Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №02-83/14А О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ... от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

ПО ДЕЛУ №02-83/14А О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 

резолютивная часть  оглашена  «11» февраля 2015 г.

изготовлено в полном объеме 26 февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в   составе:

  1. Ярыгина О.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной     антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
  2. Дураева Н.С. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Саха (Якутия), член комиссии;
  3. Иванова О.П. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии;

При участии:

От ответчика: отсутствует. В деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ОАО «Якутский гормолзавод» от 10.02.2015г. №02/9.

От заинтересованного лица: отсутствует, надлежащим образом извещен.

Рассмотрев дело №02-83/14А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Якутский гормолзавод» (далее – ОАО «ЯГМЗ») п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) с 27 октября по 27 ноября 2014 года на основании приказа Якутского УФАС России от 24.10.2014г. №02-34/14ВП проведена внеплановая выездная проверка Открытого акционерного общества «Якутский гормолзавод» (далее – ОАО «ЯГМЗ») ИНН 1435012677, ОГРН 1021401058975, юридический адрес: 677009, г. Якутск, ул. Кальвица, 14/1.

По результатам проверки в действиях ОАО «ЯГМЗ» были обнаружены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно первичным бухгалтерским, учетным документам, представленным ОАО «ЯГМЗ» в материалы дела, в течение 2014г. ОАО «ЯГМЗ» реализация молока питьевого длительного срока хранения производилась по следующим ценам (с учетом НДС):

- с 01.02.2014г. приказом от 24.01.2014г. №44П оптово-отпускная цена на молоко м.д.ж. 2,5% 1л. установлена в размере 56,00 руб., на молоко м.д.ж. 3,2% в размере 57,00 руб.;

- с 24.10.2014г. приказом от 16.10.2014г. №165П оптово-отпускная цена на молоко м.д.ж. 2,5%  1л. установлена в размере 60,00 руб.,  на молоко м.д.ж. 3,2% 1 л. – 60,00 руб.

Согласно представленным документам в 2014 году ОАО «ЯГМЗ» являлся получателем субсидии на поддержку производства и переработки продукции скотоводства (сырого молока).

В соответствии с Аналитическим отчетом о конкурентной среде на рынке молока питьевого длительного срока хранения, утвержденным вр.и.о. руководителя Якутского УФАС России от 28.10.2014г., временной интервал исследования конкурентной среды рынка молока питьевого длительного срока хранения (ультрапастеризованного) является 2011 – 2013 г.г.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 05.11.2014г. №46 ОАО «ЯГМЗ» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, в продуктовых границах «производство и оптовая торговля питьевым молоком длительного срока хранения (ультрапастеризованное)» в географических границах ГО «Город Якутск».

Таким образом, ОАО «ЯГМЗ» занимает доминирующее положение на рынке молока питьевого длительного срока хранения (ультрапастеризованного) с географическими границами ГО «Город Якутск» с 2011 года по настоящее время.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6 закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Комиссией Якутского УФАС по России установлено, что критерий, определенный пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сложившуюся в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), которую устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, не может быть применен для установления признаков монопольно высокой цены в данном случае, так как сопоставимых товарных рынков, в значении, определенной указанной нормой, не существует.

Данный вывод был сделан Комиссией на основании анализа материалов, представленных территориальными органами Федеральной антимонопольной службы России, хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке производства и оптовой реализации молока питьевого длительного срока хранения (ультрапастеризованного) в географических границах ГО «Город Якутск», которые имеются в материалах настоящего дела, а также на основании анализа продуктовых, географических границ, количества покупателей, продавцов товара и др. показателей товарного рынка в географических границах Республики Саха (Якутия).

Таким образом, установив невозможность применения первого критерия (отсутствие сопоставимых с рассматриваемым товарных рынков) Комиссия УФАС по РС(Я) в соответствии с нормой статьи 6 Закона о защите конкуренции рассмотрело вопрос о нарушении ОАО «ЯГМЗ» антимонопольного законодательства в виде установления монопольно высокой цены на товар, в соответствии со вторым критерием, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, используя метод анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации товара.

 

В ходе анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и оптовой реализации молока питьевого длительного срока хранения (ультрапастеризованного) на территории Республики Саха (Якутия) Комиссией Якутского УФАС России установлено следующее.

Законодательством Российской Федерации государственное регулирование цен на продукцию молока питьевого не предусмотрено.

Частью 4 статьи 40  Налогового кодекса Российской Федерации рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Налогового кодекса РФ, при определении рыночных цен товара, в том числе, используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты

В соответствии с частью 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н приказом генерального директора ОАО «ЯГМЗ» Ю.И. Бабенко от 31.12.2012 г. №189П утверждена Учетная политика ОАО «ЯГМЗ» в целях бухгалтерского и налогового  учета на 2013 год (письма от 31.10.2014г. №10/32), приказом от 31.12.2013г. №229П продлевается действие вышеуказанной Учетной политики на 2014 год.

Согласно Учетной политике ОАО «ЯГМЗ» расходы Общества определяются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н.

Под основными видами деятельности подразумеваются следующие виды деятельности производство и реализация молочной продукции, воды, возвратной тары.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи готовой продукции (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных  внеоборотных активов, а также по поддержанию в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)

В себестоимость проданных товаров, работ, услуг включаются расходы:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты

Учет расходов на производство ведется по статьям затрат без подразделения по видам деятельности на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Расходы, которые нельзя отнести напрямую к какому-либо виду деятельности, отражаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

Учет расходов на счетах 20, 23, 25, 26, 29 ведется обособленно по видам расходов.

Затраты по видам деятельности предприятия распределяются пропорционально фонду оплаты труда.

Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

В материалах дела имеются следующие расчеты установленных вышеуказанным приказом оптово-отпускных цен на молоко питьевое ОАО «ЯГМЗ» (письмо от 14.11.2014г. №11/9) (стр. 201 - 202).

Таблица 1

Расчёт оптово-отпускной цены на молоко питьевое

ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% ОАО «ЯГМЗ» в 2014 году

(в руб.)

Наименование статей затрат

По данным ЯГМЗ за 9 мес 2014

1

Основное сырье и материалы

14,91

2

Вспомогательное сырье и материалы

4,76

3

Заработная плата

6,22

4

Отчисления на соцнужды

1,55

5

Амортизационные отчисления

0,38

6

Электроэнергия

0,94

7

Газ

0,34

8

Водопотребление

0,68

9

ГСМ

0,36

10

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1,34

11

Инвентарь, спецодежда

0,09

12

Траспортно-заготовительные расходы

2,42

13

Прочие расходы

1,55

14

Внепроизводственные расходы

1,02

15

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

36,56

16

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции, без НДС

54,55

17

Необходимая прибыль на 1 ед продукции, в руб.

17,99

 

Таблица 2

Расчёт оптово-отпускной цены на молоко питьевое

ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2% ОАО «ЯГМЗ» в 2014 году

(в руб.)

Наименование статей затрат

По данным ЯГМЗ

1

Основное сырье и материалы

19,55

2

Вспомогательное сырье и материалы

5,04

3

Заработная плата

6,22

4

Отчисления на соцнужды

1,54

5

Амортизационные отчисления

0,38

6

Электроэнергия

0,94

7

Газ

0,34

8

Водопотребление

0,68

9

ГСМ

0,36

10

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1,34

11

Инвентарь, спецодежда

0,09

12

Траспортно-заготовительные расходы

2,42

13

Прочие расходы

1,55

14

Внепроизводственные расходы

1,02

15

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

41,47

16

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции

55,45

17

Прибыль на 1 ед продукции

13,98

 

Комиссия установила, что в соответствии с представленными ОАО «ЯГМЗ» данными, распоряжением Администрации муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) от 07.04.2014г. №529-р «О заготовителях молока в Хангаласском улусе» ОАО «Якутский гормолзавод» определен заготовителем молока в Хангаласском улусе. Платежными поручениями Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (Управление финансов МР «Хангаласский улус» (МКУ «ДСХ») от 07.08.2014г. №315 на сумму 1 112 840,00 руб., от 21.08.2014г. №411 на сумму 553 675 руб, от 11.09.2014 №510 на сумму 1 500 000 руб. в общей сложности 3 166 515 руб. ОАО «ЯГМЗ» получена субсидия на производство молока в 2014 г.

Платежными поручениями от 18.08.2014г. №246 на сумму 1 112 840,00 руб., от 28.08.2014г. №341 на сумму 500 000,00 руб., от 09.09.2014г. №434 на сумму 53 675,00 руб., от 16.09.2014г. №521 на сумму 1 500 000,00 руб. ОАО «ЯГМЗ» перечислил ООО «Агрофирма Немюгю» за молоко сырое.

Общий объем закупленного молока сырого за 9 мес. 2014г. – 1 785 т. на общую сумму 23 749 329,55 руб. Средняя стоимость 1 литра молока сырого – 13,30 руб. Затраты на молоко с учетом предоставленной субсидии – 20 582 814,55 руб., за 1 литр – 11,53 руб., т.е. на 1 литр приходится 1,77 руб. полученной субсидии или экономия составляет 13,3%.

 

Таблица 3

Расчёт оптово-отпускной цены на молоко питьевое

ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% с учетом предоставленной субсидии

ОАО «ЯГМЗ» в 2014 году

(в руб.)

Наименование статей затрат

По данным ЯГМЗ за 9 мес 2014

По данным УФАС

(с учетом субсидии)

1

Основное сырье и материалы

14,91

13,14

2

Вспомогательное сырье и материалы

4,76

4,76

3

Заработная плата

6,22

6,22

4

Отчисления на соцнужды

1,55

1,55

5

Амортизационные отчисления

0,38

0,38

6

Электроэнергия

0,94

0,94

7

Газ

0,34

0,34

8

Водопотребление

0,68

0,68

9

ГСМ

0,36

0,36

10

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1,34

1,34

11

Инвентарь, спецодежда

0,09

0,09

12

Траспортно-заготовительные расходы

2,42

2,42

13

Прочие расходы

1,55

1,55

14

Внепроизводственные расходы

1,02

1,02

15

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

36,56

34,79

16

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции, без НДС

54,55

52,78

17

Необходимая прибыль на 1 ед продукции, в руб.

17,99

17,99

 

Таблица 4

Расчёт оптово-отпускной цены на молоко питьевое

ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2% с учетом предоставленной субсидии

ОАО «ЯГМЗ» в 2014 году

(в руб.)

Наименование статей затрат

По данным ЯГМЗ

По данным УФАС

(с учетом субсидии)

1

Основное сырье и материалы

19,55

17,78

2

Вспомогательное сырье и материалы

5,04

5,04

3

Заработная плата

6,22

6,22

4

Отчисления на соцнужды

1,54

1,54

5

Амортизационные отчисления

0,38

0,38

6

Электроэнергия

0,94

0,94

7

Газ

0,34

0,34

8

Водопотребление

0,68

0,68

9

ГСМ

0,36

0,36

10

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

1,34

1,34

11

Инвентарь, спецодежда

0,09

0,09

12

Траспортно-заготовительные расходы

2,42

2,42

13

Прочие расходы

1,55

1,55

14

Внепроизводственные расходы

1,02

1,02

15

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

41,47

39,70

16

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции

55,45

53,68

17

Прибыль на 1 ед продукции

13,98

13,98

 

В связи с тем, что субсидия предоставлена на разовой основе, рассчитаем объем готовой продукции, на который следовало бы снизить цену на молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% и молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2%.

По данным ОАО «ЯГМЗ» (письмо от 22.01.2015г. №01/13) закупаемое сырое молоко используется на производство молока питьевого, сыра и творога, а именно за период с 01.01.2014г. по 30.09.2014г. на: молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% - 688 241,52 кг., молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 3,2% - 176 272,77 руб., молочного напитка ультрапастеризованного м.д.ж. 3,2% - 56 563,23 кг., сыра мягкого домашнего 45% жирн. -  18 188,54 кг., сыра твердого 45% жирн. – 802 571,19 кг., творога 9% фас 180 гр. – 44 034,75 кг.

Согласно распоряжению Администрации МР «Хангаласский улус» субсидия предоставлена на объем 310 тонн сырого молока. На молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% приходится 48,4% всего сырого молока или 150 062 кг субсидированного сырого молока: 119 464,83 кг на производство молока питьевого ультрапастеризованного м.д.ж.2,5% и 30 597,39 кг на производство молока питьевого ультрапастеризованного м.д.ж. 3,2%, или 17,4% от общего объема произведенного молока питьевого ульрапастеризованного.

Анализ наличия (отсутствия) роста объема реализации молока питьевого показывает, что в натуральном выражении рост объема производства увеличился на 193,81 т. на молоко м.д.ж. 2,5% и на 58,14т. на молоко м.д.ж. 3,2%, в относительном выражении на увеличение на 30,6% и 30,5% соответственно.

Таблица 5

Анализ наличия (отсутствия) роста объема реализации молока питьевого

 ( в т.)

Наименование продукции

Объемы производства за 9 мес 2013 г.

Объемы производства за 9 мес 2014 г.

Изменение, в %

в натур выражении (в т.)

в относит выражении (%)

1

Молоко питьевое м.д.ж. 2,5%

633,17

826,98

+193,81

30,6

2

Молоко питьевое м.д.ж. 3,2%

190,65

248,79

+58,14

30,5

 

Таблица 6

Сравнение темпов изменения затрат на единицу продукции

«молоко питьевое длительного срока хранения м.д.ж. 2,5%

по данным ОАО «ЯГМЗ» и по данным Якутского УФАС

( в руб.)

Наименование статей затрат

Затраты, в руб.

Темп роста, в %

9 мес 2013

9 мес 2014

1

2

3

4

5

 

По данным ОАО "ЯГМЗ"

 

 

 

1

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

32,37

36,56

112,94

2

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции

51,00

56,00

109,80

3

Прибыль на 1 ед продукции

18,63

19,44

104,35

4

Коэффициент рентабельности на 1 ед гот продукции

36,53

34,71

 

5

Темпы роста/снижения рентабельности

 

95,02

 

 

По данным Якутского УФАС

 

 

 

1

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

32,37

34,79

107,48

2

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции

51,00

56,00

109,80

3

Прибыль на 1 ед продукции

18,63

21,21

113,85

4

Коэффициент рентабельности на 1 ед гот продукции

36,53

37,88

 

5

Темпы роста/снижения рентабельности

 

103,68

 

 

Таблица 7

Сравнение темпов изменения затрат на единицу продукции

«молоко питьевое длительного срока хранения м.д.ж. 3,2%

по данным ОАО «ЯГМЗ» и по данным Якутского УФАС

( в руб.)

Наименование статей затрат

Затраты, в руб.

Темп роста, в %

9 мес 2013

9 мес 2014

1

2

3

4

5

 

По данным ОАО "ЯГМЗ"

 

 

 

1

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

33,84

41,47

122,55

2

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции

52,00

61,00

117,31

3

Прибыль на 1 ед продукции

18,16

19,53

107,54

4

Коэффициент рентабельности на 1 ед гот продукции

34,92

32,02

 

5

Темпы роста/снижения рентабельности

 

91,68

 

 

По данным Якутского УФАС

 

 

 

1

Себестоимость 1 ед. готовой продукции

33,84

39,7

117,32

2

Оптово-отпускная цена за 1 ед готовой продукции

52,00

61,00

117,31

3

Прибыль на 1 ед продукции

18,16

21,30

117,29

4

Коэффициент рентабельности на 1 ед гот продукции

34,92

34,92

 

5

Темпы роста/снижения рентабельности

 

100,00

 

 

Согласно представленным ОАО «ЯГМЗ» данным, рост себестоимости продукции «молоко питьевое длительного срока хранения м.д.ж. 2,5%» составил 112,94% за 9 месяцев 2014 г. по сравнению с 9 месяцами 2013 г., рост оптово-отпускной цены за те же периоды составил 109,8%, при этом прибыль снизилась. Однако, с учетом полученной субсидии, темпы роста себестоимости 107,48%, оптово отпускной цены остались прежними, а темпы роста прибыли возросли на 113,85%.

Без учета полученной субсидии темпы роста себестоимости опережают темпы роста оптово-отпускной цены на молоко питьевое м.д.ж. 3,2%, однако, полученная субсидия снизила затраты на производство молока: на молоко питьевое м.д.ж. 3,2% темпы изменения себестоимости, оптово-отпускной цены и прибыли на единицу продукции остались неизменными 117,3%.

Таким образом, изменение расходов, необходимых для производства и реализации товара, не соответствуют изменению цены товара, что является одним из критериев установления монопольно высокой цены на товар в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

  1. категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
  2. цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  3. порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
  4. порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
  5. положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Определением о привлечении лица, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах к рассмотрению дела от 23.01.2015г., привлечена Администрация МР «Хангаласский улус».

 Администрация МР «Хангаласский улус» представило письменные пояснения о целях предоставления субсидии ОАО «Якутский гормолзавод» (письмо от 29.01.2015г. вх.349э): целью является увеличение производства и переработки продукции скотоводства (сырого молока) и оказание финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям. Субсидия предоставляется заготовительной организации, прошедшей конкурсный отбор и заключившему Соглашение с МКУ «Департамент сельского хозяйства» на возмещение части затрат на производство и переработку 1 кг сырого молока сельхозтоваропроизводителями улуса.

Получатель субсидии на возмещение части затрат на производство и переработку за 1 кг сырого молока должен выполнить следующие условия:

  1. выполнение планового показателя по заготовке молока в объемах, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии;
  2. обеспечить своевременный расчет с сельхозтоваропроизводителями за заготовленную продукцию;
  3. предоставление МКУ «Департамент сельского хозяйства» квартальной и годовой бухгалтерской отчетности в течение 30 дней с момента окончания отчетного года;

Заготовительная организация организует приемку молока от сельхозтоваропроизводителей улуса и выписывает приемную квитанцию на принятое молоко. Согласно этим квитанциям заготовитель оплачивает субсидии на возмещение части затрат на производство и переработку 1 кг сырого молока сельхозтоваропроизводителями улуса.

 

Таким образом, при расчете оптово-отпускной цены молока питьевого ультрапастеризованного м.д.ж. 2,5% и 3,2% по статье затрат «основное сырье и материалы» не учтена стоимость сырья «молоко сырое», приобретенного на полученную субсидию:

- на молоко питьевое длительного срока хранения м.д.ж. 2,5%: 14,91 руб/1 литр по данным ОАО «ЯГМЗ», по данным Якутского УФАС России 13,14 руб./1 литр (14,91-1,77=13,14руб)

- на молоко питьевое длительного срока хранения м.д.ж. 3,2%: 19,55 руб/1 литр по данным ОАО «ЯГМЗ», по данным Якутского УФАС России 17,78 руб./1 литр (19,55-1,77=17,78руб).

Как установлено частью 10 статьи 40 Налогового кодекса РФ рыночная цена товара определяется, в том числе, затратным методом, то есть себестоимость и необходимая прибыль формирует конечную цену. Полученная ОАО «ЯГМЗ» субсидия уменьшила себестоимость, необходимую на производство молока питьевого, на сумму 3 166 515 руб. или на 1,77 руб. на 1 л. произведенного молока питьевого.

 

По установленным антимонопольным органом обстоятельствам, указывающим на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «ЯГМЗ» в обоснование своих действий по установлению цены реализации продукции поясняют следующее:

1)довод антимонопольного органа о доминирующем положении ОАО «ЯГМЗ» на рынке оптовой реализации молока питьевого длительного срока хранения неверен ввиду следующего

- субъектом нарушения п.1 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции является занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект. Проверяемый период составил с 01.01.2014 по ноябрь 2014 г., но фактический период проверки, в т.ч. предоставленных Обществом документам, составил 9 месяцев 2014 г., при этом доминирующим хозяйствующим субъектом по производству и оптовой торговле питьевым молоком длительного срока хранения (ультрапастеризованное) Общество признано 05.11.2014г. Следовательно, Общество не является субъектом нарушения.

  1. доводы антимонопольного органа о монопольно высокой цене, установленной ОАО «ЯГМЗ» на молоко питьевое длительного срока хранения неверно ввиду следующего:

- согласно представленным Обществом документам за период с 01.01.2014г. по 30.09.2014г. сумма расходов Общества, необходимая для производства и реализации товара составила 36,56 руб., размер прибыли 14,09 руб., что не превышает допустимых значений. Следовательно, темпы роста себестоимости составили 112,9% при этом темпы роста цены составили 109,8%. Таким образом, обществом какая-либо дополнительная прибыль не была получена, монопольно высокая цена не устанавливалась.

При определении оптово-отпускных цен, действующих с 24.10.2014г., представленная МКУ «Департамент сельского хозяйства» Администрации МР «Хангаласский улус» субсидия в размере 3 166 515,00 руб. не могла оказать на ценообразование, т.к. денежные средства в размере полученной ОАО «ЯГМЗ» субсидии были перечислены в счет погашения кредиторской задолженности за поставленное ООО «Агрофирма Немюгю» сырое молоко (период поставки с июля по сентябрь 2014г.). Следовательно, субсидия не могла повлиять на ценообразование оптово-отпускных цен будущих периодов в связи с тем, что указанными средствами были покрыты расходы общества на приобретение сырья за предыдущие периоды поставки, т.е. поставки, произведенные до момента установления оптово-отпускной цены.

Таким образом, ОАО «ЯГМЗ» считает, что общество не может считаться нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Согласно аналитическому отчету о состоянии конкуренции на рынке молока питьевого длительного хранения на территории ГО «Город Якутск», составленному по результатам исследования данного товарного рынка, проведенного в связи рассмотрением исполнением поручения ЦА ФАС и утвержденного вр.и.о. руководителя Якутского УФАС России О.А. Ярыгиной 28.10.2014г.,  ОАО «ЯГМЗ» занимает долю более 65% на рынке производства и оптовой реализации  молока питьевого длительного срока хранения (ультрапастеризованного) на территории Республики Саха (Якутия).

  1. Довод ОАО «ЯГМЗ» о том, что не является субъектом нарушения Комиссией Якутского УФАС России отклоняется по следующим основаниям: временной интервал исследования товарного рынка является 2011 – 2013 г.г., т.е. проводился ретроспективный анализ рынка, аналитический отчет подписан заместителем руководителя Якутского УФАС России 28.10.2014г. Приказом Якутского УФАС России от 05.11.2014г. №46 ОАО «ЯГМЗ» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение  на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Письмом Якутского УФАС России от 05.11.2014г. №02/6079 (получен ОАО «ЯГМЗ» 10.11.2014г. помощником генерального директора Питель) ОАО «ЯГМЗ» был уведомлен о включении предприятия в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов.
  2. Доводы ОАО «ЯГМЗ» об отсутствии монопольно высокой цены, установленной на молоко питьевое длительного срока хранения отклоняется ввиду следующего:

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету №13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 16.10.2000г. №92н, государственная помощь, в т.ч. субсидии, признается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Согласно п. 7 ПБУ 13/2000 предприятие должно выбрать один из двух возможных вариантов отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования из бюджета: по начислению или фактическому получению бюджетных средств. Первый вариант предполагает принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету, если имеется уверенность, что:

1) условия предоставления этих средств организацией будут вы- полнены (организацией заключены договоры, приняты и публично объявлены решения, имеются технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.);

2) указанные средства будут получены (утверждена бюджетная роспись, получено уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и иные соответствующие документы).

Однако существует вероятность наступления второго события. Поэтому, если организация использует метод начисления, для признания государственной субсидии должны быть свидетельства, подтверждающие право на их получение. При применении метода начисления бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования по кредиту одноименного счета 86 «Целевое финансирование» и увеличение задолженности по этим средствам по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Учетной политикой ОАО «ЯГМЗ» не отражено, какой вариант отражения в бухгалтерском учете государственной помощи применяется. В соответствии с карточкой счета 90.1 «Прочие доходы и расходы» применен метод фактического начисления: 07.08.2014г. отражено по кредиту счета 91.1 «движение по расчетному счету: субсидия на возмещение части затрат на производство и переработку молока» в корреспонденции со сч. 51 в размере 1 112 640,00 руб.; 21.08.2014г. – 553 675,00 руб.; 11.09.2014г. – 1 500 000 руб. Итого в сумме 3 166 515,00 руб. Данная сумма перечислена ООО «Агрофирма Немюгю» за полученное сырое молоко. Таким образом, ОАО «ЯГМЗ» при фактическом получении субсидии следовало снизить оптово-отпускные цены на 13,3% или 1,77 руб. на молоко питьевое длительного срока хранения (ультрапастеризованное): на объем 119 464,83 кг на молоко м.д.ж. 2,5% и 30 597,39 кг на молоко м.д.ж. 3,2%, или 17,4% от общего объема произведенного молока.

 

Анализ обоснованности установления оптово-отпускных цен на молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% и м.д.ж. 3,2% показал, что установлено нарушение антимонопольного законодательства ОАО «ЯГМЗ», а именно: п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», установление монопольно высокой цены товара, при этом в соответствии с ст. 6 Закона о защите конкуренции выполняются следующие условия:

1. ОАО «ЯГМЗ» приказом Якутского УФАС России от 05.11.2014г. №46 признан доминирующим хозяйствующим субъектом, имеющим долю на рынке с продуктовыми границами «производство и оптовая реализация молока питьевого ультрапастеризованного (с длительным сроком хранения)» в пределах географических границ «Городской округ Город Якутск»;

2. Определенная приказом ОАО «ЯГМЗ» от 16.10.2014г. №165п  оптово-отпускная цена на молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж. 2,5% и м.д.ж. 3,2% превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, установленная путем повышения ранее установленной цены товара, что в результате привело к ущемлению прав третьих лиц (покупателей продукции ОАО «ЯГМЗ»).

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленная приказом ОАО «ЯГМЗ» от 16.10.2014г. №165П оптово-отпускная цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товаров расходов и прибыли, т.е. ОАО «ЯГМЗ» нарушен пункт 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» - установление монопольно высокой цены на молоко питьевое ультрапастеризованное путем превышения суммы необходимых затрат на производство и реализацию в результате снижения затрат на производство в связи с получением дополнительного дохода - субсидии.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ОАО «Якутский гормолзавод» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» посредством установления в 2014 году монопольно высокой цены на молоко питьевое длительного срока хранения (ультрапастеризованного) в географических границах ГО «Город Якутск» путем превышения сумм необходимых расходов на производство и реализацию.

2.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении ОАО «Якутский гормолзавод» к административной ответственности в соответствии со ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Ярыгина О.А.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

Члены Комиссии:

 

 

Дураева Н.С.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

Иванова О.П.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны