Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-71/18.1-17 от 25 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Фонд капитального ремонта
многоквартирных домов
Республики Саха (Якутия)
677027, РС (Я), г. Якутск,
ул. Октябрьская, д. 20, корп. 1А
press@fondkr.ru
ООО УК «Жилищный стандарт»
677001, г. Якутск, пер. Энергетиков, д. 2/3
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы № 02-71/18.1-17
г. Якутск резолютивная часть оглашена «19» мая 2017 года изготовлено в полном объеме «24» мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.
При участии:
От ответчика Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) – <…> по доверенности без номера от 18.04.2017.
От заявителя ООО УК «Жилищный стандарт» – <…> по доверенности №14АА 1064801 от 01.06.2016.
Рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью УК «Жилищный стандарт» на действия заказчика Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) при организации и проведении электронного аукциона
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 11 мая 2017 года поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью УК «Жилищный стандарт» на действия заказчика Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (извещение № РТС214Г170039 на электронной площадке: www.rts-tender.ru).
Заявитель в жалобе указывает на следующее:
24 апреля 2017 года ООО УК "Жилищный стандарт" подало заявку на участие в закупке РТС214Г170039, заявка была принята оператором и утверждена, заявке присвоен номер <...> , на счету электронной площадки произведено блокирование средств на обеспечение заявки в размере 265 888,32 руб., при НМЦ 17 725 887,80 руб., а также блокирование средств на оплату лицензионного вознаграждения в размере 6 500,00 руб.
26 апреля 2017 года Заказчик внес изменения в извещение об аукционе, уменьшив НМЦ до 17 539 749,49 руб. и размер обеспечения заявки до 263 096,24 руб.
26 апреля 2017 года оператор электронной площадки в одностороннем порядке произвел возврат заявки ООО УК "Жилищный стандарт" №112631, а также возврат обеспечения заявки. Основанием послужило «Изменение суммы и (или) вида обеспечения заявки», при этом оператор не указал норму закона, на основании которой произведен возврат.
ООО УК «Жилищный стандарт» не согласно с возвратом заявки по следующим основаниям.
1. В связи с внесением изменений в извещение, у участника закупки - ООО УК «Жилищный стандарт» образовалась переплата по обеспечению заявки в размере: 2 792, 08 руб. Размер внесенного обеспечения не является меньшим к размеру, опубликованному в извещении. В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 (п. 114-117), в течение одного часа после получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств. При этом в случае отсутствия на лицевом счете участника денежных средств в достаточном для обеспечения заявки размере блокирование денежных средств не осуществляется. В случае отсутствия на лицевом счете участника денежных средств в достаточном для обеспечения заявки на участие в электронном аукционе размере оператор электронной площадки возвращает заявку в течение одного часа после ее получения.
В течение одного часа после получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику электронного аукциона в случаях:
а) подачи заявки с нарушением требований, предусмотренных пунктом 97 настоящего Положения;
б) подачи одним участником электронного аукциона 2 и более заявок при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны, при этом возвращаются все заявки;
в) получения заявки после дня или времени окончания срока подачи заявок;
г) получения заявки от участника электронного аукциона с нарушением положений пунктов 102, 104 и 105 настоящего Положения.
Одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника электронного аукциона, подавшего заявку, об основаниях ее возврата с указанием требований настоящего Положения, которые были нарушены. Возврат заявок оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Заявка ООО УК «Жилищный стандарт» была подана в соответствии с Порядком, денежные средства были заблокированы оператором в достаточном для участия в аукционе размере. Возврат осуществлен без указания требований Положения, которые были нарушены.
2. В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 (п. 83) – комиссия по осуществлению закупок осуществляет рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе и ведение протокола рассмотрения заявок. Кроме оснований, перечисленных в п. 116, произвести возврат заявки является исключительной компетенцией Комиссии в момент рассмотрения заявок на участие в аукционе. Фактически, оператор электронной площадки превысил свои полномочия, самовольно осуществив возврат заявки ООО УК «Жилищный стандарт» с достаточным внесенным обеспечением заявки. Также необходимо принять во внимание, что данное действие было выполнено в преддверии праздничных и выходных дней, когда в соответствии с Трудовым законодательством сотрудники ООО УК «Жилищный стандарт» не работали, и не могли вовремя осуществить контроль за ПРИНЯТОЙ и УТВЕРЖДЕННОЙ оператором заявкой.
Таким образом, если участником было предоставлено обеспечение заявки и подана заявка до момента размещения заказчиком на сайте ЭТП изменений в извещение и документацию открытого аукциона в электронной форме у оператора ЭТП нет никаких законных оснований вернуть заявку такому участнику и требовать с него (участника) уменьшить размер обеспечения в соответствии с внесёнными заказчиком изменениями.
Оператор ЭТП обязан направить такую заявку заказчику на рассмотрение в установленном законом порядке даже, если после её подачи в документацию были внесены изменения.
При этом и у самого заказчика нет законных оснований отклонить такую заявку на участие в аукционе, поскольку внесенный размер обеспечения заявки больше, чем по внесенным изменениям.
Считаем, что действия оператора ЭТП нарушили конкуренцию, но Заказчик может ее использовать в части не равного доступа к торгам.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
07 апреля 2017 года на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» (www.rts-tender.ru) под номером № РТС214Г170039 опубликованы извещение и документация о проведении аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Заказчиком является Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия).
26 апреля 2017 года опубликована третья и последняя редакция Документации об электронном аукционе на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее – Документация об электронном аукционе).
Согласно пункту 1 Документации об электронном аукционе настоящая Документация об электронном аукционе подготовлена в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 (далее – Положение №615).
ООО УК «Жилищный стандарт» считает, что у Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) нет законных оснований отклонить заявку на участие в аукционе, поскольку внесенный размер обеспечения заявки больше, чем по внесенным изменениям.
11 мая 2017 года состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе РТС214Г70039 на право заключения договора по предмету «Выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния и проектирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», результаты процедуры оформлены Протоколом б/н от 11.05.2017. Согласно указанному протоколу на участие в аукционе поступило 3 заявки:
- АО «ЯКУТПНИИС»;
- ООО «Бизнесстройальянс»;
- ООО «МЕТАТРОН».
Согласно пункту 144 Положения № 615 заявка на участие в электронном аукционе направляется участником электронного аукциона оператору электронной площадки в форме электронного документа, содержащего документы и сведения в соответствии с пунктом 145 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 151 Положения № 615 в течение одного часа после получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить проверку нахождения сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций для участия, присвоить заявке порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику электронного аукциона, подавшему заявку, ее получение с указанием присвоенного заявке порядкового номера. В случае несоответствия участника электронного аукциона требованиям настоящего пункта заявка участника электронного аукциона возвращается оператором электронной площадки подавшему ее участнику электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 153 Положения № 615 не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику поступившие заявки в форме электронного документа.
Таким образом, исходя из положений пункта 151 и пункта 153 Заказчик получает поступившие заявки непосредственно от оператора электронной площадки и не имеет возможности возвратить и рассмотреть заявку участника до начала процедуры рассмотрения заявок.
Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО УК «Жилищный стандарт» приходит к выводу, что заказчик Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (извещение № РТС214Г170039 на электронной площадке: www.rts-tender.ru) при поступлении заявки ООО УК «Жилищный стандарт» не нарушил процедуру проведения торгов, порядок проведения которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 и тем самым, не нарушил процедуру рассматриваемого предварительного отбора, порядок проведения которых установлен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, жалоба ООО УК «Жилищный стандарт» так же содержит указания на незаконные действия оператора электронной площадки – www.rts-tender.ru.
В соответствии с Письмом ФАС России №ИА/12337/15 от 16.03.2015г. «О направлении методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, в том числе если торги признаны несостоявшимися, на продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного (или) муниципального имущества, проводимой в электронной форме» в случае если обжалуются действия оператора электронной площадки при организации и проведении торгов, жалоба рассматривается ФАС России либо по поручению ФАС России территориальным органом (пункт 3.10).
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости направления жалобы ООО УК «Жилищный стандарт» в Центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО УК «Жилищный стандарт» на действия заказчика Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) при организации и проведении электронного аукциона на выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (извещение № РТС214Г170039 на электронной площадке: www.rts-tender.ru) – необоснованной;
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: |
|
<…> |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
<…> |
|
|
|
|
|
<…> |