Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-99/18.1-18 от 24 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы № 02-99/18.1-18
г. Якутск резолютивная часть оглашена «19» октября 2018 г.
изготовлено в полном объеме «24» октября 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
<.....> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;
<.....> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
<.....> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии,
От ответчика АО «Якутский хлебокомбинат» представитель по доверенности №37-д от 18.10.18г. <.....> и представитель по доверенности №38-д от 18.10.2018г. <.....>
От заявителя ООО «Астон» представитель по доверенности б/н от 19.10.2018г. <.....>
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Астон» (далее - Заявитель, ООО «Астон») на действия Акционерное Общества «Якутский хлебокомбинат» (далее – Заказчик, АО «ЯХК») при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года (извещение № №31806908716 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: https://zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба б/н от 11.10.2018г. (зарегистрированная за вх. № 8839 от 12.10.2018г.) ООО «Астон» на действия АО «ЯХК» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года (извещение №31806908716 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: https://zakupki.gov.ru).
Заявитель в своей жалобе указывает следующее:
«Согласно Извещению о проведении открытого конкурса №175-2018 указано, что: «Для участия в конкурсе приглашаются: любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отвечающие критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства и следующим квалификационным требованиям:
1) Наличие для выполнения договора необходимых видов ресурсов, квалификации, соответствующих лицензий.
Приложение №3 к конкурсной документации установлена форма представления «Сведения о квалификации участника», которую заполнила и представила ООО «Астон».
Однако, согласно п. 8 Протокола рассмотрения заявок открытого конкурса в электронной форме от 02.10.2018 №175-2018 Конкурсная комиссия рассмотрела документы в составе заявки на участника №1 (ООО «Астон») и оформила в виде таблицы, указав в п. 11 данной таблицы на то, что документы о подтверждении квалификации должны были быть представлены в виде:
- копий приложенных договоров с приложением к ним положительных отзывов;
- оригиналов или надлежаще заверенных копий техпаспортов на специально предназначенное или специально оборудованные для перевозки пищевых продуктов транспортных средств.
При этом, представленные ООО «Астон» Приложение №3 к конкурсной документации «Сведения о квалификации участника», являющегося обязательным к представлению, не рассмотрено и соответственно не оценено.
П. 1.23 конкурсной документации «Методика оценки сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе» в описании подкритерия «Квалификация участника. Значимость критерия – 40%» в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 3 закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.01.2011 №223-ФЗ, Положения о закупках товаров, работ, услуг Открытого Акционерного Общества «Якутский хлебокомбинат», заказчиком установлено ограничение, дискриминирующее и ограничивающее конкуренцию, в виде установления заказчиком требования, как по коду ОКВЭД, так и по периоду. Так, указано, что критерий «Квалификация участника»:
«Оценивается по количеству исполненных договоров (контрактов), сопоставимого характера и объема (для расчета принимаются копии договоров на оказание услуг по перевозке продовольственных товаров предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» и/или копии договоров на оказание услуг по приему, обработке заказов на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1. за 3 года, т.е за 2015, 2016, 2017 годы со стоимостью, не менее 20% от начально-максимальной цены настоящего конкурса). Подтверждается копиями договоров с приложенными к ним положительными отзывами по исполнению договора (должны быть прописаны реквизиты договора – дата заключения, номер <...> предмет договора) от заказчиков на фирменных бланках»
Таким образом, допущено ограничение представления исполненных договор, путем указания конкретного вида ОКВЭД по договорам, и ограничению периода их исполнения (что привело также к неизменяемости данного показателя».
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать действия Заказчика при составлении документации о проведении открытого конкурса №31806908716 нарушающим действующее антимонопольное законодательства, а также просим обязать Заказчика устранить нарушения, ограничивающие количество участников данного конкурса.
Уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу рассмотрение жалобы назначено на «19» октября 2018 г. в 15 час. 00 мин.
АО «Якутский Хлебокомбинат» представил письменное возражение (вх.№.9093э от 19.10.2018 г.) в котором просит признать жалобу необоснованной и пояснил, что на момент рассмотрения жалобы по существу контракт с победителем открытого конкурса заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалобы о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав доводы привлеченных лиц, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Жалоба ООО «Астон» подана в соответствии с порядком и сроками, установленными ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба подлежит рассмотрению.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «ЯХК» (далее - Положение о закупке, Положение), размещено 22 мая 2018г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
11.09.2018 на официальном сайте было размещено извещение о закупке № 31806908716. Организатором закупки является Акционерное Общество «Якутский хлебокомбинат».
Дата и время начала подачи заявок: 11.09.2018;
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 02.10.2018 в 08:00 (МСК+6)
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) 02.10.2018 в 08:20 (МСК+6)
Место рассмотрения заявок 677004, Российская Федерация, Респ. Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Очиченко, 17, ОКАТО: 98401000000
Проведение закупки в электронной форме
Дата и время подведения итогов (по местному времени заказчика) 02.10.2018 в 16:00 (МСК+6)
Предмет договора: Отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года.
Начальная максимальная цена контракта: 14 093 978 ,32 (Четырнадцать миллионов девяносто три тысячи девятьсот семьдесят восемь) рублей 32 копейки.
В документации о проведении открытого конкурса в разделе III «Информационная карта конкурса» в п. 20 указаны следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Цена договора. Значимость данного критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 60 %;
2. Квалификация. Значимость данного критерия, т.е. весовой коэффициент оценок по данному критерию, составляет 40 %.
2.1. Подкритерий «Опыт работы».
2.2. Подкритерий «Наличие в собственности специально предназначенных или специально оборудованных транспортных средств для перевозки пищевой продукции (хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, в том числе тортов, макаронных изделий)».
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В п. 8.1.1. Положения о закупках сказано, что конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании Положения о закупке (Приложение 1 к настоящему Положению).
В пункте 5 Приложения №1 Положения о закупках указано, что для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельными значениями, в том числе,
Номер |
Критерии оценки |
Для проведения оценки в документации необходимо установить: |
Значимость критериев в процентах. Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации |
2. |
Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация) |
|
Не более 70% |
3. |
Качество и количество товара |
Не более 70% |
|
4. |
Наличие производственных мощностей |
Не более 70% |
Таким образом, в Положении о закупках предусмотрено возможность включения в состав критериев для оценки заявок на участие в конкурсе квалификацию участника, подтверждаемую копиями договоров, аналогичных предмету закупки.
Пункт 1.23 Конкурсной документации содержит Методику оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе по подкритерию опыт работы:
№ п/п |
Наименование подкритерия |
Значимость подкритерия, % |
Коэффициент значимости подкритерия, Кзп |
1 |
Опыт работы. Оценивается по количеству исполненных договоров (контрактов), сопоставимого характера и объема (для расчета принимаются копии договоров на оказание услуг по перевозке продовольственных товаров предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.71 «Производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» и/или копии договоров на оказание услуг по приему, обработке заказов на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1. за 3 года, т.е за 2015, 2016, 2017 годы со стоимостью, не менее 20% от начально-максимальной цены настоящего конкурса). Подтверждается копиями договоров с приложенными к ним положительными отзывами по исполнению договора (должны быть прописаны реквизиты договора – дата заключения, номер <...> предмет договора) от заказчиков на фирменных бланках;
|
40 |
0,5 |
2 |
Наличие в собственности специально предназначенных или специально оборудованных транспортных средств для перевозки пищевой продукции (хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, в том числе тортов, макаронных изделий). Оценивается количество представленных оригиналов или надлежащим образом заверенных копий технических паспортов на специально предназначенных или специально оборудованных для перевозки пищевых продуктов транспортных средств с приложенными к ним копиями талонов о прохождении государственного технического осмотра с действующим сроком на момент подачи заявки на участие в конкурсе.
При отсутствии опыта балл не выставляется. |
60 |
0,5 |
ИТОГО: |
100 |
1,0 |
Представители АО «ЯХК» пояснили, что предметом закупки является отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года. Заказами, согласно технического задания (Приложение 5, 6 к конкурсной документации) является хлеб и хлебобулочная, кондитерская продукция, производимая АО «Якутский хлебокомбинат». Поэтому, согласно сведений из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО «ЯХК» определен код по ОКВЭД 10.71 «производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения».
Вместе с тем, так как объем предприятий, имеющих основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.71 «производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения» на рынке РС (Я) незначителен, в целях расширения кругов претендентов в качестве сопоставимого характера дополнительно был определен опыт работ на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиями, имеющими основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1 Переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, так как условия перевозки и обработки продукции имеет аналогичные требования по СанПиН и другими нормами и соответствует техническому заданию.
Поэтому также для оценки заявки в качестве подтверждения квалификации участника по критерию «Опыт работ» принимались копии договоров на оказание услуг по приему и обработке заказов на доставку продукции и продовольственных товаров недлительного хранения предприятиям, имеющим основной вид деятельности по коду ОКВЭД, включенный в группировку по коду 10.1 за 3 года, т.е. за 2015, 2016, 2017 годы со стоимостью, не менее 20% от начально-максимальной цены контракта.
Вместе с тем, непредставление сведений, подтверждающих наличие опыта выполнения работ за 2015, 2016, 2017гг. не является основанием для отклонения заявки участника.
Якутским УФАС России установлено, что нормы Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит запрета на возможность указывать в документации вышеуказанные критерии оценок.
В документации устанавливаются такие показатели, требования, которые могут позволить своевременно и полно удовлетворить потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями качества и надежности, что соответствует части 1 статьи 1 Федерального Закона о закупках № 223-ФЗ.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок открытого конкурса в электронной форме от 02.10.2018 № 31806908716-01 было подано 2 заявки от ООО «Астон» и ООО «БОГАТИД».
Согласно Протокола от 02.10.2018 № 31806908716-02 оба участника открытого конкурса в электронной форме допущены к участию.
В соответствии с Протоколом от 02.10.2018 №31806908716-03 оценки и сопоставления заявок допущенных на участие в открытом конкурсе победителем признан ООО «БОГАТИД», как участник получивший наибольший балл по критерию «Цена».
Оба участника открытого конкурса не представили Заказчику документы подтверждающие наличие Опыта выполнения работ» и им было присуждено 0 баллов.
Согласно устным пояснениям, Заявитель к Заказчику с запросом разъяснения конкурсной документации не обращался.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Астон».
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Астон» (ИНН 1435326970 ОГРН 1171447015431) на действия Акционерного Общества «Якутский хлебокомбинат» (ИНН 1435071552 ОГРН 1051402161656) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на отбор поставщика на оказание услуг по приему, обработке и доставке заказов на 4 квартал 2018 года (извещение № №31806908716 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: https://zakupki.gov.ru), необоснованной.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.