Решение №02-81/15А РЕШЕНИЕ по делу от 28 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-81/15А

 

г. Якутск                                                                                                                                                                        резолютивная часть оглашена «16» сентября 2015 г.

                                                                                                                                                                                        изготовлено в полном объеме «28» сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

"***" – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), начальник отдела естественных монополий и рекламы, председатель Комиссии;

"***" – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии;

"***"– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии.

При участии:

От заявителей:

ООО «СистемА» - генеральный директор ООО «СистемА» "***"

От ответчика:

Окружная администрация ГО «город Якутск» - представитель по доверенности "***", "***",

От заинтересованных лиц:

Члены Координационного совета по предпринимательству при главе ГО «город Якутск:

1. "***"

2. "***"

3. "***"

4. "***".

5. "***"

6. "***"

7. "***"

Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения. Неявка на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных, не препятствует рассмотрению дела.

Рассмотрев дело №02-81/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» Окружной администрацией города Якутска,

УСТАНОВИЛА:

26 августа 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила переданная Уполномоченным по защите прав предпринимателей в РС(Я) (вх. №4751) жалоба ООО «СистемА» о нарушении антимонопольного законодательства Окружной администрацией города Якутска (далее – Окружная администрация) при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы».

ООО «СистемА» считает, что конкурс проведен с нарушением принципа конкурентности и принципа равенства претендентов на получение субсидий, предусмотренного п.3.7. «Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства», утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года №132-П (далее – Порядок) :

  1. Согласно п. 3.8.3. Порядка, в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок осуществляется анализ поступивших конкурсных заявок на соответствие Порядку. В нарушение п.3.8.3 и п.2.2 Порядка, все поданные 49 заявок были допущены к участию в отборе без осуществления анализа заявок и проверки наличия полного комплекта документов;
  2. Презентация проектов претендентов не предусмотрена конкурсной документацией, решение о выделении субсидий должно основываться только на требуемых Порядком документах и установленным в нем критериях;
  3. Пункт 3.12. Порядка содержит критерии отбора заявок на получение субсидий. Пункт 3.12.4. «Социальная значимость реализации проекта» не содержит формул и алгоритмов выставления баллов конкурсной заявке;
  4. Порядок не регламентирует возможность и процедуру обжалования результатов конкурса;
  5. Заявки, содержащие расходы на сумму, превышающую 300 000 руб., не отклонены;
  6. Заявки возвращены участникам до подписания Протокола Координационным советом;
  7. Участникам конкурса выставлены неверные баллы в нарушение установленных Порядком критериев.

На рассмотрении дела заявитель поддержал свои требования по доводам, изложенным в жалобе.

Приказом УФАС по РС (Я) от 28 августа 2015 г. №100 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Окружной администрации города Якутска возбуждено дело №02-78/15А о нарушении антимонопольного законодательства.

08 сентября 2015 г. оглашена резолютивная часть решения по делу №02-78/15А:

  1. о признании Окружной администрации ГО «город Якутск», нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 22.07.06 (далее – Закон о защите конкуренции) в результате принятия пункта 3.12.4 Порядка «Социальная значимость реализации проекта», повлекшего ограничение конкуренции среди участников конкурса;
  2. о выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства;
  3. о выделении в отдельное производство материалов дела с признаками нарушения п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

08 сентября 2015 г. вынесено Определение о выделении дела в отдельное производство.

08 сентября 2015 г. вынесен Приказ о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выделенного в отдельное производство. Выделенному в отдельное производство делу присвоен номер <...> -81/15А.

Ответчик вменяемое нарушение не признает, считает, что акты и действия Окружной администрации не противоречат антимонопольному законодательству по основаниям, изложенным в Пояснении по делу №02-81/15А (вх.5231 от 16.09.15).

Ответчик в Пояснении сообщает, что действия Окружной администрации города Якутска по проведению конкурсного отбора на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства были осуществлены в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и не привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 3.5 Порядка установлено, что заявка считается принятой с даты поступления в отдел предпринимательства и развития туризма Окружной администрации города Якутска и регистрируется с проставлением входящего номера и даты поступления в журнале, который пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Окружной администрации города Якутска.

Прием заявок осуществляется в сроки, установленные в извещении о приеме заявок (п. 3.1 Порядка). Срок приема заявок установлен с 22 мая 2015 г. по 22 июня 2015 г.

Порядком определен перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе, в соответствии с п.2.2 претенденты, не предоставившие полный пакет документов, не допускаются к участию в конкурсе.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее – БК РФ) определены положения, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Ответчик указывает на то, что положениями БК РФ и Порядком о субсидировании в части проведения конкурсного отбора не предусмотрен запрет на дополнение заявок после окончания сроков, установленных в извещении о приеме заявок.

14 сентября 2015 г. вынесен Приказ об изменении состава комиссии по рассмотрению дела №02-81/15А о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 14 сентября 2015 г. дело №02-81/15А о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 16 сентября 2015 г. в 15 часов 00 минут. Определением к участию в деле, в качестве заинтересованных лиц, привлечены члены Координационного Совета по предпринимательству при главе ГО «город Якутск» (далее – Координационный совет): "***", "***", "***", "***", "***".

16.09.2015 г. удовлетворены ходатайства от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) (исх.№369/А28-15 от 16.09.2015 г.), от Члена Координационного совета, "***" (исх. №108 от 16.09.15) о рассмотрении дела в их отсутствии.

16.09.2015 г. (вх.5231) поступило ходатайство от Окружной администрации города Якутска о прекращении рассмотрения дела №02-81/15А о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из ходатайства, в соответствии со статьей 477 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ), договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Правоотношения, возникшие между Окружной администрацией города Якутска и субъектами малого и среднего предпринимательства не подпадают под действие законодательства о закупках и регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2013г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таким образом, соблюдение порядка проведения конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства не может быть предметом рассмотрения, нарушающим положения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с п.2 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции, Окружная администрация города Якутска просит прекратить производство по делу №02-81/15А в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Комиссия УФАС по РС(Я) приняла решение отклонить ходатайство ответчика в связи со следующим:

В соотв. с п.4 ст.447 ГК РФ, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

В п. 1.3 Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства закреплено, что субсидии предоставляются по конкурсу на безвозмездной основе. В п.1.7 Порядка Координационный совет по предпринимательству при главе ГО «город Якутск» осуществляет конкурсный отбор претендентов на получение субсидий.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Указанная статья Закона о защите конкуренции распространяет свое действие на все виды торгов, включая конкурсы и аукционы.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС пришла к выводу, что положения статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на конкурсы по предоставлению субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Комиссия по рассмотрению дела №02-81/15А о нарушении антимонопольного законодательства Окружной администрацией города Якутска при проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы и материалы дела, приходит к следующим выводам.

 

На территории городского округа «город Якутск» действует муниципальная программа «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2012 №194-П. В рамках программы предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства». «Порядок предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» утвержден Постановлением Окружной администрации города Якутска от 18 мая 2015 года №132-П.

Извещение о проведении отбора на предоставление субсидии опубликовано 21 мая 2015 года.

Дата начала и окончания приема заявок: с 9 часов 00 мин. 22 мая 2015 года по 18 час. 00 мин. 22 июня 2015 года.

10.07.2015г. проведено внеочередное заседание Координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск» (далее – Координационный совет), осуществляющее функции конкурсной комиссии, на котором рассмотрены конкурсные заявки и определены получатели по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства».

Согласно Приложению №1 к Протоколу внеочередного заседания координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск» (далее – Протокол), к конкурсу допущены 49 поданных заявок, по результатам голосования членов каждому претенденту присвоены баллы.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 03.08.2015 г. №1335р утвержден список получателей субсидии по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в количестве 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3 000 000, 00 руб., согласно Приложению №2 к Протоколу.

По состоянию на 31 августа 2015 г. 12 участников конкурсного отбора забрали поданные ими конкурсные заявки, о чем в журнале регистрации имеется соответствующая запись.

В ходе проверки, проведенной в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции, УФАС по РС (Я), установлено, что согласно пункту 2 Порядка «Перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе»:

2.1. Для участия в отборе на получение субсидии претендент, в соответствии с условиями настоящего Порядка, предоставляет Распорядителю субсидии конкурсную заявку, содержащую следующие документы, с предъявлением оригиналов, либо заверенные надлежащим образом:

      1. заявление об оказании поддержки по форме, утвержденной в Приложении №1 к настоящему Порядку;
      2. опись прилагаемых документов;
      3. анкета участника конкурсного отбора по форме, утвержденной в Приложении №2 к настоящему Порядку – для юридических лиц, по форме, утвержденной в Приложении №3 к настоящему Порядку – для индивидуальных предпринимателей;
      4. копия паспорта индивидуального предпринимателя, либо копия паспорта лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица;
      5. документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);
      6. документы, подтверждающие принадлежность заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства:

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более 6 месяцев на момент подачи заявки;

- сведения о среднесписочной численности работников;

- справка банка об оборотах по расчетному счету с даты открытия счета со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки;

      1. копия свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
      2. копия ИНН;
      3. документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности (кассовые и товарные чеки, накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, акты выполненных работ, услуг, счета на оплату, счета-фактуры, товарные накладные, договора и т.д.), в соответствии с условиями, установленными п. 1.14 настоящего Порядка;
      4. реестр документов, подтверждающих фактически понесенные расходы;
      5. справки территориального органа налоговой службы РФ и территориального органа Пенсионного фонда РФ о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки;
      6. документ, подтверждающий краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности не ранее трех предыдущих лет, либо диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки).
      7. бизнес-проект, в целях реализации которого понесены расходы;
      8. копии договоров, лицензий, разрешений, необходимых для реализации проекта (в случае необходимости);
      9. копии правоустанавливающих документов на имущество, если оно предусмотрено для использования при реализации бизнес-проекта;
      10. банковские реквизиты.

2.2. Претенденты, не представившие полный комплект документов согласно п. 2.1., не допускаются к участию в отборе.

2.4. Распорядитель субсидии осуществляет проверку достоверности сведений, предоставляемых претендентом на получение субсидии.

Пункт 3 Порядка закрепляет процедуру конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на предоставление субсидий.

В соотв. с п.3.1 Порядка, прием заявок субъектов МСП на участие в конкурсе осуществляется в сроки, установленные извещением о приеме заявок. Извещением установлен срок с 09 ч.00 мин. 22 мая 2015 года по 18 ч. 00 мин. 22 июня 2015 года.

Окружная администрация города Якутска, согласно пункту 1.6 Порядка, является организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидий. Пункт 3.8 регламентирует порядок действий Распорядителя субсидий.

Согласно п.3.8.3. Распорядитель субсидий в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок:

3.8.3.1 осуществляет анализ поступивших конкурсных заявок на соответствие настоящему Порядку;

3.8.3.2 направляет сводный реестр заявок на рассмотрение Координационного Совета.

Согласно п. 3.9 Совет в течение 10 дней с момента получения сводного реестра заявок проводит заседание, на котором принимает решение о победителях конкурса и объеме средств субсидии. На заседании члены Совета выставляют каждому субъекту МСП – участнику конкурсного отбора оценку в баллах, согласно критериям отбора заявок на получение субсидии (п. 3.11 Порядка).

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела №02-81/15А приходит к выводу, что Порядок условно предусматривает 2 этапа проведения конкурса на получение субсидий:

1-й этап: прием заявок участников в установленный срок и их анализ в течение 10 дней с момента окончания приема заявок Распорядителем субсидий на соответствие Порядку и на наличие полного комплекта документов (пп. 3.8.2, 3.8.3.1);

2-й этап: рассмотрение прошедших отбор заявок, их оценка Координационным Советом путем выставления баллов, согласно установленным критериям (пп. 3.9, 3.11).

Комиссия УФАС по РС(Я), изучив представленные Окружной администрацией оригиналы заявок лиц, по итогам конкурса являющихся получателями субсидий, установила, что содержащиеся в составе заявок документы свидетельствуют об их получении участниками по истечении срока приема заявок (срок окончания приема заявок: 22 июня 2015 г.), а также по истечении 10 рабочих дней, отведенных на анализ заявок на соответствие Порядку (срок окончания анализа заявок: 6 июля 2015 г.).

Кроме того, Окружная администрация города Якутска в нарушение требований п. 2.2 Порядка допустила к участию и осуществила прием документов лиц, не представивших полный и необходимый комплект документов заявки в установленный срок с 22 мая 2015 г. по 22 июня 2015 г.

 

Участники конкурса

 

Пункт 2.1.6

 

Пункт 2.1.10

 

Пункт 2.1.11

 

Пункт 2.1.12

Документы, подтверждающие принадлежность заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства

Реестр документов, подтверждающих фактически понесенные расходы

Справки территориального органа налоговой службы РФ и территориального органа Пенсионного фонда РФ

Документ, подтвержд-й краткосрочное обучение основам предприним. деятельности, либо диплом о высшем юрид. или эконом. образовании

"***"

 

 

Квитанция об оплате задолженности по налогам от 24.06.15

 

"***"

 

Нет

 

 

"***"

Нет сведений о среднесписочной численности работников

Нет

Задолженность по налогам

 

"***"

 

Нет

 

 

"***"

 

Нет

Квитанция об оплате задолженности по страховым взносам от 30.06.15, по налогам от 07.07.15

 

"***"

 

 

 

нет

"***"

 

Нет

 

 

"***"

Нет сведений о среднесписочной численности работников

 

 

 

"***"

Справка банка об оборотах по расчетному счету от 03.07.15.

 

Квитанция об оплате задолженности по налогам от 24.06.15

 

"***"

Справка банка об оборотах по расчетному счету от 07.07.15.

 

 

 

"***"

Справка банка об оборотах по расчетному счету от 30.07.15

 

 

 

 

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия Окружной администрации по допуску несоответствующих Порядку заявок ко 2-му этапу конкурса создали для отдельных участников преимущественные условия участия в конкурсе. Более того, данные действия привели к неправомерному признанию Координационным советом ИП Жиркова В.Г., ИП Прокопьеву А-К.А., ИП Степанову Е.Г победителями конкурса и получателями субсидии, заявки которых по итогам 1-го этапа конкурса должны были быть отклонены в соотв. с п.2.2 Порядка. Из чего следует, что лица, занимающие 11, 12, 13 места по итогам рейтинга в Приложении №1 к Протоколу заседания Координационного совета от 10.07.15 могли претендовать на включение их кандидатур в список 10 субъектов МСП - получателей субсидии.

Действия Окружной администрации города Якутска являются прямым нарушением требований Порядка, так как отсутствие в заявке полного комплекта документов, предусмотренного пунктом 2.1 Порядка, является безусловным основанием для отклонения заявок претендентов в соотв. с п.2.2 Порядка.

На рассмотрении дела представитель Окружной администрации сообщил, что Порядком о субсидировании в части проведения конкурсного отбора не предусмотрен запрет на дополнение заявок после окончания сроков, установленных в извещении о приеме заявок. А также добавил, что дополнение заявок возможно до даты их рассмотрения Координационным Советом по предпринимательству, т.е. до 10 июля 2015г.

Комиссия Якутского УФАС считает доводы ответчика необоснованными, т.к. дополнение документов, возможность которого прямо не предусмотрена Порядком, по истечении установленного в извещении срока, повлекло рассмотрение заявок, соотв-х п.2.1 Порядка, наряду с заявками, не содержащими полный комплект документов и подлежащими отклонению.

В случае соблюдения Окружной администрацией Порядка, конкурс должен был быть проведен среди меньшего количества участников (меньшего на 11), закономерным и неизбежным результатом которого явилось бы изменение состава лиц, признаваемых получателями субсидии.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия Окружной администрации ГО «город Якутск» создают особые условия участия для отдельных хозяйствующих субъектов в конкурсном отборе, а также влекут нарушение прав и законных интересов участников конкурса, подавших заявки, соответствующие Порядку и содержащие полный комплект документов.

В соотв. с п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) приходит к выводу, что в действиях Окружной администрации города Якутска, заключающихся в допуске заявок участников, не соответствующих «Порядку предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» к этапу их рассмотрения и оценки Координационным советом, а также в приеме документов по истечении установленного срока, содержится состав нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Окружную администрацию ГО «город Якутск» нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Окружной администрации ГО «город Якутск» предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать;
  3. Передать материалы дела №02-81/15А должностному лицу УФАС по РС(Я) для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии: ________________ "***"

 

 

 

 

Члены комиссии: __________________ "***"

 

 

 

__________________ "***"

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны