Решение № 02-78/15А РЕШЕНИЕ по делу от 14 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-78/15А

г. Якутск                                                                                                                                                                              резолютивная часть оглашена «08» сентября 2015 г.

                                                                                                                                                                                              изготовлено в полном объеме «14» сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

"***" – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;

"***" – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии;

"***" –главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии.

При участии:

От заявителей:

ООО «СистемА» - генеральный директор ООО «СистемА» "***"

От ответчика:

Окружная администрация ГО «город Якутск» - представитель по доверенности "***"

От заинтересованных лиц:

  1. "***"
  2. "***"
  3. "***"
  4. "***"

Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения. Неявка на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных, не препятствует рассмотрению дела.

Рассмотрев дело №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» Окружной администрацией города Якутска,

УСТАНОВИЛА:

26 августа 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила переданная Уполномоченным по защите прав предпринимателей в РС(Я) (вх. №"***") жалоба ООО «СистемА» о нарушении антимонопольного законодательства Окружной администрацией города Якутска (далее – Окружная администрация) при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы».

ООО «СистемА» считает, что конкурс проведен с нарушением принципа конкурентности и принципа равенства претендентов на получение субсидий, предусмотренного п.3.7. «Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства», утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года №132-П (далее – Порядок) :

  1. Согласно п. 3.8.3. Порядка, в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок осуществляется анализ поступивших конкурсных заявок на соответствие Порядку. В нарушение п.3.8.3 и п.2.2 Порядка, все поданные 49 заявок были допущены к участию в отборе без осуществления анализа заявок и проверки наличия полного комплекта документов;
  2. Презентация проектов претендентов не предусмотрена конкурсной документацией, решение о выделении субсидий должно основываться только на требуемых Порядком документах и установленным в нем критериях;
  3. Пункт 3.12. Порядка содержит критерии отбора заявок на получение субсидий. Пункт 3.12.4. «Социальная значимость реализации проекта» не содержит формул и алгоритмов выставления баллов конкурсной заявке;
  4. Порядок не регламентирует возможность и процедуру обжалования результатов конкурса;
  5. Заявки, содержащие расходы на сумму, превышающую 300 000 руб., не отклонены;
  6. Заявки возвращены участникам до подписания Протокола Координационным советом;
  7. Участникам конкурса выставлены неверные баллы в нарушение установленных Порядком критериев.

Приказом УФАС по РС (Я) от 28 августа 2015 г. №100 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Окружной администрации города Якутска возбуждено дело №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства.

На рассмотрении дела заявитель поддержал свои требования по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик вменяемое нарушение не признает, считает, что акты и действия Окружной администрации не противоречат антимонопольному законодательству по основаниям, изложенным в Информации от 01.09.2015 г. вх.№4891, Информации от 04.09.2015г. вх.№4991 и в Пояснении по делу №02-78/15А, предоставленном на рассмотрении дела 01.09.2015 г.

Ответчик сообщает, что действия Окружной администрации города Якутска по проведению отбора на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлены в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 11 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Согласно ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее – БК РФ), субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. В соотв. с ч.3 ст.78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Ответчик подчеркивает, что федеральным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление субсидий. Следовательно, полномочия органов местного самоуправления по регулированию вопросов предоставления субсидий из бюджета могут осуществляться только при соблюдении требований федерального законодательства.

Окружная администрация указывает, что перечень критериев Порядка разработан в соответствии с п.1.2.2.6 Приложения №9 «Условия и порядок оказания государственной поддержки» к государственной программе «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» от 12.10.2011 №980 (в ред. Указа Главы РС(Я) от 23.09.2014 №2875).

Кроме того, Координационный Совет дополнительно провел выездные проверки всех претендентов на получение субсидии с целью подтверждения фактических расходов, достоверности предоставленных претендентами сведений. Результаты указанных проверок были озвучены рабочими группами на заседании Координационного совета 10 июля 2015 года. На заседании были заслушаны все 49 претендентов, участники конкурса выступили с защитой проектов. По результатам рассмотрения предоставленных в составе конкурсных заявок документов, докладов рабочих групп, защиты проектов, члены Координационного совета в соответствии с критериями отбора заявок оценили каждого претендента с выставлением оценок в баллах.

По результатам оценки утверждена итоговая таблица набранных претендентами баллов. Список получателей субсидии составлен на основании набранных претендентами баллов, начиная от максимального значения в сторону убывания, в пределах выделенных на мероприятие денежных средств.

Ответчик считает процедуру конкурсного отбора претендентов на получение субсидий в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы» максимально открытой, объективной, конкурентной и обеспечивающей отбор наиболее достойных претендентов.

Определением от 28.08.2015 года рассмотрение дела №02-78/15А назначено на «01» сентября 2015 года в 16 часов 00 минут.

В связи с необходимостью сбора дополнительных доказательств и привлечения заинтересованных лиц, определением от 01.09.2015 г. рассмотрение дела №02-78/15А отложено на «08» сентября 2015 г. в 10 часов 00 минут.

«07» сентября 2015 г. вынесен Приказ №100 «Об изменении состава Комиссии по рассмотрению дела №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства».

«08» сентября 2015 г. удовлетворено ходатайство Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (исх.№363/А28-23 от 07.09.2015 г.) о рассмотрении дела в его отсутствие.

Комиссия по рассмотрению дела №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства Окружной администрацией города Якутска при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, выслушав доводы лиц участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что

органам местного самоуправления Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно п.3 ч.1 ст.22 Устава городского округа «город Якутск», утвержденного решением Окружного совета города Якутска от 25.06.07 №РОС-51-1, Окружная администрация города Якутска - исполнительно-распорядительный орган городского округа "город Якутск".

Таким образом, на Окружную администрацию города Якутска распространяются требования, установленные статьей 15 Федерального закона от 26.07.2007 «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

На территории городского округа «город Якутск» действует муниципальная программа «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2012 №194-П. В рамках программы предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства». «Порядок предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» утвержден Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года №132-П.

Извещение о проведении отбора на предоставление субсидии опубликовано 21 мая 2015 года.

Дата начала и окончания приема заявок: с 9 часов 00 мин. 22 мая 2015 года по 18 час. 00 мин. 22 июня 2015 года.

10.07.2015г. проведено внеочередное заседание Координационного совета по предпринимательству при главе Городского округа «город Якутск» (далее – Координационный совет), осуществляющее функции конкурсной комиссии, на котором рассмотрены конкурсные заявки и определены получатели по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства».

Согласно Приложению №1 к Протоколу внеочередного заседания координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск» (далее – Протокол), к конкурсу допущены 49 поданных заявок, по результатам голосования членов каждому претенденту присвоены баллы.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 03.08.2015 г. №1335р утвержден список получателей субсидии по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в количестве 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3 000 000, 00 руб., согласно Приложению №2 к Протоколу.

Согласно п.1.4 Административного Регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, предметом государственного контроля является соблюдение антимонопольного законодательства Российской Федерации органами местного самоуправления.

Таким образом, доводы заявителя принимаются Якутским УФАС России к рассмотрению относительно только тех обстоятельств, в которых может содержаться нарушение антимонопольного законодательства: принятие акта, совершение действий (бездействия) органом местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе проверки, проведенной в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции, УФАС по РС (Я), установлено, что согласно пункту 2 Порядка «Перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе»:

2.2. Претенденты, не представившие полный комплект документов согласно п. 2.1., не допускаются к участию в отборе.

2.3. Претендент несет полную ответственность за достоверность представленных документов.

2.4. Распорядитель субсидии осуществляет проверку достоверности сведений, предоставляемых претендентом на получение субсидии.

В пункте 3 установлена процедура конкурсного отбора субъектов МСП на предоставление субсидий:

3.8. Распорядитель субсидии:

3.8.2. осуществляет прием заявок в течение 30 календарных дней со дня опубликования извещения;

3.8.3. в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок:

3.8.3.1. осуществляет анализ поступивших конкурсных заявок на соответствие настоящему Порядку;

3.8.3.2. направляет сводный реестр заявок на рассмотрение Совета.

3.9. Совет в течение 10 дней проводит заседание на котором принимает решение о победителях конкурса и объеме средств субсидии.

3.11. На заседании Члены Совета выставляют каждому субъекту МСП - участнику конкурсного отбора оценку в баллах согласно критериям отбора заявок на получение субсидии.

3.13. Победители конкурсного отбора определяются исходя из количества набранных баллов и лимита бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия, осуществляемого в рамках оказания поддержки субъектам МСП.

Исходя из вышеуказанного, Окружная администрация г. Якутска, являющаяся в соответствии с п.1.6 Порядка организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидии, обязана осуществить проверку конкурсных заявок на наличие установленного перечня документов и достоверности предоставляемых сведений с последующим направлением заявок на рассмотрение Координационного Совета.

Комиссия УФАС по РС(Я), изучив представленные Окружной администрацией оригиналы заявок лиц – получателей субсидий по итогам конкурса, установила, что содержащиеся в составе заявок документы свидетельствуют об их получении лицами по истечении срока приема заявок (срок окончания приема заявок: 22 июня 2015 г.). Окружная администрация города Якутска в нарушение п. 2.2 конкурсной документации допустила к участию и осуществила прием документов лиц, не представивших полный и необходимый комплект документов заявки в установленный срок с 22 мая 2015 г. по 22 июня 2015 г.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я), проанализировав и рассмотрев заявки участников, приходит к выводу, что в действиях конкурсной комиссии в приеме заявок участников, не соответствующих «Порядку предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства», а также в приеме документов по истечении установленного срока, содержится состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

В п.3.12.4. Порядка содержится критерий «Социальная значимость реализации проекта»:

- обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации - от 5 до 10 баллов;

- обеспечение занятости молодежи до 30 лет - от 5 до 10 баллов;

- предоставление услуг по социальному и бытовому обслуживанию граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях - от 5 до 10 баллов;

- предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, организации присмотра и ухода за детьми, предоставление услуг детских дошкольных учреждений - от 5 до 10 баллов;

- производство материалов; строительные работы; крестьянские (фермерские хозяйства); сельское хозяйство; производство пищевых продуктов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; предоставление автотранспортных услуг; монтаж оборудования; эксплуатация жилых и нежилых фондов; чистка, уборка, удаление отходов; разработка программного обеспечения; предоставление услуг на условиях аутсорсинга - от 5 до 10 баллов.

Ответчик в своем пояснении сообщил, что при разработке «Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства», являющегося конкурсной документацией, в том числе при установлении критериев отбора участников конкурса, Окружная администрация основывалась на Указе Президента РС(Я) от 12.10.2011 N 980 (ред. от 02.06.2015) "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".

Комиссия УФАС по РС(Я) считает доводы ответчика необоснованными в силу того, что данный нормативно-правовой акт, устанавливающий критерии отбора заявок на получение государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, не содержит указания на необходимость приведения в соответствие с данной государственной программой иных муниципальных программ.

В Протоколе от 10.07.2015 г. отсутствует оценка Координационным советом заявок каждого из участников по установленным п.3.12 конкурсной документации критериям, которая позволила бы определить количество баллов, присвоенных по каждому критерию.

Исходя из буквального толкования пункта 3.12.4 «Социальная значимость реализации проекта» Порядка, Комиссия УФАС по РС(Я) приходит к выводу, что в конкурсной документации отсутствуют показатели критерия оценки, их значимость, порядок присвоения баллов каждой заявке по указанному критерию, т.е. отсутствует т.н. ранжирование по степени предпочтительности количественного показателя критерия.

На уточняющий вопрос Комиссии по рассмотрению дела №02-78/15А о том, каким образом оценивались заявки и выставлялись баллы по критерию «Социальная значимость реализации проекта», представитель Окружной администрации пояснил, что члены Координационного совета руководствовались своим субъективным мнением.

Согл. п.7 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В целях обеспечения принципов справедливости, равноправия, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, порядок оценки заявок участников конкурсного отбора должен отвечать требованиям определенности и однозначности. «Порядок предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства», утвержденный Постановлением Окружной администрации города Якутска №132п от 18.05.2015 г., являющийся конкурсной документацией, в части критерия «Социальная значимость реализации проекта», не отвечает указанным требованиям, поскольку не содержит объективный и безусловный порядок оценки заявок, который позволил бы обеспечить права участников конкурсного отбора на объективную оценку и получение установленного количества баллов.

Закрепление в конкурсной документации порядка оценки заявок не может быть заменено только субъективной оценкой заявок без доведения до сведения претендентов порядка выставления оценки, на котором конкурсная комиссия должна строить свои выводы, т.к. такой метод не обеспечивает объективную конкуренцию среди участников конкурса.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что результатом реализации п. 3.12.4 акта, принятого Окружной администрацией города Якутска, явилось ограничение конкуренции среди участников конкурса по предоставлению субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы». Действия Окружной администрации города Якутска по принятию пункта 3.12.4 «Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства», закрепляющий критерий «Социальная значимость реализации проекта», являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 47.1, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Выделить в отдельное производство материалы дела с признаками нарушения п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Признать Окружную администрацию ГО «город Якутск» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Выдать Окружной администрации ГО «город Якутск» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии: ________________ "***"

 

 

 

 

Члены комиссии: __________________ "***"

 

 

 

__________________ "***"

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны