Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-80/15А о нарушении антимонопольного зак... от 22 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-80/15А

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

резолютивная часть  оглашена  «30» декабря 2015 г.

изготовлено в полном объеме «31» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в   составе:

1. Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной    антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

2. Емельяновой Л.В.  – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

3. Халдеевой А.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха(Якутия), члена комиссии;

4. Мандаровой А.Е. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

При участии:

От ответчика: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер»  - по доверенности <***>, по доверенности <***>.

От заинтересованного лица: Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) не явились, должным образом уведомлены;

От заявителя: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И.Дудкина»  не явились, должным образом уведомлены.

Рассмотрев дело № 02-80/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» (далее – ГБУ РС(Я) «ЯРНД») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. ФЗ-135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), установленных в результате рассмотрения заявления Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия)  «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И.Дудкина»  (далее – ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина», колледж) №1/1-04/195 от 04.06.2015 г., (вх.№3125 от 04.06.2015 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Якутского УФАС 04.06.2015 г. поступило заявление ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина», (исх.№1/1-04/195 от 04.06.2015, вх.№3125) на действия ГБУ РС(Я) «ЯРПНД», указывающие на нарушение п.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

В заявлении, ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина» приводится следующее: стоимость услуг медицинских осмотров врача-психиатра – 350 рублей и врача-нарколога – 470 рублей при проведении предварительных и периодических осмотров работников образовательных учреждений завышена. При этом, прохождение работниками ГАПОУ РС(Я) «ЯКСиЭ им.П.И.Дудкина» данных медицинских осмотров (получение справки) установлена законодательно Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н «Об утверждении перечней вредных (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

В соответствии с антимонопольным законодательством, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.

Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5.

Признаки доминирующего положения  хозяйствующего субъекта были установлены по предварительным результатам анализа состояния конкуренции на рынке медицинского осмотра врача-нарколога и врача-психиатра в рамках проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н, ГБУ РС(Я) «Якутский наркологический диспансер» являлся хозяйствующими субъектом, занимающим доминирующее положение на данном рынке. Таким образом, к указанному хозяйствующему субъекту может быть применена статья 10 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на рынке медицинского осмотра врача-психиатра в рамках проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н в целях установления доминирующего положения учреждения был проведен в соответствии с  Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования и особенностей товарного рынка. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рынка услуг по обязательному (предварительному, периодическому) медицинскому осмотру работников. В связи с этим, проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на исследуемом рынке. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год. Таким образом, временной интервал данного исследования определен периодом с 2013 по 2014 гг.

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

Продуктовыми границами рассматриваемых рынков будут являться: 1) рынок психиатрического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности; 2) рынок наркологического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.

в) определение географических границ товарного рынка;

Географическими границами предоставления услуг по психиатрическому освидетельствованию работников, осуществляющих отдельные виды деятельности и наркологического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности является территория муниципального образования – город Якутск Республики Саха (Якутия).

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

За рассматриваемый период 2013-2014 гг. в географических границах ГО г.Якутск  рассматриваемые услуги психиатрического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности оказывает два хозяйствующих субъекта -  Государственное бюджетное учреждение РС(Я) «Якутский психоневрологический диспансер», ООО «Медицинский центр МедЭкспресс+»; услуги наркологического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности два хозяйствующих субъекта - Государственное бюджетное учреждение РС(Я) «Якутский наркологический диспансер» и  ООО «Медицинский центр МедЭкспресс+».

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

Доля ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» при оказании услуги медицинского осмотра врача психиатра-нарколога в рамках проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минсоцздравразвития РФ от 12.04.2011 №302н в 2013 году составила 100,00,  в 2014 году 99,88 %.

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

Значения показателей рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, позволяют сделать вывод, о высокой концентрации на рынке предоставления услуг медицинских осмотров врача психиатра-нарколога и врача нарколога в рамках проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минсоцздравразвития РФ от 12.04.2011 №302н в географических границах исследования, в течение периода, определенного временным интервалом исследования.

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

Согласно полученным в ходе исследования данным (на основании ответов хозяйствующих субъектов) основными факторами препятствующими развитию конкуренции на рынке предоставления услуг медицинских осмотров врача психиатра-нарколога и врача нарколога в рамках проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минсоцздравразвития РФ от 12.04.2011 №302н могут быть:

1. экономические:     

-преимущество хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками по спросу на товар, по наличию слаженной системы сбыта;

-установление высоких тарифов ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» и ГБУ РС(Я) «ЯРПНД».

2.  административные:

-наличие в составе услуги по медицинскому осмотру врачом наркологом обязательной сверки с базой данных граждан, состоящих на учете в ГБУ РС(Я) «ЯРНД», которая может быть предоставлена другим хозяйствующим субъектам по отдельному запросу, что увеличивает срок предоставления услуги;

-ограниченный доступ к базе данных, состоящих на диспансерном учете больных, которая является строго конфиденциальной информацией.

Таким образом, результаты проведения анализа состояния конкурентной среды рассматриваемого товарного рынка при рассмотрении дела №02-80/15А указывают на наличие доминирующего положения ГБУ РС(Я) «ЯРНД» на рынке психиатрического медицинского осмотра работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.

 

По результатам рассмотрения заявления были обнаружены признаки нарушения ГБУ РС(Я) «ЯРНД» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно ст. 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Услуга наркологического медицинского осмотра введена в действие с 2011 года, цены утверждены на основании Приказа ГБУ РС(Я) «ЯРНД»  от 21.11.2011 г. в размере 280 рублей. В 2014 году установлен в размере 370 рублей, на основании Приказа ГБУ РС(Я) «ЯРНД»  от 04.02.2015 г. в связи с увеличением стоимости прямых затрат Приказом ГБУ РС(Я) «ЯРНД»  №163Д от 27.05.2015 г. «Об установлении цен на платные услуги населению» стоимость услуги повысилась на 27% и составила 470 рублей.

Стоимость и калькуляция стоимости услуги представлена в следующей таблице:

 

 

 

Табл.1.

Стоимость услуги наркологического медицинского осмотра

в ГБУ РС(Я) «ЯРНД» за 2013-2015 гг.

Наименование

2013

2014

2015

Стоимость услуги

280

370

470

Затраты на оплату труда

109,2

276,97

329,59

Материальные затраты

-

 

89,19

163,19

Накладные затраты

50,2

282,51

336,19

Рентабельность,%

?

20

20

ИТОГО

280

778,40

994,77

 

Материальные затраты: Расчет материальных запасов на поликлинику  Профосмотров в 2013-2014 гг. производился следующим образом:

Наименование

Ед.изм.

Кол-во, шт

Цена закупа, руб. в 2013 г.

Цена закупа, руб.в 2014 г.

Сумма, руб.

Наркотесты

Шт.

29688

88,76

152,47

2635106,88

Салфетки антисептические

Шт.

12

353

-

4236

Жидкое мыло

Шт.

8

275

-

2200

Дезсредство

Шт.

5

488,9

-

2444,5

Перчатки

Шт.

450

7,76

5,25

3492

Маски

Шт.

280

1,33

-

372,4

ИТОГО

 

 

 

 

2647851,78

В т.ч. Накладные

 

 

 

 

12744,9

 

В 2013 году показатель материальных затрат не включался в стоимость услуги. В 2015 году произошло повышение цен на тесты 5 мульти до 152,47 рублей. Согласно разъяснениям ГБУ РС(Я) «ЯРНД» в стоимость материальных расходов в 2014 году также включены: перчатки одноразовые – 5,25 рублей за пару, стаканы одноразовые 3,52 рублей за единицу, Форма 025/у-04  - 1,17 рублей, лист добровольного согласия – 1,35 рублей, обработка персональных данных – 0,99 рублей, всего 2,67 рублей. Итого 163,91 рублей, что составило повышение расходов на материальные затраты по сравнению с  2013 годом на 83%.

Накладные затраты: К накладным затратам, относимые на платную услугу входят: затраты на оплату труда вспомогательного персонала с начислениями, затраты общехозяйственного назначения, начисления амортизации имущества общехозяйственного назначения, стоимость материальных затрат, прочие выплаты (Итого 57 352 335 рублей). Фонд оплаты труда основного персонала с начислениями составил 56 460 150 рублей. Соответственно уровень накладных расходов составил 101,6% к уровню ФОТ основного персонала. Накладные расходы в 2013 году по расчетам составили 276,97 рублей*1,02=282,51 рублей на 1 единицу услуги. В 2014 году повышение затрат по статье «накладные расходы» составило 53,68 рубля, тем самым в стоимости медицинской услуги такие затраты составили 336,19 рублей. 

ГБУ РС(Я) «Якутский наркологический диспансер», при установлении цен на услуги медицинского осмотра врача-нарколога включает в калькуляцию стоимость цен на специальные лабораторные тесты (Цена на тест 5 мульти составила 152,5 рублей). При этом, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РС(Я) от 03 февраля 2012 г. №01-8/4-131 «Об утверждении порядка оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи «Наркологический медицинский осмотр» (которым руководствуется  ГБУ РС(Я) «Якутский наркологический диспансер» при осуществлении своей деятельности) установлено, что процедура наркологического медицинского осмотра включает использование специальных лабораторных методов исследования, разрешенных к применению на территории РФ по назначению врача. Таким образом, обязательность использования тестов на наличие наркотических средств в организме работников не обоснована.

 

Приказом Якутского УФАС России от 04.09.2015 №106 в отношении ГБУ РС(Я) «ЯРНД» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.

Законом о защите конкуренции выделяются два критерия определения монопольно высокой цены товара – затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурно или иным образом сходном товарном рынке).

Метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей и продавцов, условиям доступа, с исследуемым рынком.

Установив отсутствие рынков сопоставимых с рассматриваемым товарным рынком, Комиссией Якутского УФАС России в соответствии с положениями статьи 6 Закона о защите конкуренции использовался затратный метод установления монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Налогового кодекса РФ, при определении рыночных цен товара, в том числе, используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты

В соответствии с частью 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

По установленным антимонопольным органом обстоятельствам, указывающим на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ГБУ РС(Я) «ЯРНД»  в обоснование своих действий по установлению цены на рассматриваемые услуги, поясняет следующее:

Основанием повышения цены в 2015 году по мнению ГБУ РС(Я) «ЯРНД» являются:

- Постановление Правительства РС(Я) №310 от 09.09.2015 г. «О мерах по реализации в 2014 году Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29.08.2012 г. №1616 «О концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы» повышение заработной платы врачей на 19%;

- Повышение цен на тесты 5 мульти 152,47 рублей, перчатки одноразовые – 5,25 рублей за пару, стаканы одноразовые 3,52 рублей за единицу, Форма 025/у-04  - 1,17 рублей, лист добровольного согласия – 1,35 рублей, обработка персональных данных – 0,99 рублей, всего 2,67 рублей. Итого 163,91 рублей, что составило повышение расходов на материальные затраты по сравнению с  2013 годом на 83%.

- Повышение арендной платы за помещение отделения профилактических осмотров на 20%. (по ул. Петровского 21/2).

В пояснении по вменяемому нарушению, (исходящий номер письма №2768) Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» сообщает следующее: ГБУ РС(Я) «ЯРНД» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке медицинских услуг по осмотру врача-нарколога в рамках проведения периодического и предварительного медицинского осмотра работников согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302 н. В Республике Саха (Якутия) существуют более 50 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих услуги по психиатрии-наркологии с правом проведения наркологических медицинских осмотров. По данным ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский медицинский информационно-аналитический центр» по форме 30 Медстат.таблица 3.2510 всего по РС(Я) медицинскими организациями МЗ РС(Я) за 2014 год проведено 375 956 профилактических осмотров, а по ГБУ РС(Я) «ЯРНД» всего осмотров врача нарколога в рамках проведения медосмотров работников проведено 48 683, что составляет 12,9% от всего количества профосмотров (2013- 25%, 2012 – 9,5%).

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

В соответствии с результатами проведенного анализа рынка услуг по медицинского осмотра врача-нарколога в рамках проведения предварительного и периодического медицинского осмотра работников согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2015 г. №302н, на территории города Якутск за период 2012-2014 гг. установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке  ГБУ РС(Я) «ЯРНД».

Таким образом, довод Ответчика о том, что учреждение не занимает доминирующего положения на рассматриваемом рынке на территории города Якутск не состоятелен.

 

Основным видом деятельности ГБУ РС(Я) «ЯРНД» является деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (ОКВЭД 85.11.1).

Отдел медицинских профосмотров размещен обособленно, по адресу: г.Якутск, ул.Петровского 21/2, общая площадь 109,14 кв.м. В данном отделе, в соответствии с представленной ГБУ РС(Я) «ЯРНД» информацией, оказываются услуги по наркологическому медицинскому осмотру для различных целей: по требованию граждан для прописки; временно прибывающих на работу граждан иностранных государств;  для прохождения медкомиссий на право вождения транспортного средства; для хранения и ношения оружия; по требованию банков; по требованию опекунов; для поступления в учебные заведения; по требованию военкоматов. Стоимость услуги для всех видом наркологических медосмотров одинакова.

 

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предварительный медицинский осмотр проводится при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (пункт 2 части 2), периодический медицинский осмотр - в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы (пункт 3 части 2).

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определен Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее – Порядок).

Платные медицинские услуги медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), оказываются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012г. №1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), платных медицинских услуг».

Согласно п.9 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цены на платные медицинские услуги учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), формируются самостоятельно в соответствии с методикой, утвержденной приказом министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 30.12.2010 г. №01-8/4-1316 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполненных работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия, для граждан и юридических лиц» и утверждаются руководителем медицинской организации.

В соответствии с Порядком определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. №1631н), учреждения самостоятельно определяют цены на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

- анализа фактических затрат учреждения на оказание медицинских услуг по основным видам деятельности в предшествующие годы;

- прогнозной информации о динамике изменения уровня цен в составе затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

Цены на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20 процентов.

 

Исходящим письмом от 09.06.2015 г. №558, ГБУ РС(Я) «ЯРНД» была представлена калькуляция стоимости услуги медицинского осмотра врача-нарколога (Рис.1).

Приказом учреждения от 21.11.2011 г. стоимость наркологического медицинского осмотра утверждена в размере 280 рублей. Утвержденный расчет стоимости наркологического медицинского осмотра представлен на следующем рисунке.

Рис.1

 

 

Приказом ГБУ РС(Я) «ЯРНД» №29 от 04.02.2014 г. была установлена цена на медицинский наркологический осмотр в сумме 370 рублей. Расчет стоимости следующий:

Таблица 2.

 

Наименование статьей затрат

Сумма, в руб.

1

Затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги

276,97

2

Затраты материальных запасов

89,19

 

Себестоимость услуги

366,16

3

Накладные затраты, относимые на платную услугу

282,51

 

Итого затрат

648,67

4

Рентабельность,%

20

 

Итого цена

778,40

 

Затраты на ФОТ персонала, необходимый на предоставление 1 единицы услуги рассчитывался следующим образом:

Рассчитываются затраты на оплату труда в среднем на 1 врача нарколога. Всего в учреждении работает три врача-нарколога, в том числе заведующая ГБУ РС(Я) «ЯРНД». В 2013 году тарифная ставка у заведующего врача <***> равнялась  175,53 рублей за 1УЕТ, у врача психиатра-нарколога <***> 113,26 рублей за 1 УЕТ, у врача психиатра-нарколога <***> – 119,21 рублей. Для оказания рассматриваемой услуги требуется 1,2 УЕТ врача. А также учитываются трудозатраты медсестры – 96,87 рублей на оказание 1 услуги.  Таким образом, в 2013 году, на 1 услугу затраты на оплату персонала составили 260,07 рублей. (Таблица 2 «Фактический ФОТ основного и вспомогательного персонала за 2013 г. приложение к расчету себестоимости и цены медицинского наркологического осмотра). При этом, на 2014 год  Министерством здравоохранения РС (Я) было запланировано повышение заработной платы на 6,5%. Таким образом, в стоимость услуги планово было заложено такое повышение – 260,07*6,5%=276,97 рублей. В 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) №310 от 09.09.2014 г. «О мерах по реализации в 2014 году Указа Президента РС(Я) от 29.08.2012 года «О концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в РС(Я) на 2012-2017 гг.) увеличение заработной платы должно было составить 19%. Соответственно, ГБУ РС(Я) «ЯРНД» включило в стоимость услуги затраты на оплату труда в размере 329,59 рублей (276,97*119%).

 

В 2015 году, приказом ГБУ РС(Я) «ЯРНД» от 27.05.2015 г. №163Д последовало повышение цены наркологического медицинского осмотра до 470 рублей. Расчет и обоснование увеличения цены представлен на Рис.2

Рис. 2

 

Таким образом, основополагающим расчетом при установлении цены на рассматриваемые услуги является расчет за 2013 год.

 

26.11.2015 г. учреждением был представлен анализ тарифов на один медосмотр психиатра-нарколога на 2012-2015 гг. Анализ представлен в следующей таблице:

 

Наименование затрат

280 рублей

370 рублей

470 рублей

Всего ФОТ основного персонала в год

1 301 894,80

1 648 476,03

1 971 399,70

Объем предоставляемых услуг в год норматив, шт.

26 601

26 601

26 601

ФОТ на 1 ед. услуги

48,94

61,97

74,11

Начисления на з.пл.

14,78

18,72

22,38

Материальные затраты, на ед.услуги

129,80

145,10

176,5

Затраты на аренду в год

1 281 360,00

1 281 360,00

1 537 643,52

Затраты на аренду на 1 ед.услуги

19,61

из расчета 65310 шт. м/о

23,90

из расчета 53624 шт. м/о

30,6

из расчета 51153 шт. м/о

Накладные расходы к ФОТ осн.персонала

65,00

82,30

98,42

Всего затрат

278,13

331,98

401,47

Рентабельность,20%

55,63

66,40

80,29

Себестоимость

333,75

398,38

481,77

 

ФОТ основного персонала рассчитывается исходя из трудозатрат персонала на одну единицу услуги в размере 1,2 УЕТ.

Управлением были направлены запросы (16.10.2015 от 02/4742) о трудозатратах (УЕТ) при осуществлении рассматриваемой услуги, а также стоимости услуги других государственных бюджетных учреждений. Были получены следующие ответы:

Наименование

Стоимость м/о, руб.

УЕТ врача нарколога

УЕТ м/с

1

ГБУ РС(Я) "Мегино-Кангаласская ЦРБ"

116

1

1

2

ГБУ РС(Я) "Чурапчинская ЦРБ"

123

1

1

3

ГБУ РС(Я) "Намская ЦРБ"

109

1

1

4

ГБУ РС(Я) "Хангаласская ЦРБ"

73,3

1

1

5

ГБУ РС(Я) "Айхальская ГБ"

240

2,8

1

6

ГБУ РС(Я) "Удачнинская ГБ"

187

1

1

7

ГБУ РС(Я) "Мирнинская ЦРБ"

347

0,9

0,8

8

ГБУ РС(Я) ЯРПНД

470

1,2

1,2

 

Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004г. и разработанной в целях формирования единых подходов к формированию прейскурантов медицинских услуг в системе обязательного и добровольного медицинского страхования приведен реестр работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат. За 1 условную единицу трудозатрат (УЕТ) принимается 10 минут рабочего времени.

Согласно реестру работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат диспансерный прием врача психиатра-нарколога (В 04.036.01) составляет 1,2 УЕТ врача, и 1,2 УЕТ медсестры, т.е. нормативно на 1 прием предусмотрено 24 минуты рабочего времени.

Учреждением приведены следующие разъяснения (Вх. №6871э от 16.11.2015 г.):

Психические расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). Данная услуга относится к диспансерному приему врача. Так как оказываемые услуги, в отличие от профилактической (1 УЕТ) следует рассматривать как проведение диспансерного приема (1,2 УЕТ) врачом наркологом ввиду того, что при проведении осмотра проводится не только детальный сбор анамнеза жизни и болезни, но и оценка объективного состояния обследуемого гражданина на момент осмотра, а также обработка данных о наличии ранее установленного наркологического диагноза.

В данное время в учреждении разрабатываются локальные нормативные акты по проведению хронометража платных услуг и на сегодняшний день протокола корректно проведенного хронометража платных медицинских услуг в наличии нет.

 

 

Учреждение при осуществлении своей деятельности руководствуется, в том числе, Приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 03 февраля 2012 г. №01-8/4-131 «Об утверждении Порядка оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи «наркологический медицинский осмотр». В данном порядке описывается процедура наркологического медицинского осмотра:

Для прохождения наркологического медицинского осмотра гражданин предъявляет направление, выданное работодателем или другим учреждением, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы в соответствии с действующим законодательством. Для наркологического медицинского осмотра к другим видам деятельности необходимо направление установленного образца, кроме обращения по личному заявлению. Для прохождения наркологического медицинского осмотра обязательно предъявление паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

Наркологический медицинский осмотр является комплексной медицинской услугой и должен включать:

  1. Оформление медицинской карты амбулаторного наркологического больного формы №025-5/у-88.
  2. Проверка наличия сведений в базе данных об обращении по поводу наркологического заболевания или острой интоксикации в результате употребления психоактивных веществ.
  3. Проведение скринингового интервью для выявления и предупреждения вредного потребления алкоголя.
  4. Осмотр и опрос врачом.
  5. Специальные лабораторные методы исследования, разрешенные к применению на территории Российской Федерации, по назначению врача.
  6. Экспериментально – психологические исследования для уточнения патологических нарушений, связанных с действием ПАВ по назначению врача.
  7. В случаях, установленных постановлением Правительства РФ №377 от 1993 г., в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 г. №866 для уточнения диагноза, запрос характеристики-ходатайства с места работы и информацию о проведении по месту жительства из органов внутренних дел для водителей транспортных средств.

Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был получен ответ Министерства здравоохранения Российской Федерации исх.№14-2/2098723 от 16.12.2015 г., в котором указывается, что необходимость использования экспресс-тестов на выявление наркотических средств в организме пациента в рамках периодических (предварительных) медицинских осмотров законодательством не предусмотрена.

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для установления необходимости использования экспресс-тестов для выявления наркотических средств в организме в обязательном порядке при проведении предварительного и периодического медицинского наркологического осмотра работников.

 

В ходе рассмотрения дела, ГБУ РС(Я) «ЯРНД» направило обращение в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) о даче разъяснений о правомерности действия на территории Республики Саха (Якутия) приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 03.02.2012 г. №01-8/4-131 « Об утверждении Порядка оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи «Наркологический медицинский осмотр».  По результатам рассмотрения обращения, Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) был издан приказ №471 от 25.12.2015 г. «О внесении изменений в Приказ №01-8/4-131 от 03.02.2012 г. «Об утверждении Порядка оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи «наркологический медицинский осмотр». На основании данного приказа, ГБУ РС(Я) «ЯРНД» внесло изменения  в приказ №163Д от 27.05.2015 г. «Об утверждении цены на платные услуги населению», в соответствии с которым с 28.12.2015 г. был введен в действие новый прейскурант. Стоимость проведения наркологического медицинского осмотра составила 290 рублей.

Был представлен следующий расчет стоимости услуги:

Наименование затрат

Затраты

Всего ФОТ основного персонала в год

1 971 399,70

Объем предоставляемых услуг в год норматив, шт.

26 601

ФОТ на 1 ед. услуги

74,11

Начисления на з.пл.

22,38

Материальные затраты, на ед.услуги

3,51

Затраты на аренду в год

1 537 643,52

Затраты на аренду на 1 ед.услуги

30,6

Накладные расходы 1,14 к ФОТ осн.персонала

110

Всего затрат

240,6

Рентабельность,20%

48,1

Себестоимость

288,2

Утвержденная цена

290

 

ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» приказом Якутского УФАС России от 31.12.2015 г. №53 признан занимающим доминирующее положение на следующем товарном рынке:

- предоставления услуг наркологического медицинского осмотра в рамках проведения обязательного (предварительного, периодического) медицинского осмотра работников,  занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на территории г.Якутск.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке предоставления услуг наркологического медицинского осмотра в рамках проведения обязательного (предварительного, периодического) медицинского осмотра работников,  занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в географических границах г.Якутск, нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем установления цены реализации услуги по проведению обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра для лиц, занятых на тяжелых работах, и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, превышающей сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.  Данное нарушение выразилось во включении в стоимость услуги затрат на материальные расходы, а именно на экспресс-тесты для выявления наркотических средств в организме.

 

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции", Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

6) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

7) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 48,49,50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела №02-80/15А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
  2. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» к административной ответственности в соответствии со ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

Председатель Комиссии

 

 

Ярыгина О.А.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

Члены Комиссии:

 

 

Емельянова Л.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

Халдеева А.С.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

Мандарова А.Е.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны