях выявления лучших условий исполнения договора проводится оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, по итогам которых заявки на участие в запросе предложений ранжируются по степени предпочтительности для  Заказчика.   В случае, если Заказчиком было принято решение об отклонении заявок на участие в запросе предложений, оцениваются только заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены.

П. 7.2. Документации о закупке - оценка и сопоставление заявок  на участие в запросе предложений проводится членами Комиссии по подведению итогов запросов предложений в соответствии с критериями и порядком, предусмотренными Приложением № 1 к информационной карте «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений».

П. 7.3. Документации о закупке определяет критерии оценки заявки участников:

пп. 7.3.1.1.   «Цена договора» - 40 %;

пп. 7.3.1.2.   «Условия финансирования» - 30%;

пп. 7.3.1.3.   «Качество услуги» - 30%.

 

Согласно Протоколу №307-10-2017 от 25.04.2017 г. Закупочная комиссия Заказчика оценила заявки согласно пакету документов, представленных участниками.

  1. ИП  «***»;

- 11, 81

- 30

- 30

= 71, 81

  1. ООО «Ариель»

- 4

- 30

- 30

= 64

  1. ООО «Поревит-Сервис»

- 63

- 30

- 30

= 63, 02 (без НДС), 63, 63 (в т. ч. НДС)

 

Комиссия УФАС по РС (Я) установила, что оценка критерия «Квалификация участника» открытого конкурса предложений, осуществляется по бальной системе в следующем порядке:

- наличие сертификатов качества, сертификатов соответствия (да или нет), а именно при наличии максимальный балл – 100 баллов, при отсутствии – 0 баллов. Полученный результат умножается на значимость данного критерия в процентах, деленное на 100):0,3 (30%/100).

В соответствии с вышеуказанным Протоколом, Заказчик при расчете баллов по данному критерия оценил документы, предложенные в составе заявки, а именно наличие у участников ИП  «***» и ООО «Поверит-Сервис» - сертификатов на товары бытовой химии, а у участника ООО «Ариель» сертификат на оказываемые услуги. Каждый участник получил максимальный балл.

Так, довод заявителя о том, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно оценил и выставил баллы участникам закупки по критерию «квалификация участника»,  не обоснован.

Также, по доводу заявителя по принятию со стороны Заказчика антидемпинговых мер по отношению к победителю закупки, Комиссия УФАС по РС (Я) считает необоснованным.

Согласно с. 27 Положения о закупках - При проведении закупочных процедур независимо от способа закупки и размера начальной (максимальной) цены договора для участников размещения заказа применить следующие меры.

1.      При проведении закупочных процедур независимо от способа закупки и размера начальной (максимальной) цены договора участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки для участников размещения заказа:

-        гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;

-        документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;

-        иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, оказание услуг, выполнение работ по предлагаемой цене.

-        сведения из реестра контрактов (договоров) за последние 2 (Два) года до даты подачи заявки на участие в закупке об исполненных без штрафных санкций не менее 3 (три) контрактах (договорах);

Таким образом, Заказчик в соответствии со своим Положением о закупке до заключения договора с участником, предложившим цену, которая на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, предпринимает меры по запросу со стороны победителя обеспечения исполнения договора, для подтверждения добросовестности такого участника.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Из положений статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) - следует, что целью регулирования  данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических  и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование  такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Комиссия УФАС по РС (Я) при рассмотрении довода заявителя в части не предоставления со стороны победителя ИП  «***» документов, подтверждающих принадлежность участника к субъектам малого и среднего предпринимательства установила, что Заказчик неправомерно установил требования к оформлению и составу заявки на участие в открытом запросе предложений, а именно:

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования  данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических  и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование  такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Положение о закупках АО «Авиакомпании «Якутия» определяет порядок подготовки процедур закупки, способы закупки, требования к участникам закупки, содержание извещения о закупке и документации о закупке, условия применения и порядок проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке.

В соответствии с п. 4.2 Положения о закупках – заказчик вправе устанавливать требования к участникам закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям.

Согласно п. 3.1 ст. 14 Положения о закупках - заявка должна содержать всю указанную в документации о проведении запроса предложений информацию и документы.

Согласно п. 3.4.1 Документации открытого запроса предложений заявка на участие в запросе предложений, которое предоставляет участник размещения заказа в соответствии с настоящей документацией должна:

- быть подготовленной по форме, установленной документацией о запросе предложений;

- содержать сведения и документы, указанные в информационной карте запроса предложений;

- соответствовать требованиям, установленных положением о закупках АО «Авиакомпания «Якутия».

В соответствии с п. 3.4.4 Документации о закупке - непредставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или об услугах, для оказания которых размещается заказ, является риском Участника размещения заказа, подавшего такую заявку, и является основанием для не допуска участника размещения заказа к участию в запросе предложений.

В силу п. 6.4 Документации о запросе предложений, не предоставление в составе заявки документов, определенных документацией о запросе предложений, равно как подача заявки участником, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства являются основанием для отклонения заявки.

П. 13 раздела 5 Информационной карты документации о запросе цен установлено требование о наличии документов, в составе заявки, подтверждающих принадлежность участника к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в п. 12 Информационной карте (стр. 13) указывает, что в запросе предложений могут принимать участие любые юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако, по вышеуказанным нормам, и в конкурсной документации, и в информационной карте указывает о предоставлении от потенциальных участников подтверждения их статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.

Однако, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами в юридических лиц» - участники закупки, осуществляемой в соответствии с пп. «б» п. 4 настоящего Положения и привлекаемые участники закупки, осуществляемой в соответствии с пп. «в» п. 4 настоящего Положения, субподрядчики (соисполнители) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

А так как, Заказчик указал в Информационной карте без уточнения предоставления со стороны потенциальных участников декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства для подтверждения данного статуса нарушил порядок проведения закупки.

Комиссия Якутского УФАС России после рассмотрении заявок участников закупки пришла к выводу, что Заказчик неправомерно допустил участника ИП «***» так как в заявке отсутствовала декларация, а также выписка из единого реестра субъекта малого и среднего предпринимательства, у участников ООО «Ариель» и ООО «Поревит-Сервис» данные декларации в составе заявок включен. Довод Заказчика о том, что победитель ИП «***» включена в вышеуказанный реестр, считает необоснованным в рамках рассмотрения данной жалобы, так как при рассмотрении жалобы представитель по доверенности Заказчика указал, что данная информация получена Заказчиком самостоятельно и после подведения итогов открытого запроса предложений.

Также, Комиссия УФАС по РС (Я) считает довод Заказчик о том, что участником ИП «***». в составе заявки представлен документ, подтверждающий патентную систему налогообложения несостоятельным, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1352, а также в соответствии с Информационной картой данный документ не будет являться документом доказывающим статус субъекта малого и среднего предпринимательства.

Относительно предоставления со стороны участников сертификатов соответствия продукции согласно информационной карты, Комиссия Якутского УФАС России приходит к следующему выводу.

Согласно Разделу 5 Информационной карты в составе заявки участники предоставляют – сертификаты, подтверждающие качество продукции (согласно технического задания). Данный документ является одним из критериев оценки заявки на участие в запросе предложений.

В соответствии с Приложением №1 к Информационной карте - критерий «Квалификация участника» открытого конкурса предложений, осуществляется по бальной системе в следующем порядке:

- наличие сертификатов качества, сертификатов соответствия (да или нет), а именно при наличии максимальный балл – 100 баллов, при отсутствии – 0 баллов. Полученный результат умножается на значимость данного критерия в процентах, деленное на 100):0,3 (30%/100).

Согласно п. 12.6 Заявки на участие в запросе предложений (форма №2 документации о закупке) – участник при указании приложений к заявке предоставляет сертификаты, подтверждающие качество товара.

Однако, в Техническом задании на оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработке, глажению и упаковке изделий для нужд АО «Авиакомпания «Якутия» в п. 6 – соответствие оказываемых услуг нормативным правовым актом указано: Оказание услуг должно соответствовать санитарным нормам и требованиям нормативно-правовых документов: ГОСТ Р 51108-97 «Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия (с изменением №1,2); СанПиН 2.2.2506-09 «Гигиенические требования к организациям химической чистки изделий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; ГОСТ Р 52058-2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие требования к способам ухода»; ГОСТ 25652-83 «Материалы для одежды. Общие требования к способам ухода»; ГОСТ 29298-2005 «ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия».

Таким образом, в п. 7 раздела 5 Информационной карты и раздела 6 Технического задания в совокупности следует, что участник закупки должен предоставить в составе заявки сертификаты, подтверждающие соответствие оказываемых участником услуг, требованиям перечисленных ГОСТов. Сертификация данного вида услуг является добровольной в силу действующего законодательства. Однако, поскольку Заказчиком было установлено данное требование, оно является обязательным для участника закупки и его невыполнение означает не соответствие заявки требованиям документации, что может являться причиной отклонения и не допуска участника в закупке.

В заявках ИП  «***» и ООО «Поревит Сервис» вместо сертификатов соответствия качества оказываемых услуг были представлены сертификаты на товары бытовой химии. В заявке ООО «Ариель» присутствует сертификат соответствия на оказываемые услуги, что подтверждается материалами рассмотрения жалобы.

Также, в своем возражении Заказчик указал, что при критерию «квалификация участника» - все участники закупки предоставили сертификаты качества используемой продукции, однако, данный довод не подтверждается материалами рассмотрения жалобы.

На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РС (Я) считает, что Заказчик при установлении требования о наличии сертификата, подтверждающий качество продукции с отсылкой на техническое задание с описанием качества оказания услуг, требовал от потенциальных участников сертификат соответствия оказываемых услуг, которое является предметом закупки. Указания о том, что сертификат на товары бытовой химии, также будет оцениваться в соответствии с Техническим заданием отсутствует, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ариель» на действия Заказчика Акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» по нарушению порядка определения победителя в запросе предложений с наименованием закупки: «Оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработки, глажению и упаковке изделий», обоснованной в части не предоставления со стороны победителя документов, подтверждающих принадлежность участника к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  2. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ариель» на действия Заказчика Акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» по нарушению порядка определения победителя в запросе предложений с наименованием закупки: «Оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработки, глажению и упаковке изделий», необоснованной, в части неправильной оценки заявок, а также в неприменении со стороны Заказчика антидемпинговых мер;
  3. Признать Заказчика - Акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» нарушившим при проведении запроса предложений с наименованием закупки: «Оказание услуг по химической чистке, стирке, антистатической обработки, глажению и упаковке изделий» п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  4.  Выдать предписание об исполнении действий, направленные на обеспечение конкуренции.
  5. Передать материалы рассмотренной жалобы уполномоченному должностному лицу отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                ________________                                         «***»

                                                 

 

Члены Комиссии:                            ________________                                         «***»

                                                         

                                                           

                                                                       ________________                                         «***»

Связанные организации

Связанные организации не указаны