Решение №03-09/16А Решение по делу №03-09/16А от 15 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-09/16 А о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                                    резолютивная часть оглашена 03 октября 2016 года

                                                                    изготовлено в полном объеме 05 октября 2016 года                                                                                                     

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>,

рассмотрев дело №03-09/16А о нарушении антимонопольного законодательства  по признакам нарушения АО «Сахатранснефтегаз»  части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствие на заседании:

от заявителя ООО «Хатасский свинокомплекс» представитель <...> по доверенности;

от лица, в чьих действиях усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства АО «Сахатранснефтегаз» представитель <...> по доверенности;

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обратилось ООО «Хатасский свинокомплекс» с заявлением о нарушении АО «Сахатранснефтегаз» выразившегося в увеличении объемов поставляемого природного газа путем применения корректирующего коэффициента по договору №5Т-5 на поставку природного газа от 15.12.2014 года.

 В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал заявленные требования, считает неправомерными действия АО «Сахатранснефтегаз» по применению поправочных коэффициентов в сторону увеличения поставленного объема газа. Так, согласно пояснениям ООО «Хатасский свинокомплекс» на заключение об обстоятельствах дела, если рабочее давление ниже стандартного, то к объему газа поставленного газа должно применяться поправочный коэффициент в сторону уменьшения объема поставленного газа, поскольку согласно пункту 4.8 Договора №5Т-5 от 01.12.2014 на поставку природного газа  расход газа потребителем определяется с применением поправочного коэффициента по температуре и давлению газа данным поставщика до конца срока поверки УУГ или замены на счетчик с термокоррекцией.

В ходе рассмотрения дела представитель АО «Сахатранснефтегаз» пояснил, что письменных возражений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не подготовлено, расчеты за поставленный природный газ проводились согласно ГОСТ с приведением к стандартным условиям.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что между ООО «Хатасский свинокомплекс» и ОАО «Сахатранснефтегаз» заключен договор №5Т-5 на поставку природного газа от 15.12.2014 года (далее – Договор).

С января 2015 года по ноябрь 2015 года АО «Сахатранснефтегаз» предъявляло ООО «Хатасский свинокомплекс» к оплате счета-фактуры с указанием объемов потребленного газа с применением коэффициента поправки, в результате применения указанного коэффициента объем потребленного заявителем газа увеличивался по сравнению с объемами по показаниям прибора учета газа. Обществом в адрес заявителя направлено дополнительное соглашение об установлении корректирующих коэффициентов.

В соответствии с Правилами учета газа утвержденными приказом Минэнерго от 30.12.2013 №961 измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений. При приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.

Из письменных пояснений АО «Сахатранснефтегаз» следует, что 04.09.2015 года проведен осмотр узлов учета газа заявителя, по результатам которого составлены акты №ААВ-01139, №ААВ-01141, кроме того в этот же день заявителю вручено уведомление о приведении узлов учета газа в соответствие с требованиями ГОСТ Р8.740-2011. 14.12.2015 года на основании гарантийного письма заявителя от 05.11.2015 года передан проект дополнительного соглашения к договору поставки газа между АО «Сахатранснефтегаз» и ООО «Хатасский свинокомплекс». Кроме того у заявителя отсутствует аттестованная методика.

Таким образом, методика, применяемая АО «Сахатранснефтегаз» для расчета коэффициента, разработанная и аттестованная в установленном порядке отсутствует.

Из материалов дела следует, что отношения между АО «Сахатранснефтегаз» и ООО «Хатасский свинокомплекс» сложились на розничном рынке поставки природного газа.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) проведен анализ товарного рынка «поставка природного газа». В ходе проведенного анализа установлено, что АО «Сахатранснефтегаз» занимает доминирующее положение на товарном рынке «поставка природного газа». В частности установлено следующее.

По предварительной оценке состава хозяйствующих субъектов, реализующих природный газ потребителям на территории городского округа «Город Якутск» Республики Саха (Якутия) АО «Сахатранснефтегаз» является единственным хозяйствующим субъектом, реализующим данный вид товара.

Анализ проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России 28.04.2010 №220 (далее – Порядок проведения анализа).

Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рынка поставки природного газа. В связи с этим проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на исследуемом рынке.

В целях полноты и достоверности исследования временной интервал исследования определяется в пределах 2014, 2015 гг., в частности исходя из стабильности поставок газа.

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка проведения анализа, процедура выявления товара не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на од-ном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара проводится на основе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; товарных словарей или справочников товароведов.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) коду 40.22 соответствует вид деятельности «Распределение газообразного топлива; торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям», в том числе по коду 40.22.1 «Распределение газообразного топлива», 40.22.2 «Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям».

В статье 2 Закона о газоснабжении даны основные понятия:

- газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

Природный газ, как наиболее эффективный энергоноситель, широко применяется в промышленности, при производстве электроэнергии и в коммунально-бытовом секторе. Область применения природного газа и его потребительские свойства регламентируются ГОСТ 5542-87 «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия» (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 16.04.1987 г. № 36). Данный стандарт распространяется на природные горючие газы, предназначенные в качестве сырья и топлива для промышленного и коммунально-бытового использования.

Согласно вышеуказанному стандарту по физико-химическим показателям природные горючие газы должны соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице:

Таблица 1

Наименование показателя

Норма

Метод испытания

   1. Теплота сгорания низшая, МДж/м3 (ккал/м3),при 20 °С, 101,325 кПа,не менее

31,8 
(7600)

ГОСТ 27193, 
ГОСТ 22667, 
ГОСТ 10062

   2. Область значений числа Воббе (высшего), МДж/м3 (ккал/м3)

41,2-54,5 
(9850-13000)

ГОСТ 22667

   3. Допустимое отклонение числа Воббе от номинального значения, %, не более

±5

-

   4. Массовая концентрация сероводорода, г/м3,не более

0,02

ГОСТ 22387.2

   5. Массовая концентрация меркаптановой серы,г/м3,не более

0,036

ГОСТ 22387.2

   6. Объемная доля кислорода, %, не более

1,0

ГОСТ 22387.3, 
ГОСТ 23781

   7. Масса механических примесей в 1 м3,г,не более

0,001

ГОСТ 22387.4

   8. Интенсивность запаха газа при объемной доле 1 % в воздухе, балл, не менее

3

ГОСТ 22387.5

 

 

ГОСТ 5542-87 устанавливает, что природные горючие газы должны соответствовать требованиям и нормам по ряду физико-химических показателей, а также устанавливает, что транспортирование газа осуществляется по газопроводам через газораспределительные станции и пункты. Природный горючий газ может подаваться потребителям непосредственно с промыслов, газоперерабатывающих заводов, магистральных газопроводов и станций подземного хранения газа через газораспределительные станции и пункты.

В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа в РФ поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно заключенным договорам между АО «Сахатранснефтегаз» и потребителями предметом договора на поставку природного газа является природный газ. Качество поставляемого газа должно соответствовать ГОСТ 5542-87 «Газы горючие для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия».

Согласно заключенным договорам между ОАО «АЛРОСА-Газ» и потребителями предметом договора на поставку природного газа является природный газ в количестве и на условиях определенных договором.

Исходя из определения товара, данного в статье 4 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях настоящего анализа в качестве товара (объекта гражданских прав, предназначенного для введения в оборот) предварительно определен природный газ.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка, при выявлении свойств товара анализируются функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цена.

Функциональное назначение природного газа – использование в качестве энергетического топлива на газоиспользующих оборудованиях.

Основная цель потребления природного газа - использование его в качестве топлива и (или) сырья.

«Газоиспользующее оборудование» - котлы, плиты, производственные печи, технологические линии, утилизаторы, генераторы электрического тока и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного и автономного отопления, выработки электрической энергии, горячего водоснабжения, пищеприготовления, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.

Основными условиями реализации товара является присоединение сетей (газоиспользующего оборудования) покупателя к газораспределительной (газотранспортной) сети или магистральной системе.

В соответствии с пунктом 3 Основных положений регулирования цен на газ цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Мнение покупателей определено в результате выборочного опроса покупателей и анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

Взаимозаменяемых товаров не установлено.

Согласно сведениям, представленным потребителями природный газ, приобретаемый для газоиспользующих оборудований, котельных в целях отопления помещений невозможно заменить, поскольку замена нецелесообразна.

Согласно сведениям, представленным потребителями долгосрочной замены природному газу, используемому в качестве топлива, нет. Для случаев краткосрочного аварийного прекращения поставки природного газа у каждого потребителя, осуществляющего промышленное или коммунально-бытовое использование природного газа, должен быть аварийный запас топлива.

Таким образом, замена природного газа на другой вид топлива экономически не выгоден, потребители не готовы заменить природный газ на другой товар, если цена на природный газ долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными.

На основании вышеизложенного, продуктовыми границами товарного рынка является поставка природного газа, отвечающего требованиям ГОСТ 5542-87 через газораспределительную сеть потребителям.

Согласно Республиканской целевой программе «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2009-2011 годах и основные направления газификации до 2020 года», утвержденной указом Президента РС (Я) от 17.03.2010 №1875, поставки газа осуществляются для снабжения двух основных регионов республики: Центрального, где сосредоточены основные энергетические предприятия, практически все объекты агропромышленного комплекса, объекты стройиндустрии и столица республики - г. Якутск, а также Западного региона, где сосредоточены предприятия алмазодобывающей промышленности.

Согласно Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы», утвержденной указом Президента РС (Я) 12.10.2011 №967 уровень газификации природным и сжиженным газом - 28,7%, в т.ч.: в городах и п.г.т. - 30,6%, в сельской местности - 24,66%. Газифицировано квартир - 95 062 шт., в т.ч. в городах и п.г.т. - 68 457 шт., в сельской местности - 26 605 шт. Газоснабжение потребителей Республики Саха (Якутия) осуществляется в основном за счет природного газа. Уровень газификации природным газом составляет 21,1%, в т.ч.: в городах и п.г.т. - 25,8%, в сельской местности - 11,5%. Газифицировано промышленных предприятий - 55 шт. (в т.ч. в сельской местности - 11 шт.); коммунально-бытовых предприятий - 940 шт. (в т.ч. в сельской местности - 369 шт.); сельскохозяйственных объектов - 9 шт., котельных - 623 шт. (в т.ч. в сельской местности - 128 шт.).

Природный газ используется потребителями Центрального региона Якутии с 1967 года, а в Западном регионе - с 1983 года. За 50 лет существования газовой отрасли в республике введено в эксплуатацию 5 месторождений: Усть-Вилюйское, Мастахское, Средневилюйское, Среднеботуобинское и Северо-Нелбинское.

В настоящее время добыча газа в республике осуществляется на Мастахском, Средневилюйском, Среднетюнгском и Среднеботуобинском месторождениях. Лицензиями на разработку указанных месторождений владеют ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания», ОАО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «АЛРОСА-Газ».

Магистральные газопроводы и газовые сети городов, сел, поселков центрального промышленного региона Республики Саха (Якутия) обслуживаются ОАО «Сахатранснефтегаз», в Западном регионе - ОАО «АЛРОСА-Газ».

Предприятием, осуществляющим добычу и подготовку природного газа, транспортировку, распределение и реализацию природного газа в Западной Якутии, является ОАО «АЛРОСА-Газ».

Всего в республике природный газ поставляется в 87 населенных пунктах в девяти улусах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Ленский) и г. Якутске с пригородами.

Из сведений, предоставленных АО «Сахатранснефтегаз» в настоящее время осуществляется поставка природного газа на территории Верхневилюйского, Вилюйского, Кобяйского, Горного, Намского, Хангаласского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Ленского улусов, г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Газоснабжение Центрального региона осуществляется со Средневилюйского и Мастахского месторождений, недропользователем которых является ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (обеспечивает добычу природного газа и поставку природного газа в газотранспортную систему).

Услуги транспортировки по магистральным газопроводам, реализацию газа до конечного потребителя, включая столицу республики - г. Якутск, города Покровск, Вилюйск и населенные пункты, расположенные вдоль трассы магистрального газопровода, а также эксплуатацию газопроводов, осуществляет АО «Сахатранснефтегаз».

В целом протяженность газотранспортной системы Центрального региона (включая отводы) составляет порядка 2 084,1 км.

АО «Сахатранснефтегаз» поставку природного газа осуществляет через АГРС, расположенные в с.Бетюнцы Намского улуса, с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса, с Тасагар Вилюйского улуса, с.Екюндю Вилюйского улуса, с.Чинеке Вилюйского улуса, с.Сыдыбыл Вилюйского улуса, с.Тымпы Вилюйского улуса, с.Борогонцы Вилюйского улуса, с.Сайылык Кобяйского улуса, с.Люксюгун Кобяйского улуса, с.Кобяй Кобяйского улуса, с.Салбанцы Намского улуса, с.Таастах Намского улуса, г.Вилюйск Вилюйского улуса, ОП Берге Кобяйского улуса, с.Намцы Намского улуса, п.Октемцы Хангаласского улуса, г.Покровск Хангаласского улуса, п.Маган, г.Якутск, уасток магистрального газопровода СВГКМ-Мастах-Берге-Якутск с отводами (I, II, III нитками) с газопроводами отводами к населенным пунктам Вилюйский, Кобяйский, Верхневилюйский, Горный, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский улусы, г.Якутск, площадка газоперерабатывающего завода г. Якутск, с.Кюль Верхневилюйского улуса, с.Арылах Кобяйского улуса, с.Хатырык Намского улуса, с.Искра Намского улуса, с.Майя Мегино-Кангласского улуса, с. Тыайа Кобяйского улуса, с.Чагда Кобяйского улуса, с.Арытак Кобяйского улуса, с.Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса, с.Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса, с.Бяс-Кюель Горного улуса, ГРС-2 г. Якутск, с.Ситте Кобяйского улуса, с.Булгунняхтах Хангаласского улуса, с.Нам Верхневилюйского улуса, с.Тамалакан Верхневилюйского улуса, с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса, с.Кюбяинде Вилюйского улуса, с.Усун Вилюйского улуса, с.Тылгыны Вилюйского улуса, с.Кюерелях Горного улуса, с.Табага Мегино-Кангаласского улуса, г. Ленск Ленского улуса, с.Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса, с.Чурапча Чурапчинского улуса, с.Улахан-Ан Хангаласского улуса.

Газоснабжение Западного региона осуществляется с Северного блока Среднеботуобинского месторождения, недропользователем которого является АО «АЛРОСА-Газ».

ОАО «АЛРОСА-Газ» обеспечивает как добычу природного газа, так и транспортировку по газотранспортной системе (транспортировка, реализация газа конечному потребителю).

Поставка газа производится по однониточному газопроводу «Таас-Юрях - Мирный - Чернышевский - Маркока – Айхал» с проектной производительностью 1 млрд. куб. м в год. Фактический объем транспортировки газа составляет 0,22 - 0,23 млрд. куб. м в год.

ОАО «АЛРОСА-Газ» осуществляет поставку природного газа только потребителям Мирнинского улуса через следующие АГРС: «Урожай-5» с.Тас-Юрях, «Ташкент» п.Заря, «Урожай-5» с.Арылах, «Ташкент» рудник «Интернациональный» г.Мирный, «Урожай-80» г.Мирный, «Энергия» п.Светлый, «Урожай-5» п.Моркока, «Урожай-80» п.Айхал.

Таким образом, предварительно географические границы товарного рынка можно определить Центральный район Республики Саха (Якутия) и Западный район Республики Саха (Якутия).

Как следует из Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы», утвержденной указом Президента РС (Я) 12.10.2011 №967 деятельность, в том числе по поставке природного газа, АО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «АЛРОСА-Газ» не пересекается.

В соответствии с пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021 (далее – Основные положения), Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II настоящих Основных положений осуществляет государственное регулирование:

а) оптовых цен на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах;

б) тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

в) тарифов на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

г) тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

д) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (при регулировании оптовых цен на газ).

В соответствии с пунктом 8 Основных положений розничные цены на газ, реализуемый населению, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оптовая цена на природный газ, добываемый ОАО «АЛРОСА-Газ» установлена ФСТ России (приказы от  19.02.2013 №34-э/3, 23.07.2014 №187-э/2).

Оптовая цена на природный газ, добываемый АО «ЯТЭК» установлена ФСТ России (приказы от 26 августа 2014 года №209-э/3, 29.05.2015 №190-э/3).

Розничные цены на газ природный поставляемый ОАО «АЛРОСА-Газ» населению Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды установлены ГКЦ-РЭК РС (Я) (постановления от 28.07.2013 №83, 23.10.2014 №143).

Розничные цены на газ природный поставляемый ОАО «Сахатранснефтегаз» населению Республики Саха (Якутия) на коммунально-бытовые нужды установлены ГКЦ-РЭК РС (Я) (постановления от от 03.07.2013 №87, 23.10.2014 №141).

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Сахатранснефтегаз» на территории Республики Саха (Якутия) и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ОАО "Сахатранснефтегаз", на территории Республики Саха (Якутия) установлены ФСТ России (приказы от 29.03.2013 N 57-э/2, 18.06.2014 N 148-э/3, 26.08.2014 N 208-э/2, 29.05.2015 N 190-э/3).

Таким образом, цена на газ и тарифы на его транспортировку подлежат государственному регулированию и не влияют на выбор поставщика газа. Поставщиком газа в Центральном районе Республики Саха (Якутия) является АО «Сахатранснефтегаз», в Западном районе Республики Саха (Якутия) ОАО «АЛРОСА-Газ».

АО «Сахатранснефтегаз» совмещает деятельность по транспортировке газа по трубопроводам и поставке газа потребителю.

ОАО «АЛРОСА-Газ» совмещает деятельность по добыче газа, транспортировке газа по трубопроводам и поставке газа потребителю.

Поскольку поставка газа потребителю обусловлена обязательным наличием трубопровода, с помощью которого осуществляется транспортировка газа, то географические границы, в пределах которых АО «Сахатранснефтегаз» осуществляет поставку природного газа определены территориями муниципальных образований, на территории которых расположено газораспределительное имущество АО «Сахатранснефтегаз»:

- г. Якутск и пригороды, в том числе ГО «Жатай»;

- Намский улус Республики Саха (Якутия);

- Вилюйский улус Республики Саха (Якутия);

- Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия);

- Кобяйский улус Республики Саха (Якутия);

- Хангаласский улус Республики Саха (Якутия);

- Горный улус Республики Саха (Якутия);

- Верхневилюйский улус Республики Саха (Якутия);

- Ленский улус Республики Саха (Якутия);

- Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия).

Поскольку поставка газа потребителю обусловлена обязательным наличием трубопровода, с помощью которого осуществляется транспортировка газа, то географические границы, в пределах которых ОАО «АЛРОСА-Газ» осуществляет поставку природного газа определены территориями муниципальных образований, на территории которых расположено газораспределительное имущество ОАО «АЛРОСА-Газ» в Мирнинском улусе Республики Саха (Якутия).

Согласно сведениям, представленным потребителями замены поставщика природного газа на территории определенного муниципального образования нет.

Таким образом, замена поставщика природного газа в пределах населенного пункта невозможна, даже если цена на природный газ в пределах населенного пункта нахождения покупателя повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами останется неизменной.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В целях установления хозяйствующих, действующих на рынке поставки природного газа были направлены запросы в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) и Министерство промышленности Республики Саха (Якутия).

На основании ответов полученных от Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Саха (Якутия) и Министерства промышленности Республики Саха (Якутия), было установлено, что в течение периода 01.01.2014 года по 31.12.2015 года в географических границах исследования, деятельность по розничной поставке природного газа осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

- АО «Сахатранснефтегаз», г. Якутск, ул. Кирова, 18;

- ОАО «АЛРОСА-Газ», г. Мирный, Ленинградский проспект, 9А.

Покупателями на розничном рынке поставки природного газа являются физические и юридические лица, приобретающие природный газ преимущественно для отопления.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа  основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

В связи с тем, что единственной организацией, осуществляющей поставку газа потребителям в определенном муниципальном образовании (г. Якутск и пригороды, в том числе ГО «Жатай»; - Намский улус Республики Саха (Якутия); - Вилюйский улус Республики Саха (Якутия); - Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия); - Кобяйский улус Республики Саха (Якутия); - Хангаласский улус Республики Саха (Якутия); - Горный улус Республики Саха (Якутия); - Верхневилюйский улус Республики Саха (Якутия); - Ленский улус Республики Саха (Якутия); - Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия)) является АО «Сахатранснефтегаз», то объемы товарных рынков совпадают с объемами продаж АО «Сахатраснефтегаз». Следовательно, АО «Сахатранснефтегаз» поставляет 100% газа потребителям в определенных географических границах.

Исходя из изложенного выше доли АО «Сахатранснефтегаз» на розничных рынках поставки природного газа потребителям во всех установленных географических границах  г. Якутск и пригороды, в том числе ГО «Жатай»; - Намский улус Республики Саха (Якутия); - Вилюйский улус Республики Саха (Якутия); - Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия); - Кобяйский улус Республики Саха (Якутия); - Хангаласский улус Республики Саха (Якутия); - Горный улус Республики Саха (Якутия); - Верхневилюйский улус Республики Саха (Якутия); - Ленский улус Республики Саха (Якутия); - Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия) составляют 100%.

В связи с тем, что единственной организацией, осуществляющей поставки газа потребителям в Мирнинском улусе Республики Саха (Якутия) является ОАО «АЛРОСА-Газ», то объемы товарных рынков совпадают с объемами продаж ОАО «АЛРОСА-Газ». Следовательно, ОАО «АЛРОСА-Газ» поставляет 100% газа потребителям в Мирнинском улусе Республики Саха (Якутия).

Исходя из изложенного выше доля ОАО «АЛРОСА-Газ» на розничных рынках поставки природного газа потребителям в Мирнинском улусе Республики Саха (Якутия) составляет 100%.

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка проведения анализа,  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=   <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=   < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при   < 45% или HHI < 1000.

Коэффициенты рыночной концентрации во всех локальных розничных рынках поставки природного газа потребителям: 2000 ≤ HHI ≤ 10 000.

Следовательно, рассматриваемые локальные розничные рынки поставки природного газа потребителям является высококонцентрированными.

На основании вышеизложенного, в результате проведенного исследования выявлено, что рынки розничной поставки природного газа, сложившиеся в границах муниципальных образований Республики Саха (Якутия) относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией, уровень концентрации в указанных географических границах является высоким.

В состав продавцов, функционирующих на розничных рынках поставки природного газа Республики Саха (Якутия) входят:

АО «Сахатранснефтегаз» действует на локальных рынках розничной поставки природного газа в ГО «Город Якутск», ГО «Жатай», МО «Намский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Вилюйский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Мегино-Кангаласский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Кобяйский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Хангаласский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Горный улус Республики Саха (Якутия)», МО «Верхневилюйский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Ленский улус Республики Саха (Якутия)», МО «Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия)».

ОАО «АЛРОСА-Газ» действует на локальных рынках розничной поставки природного газа в МО «Мирнинский улус Республики Саха (Якутия)».

Деятельность, в том числе по поставке природного газа, АО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «АЛРОСА-Газ» не пересекается.

Покупателями на розничном рынке поставки природного газа являются физические и юридические лица, приобретающие природный газ преимущественно для отопления.

На основании вышеизложенного, к АО «Сахатранснефтегаз» и ОАО «АЛРОСА-Газ» выполняются условия статьи 5 Закона о защите конкуренции о признании доминирующим положением на розничных рынках поставки природного газа.

Таким образом, АО «Сахатранснефтегаз» занимает доминирующее положение на розничном рынке поставки природного газа в пределах ГО «город Якутск».

Согласно пункту 4.3 Договора №5Т-5 на поставку природного газа от 15.12.2014 года учет расхода газа осуществляется по УУГ потребителя в соответствии с Правилами учета газа, требованиями действующих стандартов и нормативной документации.

Согласно пункту 4.4. Договора измерения объемов газа должны выполняться по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) выполнения измерений (МВИ). Потребитель обязан провести проверку реализации требований используемой МВИ.

ООО «Хатасский свинокомплекс» присоединен к газораспределительным сетям АО «Сахатранснефтегаз», в котельной установлен счетчик РГ-100, что подтверждается актом о приёмке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 15.11.2000 г.

Согласно уведомлению №05-1675 от 06.05.2015 года ООО «Хатсский свинокомплекс» уведомлен о необходимости приведения узла (узлов) учета на объекте по адресу Покровский тракт 10 км в соответствие с ГОСТ Р 8.741-2011 «ГСОЕИ. Объем природного газа» и с ГОСТ Р 8.740-2011 «ГСОЕИ. Расход количества газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков» не позднее срока окончания межповерочного интервала любого средства измерения, входящего в состав узла учета.

Счетчик газа РГ-100 ротационный, согласно паспорту счетчика газа дата поверки 17.11.2015 года.

Счетчик газа СГ16МТ-1000 турбинный, согласно паспорту счетчика газа дата поверки 16.08.2013.

Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле установленные счетчики газа у потребителя ООО «Хатасский свинокомплекс» не имеют корректора для приведения газа к стандартным условиям.

Согласно ГОСТ 2939-63 объем газов должен приводиться к следующим условиям:

- температура 20°С (293,15°К);

- давление 760 мм рт.ст. (101325 Н/м2);

- влажность равна 0.

Согласно пункту 4.2 Договора при расчетах с потребителем за единицу измерения количества поставляемого газа принимается один кубический метр газа при стандартных условиях.

Таким образом, для учета количества потребляемого газа необходимо приводить объем потребленного газа к стандартным условиям.

Таким образом, приведение в соответствие, т.е. установку корректора необходимо провести не позднее срока окончания межповерочного интервала.

В силу статьи 8 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ (далее - Закон о газоснабжении) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся, в том числе стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее - Закон об обеспечении единства измерений).

В соответствии с подпунктами 8, 22 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений под средством измерения понимается техническое средство, выполняющее совокупность операций для определения количественного значения величины.

Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).

Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений (пункт 2 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений).

В соответствии со статьей 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Таким образом, учет объема газа должен осуществляться по сертифицированным и поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений.

Статьей 11 Закона об обеспечении единства измерений установлено, что государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется, в том числе, в форме метрологической экспертизы и аттестации методик (методов) измерений.

Согласно части 3 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе, при выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов.

Материалами дела установлено, что АО «Сахатранснефтегаз» проводились измерения коэффициентов к объемам потребляемого газа в целях приведения к стандартным условиям за расчетный период в сфере государственного регулирования, следовательно, подлежит применению требование законодательства об аттестации методик (методов) измерений.

Материалами дела установлено, что коэффициенты применялись согласно расчетам коэффициента коррекции объема природного газа, произведенного АО «Сахатранснефтегаз». Однако указанный метод не прошел аттестацию в установленном законом порядке. На основании произведенных измерений ООО «Хатасский свинокомплекс» выставлялись счета за потреблённый объем газа.

В дополнительном соглашении к договору поставки газа коэффициенты установлены в размере 1,25 при давлении до 0,005 МПа и в размере 1,54 при давлении до 0.03 Мпа по произведенным метрологом АО «Сахатранснефтегаз» расчетам.

Вместе с тем АО «Сахатранснефтегаз», используя неаттестованные методики (методы) измерений, нарушает права потребителя по договору поставки природного газа в части определения объемов потребления природного газа.

Общество не обращалось в профильные научно-исследовательские институты или центры для разработки методики (методов) измерений, установления показателей точности измерений при измерении коэффициентов к объемам потребляемого природного газа за расчетный период.

АО «Сахатранснефтегаз», осуществляющее деятельность в сферах государственного регулирования, а именно поставки газа, не предпринимало какие-либо меры по осуществлению аттестации методики (методов) измерений. Обществом не направлялись запросы в соответствующие ведомства о предоставлении перечня измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений либо получении иных разъяснений относительно видов измерений, выполняемых при измерении объема газа, относящихся к сфере государственного регулирования, применяемым к ним метрологическим требованиям, а также используемым показателям точности.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу что у АО «Сахатранснефтегаз» отсутствовали правовые основания для определения потребляемого ООО «Хатасский свинокомплекс» газа по неаттестованной в установленном порядке методике, что указывает на ущемление интересов заявителя и наличие в действиях ответчика признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

1.         Признать АО «Сахатранснефтегаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         Выдать АО «Сахатранснефтегаз» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения.

3.         Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны