Решение № 02-73/15А РЕШЕНИЕ по делу от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-73/15А

  • Якутск                                                                                                                                                                      резолютивная часть оглашена «27» августа 2015

                                                                                                                                                                                изготовлено в полном объеме «28» августа 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

"***" – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

"***" – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

"***" – специалиста отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

При участии:

От заявителя - Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) - явились, представитель по доверенности "***"

От ответчика – ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» - явились, представитель по доверенности "***"

От заинтересованного лица – АКБ ОАО «Алмазэргиэнбанк» - явились, представитель по доверенности "***"

Рассмотрев дело №02-73/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

УСТАНОВИЛА:

24 июля 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила выписка из акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина», направленная Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (вхд. №754ф), в котором содержится указание на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

  • материалов плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» (далее – Колледж), проведенной в рамках внутриведомственного контроля ГКУ РС(Я) «Центр финансового сопровождения системы профессионального образования», установлено, что всего было заключено 19 договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении государственного имущества.

Проверкой договорных отношений по аренде государственного имущества установлена неправомерная передача в аренду помещений Колледжа: договоры аренды государственного имущества заключены руководителем Колледжа без проведения предусмотренных законом аукционов и конкурсов.

18 августа 2015 г. Приказом УФАС по РС (Я) «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» от 18.08.2015 г. №95 в отношении ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» возбуждено дело №02-73/15А о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал доводы, указанные в заявлении.

Ответчик – Колледж данное нарушение не признает. В своем возражении сообщает, что согласно пункту 2 части 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями. Часть 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» содержит ряд условий, при которых проведение конкурсов и аукционов не является необходимым при заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества:

п.3 - государственным и муниципальным учреждениям;

п.4 - некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

п.6 - медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

п.11 - на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

п.14 - являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Ответчик указывает, что договоры не требовали проведения закупочных процедур ввиду указанных выше исключений.

Ответчик полагает, что по п.11 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О Защите конкуренции», Колледж вправе заключать договоры аренды на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Колледж предоставил Приказ Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) от 02.07.2015 г. №01-07339 «Об организации работы центральной приемной комиссии профессиональных образовательных учреждений, согласно которому руководителям профессиональных образовательных учреждений поручается организовать с 27 июля по 25 августа 2015 года прием документов в профессиональные образовательные учреждения. Приказом Колледжа от 16.06.2015 г. №1/1-05/254 «О создании приемной комиссии» установлен период работы приемной комиссии: с 20.06.2015 г. по 31.08.2015 г.

Ответчик просит учесть, что в летнее время Колледж не работает, в спортивном зале размещается Республиканская приемная комиссия, поэтому использование помещения арендатором в данное время невозможно.

Комиссия, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Якутского УФАС России объявила перерыв в заседании комиссии до 15 часов 00 минут 27 августа 2015 г. Рассмотрение дела Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) возобновлено 27 августа 2015 г. в 15 часов 00 минут.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пояснило, что вышеуказанные договоры аренды заключены на срок свыше 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев:

  1. договор аренды с ИП Борисовой Т.Н. – на 10 последовательных календарных месяцев (с 01.03.2013 до 31.12.2013)
  2. договор аренды АКБ ОАО «Алмазэргиэнбанк» - на 11 последовательных календарных месяцев (с 01.01.2015 до 30.11.2015)
  3. договор аренды с филиалом ОАО «Сбербанк России» - Якутское отделение №8603 – на 39 календарных дней в течение пяти последовательных месяцев (с 14.01.2015 до 30.05.2015)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле приходит к следующим выводам.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установило, что без проведения предусмотренных ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ конкурсов и аукционов, а также при отсутствии оснований, закрепленных в части 1 данной статьи, были заключены следующие договоры:

  1. договор аренды помещения с ИП Борисовой Т.Н., согласно которому сдано в аренду помещение аудитории №112 три раза в неделю по 3 часа на срок с 01.03.2013 до 31.12.2013 (площадь помещения – 52,4 кв.м.); расторгнут с 01.11.2013 г.
  2. договор оказания услуг №6 от 15.12.2014 заключенный с АКБ ОАО «Алмазэргиэнбанк» на срок с 01.01.2015 до 30.11.2015 г, согласно которому сдано в аренду на два часа 2 раза в неделю помещение спортивного зала, общей площадью 296, 3 кв.м;
  3. договор аренды №1 от 14.01.2015 г., заключенный с филиалом ОАО «Сбербанк России» - Якутское отделение №8603 на срок с 14.01.2015 до 30.05.2015 г., согласно которому сдано в аренду на 2 часа два раза в неделю помещение спортивного зала.

ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» действует на основании Устава, утвержденного Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) от 18.05.2015. Согласно п.8.1 Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. В соотв. с п. 8.3 собственником имущества и земельного участка является Республика Саха (Якутия). Согл. п.8.4 Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством и распоряжением о закреплении имущества.

Согласно п.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст.296 ГК РФ. Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

В соответствии с правилами части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями случаев, предусмотренных указанной статьей.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными автономными учреждениями.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Пунктом 8 Разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" от 05.06.2012 даны разъяснения в случае предоставления государственного или муниципального имущества на срок не более чем тридцать календарных дней.

Согласно статье 190 ГК РФ, установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день.

Как установлено Комиссией, здание учебного корпуса Колледжа, общей площадью 4812,5 кв.м., расположенное по адресу: РС(Я), г. Якутск, ул. П. Алексеева, 25 принадлежит на праве оперативного управления (собственность Республики Саха (Якутия) ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» (свидетельство о государственной регистрации права 14-АА №768898 от 27.04.2011).

Исходя из разъяснений ФАС России, применительно к договорам, срок аренды с ИП Борисовой Т.Н. и АКБ ОАО «Алмазэргиэнбанк» превышает 6 последовательных месяцев, срок аренды с филиалом ОАО «Сбербанк России» - Якутское отделение №8603 составляет 39 календарных дней.

Размещение в арендованном помещении центральной приемной комиссии с 20.06.2015 г. по 31.08.2015 г. не влияет на срок заключения договоров и не является основанием применения п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, помещения, выступавшие предметом договора аренды, предоставлены на срок, превышающий тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, следовательно, оснований для заключения рассматриваемых договоров без проведения торгов в порядке исключения, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не имеется.

В связи с этим, Колледжу при заключении вышеуказанных договоров, надлежало провести конкурс или аукцион на право заключения договора аренды государственного имущества.

Таким образом, ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» действиями, выразившимися в заключении договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося государственной собственностью Республики Саха (Якутия), без проведения конкурса и аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества, а также в отсутствие выявленных оснований для предоставления указанных прав в порядке, предусмотренных законом исключений, нарушил часть 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На момент рассмотрения дела договор аренды помещения с ИП Борисовой Т.Н. от 01.03.2013 г.., а также договор аренды №1 от 14.01.2015 г.с филиалом ОАО «Сбербанк России» - Якутское отделение №8603 прекратили свое действие.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования помещениями, являющихся государственной собственностью, расположенных по адресу: г. Якутск, ул. Петра Алексеева, д.25., без проведения конкурса или аукциона:

1) договор аренды помещения от 01.03.2013 г. с ИП "***";

2) договор оказания услуг №6 от 15.12.2014 с АКБ ОАО «Алмазэргиэнбанк»

3) договор аренды №1 от 14.01.2015 г. с ОАО «Сбербанк России» - Якутское отделение №8603 без проведения торгов в нарушение порядка передачи государственного имущества, установленного ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции»

 

  1. Выдать обязательное для исполнения предписание ГАПОУ РС(Я) «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, возникшего при заключении договора оказания услуг №6 от 15.12014 с АКБ ОАО «Алмазэргиэнбанк».

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии: ________________ "***"

 

Члены Комиссии: ________________ "***"

 

________________ "***"

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны