Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ ДЕЛА №02-84/15А от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ ДЕЛА №02-84/15А О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«13» ноября 2015 г.                                                                                       г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Ярыгина О.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

Емельянова Л.В. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Прокопьева Е.М. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

При участии:

От заявителя: ООО «Даймонд клиник» (ИНН 1435193222, ОГРН 1071435015508, адрес: 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская , 20/1), представители:

- представитель по доверенности б/н от 06.10.15, <...> ,

- директор ООО «Даймонд клиник», <...>

От ответчика: Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435054518, ОГРН 1031402057610, адрес: 677011, г. Якутск, пр. Ленина, 30), представитель по доверенности №Д15-38 от 07.10.15, <...> .;

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Якутский Республиканский медицинский информационно-аналитический центр (ИНН 1435076536, ОГРН 1021401062011, адрес: 677027г. Якутск, ул. Кирова 15), представители:

- директор ГБУ РС(Я) ЯРМИАЦ, <...> ,

- зам-ль директора по информационным технологиям, <...> ,

- представитель по доверенности б/н от 12.11.15, <...> .

Лицо, обладающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: ООО «Инфосистемы» (ИНН 1435099572 , ОГРН 1021401056841, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Лермонтова 25), директор <...> ,

рассмотрев материалы дела №02-84/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

14.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ООО «Даймонд клиник» на действия Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), в котором указано на невозможность обмена персональными данными с городскими и республиканскими медицинскими организациями (далее - МО) по защищенным каналам сети VipNet. МО, подведомственные Министерству здравоохранения РС(Я), входят в сеть №3888, ООО «Даймонд клиник» входят в сеть №866, -  таким образом отсутствует возможность по своевременному обмену электронной информацией.

Заявитель указывает, что в соотв. с пп.7, 10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012г. №406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», гражданин обращается в выбранную им медицинскую организацию для оказания ему медицинской помощи с письменным заявлением о выборе их медицинской организации. Далее МО, принявшая заявление, направляет письмо посредством электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в МО, в которой гражданин находится на мед. обслуживании на момент подачи заявления. В заявлениях содержатся персональные данные, в отношении которых, согласно пп.1 и 2 статьи 19 ФЗ «О персональных данных» должны применяться организационно-технические меры по обеспечению их безопасности.

Согласно Федеральному  закону от 27.07.06 №152 «О защите персональных данных», оператор (в данном случае МО) вправе получать от субъекта персональных данных только те данные, которые необходимы для достижения цели их обработки и только при согласии самого субъекта персональных данных. При этом оператор должен обеспечить конфиденциальность полученной информации.

Согл. п.1 ст.19 указанного закона, оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных. Согл. пп.2.п.2 ст.19 Закона, обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности: применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных.

Оператором связи, а также поставщиком услуг заявителя является ООО «Инфосистемы», которое в целях обеспечения защиты персональных данных предоставляет услуги защищенной VipNet-сети №866 ряду негосударственных лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, негосударственным лечебно-профилактическим учреждениям (далее – ЛПУ) необходимо выполнять обмен информацией ограниченного доступа, содержащей персональные данные граждан, с ЛПУ, подведомственными Минздраву РС(Я), посредством защищенного электронного документооборота.

ООО «Инфосистемы» сообщает, что не обладает технической возможностью организовать данное взаимодействие, т.к. для этого необходимы также действия со стороны Министерства здравоохранения РС(Я).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Как сообщает Минздрав РС(Я), согл. п.1 Порядка информационного взаимодействия при осуществлении информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи страховыми медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом от 20.12.2013 №263 Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (далее – Порядок информационного взаимодействия), «все участники информационного взаимодействия осуществляют обмен данными  в рамках организованного территориальным фондом обязательного медицинского страхования единого информационного ресурса субъекта Российской Федерации, реализованный в режиме онлайн (далее – единый информационный ресурс). Доступ участников к единому информационному ресурсу предоставляется территориальным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к защите информации.

Согл. п.2.3 Порядка информационного взаимодействия, «требования к функциям медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях: 1) передача сведений о застрахованных лицах, получивших направление на госпитализацию и выбравших медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях».

В соотв. с Приказом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (далее – ТФОМС РС(Я)) от 03.06.14 №204, руководителям медицинских организаций г. Якутска поручено организовать работу по установке и внедрению программы «Клиент единого информационного ресурса – Информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания и медицинской помощи страховыми медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования» (далее – Клиент ЕИР ИСЗЛ). Приступить к информационному обмену между медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями (далее – СМО) и ТФОМС РС(Я) по программе «Клиент – «ЕИР ИСЗЛ» с 9 июня 2014 года.

ООО «Инфосистемы», являющееся оператором связи, а также поставщиком услуг ООО «Даймонд клиник», привлечено Определением от 05.10.2015 в качестве лица, обладающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела. Представитель ООО «Инфосистемы» сообщает, что  что в 2012 г. ими были выполнены работы по Государственному контракту №0116200003911000423-0071999-02 от 11.01.12 с Минздравом РС(Я) на построение системы защиты персональных данных информационных систем учреждений здравоохрнанения РС(Я). После полугодового обслуживания без договора и оплаты общество сняло данный объект с сопровождения. В результате письма Минздрава РС(Я) №01-25/872 от 06.06.14 ООО «ИнфоТеКС», являющимся  производителем программных и программно-аппаратных VPN-решений и средств криптографической защиты информации, были изьяты все лицензии VipNet из сети №866 ООО «Инфосистемы» в сеть №3889 ООО «Кейсистемс-безопасность».

Далее, в целях обеспечения обмена негосударственными ЛПУ информацией ограниченного доступа,  содержащей персональные данные граждан, с ЛПУ, подведомственными Минздраву РС(Я) посредством защищенного электронного документооборота, письмом от 22.01.15 №04-исх-4 ООО «Инфосистемы» предлагалось установить техническое взаимодействие между VipNet-сетями 866 и 3888.

Представитель ГБУ РС(Я) ЯРМИАЦ на рассмотрении дела 07.10.2015 г. сообщил, что существует 3 сети: 866 (сеть ООО «Инфосистемы») , 3888 (сеть Минздрава РС(Я), 1209 (сеть ФОМС) .

Письмом ТФОМС РС(Я) от 16.06.15 №09/758 предоставлено программное обеспечение «Прикрепление к врачу», которое позволяет актуализировать справочник врачей и участков, осуществлять прикрепление застрахованных граждан к участку по территориальному принципу или по фамилии, имени, отчеству и дате рождения. К данной программе имеют доступ все медицинские организации, входящие в реестр ОМС и  имеющие прикрепленное население. Согласно Инструкции по установке программы Веб-портал «Прикрепление к МО», основным требованием для подключения рабочих мест специалистов МО, ответственных за прикрепление застрахованных граждан к МО является наличие качественной связи интернет и предустановленной и настроенной программы VipNet, т.е. компьютеры должны быть подключены к защищенной сети №1209 ТФОМС РС(Я).

Ответчик также сообщает, что обмен электронной информацией между ООО «Даймонд клиник» и иными ЛПУ возможен внутри сети 866. Для этого требуется подключить необходимые ЛПУ к данной сети 866. Кроме того, письмом Минздрава РС(Я) №01-25/872 от 06.06.14  от ООО «Инфосистемы» в пользу ООО «Кейсистемс-безопасность» были изъяты не все 1894 лицензии (правообладатель ООО «ИнфоТеКС»), а только 1830. Таким образом, в ведении ООО «Инфосистемы» остались 64 лицензии.

В дополнение к пояснению от 07.10.2015г, ответчики сообщают следующее (вх.6798 от 13.11.2015).

В соотв. с пп.3 п.2.4 Порядка информационного взаимодействия, установлено, что организация и обеспечение функционирования единого информационного ресурса, а также предоставление доступа к нему всем участникам информационного взаимодействия входит к функциям территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Согласно Приказу МЗ РС(Я) и ТФОМС №01-07/1452 от 17.06.2015 г., ТФОМС поручено предоставить МО программное обеспечение «Прикрепление к МО» по прикреплению граждан к МО.

Техническое обслуживание сети №1209 ТФОМС и сети №866 осуществляет ООО «Инфосистемы». Из этого следует, что «Инфосистемы» имеют возможность:

  1. Провести работы по взаимодействию частных медицинских клиник и МО (сети №866 №1209),
  2. В рамках одной сети №1209 дать возможность обмена информацией между ООО «Даймонд клиник» и государственными МО.

На этом основании ответчик считает, что признаки ограничения конкуренции для негосударственных медицинских организаций, работающих по программе государственной гарантии бесплатного оказания гражданами медицинской помощи отсутствуют.

В 2012 году был заключен государственный контракт №0116200003911000423-0071999-02 от 11.01.12 с ООО «Инфосистемы» на построение защищенной информационной сети. В рамках этого контракта ООО «Инфосистемы» организовало собственную сеть №866. Согласно Акту на передачу прав №160 от 30.03.2012 ООО «Инфосистемы» передало Минздраву РС(Я) лицензии на право пользования ПО VipNet Client в количестве 1830 шт.

В целях экономии бюджетных средств при эксплуатации защищенной сети Минздравом РС(Я) была организована собственная сеть №3888 (внутренний документооборот между медицинскими организациями, подведомственными Минздраву РС(Я). Минздрав РС(Я) как правообладатель лицензий VipNet в количестве 1830 шт. с разрешения разработчика ПО перевел из сети ООО «Инфосистемы» №866 в собственную сеть №3888. Ответчик отмечает, что при этом в сети ООО «Инфосистемы» №866 остались лицензии в количестве 86 шт., правообладателем которых является ТФОМС.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.12 Федерального Закона от 04.05.11 №99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), лицензированию подлежит выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств подлежит лицензированию (за исключением случая, если техническое обслуживание  шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

На основании данной нормы Закона Минздрав РС(Я) в лице ГБУ РС(Я) ЯРМИАЦ обслуживает свою сеть, т.к. не требуется лицензирование данного вида деятельности. В случае если взаимодействие осуществляется с третьими лицами, автоматически возникает необходимость лицензирования деятельности.

В этой связи, на основании Закона о лицензировании, присоединение медицинских организаций, неподведомственных Минздраву РС(Я), к защищенной сети №3888 не представляется возможным, т.к. при взаимодействии со сторонними организациями требуется лицензирование данного вида деятельности.

Представители ООО «Даймонд клиник» на рассмотрении дела 13.11.2015 г. сообщили, что использование защищенной сети №1209 ТФОМС РС(Я) не удовлетворяет в полном объеме потребностей заявителя. Помимо обмена информацией с МО, осуществляющими деятельность в сфере ОМС, о прикреплении и откреплении граждан к МО, имеется необходимость обмена иной информацией ограниченного доступа, содержащей персональные данные граждан. Отсутствие возможности электронного обмена данными с республиканскими МО в рамках одной защищенной сети влияет на объем оказываемых заявителем медицинских услуг, а именно влечет невозможность его увеличения.

Комиссия, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, приходит к выводу, что рассмотрение дела подлежит отложению в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения заинтересованных лиц.

В соответствии с ч. 1 статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отложить рассмотрение дела №02-84/15А о нарушении антимонопольного законодательства на 25 ноября 2015 г. в 15 ч. 00 мин;
  2. Привлечь в качестве заинтересованного лица – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия);
  3. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) представить в антимонопольный орган до 20 ноября 2015г. следующие документы:

- Пояснение по существу дела, а также по возможности и порядку функционирования сети №1209 для электронного обмена данными между МО - участниками информационного взаимодействия в сфере ОМС.

- Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих создание защищенной сети №1209.

  1. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) и ГБУ РС(Я) Якутский Республиканский медицинский информационно-аналитический центр представить в антимонопольный орган до 20 ноября 2015г. надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

- Государственный контракт №011620003911000423-0071999-02 от 11.01.2012 на построение системы защиты персональных данных информационных систем учреждений здравоохранения РС(Я);

- Документ, подтверждающий создание защищенной сети №3888 ГБУ РС(Я) ЯРМИАЦ;

 

- Документ, подтверждающий изъятие и передачу правообладателем с разрешения разработчика ПО лицензий VipNet в количестве 1830 шт. из сети №866 в сеть №3888.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       О.А. Ярыгина

 

 

 

Члены комиссии                                                                                  Л.В. Емельянова

 

 

 

 

Е.М. Прокопьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны