Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-93/15А о нарушении антимонопольного зако... от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №02-93/15А о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                         резолютивная часть оглашена «16» декабря 2015 года

                                        изготовлено в полном объеме «28» декабря 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

<…> – заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<…> – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии.

При участии:

От заявителей:

Индивидуальный предприниматель <…>, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;

От ответчиков:

Правительство Республики Саха (Якутия) – представитель по доверенности <…>, 

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики – представители по доверенности <…>, <…>;

рассмотрев дело №02-93/15А возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» Правительством Республики Саха (Якутия)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 31 августа 3015 года поступило заявление Индивидуального предпринимателя <…> на действия Правительства Республики Саха (Якутия), Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики и Межведомственной Комиссии по отбору заготовителей рыбы на 2015 год.

В заявлении указано, что в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2015г. №73  «О Порядке предоставления в 2015 году и на плановый период 2016-2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» (далее – постановление Правительства РС (Я) №73) незаконно установлено требование к определению «Заготовительная организация».

Согласно п. 2.13. постановления Правительства РС (Я) №73 заготовительная организация – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющее заготовку (или приемку), сортировку, предварительную обработку, складирование (хранение), транспортировку и переработку рыбы и (или) рыбной продукции, имеющая в собственности (аренде) объекты рыбопереработки и (или) хранения и зарегистрированная на территории Республики Саха (Якутия).

14 июля 2015 года заявитель подал заявку на участие в отборе заготовителей рыбы на 2015 год. На основании Протокола №1 Межведомственной Комиссии по отбору заготовителей рыбы на 2015 год от 23 июля 2015 года ИП <…> было отказано во включении в перечень заготовителей рыбы на 2015 год. Основанием для отказа явилось несоответствие определению «Заготовительная организация», утвержденному постановлением Правительства РС (Я) №73.

Заявитель полагает незаконным постановление Правительства РС (Я) №73, приказ Государственного Комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики №199-ОД от 13.07.2015  в части определения «Заготовительная организация», и не подлежащим применению в этой части.

Приказом Якутского УФАС России от 02.11.2015г. № 137  возбуждено дело №02-93/15А по признакам нарушения Правительством Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

На рассмотрении дела заявитель поддержал свои требования по доводам изложенным в заявлении.

Ответчик вменяемое нарушение не признают, считают, что акты принятые им не противоречат антимонопольному законодательству по основаниям, изложенным в отзыве Правительства РС (Я) (вход. №6716 от 10.11.2015 г.) и отзыве Государственного Комитета РС (Я) по делам Арктики РС (Я) (исх. №03-28-2781-ГКА от 13.11.2015).

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, доказательства, приходит к следующим выводам.   

Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ст. 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Правительстве Республики Саха (Якутия)» принятого постановлением палаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З N 52-I Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим межотраслевую координацию в сфере развития арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия), реализующим меры государственной поддержки традиционных отраслей Севера, организации и регулирования рыболовства, а также функционального регулирования по вопросам, отнесенным к его ведению. (Постановление Правительства РС(Я) от 24.11.2014 N 420)

16 марта 2015 г. №73 в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 г. N 934, Правительство Республики Саха (Якутия) постановило утвердить «Порядок предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (далее по тексту – Постановление Правительства РС (Я) №73).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. № 220 внесены изменения в порядок предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 г. № 73.

Постановлением Правительства РС (Я) №220 введено определение заготовительной организации – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющее заготовку (или приемку), сортировку, предварительную обработку, складирование (хранение), транспортировку и переработку рыбы и (или) рыбной продукции, имеющая в собственности (аренде) объекты рыбопереработки и (или) хранения и зарегистрированная на территории Республики Саха (Якутия)."

Порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регулирует цели, условия предоставления субсидий и определяет категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий согласно подпрограмме "Развитие рыбохозяйственного комплекса" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2011 г. N 934.

Согласно п. 3.1.1  Постановления Правительства РС (Я) №73 целью предоставления субсидии – возмещение части затрат в связи с промышленным выловом рыбы.

Согласно п. 3.1.2 Постановления Правительства РС (Я) №73 получателями субсидии является следующая категория лиц: индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющие промышленный вылов рыбы.

Согласно п. 3.1.3. Постановления Правительства РС (Я) №73 условиями предоставления субсидии для претендента являются:

а) промышленный вылов рыбы в январе - ноябре текущего года и декабре предыдущего года;

б) наличие промышленной квоты вылова субсидируемых видов рыб, указанных в пункте 3.1.5 настоящего Порядка, и (или) разрешения на вылов омуля;

в) сдача рыбы в текущем году заготовительным организациям, прошедшим отбор согласно Порядку, утвержденному ведомственным актом ГоскомАрктики РС(Я);

г) отсутствие у получателя субсидий задолженности по предоставленным субсидиям за предыдущий год.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одной из форм предоставления бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством, является субсидии.

Статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1)  категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)  цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)  порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4)  порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5)  положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. 

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1389-3 № 331-V «О государственном: бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателем, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в случае финансового обеспечения (возмещения) затрат в отраслях животноводства, табунного коневодства, растениеводства, традиционных отраслях Севера, рыбохозяйственном комплексе, в области мелиорации сельскохозяйственных земель, развития кооперации и малых форм хозяйствования, строительства производственных объектов, технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса, создания общих условий функционирования агропромышленного комплекса.

Согласно части 2 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1389-3 № 331-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субсидии, указанные в части 1 указанной статьи, предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия), которые должны определять:

1)  категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)  цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)  порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4)  порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5)  положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. 

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №      184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.

На основании изложенного, требование к заготовительной организации, которой получатель субсидии сдал рыбу, о её регистрации на территории Республики Саха (Якутия) относится к условиям предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 3.1 Порядка.

Согласно подпункту «а» пункта 1.7 Порядка к общим условиям предоставления субсидий относится подтверждение постановки на учет лица, претендующего на получение субсидии, в налоговых органах на территории Республики Саха (Якутия) на момент подачи заявления на отбор получателей субсидий, а также на момент осуществления расходов, на возмещение которых претендует данное лицо.

Исходя из указанной нормы, получатели субсидии должны быть поставлены на учет в налоговых органах на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно пояснения Правительства Республики Саха (Якутия) требование о регистрации заготовителя на территории Республики Саха (Якутия) установлено в целях обеспечения возможности для получателей субсидии с учетом места их постановки на учет сдавать рыбу по месту её вылова, а также для развития местной рыбопереработки и достижения индикаторов развития рыбохозяйственного комплекса.

Порядок предоставления в 2015 году и на плановый период 2016 - 2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2015 г. № 73 принят на основании и во исполнение приведенных выше норм.

По данным Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) ИП <…>  вывезено за пределы Республики Саха (Якутия) в 2014 году  57 605 кг свежемороженой рыбы. В 2015 году ИП <…> по данным на 07.12.2015 г. вывезено за пределы Республики Саха (Якутия) 169 521 кг свежемороженой рыбы.

Таким образом, отсутствие ИП <…> в перечне заготовителей рыбы на 2015 год, утвержденного приказом ГоскомАрктики РС (Я) №215-ОД от 28.07.2015 г., не способствовало снижению объемов приобретения рыбной продукции заявителя, а значит не повлияло на его конкурентоспособность на указанном рынке.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Правительства Республики Саха (Якутия) путем установления требования к определению «Заготовительная организация» в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2015г. №73  «О Порядке предоставления в 2015 году и на плановый период 2016-2017 годов субсидий на развитие рыбохозяйственного комплекса из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» отсутствует состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №02-93/15А, возбужденное в отношении Правительства Республики Саха (Якутия), в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны