Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-84/14А о нарушении антимонопольного зак... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №02-84/14А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                      резолютивная часть оглашена 30 декабря 2014г.

                                                                      изготовлено в полном объеме 16 января 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Дураевой Н.С. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Борисова У.В. – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии:

При участии:

От заявителей: Прокуратура Республики Саха (Якутия), старший прокурор <...> ,

От ответчиков:

Министерство спорта Республики Саха (Якутия)  <...> , по доверенности;

Государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)»  <...> , по доверенности, присутствует <...> .;

Открытое акционерное общество Республиканское проектно-исследовательский институт «Якутпроект» <...> , генеральный директор.   

рассмотрев дело №02-84/14А возбужденное по признакам нарушения Государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» (адрес: 677018, г Якутск, ул. Аммосова, 8), Министерством спорта Республики Саха (Якутия) (адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина 4/2) и Открытым акционерным обществом республиканским проектно-изыскательским институтом «Якутпроект» (677018, г. Якутск, ул. Аммосова 8) статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» 

у с т а н о в и л а:

12 декабря 2014г. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили материалы проверки  Прокуратуры Республики Саха (Якутия) о согласованных действиях Министерства спорта Республики Саха (Якутия), заказчика ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия» и ОАО РПИИ «Якутпроект» указывающих на нарушение статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» при организации и проведении электронных аукционов на поставку готовой проектной документации на объекты «Центр адаптивной физической культуры и спорта в городе Якутске» и «Универсальный спортивный тир в городе Якутске».

Приказом №126 от 26.12.2014г. Якутским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» Министерство спорта Республики Саха (Якутия), ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» и ОАО РПИИ «Якутпроект».

На рассмотрении дела представитель Министерства спорта Республики Саха (Якутия) вменяемое нарушение не признает. Подтверждает, что по запросу Министерства спорта был сделан предварительный расчет стоимости объекта ОАО РПИИ «Якутпроект».  ОАО РПИИ «Якутпроект» вменяемое нарушение также не признает, считает, что действия общества вызваны объективными условиями работы в условиях конкуренции, подтверждает, что предварительная оценка объектов была сделана бесплатно для Министерства спорта республики. ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» считает, что нарушение федерального законодательства устранены поскольку по предписанию Якутского УФАС России №06-920/14т об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 27 ноября 2014г., внесены изменения в положения аукционной документации, исключены положения о наличии положительного заключения государственной экспертизы проекта и т.д. Кроме того, считает что ГКУ «Служба госзаказчика РС(Я)» действует только на основании распоряжения Правительства РС(Я) №1105-р от 23.09.2014г. в которой указано о необходимости поставки ПСД в отношении упомянутых объектов, хотя изначально аукционная документация разрабатывалась для заключения контракта на выполнение проектных работ.  

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев представленные материалы дела, доказательства, выслушав лиц участвующих, в деле приходит к следующим выводам.

Письмом исх. № 08-А1 от 13 января 2014. к министру спорта Российской Федерации обратился глава Республики Саха (Якутия) c обоснованием о строительстве спортивных объектов к VI Международным спортивным играм «Дети Азии», в котором указано  что ориентировочная  стоимость строительства объекту «Универсальный спортивный тир в г.Якутске» по расчетам ОАО РПИИ «Якутпроект» проектно- изыскательские работы – 44,00 млн. руб, строительно-монтажные работы – 880,00 млн. руб.; по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» ориентировочная стоимость строительства по расчетам ОАО РПИИ «Якутпроект» проектно-изыскательские работы – 44, 20 млн. руб., строительно- монтажные работы – 884, 00 млн. руб.

Министерство спорта Республики Саха (Якутия) 07.03.2014г. обратилось с письмом к президенту Республики Саха (Якутия) №766 об исполнении поручения №1А-1124 от 13.02.2014г. о предоставлении в адрес Министерства спорта РФ информации о степени готовности проектно-сметной документации спортивных объектов к VI Международным спортивным играм «Дети Азии».

Из письма следует, что по расчетам ОАО РПИИ «Якутпроект» предварительная стоимость строительства по объекту «Универсальный стрелковый комплекс в г. Якутске» составляет: проектно-изыскательские работы – 44, 0 млн. рублей, строительно-монтажные работы – 880,0 млн. рублей, по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта с гостиницей на 100 мест»: проектно-изыскательские работы – 44,0 млн. руб., строительно-монтажные работы – 884,0 млн. рублей.     

Также в письме указано, что Министерством спорта РС(Я) совместно с Администрацией ГО «Город Якутск» и ОАО РПИИ «Якутпроект» рассмотрены и определены наиболее перспективные варианты земельных участков для размещения рассматриваемых объектов – размещение на одном участке за территорией комплекса «Дохсун» в городе Якутске. Предложено утвердить участки размещения объектов и предусмотреть средства на проектно-изыскательские работы.

26.03.2014г. ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» обратилось в окружную администрацию ГО «Якутск» с письменным заявлением о предоставлении топографической съемки и акта выбора земельных участков под проектирование и строительство объектов VI Международных спортивных игр «Дети Азии»: «Универсальный спортивный тир в г.Якутске» и «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске», с приложением примерной посадки объектов – на территории спортивного центра «Дохсун» письмом №1438 от 26.03.2014г.

19.05.2014г. заявление рассмотрено, принято решение согласовать вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, расположенных по адресу: г.Якутск, квартал 152 под проектирование и строительство рассматриваемых объектов.

На основании указанного протокола от 19.05.2014, выдан акт выбора земельного участка 20.05.2014г. в квартале 152 города Якутска Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации ГО «Город Якутск» ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)». 

05.05.2014г. министром спорта РС(Я) в адрес министра экономики РС(Я) направлено письмо №1548 с обоснованием необходимости строительства рассматриваемых объектов за территорией Спортивного комплекса «Дохсун».

Таким образом, комиссия соглашается с доводами Прокуратуры РС(Я) о том, что взаимодействие Министерства спорта РС(Я), ГКУ «Службы госзаказчика РС(Я)» с ОАО «Якутпроект» по вопросу проектирования рассматриваемых спортивных объектов начато в январе 2014 года. Месторасположение указанных объектов (за территорией комплекса «Дохсун» в городе Якутске) определено уже в марте 2014года, акт выбора земельного участка выдан в мае 2014 года.

15 мая 2014г №475-р принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Перечня проектной документации, финансируемой в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2014 год за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Пунктом 5 указано, что заказчикам – государственному казенному учреждению «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) осуществить подготовку документаций о закупках.

Распоряжением Правительства РС(Я) от 21 августа 2014 г. №938-р внесены изменения. Приложение п.1 Центр адаптивной физической культуры  и спорта в г. Якутске: выкуп ПСД на стадии «Проект», выкуп ПСД на стадии «рабочая документация всего: 44 220,00000 руб. (начальная (максимальная) цена контракта; Универсальный спортивный тир в г.Якутске: выкуп ПСД на стадии «проект», выкуп ПСД на стадии «рабочая документация» всего: 44 000,00000 руб. 

23 сентября 2014г. Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) №1105-р внесены изменения в лимиты финансирования по вышеуказанным объектам.       

Согласно п.3.1-3.3.  Постановления Правительства РС(Я) от 08.12.2011 N 598 "О Порядке согласования технических заданий и заданий на проектирование объектов капитального строительства в Республике Саха (Якутия)" Подготовленное техническое задание в отношении объектов гражданского назначения представляется на согласование в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия).

Согласованное с исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), указанными в пунктах 3.1, 3.2 и 3.3 настоящего Порядка, техническое задание утверждается государственным заказчиком (министром, руководителем ведомства или по объектам повышенной ответственности - заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующим отрасль), для нужд которого ведется проектирование объекта.

Технические задания на выполнение проектных работ по объектам Центр адаптивной физической культуры и спорта в городе Якутске» и «Универсальный спортивный тир в городе Якутске» утверждены Министерством спорта Республики Саха (Якутия)» 30 июня 2014г.

Таким образом, из представленных документов установлено, что государственным органом, для нужд которого ведется проектирование, является – Министерство спорта Республики Саха (Якутия). 

О согласованных действиях Министерства спорта Республики Саха (Якутия), ГКУ «Служба госзаказчика РС(Я)» и  ОАО РПИИ «Якутпроект» указывают следующие факты:  

Министерство спорта Республики Саха (Якутия) 07.03.2014г. письмом №766 сообщает, что государственным органом совместно с Администрацией ГО «Город Якутск» и ОПО РПИИ «Якутпроект»  рассмотрены и определены наиболее перспективные варианты земельных участков для размещения рассматриваемых объектов размещение на одном участке за территорией комплекса «Дохсун» в городе Якутске. Предложено утвердить участки размещения объектов и предусмотреть средства на проектно-изыскательские работы.

20.05.2014г. Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации ГО «Город Якутск» ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» выдан акт выбора земельного участка в квартале 152 города Якутска.

ОАО РПИИ «Якутпроект» до объявления торгов по этим двум объектам начинает работы по подготовке к участию в торгах, а именно обращается за государственной экспертизой проектной документации 09 октября 2014г. В заявлении указывает, объект «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г.Якутске», адрес: г.Якутск, ул. Ногина, 41. (примечание: улица Ногина располагается за спортивным комплексом «Дохсун»). Источник финансирования - бюджет Республики Саха (Якутия). 10 октября 2014г. обращается с заявлением по объекту  Универсальный спортивный тир адрес: г. Якутск, квартал 150, источник финансирования строительства Инвестиционная программа РС(Я) на 2014 год за счет государственного бюджета РС(Я). 

21 октября 2014г. ОАО РПИИ «Якутпроект» заключает договор №14-0160-114 с ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)» предметом которого является проведение государственной экспертизы проекта по объекту: «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г.Якутске». Цена договора – 1 212 034,64 рублей в том числе НДС. 21 октября 2014г. заключен второй договор на объект: «Универсальный спортивный тир в г.Якутске» на № 14-0161-14. Цена договора – 1 155 406,61 рублей в том числе НДС.     

В распоряжении Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2014 г. №938-р указана сумма начальная (максимальная) предусмотренная на государственную экспертизу проекта в размере – 2 млн. 800 руб.

Кроме того, 23.10.2014г. ОАО РПИИ «Якутпроект» письмом с исх. №1309 обращалось в муниципальный орган с заявлением о предоставлении земельного участка по следующим объектам: «Универсальный спортивный тир в г.Якутске»; «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г.Якутске».

Таким образом, комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «Якутпроект» указывают на то, что общество заведомо знает, что еще не в объявленных торгах будет участником и заключит контракт на поставку готовой ПСД по вышеуказанным объектам.   

31 октября 2014г. ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» опубликовано извещение №0116200007914011581 о проведении электронного аукциона на поставку готовой проектной документации по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» начальная (максимальная) цена контракта 44 220 000, 00 рублей.

В требованиях указано, что требуется наличие земельного участка; наличие положительного заключения Государственной экспертизы; дизайн проект 3Д в формате с наружной и внутренней отделкой основных помещений холл, коридор, столовая, спортивный зал, бассейн. Альбом цветной расколеровки фасадов в 2-х вариантах в формате А3 по 7 экз. Должно быть согласовано с Министерством архитектуры и строительного комплекса. Мебель и оборудование должно быть согласовано с Министерством спорта Республики Саха (Якутия).

19 ноября 2014г. протоколом Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд ГКУ РС(Я) «Служба государственного заказчика» электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку заявку на участие подал единственный участник соответствующий всем требованиям ОАО  РПИИ «Якутпроект».

Комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отклоняется довод представителя ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» о том, что нарушения в сфере законодательства о размещении государственных заказов устранены, в связи с чем нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГКУ «СГЗ РС(Я)» не имеется, в связи со следующим.

17 ноября 2014г. в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «ГарантЭнергоПроект» на действия Государственного комитета по размещению заказов, государственного заказчика ГКУ «СГЗ РС(Я)» при проведении электронного аукциона на поставку готовой проектной документации «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске». Жалоба рассмотрена антимонопольным органом в порядке предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" №44-ФЗ.

По результатам рассмотрения жалобы на основании решения по делу №06-920/14т о нарушении законодательства в сфере закупок от 27.11.2014г. выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию.     

08.12.2014 г. на основании предписания УФАС по РС(Я) включены изменения в описательную часть аукционной документации  и вышеуказанные условия исключены, отменен протокол от 19.11.2014г.

На основании изложенного, комиссия приходит к выводу, что предметом рассмотрения жалобы по делу №06-920/14т о нарушении законодательства в сфере закупок от 27.11.2014г. является соответствие требованиям Закона о контрактной системе действий заказчика при проведении аукциона, вопросы касающиеся требований антимонопольного законодательства не рассматривались. 

05 ноября 2014г. ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» размещено извещение на электронный аукцион №0116200007914011719 на поставку готовой проектной документации «Универсальный спортивный тир в г. Якутске», начальная (максимальная) цена контракта 45 400 000,00 руб.

В требованиях также указано, что требуется наличие земельного участка; наличие положительного заключения Государственной экспертизы; дизайн проект 3Д в формате с наружной и внутренней отделкой основных помещений холл, коридор, столовая, спортивный зал, бассейн. Альбом цветной расколеровки фасадов в 2-х вариантах в формате А3 по 7 экз. Должно быть согласовано с Министерством архитектуры и строительного комплекса. Мебель и оборудование должно быть согласовано с Министерством спорта Республики Саха (Якутия).

05.12.2014г. внесены изменения в аукционную документацию, исключены вышеуказанные требования.

24.12.2014 г. рассмотрены первые части заявок, поступило 2 заявки, допущены к участию.

На момент рассмотрения настоящего дела 30 декабря 2014г. подано 2 заявки, допущены к участию ООО «ТП ХОНКО» и ОАО РПИИ «Якутпроект».

Статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п. 1.5. Устава государственного казенного учреждения «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» - является некоммерческой организацией, осуществляющей исполнение государственных функций, оказание государственных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации законодательством РФ полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Таким образом, подпадает под определение организация осуществляющая функции органов государственной власти в контексте ст. 16 Закона О защите конкуренции.     

В действиях ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)»  также усматриваются согласованные действия, результатом которых является ограничение устранение конкуренции при проведении торгов, поскольку в аукционных документации на поставку готовой проектной документации «Универсальный спортивный тир в г. Якутске от 05 ноября 2014 года и в аукционной документации на поставку готовой проектной документации «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г.Якутске» от 31 октября 2014г. утвержденных ГКУ «СГЗ РС(Я)» установлены условия о наличии земельного участка, наличия положительного заключения государственной экспертизы проекта, мебель и оборудование должно быть согласовано с Министерством спорта Республики Саха (Якутия), установлен необоснованно короткий срок (период) поставки – 30 дней с даты заключения государственного контракта.  

Кроме того, Комиссией установлено, что в информационную карту по вышеуказанным аукционам не включены изменения касающиеся срока поставки товара, в связи с чем довод  ГКУ «СГЗ РС(Я)» об устранении всех допущенных нарушений не состоятелен.   

 Согласно пункту 29 "Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"  утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:

а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;

б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;

в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

В информационной карте на поставку готовой проектной документации «Универсальный спортивный тир в г. Якутске от 05 ноября 2014 года, измененной от 05.12.2014г.  и в аукционной документации на поставку готовой проектной документации «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г.Якутске» от 31.10.2014г измененной 08.12.2014г. в п. 9 указан срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг – 30 дней с даты заключения государственного контракта.

Таким образом, срок поставки товара 30 дней для потенциальных участников  является заведомо невыполнимым, кроме ОАО РПИИ «Якутпроект» который заблаговременно стал готовиться к участию. В договоре №14-0160-14 заключенном между ОАО РПИИ «Якутпроект» и ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации» от 21.10.2014г. в п. 3.1. указан срок – 60 дней, в течение которых готовится заключение.

Таким образом, комиссия приходит к выводу, что Министерством спорта Республики Саха (Якутия),  ОАО РПИИ «Якутпроект» и  ГКУ «СГЗ РС(Я)» совершены согласованные действия при организации и проведении торгов на поставку готовой продукции по объектам «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г.Якутске» и «Универсальный спортивный тир в г. Якутске» и результатом указанных действий является недопущение, ограничение, устранение конкуренции потенциальных участников (неопределенного круга лиц) при организации и проведении торгов, что образует состав нарушения статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В результате указанных действий по аукциону  на поставку готовой продукции по объекту «Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске» аукцион признан несостоявшимся, ОАО РПИИ «Якутпроект» по протоколу от 25.12.2014г. признан единственным участником.

По аукциону на поставку готовой продукции по объекту «Универсальный спортивный тир в г. Якутске», допущено 2 участника,  победителем определен ОАО РПИИ «Якутпроект».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать Министерство спорта Республики Саха (Якутия) нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Признать ОАО РПИИ «Якутпроект» нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Признать ГКУ «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» нарушившим статью 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для изучения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.   

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

 

О.А.Ярыгина

 

 

Н.С. Дураева

 

 

У.В.Борисов      

Связанные организации

Связанные организации не указаны