Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-79/15А о нарушении антимонопольного зак... от 22 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-79/15А

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

резолютивная часть  оглашена  «25» декабря 2015 г.

изготовлено в полном объеме «31» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в   составе:

1. Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной    антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

2. Емельяновой Л.В.  – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

3. Халдеевой А.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха(Якутия), члена комиссии;

4. Мандаровой А.Е. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

При участии:

От ответчика: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер»  - <***>  по доверенности; <***> по доверенности; <***> по доверенности <***>.

От заинтересованного лица: Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) <***> по доверенности; <***> по доверенности.

Рассмотрев дело № 02-79/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер» (далее – ГБУ РС(Я) «ЯРПНД») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. ФЗ-135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), установленных в результате рассмотрения заявления Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия)  «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И.Дудкина»  (далее – ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина», колледж) №1/1-04/195 от 04.06.2015 г., (вх.№3125 от 04.06.2015 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Якутского УФАС 04.06.2015 г. поступило заявление ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина», (исх.№1/1-04/195 от 04.06.2015, вх.№3125) на действия ГБУ РС(Я) «ЯРПНД», указывающие на нарушение п.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В заявлении, ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина» приводится следующее: стоимость услуг медицинских осмотров врача-психиатра – 350 рублей и врача-нарколога – 470 рублей при проведении предварительных и периодических осмотров работников образовательных учреждений завышена. При этом, прохождение работниками ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина» данных медицинских осмотров (получение справки) установлена законодательно Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н «Об утверждении перечней вредных (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В соответствии с антимонопольным законодательством, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5.

Признаки доминирующего положения  хозяйствующего субъекта были установлены по предварительным результатам анализа состояния конкуренции на рынке медицинского осмотра врача-нарколога и врача-психиатра в рамках проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н, ГБУ РС(Я) «Якутский психоневрологический диспансер» являлся хозяйствующими субъектом, занимающим доминирующее положение на данном рынке. Таким образом, к указанному хозяйствующему субъекту может быть применена статья 10 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на рынке медицинского осмотра врача-психиатра в рамках проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н в целях установления доминирующего положения учреждения был проведен в соответствии с  Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования и особенностей товарного рынка. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рынка услуг по обязательному (предварительному, периодическому) медицинскому осмотру работников. В связи с этим, проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на исследуемом рынке. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Таким образом, временной интервал данного исследования определен периодом с 2013 по 2014 гг.

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

Продуктовыми границами рассматриваемых рынков будут являться: 1) рынок психиатрического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности; 2) рынок наркологического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.

в) определение географических границ товарного рынка;

Географическими границами предоставления услуг по психиатрическому освидетельствованию работников, осуществляющих отдельные виды деятельности и наркологического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности является территория муниципального образования – город Якутск Республики Саха (Якутия).

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

За рассматриваемый период 2013-2014 гг. в географических границах ГО г.Якутск  рассматриваемые услуги психиатрического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности оказывает два хозяйствующих субъекта -  Государственное бюджетное учреждение РС(Я) «Якутский психоневрологический диспансер», ООО «Медицинский центр МедЭкспресс+»; услуги наркологического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности два хозяйствующих субъекта - Государственное бюджетное учреждение РС(Я) «Якутский наркологический диспансер» и  ООО «Медицинский центр МедЭкспресс+».

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

Доля ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» при оказании услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога в рамках проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минздравразвития РФ от 12.04.2011 №302н в 2013 году составила 99,08, в 2014 году 0,92 %.

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

Значения показателей рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, позволяют сделать вывод, о высокой концентрации на рынке предоставления услуг медицинских осмотров врача психиатра-нарколога и врача нарколога в рамках проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минздравразвития РФ от 12.04.2011 №302н в географических границах исследования, в течение периода, определенного временным интервалом исследования.

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

Согласно полученным в ходе исследования данным (на основании ответов хозяйствующих субъектов) основными факторами препятствующими развитию конкуренции на рынке предоставления услуг медицинских осмотров врача психиатра-нарколога и врача нарколога в рамках проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минздравразвития РФ от 12.04.2011 №302н могут быть:

1. экономические:     

-преимущество хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками по спросу на товар, по наличию слаженной системы сбыта;

-установление высоких тарифов ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» и ГБУ РС(Я) «ЯРПНД».

2.  административные:

-наличие в составе услуги по медицинскому осмотру врачом наркологом обязательной сверки с базой данных граждан, состоящих на учете в ГБУ РС(Я) «ЯРНД», которая может быть предоставлена другим хозяйствующим субъектам по отдельному запросу, что увеличивает срок предоставления услуги;

-ограниченный доступ к базе данных, состоящих на диспансерном учете больных, которая является строго конфиденциальной информацией.

Таким образом, результаты проведения анализа состояния конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка при рассмотрении дела №02-79/15А указывают на наличие доминирующего положения ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» на рынке психиатрического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также на тот факт, что изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным, и условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, за рассматриваемый период остались неизменными.

 

По результатам рассмотрения заявления были обнаружены признаки нарушения ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно ст. 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с представленными документами,  стоимость медицинского осмотра врача-психиатра в 2015 году составила 350 рублей, в 2014 году такая услуга стола 220 рублей. Повышение стоимости услуги составило 20%.

Были изучены причины повышения цен на рассматриваемые услуги и калькуляция цен. Так, ГБУ РС(Я) «Якутский психоневрологический диспансер»  на медицинский осмотр 1 работника закладывает в свои расходы трудозатраты 2 врачей-психиатров (4,5 УЕТ). При этом, нормативно-правового обоснования включения в калькуляцию цены трудозатрат 2 врачей представлено не было.

 

Приказом Якутского УФАС России от 04.09.2015 №105 в отношении ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.

Законом о защите конкуренции выделяются два критерия определения монопольно высокой цены товара – затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно или иным образом сходном товарном рынке). Метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей и продавцов, условиям доступа, с исследуемым рынком. Установив отсутствие рынков сопоставимых с рассматриваемым товарным рынком, Комиссией Якутского УФАС России в соответствии с положениями статьи 6 Закона о защите конкуренции использовался затратный метод установления монопольно высокой цены товара.

При этом, Комиссия Якутского УФАС России получило ответы хозяйствующих субъектов – государственных и муниципальных больничных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории различных районов Республики Саха (Якутия), являющихся единственными учреждениями, которые оказывают рассматриваемые услуги населению на данной территории. Данные хозяйствующих субъектов представлены в настоящем решении.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Налогового кодекса РФ, при определении рыночных цен товара, в том числе, используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты

В соответствии с частью 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

По установленным антимонопольным органом обстоятельствам, указывающим на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ГБУ РС(Я) «ЯРПНД»  в обоснование своих действий по установлению цены на рассматриваемые услуги, поясняет следующее:

Согласно письму ГБУ РС(Я) от 11.06.2015 г. № 01-15/483 стоимость услуги рассчитывается в зависимости от трудозатрат, времени, количества человек, задействованных в ее оказании.

25.09.2015 г. ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» исходящим письмом «01-15/760 были представлены следующие разъяснения: Расчет тарифов 2013 года на проведение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности произведен согласно с номенклатурой работ и услуг в здравоохранении Республики Саха (Якутия) (версия НРУЗ 01-07), действующей в учреждениях Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), разработанным Государственным учреждением «Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр» в 2007 году.

Письмом №01-15/483 от 11.06.2015 г., ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» указывает, что работа с каждым посетителем составляет по времени от 5-45 минут в зависимости от вида справки. Задействованы в проведении услуги медицинский регистратор, 1 (2) врача, медицинская сестра, кассир. Был представлен перечень платных услуг учреждения, а также прейскурант услуг, оказываемых на платной основе и расчет стоимости платной медицинской услуги за период 2012-2015 гг. - калькуляция.

 

В соответствии с перечнем платных услуг (работ), предоставляемым учреждением, имеются следующие виды платных услуг, относящиеся к медицинским осмотрам:

 

Наименование работы

Код

Наименование медицинской услуги

1

Прием врача психиатра с выдачей справки

01.35

Визуальное обследование в психиатрии, пальпация в психиатрии

2

Проведение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе, связанные с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности.

01.035

Визуальное обследование в психиатрии, пальпация в психиатрии

3

Проведение психиатрического освидетельствования врачебной комиссией для выдачи лицензии на право приобретения оружия

01.035

Визуальное обследование в психиатрии, пальпация в психиатрии

 

В соответствии с прейскурантом цен, утвержденных ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» стоимость рассматриваемой услуги в течение 2012-2015 гг. менялась следующим образом:

 

Наименование услуги

2012

2013

2014

2014/2013

2015

Проведение обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра для лиц, занятых на тяжелых работах, и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для поступления на работу на государственную и гражданскую службу

220

280

350

Повышение на 25%

На 70 руб.

350

 

Расчет тарифов УЕТ по рассматриваемому виду услуги следующий:

 

Код

Наименование

УЕТ врача

УЕТ м/с

Сумма УЕТ

01.035

Проведение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе, связанные с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности.

3,4

1,5

4,9

 

 

Калькуляция стоимости проведения психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе, связанные с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности в 2012-2015 гг.

 

Наименование показателя

2012-2013 гг., в  руб. за 1 ед.услуги

2014 г. в руб. за 1 ед.услуги

Изменение, в %, 2014/2013

2015 г. в руб. за 1 ед.услуги

Заработная плата

142,9

221,6

55

293,5

Начисление на з/плату

48,9

75,8

 

88,6

Накладные расходы (5%)

9,6

14,9

 

20% - 76,4

Рентабельность (10%)

19,2

29,7

 

38,2

Аренда помещения

0

32,6

 

32,6

Итого стоимость

220,50

374,55

68

529,28

Заложенный УЕТ

Врач - 3,4;

м/с – 1,5;

регистратор – 1,5.

ИТОГО-6,4

Врач - 4,5;

м/с – 2,5;

регистратор – 1,5.

ИТОГО-8,5

 

Врач - 4,5;

м/с – 2,5;

регистратор – 2,0;

санитар – 2,0.

ИТОГО-11

 

В соответствии с представленной калькуляцией, затраты по заработной плате увеличились на 55%, появились расходы по аренде помещения. Итого стоимость увеличилась на 68%.

 

В пояснении по вменяемому нарушению, (исходящий номер письма №01-15/760) Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер» сообщает следующее:

«Справочно поясняем, что заработная плата в расчете стоимости справки составила: в 2012 году 194,6 рублей, в 2013 году 221,6 рублей. Повышение составило 13,9%.В 2014 году – 293.5 рублей, по отношению в 2013 году повышение составило 32,4%. Таким образом, общее повышение заработной платы с 2012 по 2014 г. составляет 50,8%».

Представлен приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 12.02.2013 г. №01-8/4-205 «О размещении отдела медосмотров психоневрологического диспансера»; Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 11.12.2013 г. №01-8/4-2296 «О выдаче разрешения на право предоставления платных медицинских услуг»; Договор №002-14 аренды нежилых помещений от 01.01.2014 г. с ООО «Новая Якутия»; Договор №002-15 аренды нежилых помещений от 01.12.2014 г. с ООО «Новая Якутия»; калькуляция стоимости услуг на 2013 год.

Согласно пояснениям Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия),исх.№И-01-22/984 от 12.11.2015 г. в 2012 году ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» заключило договор с ООО «Новая Якутия» на аренду помещения в здании по адресу г.Якутск, ул.петровского 21/2 как с единственным поставщиком на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) №01-8/4-205 от 12 февраля 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

На рассмотрении дела 17.11.2015 года представители ответчика представили в  материалы дела, следующие дополнительные документы:

- Приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 г. №383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»;

Согласно которому, расчетная норма нагрузки врача-психиатра устанавливается 1 посещение в час.

Данные нормы действуют в отношении врачей-психиатров учреждений и подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза. Таким образом, указанный приказ не может служить обоснованием при расчете УЕТ врача-психиатра при проведении медицинского осмотра.

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 г. №1613н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуг, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации».

В ответ на определение о назначении дела к рассмотрению, ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» представил следующую информацию:

«Обоснованием для включения в комиссию двух врачей определяется условиями, которым отвечает обязательное психиатрическое освидетельствование работников, регламентируемое Правительством Российской Федерации в постановлении №695 от 23.09.2002 г.

Постановление определяет порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования  работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет».

 

27.11.2015 г. исходящим письмом №01-15/955 ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» была представлена новая калькуляция стоимости услуг. Обновленный расчет на проведение медицинского осмотра работников врачом-психиатром в 2013 году выглядит следующим образом:

 

Статья расходов

2013

2014

1

Заработная плата

150

211,4

2

Начисление на з/п

51,3

63,8

 

итого

201,34

275,24

3

Накладные расходы (20%)

40,3

55

4

Рентабельность (20%)

40,3

55

 

Итого цена

281,88

385,34

 

Расчет затрат по ФОТ в 2013 году:

Должность

Кол-во должностей

оклад

УЕТ

ФОТ в состав услуги

Врач-психиатр

1

4037

2,0

98,0

Медицинская сестра

1

2666

2,0

60,6

Медицинский регистратор

1

2666

2,0

42,7

Всего

 

 

6

201,3

 

 

 

 

 

Расчет затрат по ФОТ в 2014 году:

Должность

Кол-во должностей

оклад

УЕТ

ФОТ в состав услуги

Врач-психиатр

1

4550

2,0

130,7

Медицинская сестра

1

3005

2,0

80,6

Медицинский регистратор

1

3005

2,0

64

Всего

 

 

6

275,3

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с результатами проведенного анализа рынка услуг по медицинского осмотра врача-психиатра в рамках проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н, на территории города Якутска за период 2012-2014 гг. установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке  ГБУ РС(Я) «ЯРПНД».

Основным видом деятельности ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» является деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (ОКВЭД 85.11.1).

Отдел медицинских осмотров размещен отдельно, по адресу: г.Якутск, ул.Петровского 21/2, общая площадь 109,14 кв.м. В данном отделе, в соответствии с представленной ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» информацией, оказываются услуги:

-  прием врача-психиатра с выдачей справки;

- проведение обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра для лиц занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для поступления на работу на государственную и гражданскую службу;

- проведение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе, связанные с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности.

 

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее – Порядок).

Платные медицинские услуги медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), оказываются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012г. №1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), платных медицинских услуг».

Согласно п.9 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГБУ РС(Я) «ЯРПНД»  осуществляет свою медицинскую деятельность на основании лицензии Министерства здравоохранения РС(Я) №ЛО-14-01-001219 от 27 сентября 2013 г. , Разрешения МЗ РС(Я) №45 от 11.12.2013 г. на право предоставления платных медицинских услуг, Положения об оказании платных медицинских, утвержденного Главным врачом ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» и согласованного с Министерством здравоохранения РС(Я).

Так, перечнем платных услуг, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 11.12.2013 г, ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» утверждено предоставление в числе прочих следующих услуг: прием врача-психиатра с выдачей справки (визуальное обследование в психиатрии, пальпация в психиатрии); проведение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности (визуальное обследование в психиатрии).

Цены на платные медицинские услуги учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), формируются самостоятельно в соответствии с методикой, утвержденной приказом министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 30.12.2010 г. №01-8/4-1316 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполненных работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия, для граждан и юридических лиц» и утверждаются руководителем медицинской организации.

В соответствии с Порядком определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. №1631н), учреждения самостоятельно определяют цены на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

- анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие годы;

- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

Цены на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 процентов.

 

В соответствии с представленными ГБУ РС(Я)  «ЯРПНД» первичной калькуляцией стоимости услуги, для оказания рассматриваемой услуги требуется наличие двух врачей наркологов, медицинской сестры и медицинского регистратора.  При этом, каждый врач психиатр затрачивает на 1 пациента 4,5 УЕТ трудозатрат, что эквивалентно 45 минутам.  Соответственно, только трудозатраты врачей при оказании услуги составляют 90 минут.

В соответствии со второй представленной калькуляцией, УЕТ врача составил 2,0 единицы, медицинской сестры – 2,0 единицы и медицинского регистратора – 2,0 единиц. Таким образом, общий хронометраж предоставления услуги составил 60 минут. При этом, документов, подтверждающих данный хронометраж представлено не было.

Тогда как, в других городских больницах и государственных бюджетных учреждениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) трудозатраты по данному виду услуги составляют 1-1,5 УЕТ.

Управлением были направлены запросы (16.10.2015 от 02/4742) о трудозатратах (УЕТ) при осуществлении рассматриваемой услуги другим государственным бюджетным учреждениям. Были получены следующие ответы:

Наименование

Стоимость м/о психиатра, руб.

УЕТ врача психиатра

УЕТ м/с психиатра

1

ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ"

116

1

1

2

ГБУ РС(Я) "Чурапчинская ЦРБ"

167,1

1,5

1,5

3

ГБУ РС(Я) "Намская ЦРБ"

158

1,5

1,5

4

ГБУ РС(Я) "Хангаласская ЦРБ"

109,5

1,5

1,5

5

ГБУ РС(Я) "Айхальская ГБ"

 

1

1

6

ГБУ РС(Я) "Удачнинская ГБ"

164,24

1,5

1,5

7

ГБУ РС(Я) "Мирнинская ЦРБ"

315,4

0,9

0,8

8

ГБУ РС(Я) ЯРПНД

374

4,5

2,5

 

Довод ответчика о том, что при осуществлении услуги необходимо участие двух врачей психиатров, а также о необходимости в общей сумме 8,5 УЕТ и 11 УЕТ в 2014 и 2015 гг. соответственно  (в соответствии с новой калькуляцией 6,0 УЕТ), отклоняется ввиду следующего:

Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет. При этом, согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111) медицинский осмотр проводится 1 раз в год.

Управлением антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был получен ответ от Министерства здравоохранения РФ №14-2/2098723 от 16.12.2015 г., содержащий следующее:

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Таким образом, психиатрическое освидетельствование и медицинский осмотр врача-нарколога не являются тождественными понятиями.

В соответствии с вышеуказанным Приказом, участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых. Соответственно, имеется в виду участие 1 врача-психиатра.

            Учитывая вышеизложенное обстоятельство, ответчиком был представлен другой расчет стоимости услуг (стр.8,9 настоящего решения).

            В соответствии с данным расчетом, для оказания услуги медицинского осмотра врачом-психиатром требуется 20 минут трудозатрат врача-психиатра, 20 минут трудозатрат медицинской сестры, а также 20 минут трудозатрат медицинского регистратора (Всего 60 минут на оказание услуги).  Изменилась установленная рентабельность – с 10% до 20%. Изменилась сумма накладных расходов – с 5% до 20%.

            При этом, у учреждения отсутствует документальное подтверждение установления рентабельности на оказание данной услуги. До 27.11.2015 г. такая рентабельность составляла 10%, а после 20%. Обоснований изменения рентабельности в два раза не представлено.

Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004г. и разработанной в целях формирования единых подходов к формированию прейскурантов медицинских услуг в системе обязательного и добровольного медицинского страхования приведен реестр работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат. За 1 условную единицу трудозатрат (УЕТ) принимается 10 минут рабочего времени.

Согласно реестру работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат первичный прием (осмотр, консультация) врача психиатра (В 01.035.01) составляет 1,5 УЕТ врача, и 1,5 УЕТ медсестры, т.е. нормативно на 1 прием предусмотрено 30 минут рабочего времени. 

В

01.035.01

Прием (осмотр, консультация)    

врача-психиатра первичный       

   1,5  

  1,5 

 

Учреждение в целях калькуляции стоимости платных услуг использует методику расчета затрат на медицинские услуги, содержащуюся в номенклатуре работ и услуг в здравоохранении Республики Саха (Якутия) (версия НРУЗ 01-07), действующей в учреждениях Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), разработанную Государственным учреждением «Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр» в 2007 году (НРУЗ-07). В НРУЗ-07 также содержатся нормативные трудозатраты врача и медицинской сестры по услуге прием врача-психиатра первичный (код услуги 01.035.01) с аналогичными условными единицами трудозатрат.

Установление индивидуальных норм нагрузок врачей амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от конкретных условий без представления доказательств об отклонении фактических затрат труда от нормативных в связи с существенными различиями в характере патологии населения республики или другими объективными причинами, а также без проведения хронометражных исследований не обосновано.

Специально разработанного хронометража услуги представлено не было, соответственно учреждение при формировании стоимости услуги должно использовать нормативный УЕТ, а именно -1,5 УЕТ врача и 1,5 УЕТ медицинской сестры.

 

В соответствии с пунктом 7.1.6 НРУЗ-07, к прямым расходам относятся в том числе затраты на оплату труда медицинских работников и других специалистов с немедицинским образованием, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в должностные обязанности медицинского регистратора входит: ведение регистрации больных, обратившихся в медицинскую организацию для получения медицинских услуг; обеспечение хранение и доставку медицинских карт в кабинет врача.

В реестре работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат отсутствует специалист «Медицинский регистратор», что косвенно свидетельствует о том, что данный работник не является специалистом, непосредственно принимающим участие в оказании услуги, в отличие от врача и медицинской сестры. Данное обстоятельство также подтверждается отсутствием медицинского регистратора при расчете прямых расходов на  оплату труда в ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер», ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ", ГБУ РС(Я) "Чурапчинская ЦРБ", ГБУ РС(Я) "Намская ЦРБ", ГБУ РС(Я) "Хангаласская ЦРБ", ГБУ РС(Я) "Айхальская ГБ", ГБУ РС(Я) "Удачнинская ГБ", ГБУ РС(Я) "Мирнинская ЦРБ".

Медицинский регистратор принимает участие в предоставлении услуг опосредованно, так как в отделении профилактических медицинских осмотров проводятся не только услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру работников в соответствии с Приказом Минсоцздравразвития РФ №302н (63%), но также и другие услуги – прием врача-психиатра с выдачей справки и проведение психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности (47%). Соответственно, при отсутствии проведенного хронометража, а также нормативных правовых оснований, невозможно включение 2,0 УЕТ медицинского регистратора в прямые расходы. 

                       

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для установления размера трудозатрат медицинского персонала в размере 60 минут в целом на предоставление 1 единицы услуги. Установление стоимости услуги в размере 350 рублей за один прием, в связи с завышением норм времени, необходимого для проведения медицинского осмотра работников и в результате увеличения прямых расходов учреждения, неправомерно, так как данные расходы не обоснованны.

 

При проведении расчетов по установлению цены на проведение обязательного (предварительного, периодического) медицинского осмотра работников,  занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в результате устранения выявленных несоответствий, установлено следующее:

В соответствии с представленной первоначальной калькуляцией, используя формулы ГБУ РС(Я) «ЯРПНД», затраты на заработную плату с начислениями составят 92,47 рублей.

 

№ п/п

должность

Колв-во должностей

оклад

трудозатраты, УЕТ

оклад/УЕТ

стоимость раб, руб

Квалификационный уровень

Квалификационная категория

вредность 25%

непрерывность 30%

РК 70%

СН 80%

1

Врач - психиатр

1

4550

1,5

5,1

7,6

3,0

2,3

1,9

2,3

6,5

7,4

2

Медицинская сестра

1

3005

1,5

3,3

5,0

1,3

1,5

1,3

1,5

4,3

4,9

№ п/п

должность

заработная плата

Стимулирование 24%

Заработная плата+стимулирование

Начисления на з/пл.

Всего заработная плата

Всего начисления на з/пл.

 

1

Врач - психиатр

30,9

7,4

38,3

13,1

38,3

13,1

 

2

Медицинская сестра

19,7

4,7

24,4

8,3

24,4

8,3

 

 

 

55,6

13,3

68,9

23,6

68,9

23,6

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно, в целом калькуляция будет выглядеть следующим образом:

 

№п/п

 

ед изм

Сумма

1

Заработная плата

руб

68,9

2

Начисление на з/плату

руб

23,6

 

Итого:

 

92,47

 

 

 

 

3

Накладные расходы (20%)

руб

18,5

4

Рентабельность (10%)

руб

9,2

5

Аренда помещений

руб

32,6

 

 

 

60,3

 

Итого цена с расходами

 

152,79

 

При установленной рентабельности 10%,  цена на услугу должна составить 153 рубля, при установлении рентабельности в 20% - 162 рубля.

 

В соответствии со второй представленной калькуляцией, затраты на заработную плату с начислениями составят* 123,25 рублей:

 

№ п/п

должность

Колв-во должностей

оклад

трудозатраты, УЕТ

оклад/УЕТ

стоимость раб, руб

Квалификационный уровень

Квалификационная категория

Прочие доплаты 15-20%

к/т по учреждению 3,5%

к/т медработников 9,7% 5,7%

вредность 25%

непрерывность 30%

1

Врач - психиатр

1

4550

1,5

5,1

7,6

3,0

2,3

1,0

0,2

1,0

1,9

2,3

2

Медицинская сестра

1

3005

1,5

3,3

5,0

1,3

1,5

0,7

0,1

0,4

1,3

1,5

№ п/п

должность

ИТОГО

РК 70%

СН 80%

заработная плата

Стимулирование 24%

Заработная плата+стимулирование

Начисления на з/пл.

Всего заработная плата

Всего начисления на з/пл.

 

1

Врач - психиатр

19,3

13,5

15,4

46,0

11,0

57,0

19,5

57,0

19,5

 

2

Медицинская сестра

11,7

8,2

9,4

28,1

6,7

34,8

11,9

34,8

11,9

 

 

 

 

 

 

74,1

17,8

91,8

31,4

91,8

31,4

 

                                   

 

Соответственно, расчет стоимости услуги будет выглядеть следующим образом:

 

№п/п

 

ед изм

Сумма

1

Заработная плата

руб

91,8

2

Начисление на з/плату

руб

31,4

 

Итого:

 

123,25

 

 

 

 

3

Накладные расходы (20%)

руб

24,7

4

Рентабельность (10%)

руб

12,3

5

Аренда помещений

руб

32,6

 

 

 

69,6

 

Итого цена с расходами

 

192,81

 

Стоимость услуги при установленной рентабельности 10% составит 193 рубля, при рентабельности 20% - 205 рублей.

 

* При этом, расходы, которые были добавлены во вторую калькуляцию не подтверждены, документы их подтверждающие представлены не были. Такие расходы как: прочие доплаты, коэффициент по учреждению, коэффициент медработников, а также обоснованность другого (отличного от предыдущего) расчет районного коэффициента и северных надбавок.

 

Анализ обоснованности цен реализации услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру врачом-психиатром работников в соответствии с Приказом Минсоцздравразвития РФ №302н, подтвердил факт нарушения антимонопольного законодательства ГБУ РС(Я) «ЯРПНД», а именно: пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», предусматривающего запрет на установление монопольно высокой цены товара, при этом в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1. ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» по результатам утвержденного аналитического отчета по состоянию конкурентной среды признан занимающим доминирующее положение на следующем товарном рынке:

- предоставления услуг психоневрологического медицинского осмотра в рамках проведения обязательного (предварительного, периодического) медицинского осмотра работников,  занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на территории г.Якутск;

2. Цены, утвержденные ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» в 2013-2014 гг. превышали сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, и были установлены путем повышения ранее установленной цены товара, что в результате привело к ущемлению прав третьих лиц (покупателей ГБУ РС(Я) «ЯРПНД»), в частности, выполнение следующих условий установлено материалами дела:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными;

Подтверждается данными, представленными ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» о калькуляции (расчета) стоимости услуг, согласно которым, состав расходов, необходимых для оказания услуги за период 2013-2014 гг. остался неизменным.

б) изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным (стр.2-3 настоящего решения);

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными (стр.2-3 настоящего решения).

 

Комиссия приходит к выводу, что Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке предоставления услуг психоневрологического медицинского осмотра в рамках проведения обязательного (предварительного, периодического) медицинского осмотра работников,  занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в географических границах г.Якутск, нарушило пункт 1 части1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем установления цены реализации услуги по проведению обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра для лиц, занятых на тяжелых работах, и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49,50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

РЕШИЛА:

  1. Признать Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством установления 01.03.2013 г. монопольно высоких цен в размере 280 рублей, 01.03.2014 г. - 350 рублей на услуги по проведению обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра врачом-психиатром для лиц, занятых на тяжелых работах, и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в географических границах города Якутск;
  2. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер» к административной ответственности в соответствии со ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  3. Выдать Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский психоневрологический диспансер» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

Председатель Комиссии

 

 

Ярыгина О.А.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

Члены Комиссии:

 

 

Емельянова Л.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

Халдеева А.С.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

Мандарова А.Е.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны