Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-11/15А о нарушении антимонопольного зак... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-11/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

    Резолютивная часть оглашена «26» марта 2015 г.

    Изготовлено в полном объеме «1» апреля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кузьмин А.Д. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Камалова С.В. – заместитель начальника отдела  отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

Борисова Т.П. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

Ефремова А.В. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

при участии:

– от заявителя Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) представителей по доверенности №256 от 27.01.2015 Иванова Т.А. и по доверенности № 255 от 27.01.2015 Жирковой Н.И. ;

– от ответчика открытого акционерного общества акционерная компания «Якутскэнерго»  представителей по доверенности №И00000730 от 01.11.2014 Кураева М.В., по доверенности №И00000952 от 19.01.2015 г. Копырина И.К.

Рассмотрев дело №03-11/15 А, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Якутскэнерго», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, 14 (далее – ОАО «Якутскэнерго», общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

26 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» в отношении Открытого акционерного общества акционерная компания «Якутскэнерго», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из заявления и приложенных документов, в период с 01.01.2014 по 07.04.2014 г. на объекте заявителя котельная «Квартальная» в населенном пункте с. Бестях Хангаласского района производилось ограничение подачи электроэнергии с общей продолжительностью более 72 часов.

ОАО АК «Якутскэнерго» в письменных пояснениях указало, что с 01.01.2014 по 30.11.2014 г., с учетом аварийных отключений не превысило 81,3 часа.

Приказом УФАС по РС (Я) от 25.02.2015 г. № 18 в отношении                                       ОАО АК «Якутскэнерго» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела было отложено определениям от 20.03.2015 г.

На рассмотрении дела по существу, представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Ответчика возразил против доводов Заявителя, указав на то, что отключения были согласованы Ленским управлением Ростехнадзора. Также добавил, что если отключения были согласованы, то отключения могут быть вне зависимости от графика. 

В материалы дела представлены Акта проверки №04-23/22-а, Протокол №14 об административном правонарушении и Постановление № 04-22/14 об административном правонарушении, составленные Ленским управлением Ростехнадзора.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Между ОАО АК «Якутскэнерго» и ГУП «ЖКХ РС (Я)» 37.01.2014 заключен договор № 02п/1 на энергоснабжение, объектом энергоснабжения по которому, в том числе, является котельная Квартальная в п. Бестях Хангаласского района. По указанному договору гарантирующий поставщик (ОАО АК «Якутскэнерго») обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Объект энергоснабжения заявителя имеет технологическое присоединение к распределительным сетям заявителя, что подтверждается Схемой присоединения к сетям энергоснабжения котельной ГУП «ЖКХ РС (Я)» в с. Бестях (Леглигер) Хангаласского улуса, схема ПС Мохсоголлох и схема ВЛ 35кВ Л-34.

Отношения, связанные с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии регулируются Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Правила №442) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг., утвержденные Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г. (далее Правила 861).

Согласно п. 31 (6) Правил 861 Категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Принадлежность объекта котельная «Квартальная» к 3 категории энергоснабжения подтверждается приложением № 6 к договору энергоснабжения от 27.01.2015 г. № 02п/1 «Перечень электроприемников по надежности электроснабжения".

Таким образом, установлено, что законодательством определено предельное количество часов отключения без разграничения на аварийные и плановые отключения. Между тем, допускается превышение допустимого количества отключения, если соответствующие отключения были согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Письмом от 11.03.2015 исх. № 04-12/866 Ленское управление Ростехнадозора сообщило, что в 2014 г. в с. Бестях Хангаласского района осмотр объектов ГУП «ЖКХ РС (Я)» не проводился и представил реестр отключений в указанном селе. Из реестра установлено, что с 13.03.2014 по 25.12.2014 г. произведено отключений на 78,14 ч.   

Абзацем 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня,  в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Доказательств наличия задолженности ГУП «ЖКХ РС (Я)» перед ОАО АК «Якутскэнерго» по объекту Котельная «Квартальная» в с. Бестях Хангаласского района в материалы дела не представлено.

Комиссией установлено, что Ленским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая, документарная проверка по требованию Прокуратуры Республики Саха (Якутия), в отношении ОАО АК «Якутскэнерго», о чем составлен Акт проверки № 04-23/22-а от 16.02.2015 г.

Пунктом 2 Акта проверки №04-23/22-а установлено, что в отношении объектов заявителя в п. Верхний-Бестях Хангаласского района допущены нарушения п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок, нарушение абз. 8 п. 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии и п. 31(6) Постановления № 442.

На основании указанного Акта, составлены Протокол №14 об административном правонарушении и Постановление № 04-22/14 об административном правонарушении. Постановлением № 04-22/14 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 9.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО АК «Якутскэнерго» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности (передача электрической энергии), следовательно, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов лиц.

Таким образом, Общество, превысив допустимое количество часов ограничения подачи электроэнергии, нарушило п. 31(6) Правил 442. Однако, данное нарушение не является злоупотреблением доминирующим положением в виду следующего. 

В рассматриваемом случае, превышение допустимого количества часов отключения не зависело и не могло зависеть от действий ОАО АК «Якутскэнерго, так как часть из них являются аварийными отключениями, часть направлена на устранение последствий аварийных отключений. Более того, при аварийных ситуациях система автоматически отключается, что исключает совершение активных действий со стороны ОАО АК «Якутскэнерго», направленные на ограничение подачи электроэнергии.

Помимо этого, Постановлением № 04-22/14 от 27.02.2015 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, выразившимся в нарушении п. 31(6) Правил № 442. За допущенное нарушение Общество привлечено к административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии со ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 Конституции Российской Федерации никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения.

Учитывая вышеизложенное и фактические обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО АК «Якутскэнерго» не содержат признаков злоупотребления доминирующим положением. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,частью 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

прекратить производство по делу № 03-11/15А, возбужденное в отношении ОАО АК «Якутскэнерго»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием в действиях общества нарушений антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        Кузьмин А.Д.

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    Камалова С.В.

 

 

  Борисова Т.П.

 

                       

Ефремова А.В.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны