Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №02-75/15А О НАРУШЕНИИ АНТИМОН... от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №02-75/15А О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«24» августа 2015 г.                                                                                          г. Якутск

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) О.А.Ярыгина по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа от 24.08.2015 № 97 о возбуждении дела № 02-75/15А по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Детская городская больница» (677027, г. Якутск, ул. Петровского, 10/1, ИНН 1435158891) (далее – ГБУ РС(Я) «ДГБ»)части 2 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛ:

17.08.2015 г. Служебной запиской главным государственным инспектором отдела контроля закупок Якутского УФАС  Т.А. Нановой в отдел антимонопольного контроля была передана жалоба ООО «Русфинторг» на действия заказчика ГБУ  РС(Я) «Детская городская больница» и уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), извещение №0116200007915006647.

24.08.2015 г. в адрес Якутского УФАС России поступила также жалоба ООО «Агат» на вышеуказанную процедуру закупки.

28.07.2015 г. на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru были размещены извещение и аукционная документация электронного аукциона №0116200007915006647 на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до  трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году.

Способ определения поставщика – электронный аукцион, организация осуществляющая закупку – Государственный комитет РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (677000, г.Якутск, пр.Ленина,22). Дата начала подачи заявок – 28.07.2015 г., дата окончания подачи заявок 26.08.2015 г. Максимальная цена контракта составляет 56 258 089 рублей 72 копеек.

Нарушение антимонопольного законодательства, по мнению заявителей, выразилось в следующем:

Согласно описанию объекта закупки аукционной документации требуется поставить две позиции детского питания.

Каша сухая на молочно-зерновой основе бытрорастворимая, обогащенная минералами и витаминами для питания детей раннего возраста, герметичная упаковка не менее 200 г. в количестве 421 719 уп.

Аукционной документацией предусмотрены следующие требования к химическому составу продукта:

Требования к химическому составу каши

Ед. изм.

На 100 г  сухой каши

белок

г

12-20

жир

г

10-18

углеводы

г

60-70

натрий

мг

80-170

железо

мг

6-10

йод  

мкг

40-80

тиамин (В1)

мг

0,2-0,6

рибофлавин (В2)

мг

0,45-0,7

ниацин (РР)

мг

4-6,5

аскорбиновая к-та (С)  

мг

30-100

ретинол (А)

мкг-Экв

300-390

токоферол (Е)

мг

5,2-7,3

 

 

  1. Сухой молочный напиток для вскармливания детей с 1 до 3 лет, герметичная упаковка 350-450 г. в количестве 2 уп.

Требования к химическому составу молочного напитка

Ед. изм.

На 100 мл готовой смеси

Белок

г

2,2-2,8

Жир

г

1-4

Углеводы

г

8-10

Кальций

мг

110-170

 

 

Дополнительные требования:

Комплектация объекта закупки: герметичная упаковка.

Поставляемый товар должен соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ, что должно быть подтверждено сертификатами соответствия, качественными удостоверениями.

Сроки поставки товара: Поставщик осуществляет поставку товара в соответствии с графиком поставки согласно Приложению №2  в пределах указанного объема согласно Приложению №1 к контракту.

Доставка товара по адресу: 677013, РС(Я), г. Якутск, ул. Петровского 10/1.

Гарантия производителя на товар: соответствует сроку годности поставляемого товара.

Форма, сроки и порядок оплаты (условия, включаемые в проект контракта):

Оплата за поставленный товар будет произведена Государственным заказчиком в следующем порядке: 100% по факту поставки товара, подтвержденной актом приемки–передачи товарной накладной, счет-фактуры в течение 14 банковских дней.

На момент поставки товара Поставщик должен предоставить Заказчику копии сертификатов или декларацию соответствия качеству на каждую серию товара, иные документы (копии документов), подтверждающих качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок годности товара на момент поставки товара не менее 70% от общего срока годности, указанного на упаковке.

Товарная позиция должна соответствовать наименованию или эквиваленту, быть соответствующей по составу, условиям части 2 аукционной документации (Описание объекта закупки).

Вся поставляемая продукция должна соответствовать показателям нормирования, утвержденным в соответствии с Едиными требованиями Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации в соответствии с требованиями аукционной документации.

Возможность согласования с заказчиком к поставке товара с улучшенными характеристиками не предусмотрена.

ООО «Росфинторг»  был проведен анализ технических характеристик существующих и обращающихся на рынке каш и сухих молочных напитков для вскармливания детей с 1 до 3 лет. В результате данного анализы было выявлено, что по позиции №1 требованиям объекта закупки соответствуют только следующие товары:

- Каша мультизлаковая «Фрутоняня», производитель ОАО «Прогресс» Российская Федерация,

- Каша молочная рисовая «Бибикаша», производитель Topfer Gmbh Германия

Каша молочная рисовая «Бибикаша» изготовлена на основе новозеландского козьего молока и смеси «Нэнни», подходит для питания детей с непереносимостью белков коровьего молока и риском развития пищевой аллергии. Так как она изготовлена на козьем молоке, стоимость такой смеси в г.Москва составляет 451 рублей за 1 пачку. ПО данным ООО «Агат», в сети магазинов «Бубль Гум» в г.Якутске, цена на данный вид каши составляет 399 рублей за 1 пачку. Эквивалентом данной продукции Заказчик прописывает Кашу «Фрутоняня мультизлаковая» на основе коровьего молока, предназначенного для питания здоровых детей. Цена на данный вид каш в г.Москва составляет 85 рублей.

 

            По мнению ООО «Русфинторг», по позиции №2, указанное сочетание показателей по химическому содержанию имеется только в следующей продукции:

- Сухая молочная смесь Симилак Премиум 3 (Similac Premium 3), производитель Arla Foods, Дания, железная банка, объем 400 гр.

- Сухая молочная смесь Кабрита Год 3 (Cabrita Gold), производитель Hyproca Nutrition, Нидерланды, железная банка, объем 400 гр.

Сухой молочный напиток Кабрита Голд 3 изготовлен на основе козьего молока и его цена в г.Москва составляет 990 рублей за одну банку.

ПО данным ООО « Агат», цена сухого молочного напитка Кабрита Голд 3 в г.Москва составляет 842 рубля. Эквивалентом Заказчик прописывает «Симилак Премиум 3» на основе коровьего молока для питания здоровых детей. Цена за банку в г.Москва 377 рублей.

Также, Заявители отмечают, что аукционной документацией предусмотрена поставка сухого молочного напитка весом от 350 до 450 грамм. При этом, Заказчиком установлена начальная цена объекта закупки за 1 штуку товара без привязки цены к весу товара.

Очевидно, что цена товара, имеющего вес 350 грамм, в большинстве случаев будет меньше цены аналогичного товара, имеющего вес 450 грамм. Следовательно, производители, осуществляющие производство молочных смесей в упаковках по 450 грамм, оказываются в заведомо невыгодном положении по сравнению с производителями, осуществляющими производство товаров весом в 350 грамм.

При этом, заявителем приведены требования к молочным смесям Таможенного союза:

Требования к химическому составу молочного напитка

Ед. изм.

Единые требования Таможенного союза

Белок

г

Не менее 1,8

Жир

г

1-4

Углеводы

г

Не более 12

Кальций

мг

90-240

 

Таким образом, по мнению ООО «Русфинторг» Заказчиком произведено произвольное сужение показателей по содержанию отдельных компонентов в сухой молочной смеси по сравнению с едиными требованиями Таможенного союза. Такое сужение показателей приводит к тому, что Заказчиком будет закуплена продукция с худшими качественными характеристиками и менее полезными свойствами для детей, чем имеется в обращении на товарном рынке в Российской Федерации. Следовательно, такое изменение показателей химического состава объекта закупки не имеет никакой иной цели, кроме как создание возможности поставки продукции конкретных производителей и намеренное ограничение конкуренции.

Продукция таких марок как Нестле, Нутриция, Семпер, Хипп, Хумана, Бабушкино лукошко, Фрисолак, Нутритек, Малютка, Хайнц, Умница, МД Мил, Бэби, Беллакт, Винни, Агуша, Лакталис не подходит под описание закупки и не может быть предложена к поставке, несмотря на то, что полностью соответствует Единым требованиям Таможенного союза и техническому регламенту на молоко и молочную продукцию.

В дополнение в вышеизложенному, ООО «Русфинторг» отмечает, что в 2014 году 2 крупных аукциона на поставку полноценных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), выиграло ООО «Иркутская фармацевтическая компания», которая предложила для вскармливания детей с 1 года до 3 лет сухую адаптивную молочную смесь Симилак Премиум 3, ж/б 400 гр., и кашу сухую на молочно-зерновой основе Фрутоняня, пачка 200 гр.

Из вышеописанного следует, что заявители считают неправомерным установление Заказчиком требований к объекту закупки. Таким образом, Ответчиком по данному делу выступает ГБУ РС(Я) «ДГБ».

 

Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:

- Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Единые требования);

- Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 N 955 "Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и осуществления оценки соответствия".

Состав сухих молочных смесей регламентируется Едиными требованиями.

Из писем Минздравсоцразвития России от 19.08.2011 N 15-2/10/2-8198 и Роспотребнадзора от 19.08.2011 N 01/10674-1-23 следует, что отклонения от тех или иных показателей для компонентов сухих адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока допускаются в пределах нормируемых уровней, установленных соответствующими положениями Единых требований;

Из указанных писем Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзора также следует, что сухие молочные смеси, имеющие один и тот же состав, но различные показатели содержания пищевых веществ, могут применяться при одних и тех же показаниях к применению в одной возрастной группе при условии, что величины этих показателей будут находиться в пределах значений, установленных Едиными требованиями и Техническим регламентом.

В соответствию с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Письмом ФАС России от 26.12.2012 N АК/44401/12 "О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей" определена позиция ФАС России - при проведении торгов на закупку сухих молочных смесей установление требований к составу и упаковке сухих молочных смесей, отличных от установленных Техническим регламентом и Едиными требованиями, имеет признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в случае, если указанные требования влекут за собой ограничение доступа к участию в торгах, либо ограничение количества участников размещения заказа, в том числе в случае, если совокупность указанных требований приводит к соответствию требованиям документации о торгах продукции исключительно одного производителя сухих молочных смесей.

На основании вышеизложенного следует, что в действиях ГБУ РС(Я) «ДГБ» усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь  частью  13 статьи  44  Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 02-75/15А к рассмотрению на 31 августа 2015 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 18, кабинет 407;
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

в качестве ответчика - Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Детская городская больница» (677027, г. Якутск, ул. Петровского, 10/1, ИНН 1435158891);

в качестве третьего лица – Государственный комитет РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (677000, г.Якутск, пр.Ленина,22).

  1. Ответчику в срок до 21.08.2015 г. представить  мотивированные нормами права пояснения по вменяемому нарушению; третьему лицу в срок до 21.08.2015 г. представить  полную конкурсную документацию.
  2. В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                     О.А. Ярыгина

Связанные организации

Связанные организации не указаны