Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-12/15А о нарушении антимонопольного з... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу №03-12/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

   резолютивная часть оглашена 28 апреля 2015 года

   изготовлено в полном объеме 15 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кузьмина А.Д. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Камаловой С.В. – заместитель начальника отдела  естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

Ефремовой А.В. – главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

при участии:

– от заявителя, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС (Я)») – не явились, извещены надлежащим образом;

– от ответчика, открытого акционерного общества акционерная компания «Якутскэнерго» – представитель по доверенности №И0000026 от 01.11.2014 Саввина Т.В.,

рассмотрев дело №03-12/15 А, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Якутскэнерго», находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Федора Попова, д. 14 (далее – ОАО АК «Якутскэнерго», общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

10 октября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о нарушении ОАО АК  «Якутскэнерго» антимонопольного законодательства. По мнению заявителя ОАО АК «Якутскэнерго» экономически или технологически не обоснованно производило отключение электроэнергии в с. Баяга Таттинского района.

Как следует из заявления ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» и к нему приложенных документов, в период с 01 января 2014 года по 07 октября 2014 года в с. Баяга Таттинского района Республики Саха (Якутия) производилось ограничение подачи электроэнергии общей продолжительностью более 131 час.

ОАО АК «Якутскэнерго» в письменных пояснениях указало, что перерывы электроснабжения потребителей с. Баяга Таттинского района РС (Я) в период с 01.01.2014 по 07.10.2014 обусловлены аварийными отключениями ВЛ 10 кВ «Л-Баяга», которая в настоящее время находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии и подлежит реконструкции в период до 2016 года.

Приказом руководителя УФАС по РС (Я) от 03.03.2015 №03-12/15А в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Рассмотрение дела отложено определением от 15.04.2015.

В ходе рассмотрения дела представитель ОАО АК «Якутскэнерго» дополнительно пояснили, что в рассматриваемые периоды отключений  общество  не вводило полное (частичное) ограничение режима потребления электроэнергии за наличие задолженности в отношении объектов, принадлежащих ГУП «ЖКХ РС (Я)», в связи с вынесение Ленским управлением Ростехнадзора постановления №04-22/14 о признании ОАО АК «Якутскэнерго» виновным в совершении административного правонарушения по ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначением административного штрафа в размере 20000,0 рублей, на основании ч. 5 ст. 4.1, п. 7 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях просит антимонопольный орган прекратить производство по делу.

В материалы дела обществом представлены копии договора №00081 на энергоснабжение между ОАО АК «Якутскэнерго» и филиалам Таттинского района ГУП «ЖКХ РС (Я)» от 01.01.2013, схемы присоединения объектов по Л-Баяга,  перечень отключений электроэнергии за 2014 год, сведения о задолженности ГУП «ЖКХ по РС (Я)» по объектам с. Баяга, документы о технологическом присоединении объектов ГУП «ЖКХ по РС (Я)», 9 актов расследования причин аварий; копия постановления № 04-22/14 об административном правонарушении от 27.02.2015, вынесенное Ленским управлением Ростехнадзора.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

01 января 2013 года между ОАО АК «Якутскэнерго» и Таттинским филиалом ГУП «ЖКХ РС (Я)» заключен договор №00081 на энергоснабжение, объектами энергоснабжения по которому являются, в том числе, котельная детсад с. Баяга, котельная центральная, котельная больница с. Баяга (приложение № 2 договора).

 

По договору №00081 на энергоснабжение от 01.01.2013 гарантирующий поставщик – ОАО АК «Якутскэнерго» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также оказывать услуги по передаче электрической энергии.

Объекты энергоснабжения заявителя имеют технологическое присоединение к распределительным сетям заявителя, что подтверждается Схемой распредсетей ПС-35/10 «Лыппыарыйа» ЦЭС Таттинскиого РЭС, ПС-35/10 «Ытык-Кюель» ВЛ-10 кВ Л-Баяга Параметрической схемой ВЛ-0,4 кВ, от ТП «Квартальная котельная».

Отношения, связанные с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии регулируются Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее –  Правила №442) и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг., утвержденные постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004  (далее –  Правила 861).

Согласно пункту 31 (6) Правил 442 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (абзац 3 пункта 31 (6) Правил 442).

В соответствии с пунктом 1.2.21 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказ Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

Принадлежность объектов ГУП «ЖКХ РС (Я)» - котельная «Детсад» с. Баяга, котельная «Центральная», котельная «Больница» с. Баяга к 3 категории энергоснабжения подтверждается  актом выполнения технических условий №102/54-12 от 29.02.2012 на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети ОАО АК «Якутскэнерго», актом №215/72-12 от 05.09.2012 разграничения балансовой принадлежности электроустановок  до 1000 В между ОАО АК «Якутскэнерго» и потребителем, приложением № 6 к договору энергоснабжения от 01.01.2013 № 00081 «Перечень электроприемников по надежности электроснабжения».

Таким образом, установлено, что законодательством определено предельное количество часов отключения без разграничения на аварийные и плановые отключения. Между тем, допускается превышение допустимого количества отключения, если соответствующие отключения согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

По сведениям и материалам административного производства по делу №04-22/14, представленных Ленским управлением Ростехнадозора 13.04.2015 исх. №04-17/1212, следует, что по графику отключения электроэнергии по объекту Таттинского филиала ГУП «ЖКХ РС (Я)» ВЛ-10кВ Л-Баяга время отключения в 2014 году составило 177,5 часов плановых отключений и 39 часов аварийных отключений, причиной частых отключений электроэнергии является невыполнение подрядчиком – ООО СК «КапиталЭнергоСтрой»  в срок договорных обязательств по договору подряда №171-2012 от 18.09.2012, заключенного с ОАО АК «Якутскэнерго», работы по реконструкции «ВЛ-10 КВ Л-Баяга от ПС 35/10 КВ Лаппыарыйа» не выполняются в течение двух лет по настоящее время. В отношении директора Таттинского филиала ОАО АК «Якутскэнерго» прокуратурой Таттинского района РС (Я) возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня,  в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Доказательств наличия задолженности ГУП «ЖКХ РС (Я)» перед ОАО АК «Якутскэнерго» по объектам  ГУП «ЖКХ РС (Я)» - котельная «Детсад» с. Баяга, котельная «Центральная», котельная «Больница» с. Баяга в материалах дела отсутствуют, представитель общества пояснил, что общество не вводило полное (частичное) ограничение режима потребления электроэнергии за наличие задолженности в отношении объектов, принадлежащих ГУП «ЖКХ РС (Я)».

Комиссией установлено, что Ленским управлением Ростехнадзора по требованию Прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ОАО АК «Якутскэнерго», о чем составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 04-23/22-а от 16.02.2015.

В ходе проведения проверки установлено, что по объектам теплоэнергетики – котельная «ЦК» ТАТ  06/028, котельная «Детсад» ТАТ 06/029, котельная «Больница» ТАТ 06/0, расположенных в с. Баяга Таттинского района РС (Я), выявлены нарушения пункта  1.2.21 ПУЭ, нарушение абзаца 8 пункта 113  Правил №530, нарушение пункта 31 (6) Правил №442, продолжительность отключений по объекту котельная «ЦК» ТАТ  06/028 составила 261,81 час, по объекту  котельная «Детсад» ТАТ 06/029 – 102,28 час, по объекту  котельная «Больница» ТАТ 06/0 – 118,28 час.

На основании указанного Акта должностным лицом Ленского Управления Ростехнадзора 25 февраля 2015 года в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях путем составления протокола №14 об административном правонарушении

27 февраля 2015 года должностным лицом Ленского Управления Ростехнадзора вынесено постановление № 04-22/14 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000,0 рублей.

Как следует из содержания данного постановления,  по объектам – котельная «ЦК» ТАТ  06/028, котельная «Детсад» ТАТ 06/029, котельная «Больница» ТАТ 06/0, расположенных в с. Баяга Таттинского района РС (Я), обществом допущены нарушения пункта  1.2.21 ПУЭ, нарушение пункта 31 (6) Правил №442; общество не представило документарного подтверждения обоснованности и законности отключения, в том числе вышеуказанных объектов теплоэнергетики, факт превышения норм отключения по Таттинскому району РС (Я) подтвержден представителем общества по доверенности и представленными в дело документами; у ОАО АК «Якутскэнерго» как гарантированного поставщика электроэнергии имелась возможность соблюдения всех правил по бесперебойной поставке электроэнергии потребителям, но не приняты все зависящие от  него меры по их соблюдению, а именно не составлен и не согласован с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору график производства ремонта объектов электросетевого хозяйства при необходимости более длительных сроков для ремонта ВЛ-06кВ и ВЛ-10 кВ, согласованный график ремонта ВЛ-35 кВ и ВЛ-110 кВ не соблюдается.

ОАО АК «Якутскэнерго», совершив вышеуказанные действия (бездействие), совершило правонарушение, предусмотренное статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО АК «Якутскэнерго» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль постановлением ФЭК России от 19 декабря 1997 г. № 127/8 по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии», осуществляет естественно-монопольный вид деятельности «услуги по передаче электрической энергии».

В силу статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ положение ОАО АК «Якутскэнерго» на товарном рынке – передача электрической энергии является доминирующим.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов лиц.

Учитывая вышеизложенное, изучив материалы, представленные сторонами дела и Ленским Управлением Ростехнадзора, и фактические обстоятельства дела Комиссия приходит к выводу, что ОАО «Якутскэнерг», превысив допустимое количество часов ограничения подачи электроэнергии, нарушило требования пункта  31(6) Правил 442. Между тем с учетом вышеизложенных обстоятельств дела Комиссия не может рассматривать данное нарушение как злоупотребление доминирующим положением в виду следующего. 

В рассматриваемом случае превышение допустимого количества часов отключения не зависело и не могло зависеть от действий ОАО АК «Якутскэнерго», так как часть из них являются аварийными отключениями, часть направлена на устранение последствий аварийных отключений. Более того, при аварийных ситуациях система автоматически отключается, что исключает совершение активных действий со стороны ОАО АК «Якутскэнерго», направленные на ограничение подачи электроэнергии.

Помимо этого постановлением Ленского управления Ростехнадзора № 04-22/14 от 27.02.2015 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, выразившееся в нарушении обществом требований пункта 31(6) Правил № 442.

За совершенное деяние Общество привлечено к административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Представитель ОАО АК «Якутскэнерго сообщил Комиссии, что наложенный штраф обществом оплачен.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей  50 Конституции Российской Федерации никто не может нести юридическую ответственность дважды за совершение одного и того же правонарушения.

Аналогичная норма закреплена в положениях части 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, такого обстоятельства, как наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7).

Часть 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (часть 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ).

Учитывая вышеизложенное и фактические обстоятельства дела, принимая во внимание, что по установленному Комиссией факту нарушения обществом пункта 31 (6) Правил 442, Ленским управлением Ростехнадзора вынесено постановление №04-22/14 от 27.02.2015 по статье 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым общество подвергнуто административному наказанию, применяя аналогию закона, руководствуясь принципами добросовестности, разумности и справедливости,  принципом однократности наказания, и не ухудшая положение лица, в отношении которого возбуждено антимонопольное дело, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что производство по делу № 03-12/15А, возбужденное в отношении ОАО АК «Якутскэнерго»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО АК «Якутскэнерго» признаков злоупотребления доминирующим положением.

Руководствуясь статьей 50 Конституции РФ, статьями 2, 23, частью 1 статьи 39, частями 1– 4 статьи 41, частью 1 статьи 48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

р е ш и л а:

прекратить производство по делу № 03-12/15А, возбужденное в отношении ОАО АК «Якутскэнерго»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием в действиях общества нарушений антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          Кузьмин А.Д.

 

 

Члены Комиссии                                                                                                     Камалова С.В.

                      

Ефремова А.В. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны