Решение б/н Решение по делу № 03-15/18.1-16 от 19 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 решение.PDF (1700.08 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-15/18.1-16

 

г. Якутск                                                         резолютивная часть оглашена 04 февраля 2016 года

              изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров (далее – Комиссия), в составе:

<...>

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Вымпел» – представитель по доверенности №1 от 01.02.1016 г. Шнайдер М.В.,

от заказчика, закупочной комиссии акционерного общества «Сахатранснефтегаз» – представитель по доверенности № 14АА 0999018 от 03.02.2016 г. Цесаренко Т.В., представитель по доверенности №145/16 от 03.02.2016 г. Кириллов Т.П., представитель по доверенности № 139/16 от 01.02.2016 г. Петров Р. Е.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Вымпел» (далее – заявитель, ООО ЧОО «Вымпел») на действия закупочной комиссии акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – АО «Сахатранснефтегаз») при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг для комплекса объектов акционерного общества «Сахатранснефтегаз» по лотам №1, №2, №5 (извещение №31503173203),

у с т а н о в и л а:

27 января 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба  ООО ЧОО «Вымпел» (вх. №369), находящегося по адресу: 677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, д. 19, на действия закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» при проведении открытого конкурса на право заключения договора оказания охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз» по лотам №1, №2, №5 (извещение №31503173203).

Как следует из содержания жалобы, по подкритерию «Опыт выполнения работ Участника размещения заказа аналогичного предмету Закупки» заявке ООО ЧОО «Вымпел» было присвоено 25 баллов, заявке ООО ЧОП «Гром+» по данному подкритерию также присвоено 25 баллов, однако значение в 25 баллов не может быть одинаковым для обеих фирм, поскольку стаж по фактической деятельности выполнения аналогичных работ у                  ООО ЧОО «Вымпел» значительно больше.

По мнению заявителя, закупочная комиссия АО «Сахатранснефтегаз» не отобразила в таблице сопоставления заявок значения всех критериев подлежащих оценке, кроме цены, скрывая истинные значения по критериям непосредственно влияющим на итоги конкурса.

Также представитель ООО ЧОО «Вымпел» на рассмотрении дела №03-15/18.1-16 добавила, что объем выполнения работ у ООО ЧОО «Вымпел» больше чем у ООО ЧОП «Гром+», поскольку у ООО ЧОО «Вымпел» объем выполнения работ составил 179 млн. 983 тыс. рублей, а у ООО ЧОП «Гром+» - 37 млн. 900 тыс. рублей. Представитель ООО ЧОО «Вымпел» отметила, что заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит трудовые книжки всех своих сотрудников, в то время как заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит лишь удостоверения.

На рассмотрении дела №03-15/18.1-16 представители заказчика, закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» пояснили следующее.

В соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Сахатраснефтегаз» каждый член закупочной комиссии на основании собственной экспертной оценки присваивает заявкам участников от 0 до установленного максимального количества баллов по каждому из показателей и подкритерий. В данном случае принимаются мнения всех членов экспертной комиссии, которые рассматривают заявки участников.

АО «Сахатранснефтегаз» имело опыт сотрудничества с ООО ЧОО «Вымпел» и при выполнении трудовых обязанностей у сотрудников ООО ЧОО «Вымпел» были обнаружены нарушения, неоднократно выдавались замечания по поводу выполнения должностных обязанностей. В связи с этим, принимая во внимание данную ситуацию, члены закупочной комиссии поставили одинаковые оценки участникам данной закупки.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

30.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком АО «Сахатранснефтегаз» размещено извещение №31503173203 о проведении открытого конкурса на право заключения договора оказания охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз» по следующим лотам: лот №1 – Республика Саха (Якутия), г. Якутск с начальной (максимальной) ценой 6 060 960 руб. 00 коп, исходя из расчета 115 рублей в час, всего 52 704 часов; лот №2 – Республика Саха (Якутия), г. Якутск (УГРС, ЛПУМГ) с начальной (максимальной) ценой 6 119 520 руб. 00 коп., исходя из расчета 110 рублей в час, 55 632 часов; лот №3 – Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус, пос. Кысыл-Сыр с начальной (максимальной) ценой 3 770 505 руб. 00 коп., исходя из расчета 115 рублей в час, 32 787 часов; лот №4 – Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с. Майя с начальной (максимальной) ценой 2 108 160 руб. 00 коп., исходя из расчета 120 рублей в час, всего 17 568 часов; лот №5 – Республика Саха (Якутия), г. Якутск (СМУ) с начальной (максимальной) ценой 1 932 480 руб. 00 коп., исходя из расчета 110 рублей в час, всего 17 568 часов. 

Дата и время окончания подачи заявок – 19.01.2016 в 10:00. Дата и время рассмотрения заявок – 20.01.2016 в 10:00. Дата и время подведения итогов – 20.01.2016 в 12:00.

До окончания указанного срока на участие в открытом конкурсе по лоту №1 поступили 2 (две) заявки от участников ООО ЧОП «Гром+», ООО ЧОО «Вымпел»; по лоту №2 поступили 2 (две) заявки от участников ООО ЧОП «Гром+», ООО ЧОО «Вымпел»; по лоту №5 поступили 2 (две) заявки от участников ООО ЧОП «Гром+», ООО ЧОО «Вымпел».

20 января 2016 года закупочной комиссией ОАО «Сахатранснефтегаз» проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на оказание охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз», о чем был составлен протокол – 2 №29/2015-ПУ (31503173203).

Согласно протоколу – 2 №29/2015-ПУ (31503173203) от 20.01.2016 года закупочной комиссией АО «Сахатранснефтегаз» по лотам №1, №2, №5 принято решение провести процедуру оценки и сопоставления заявок.

 20 января 2016 года закупочной комиссией АО «Сахатранснефтегаз» проведена процедура оценки и сопоставления заявок по лотам №1, №2, №5 открытого конкурса. Согласно протоколу – 3 №29/2015-ПУ (31503173203) от 20.01.2016 г. по лоту №1 победителем открытого конкурса был признан участник ООО ЧОП «Гром+», набравший максимальный итоговый рейтинг 62,78; по лоту №2 победителем открытого конкурса был признан участник ООО ЧОП «Гром+», набравший максимальный итоговый рейтинг 61,09; по лоту №5 победителем открытого конкурса был признан участник ООО ЧОП «Гром+», набравший максимальный итоговый рейтинг 61,09.

26 января 2016 года по итогам открытого конкурса между АО «Сахатранснефтегаз» и победителем открытого конкурса по лотам №1, №2, №5 ООО ЧОП «Гром+» заключены договора на оказание охранных услуг (№17/16-хоз от 26.01.2016 г., №18/16-хоз от 26.01.2016 г., №19/16-хоз от 26.01.2016 г., №20/16-хоз от 26.01.2016 г.).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров считает жалобу ООО ЧОО «Вымпел» необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Открытый конкурс проведен АО «Сахатранснефтегаз» на основании Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положения о закупках товаров, работ, услуг открытым акционерным обществом «Сахатранснефтегаз», утвержденного советом директоров ОАО «Сахатраснефтегаз» от 21.05.2014 г. №161 (далее – Положение о закупке).

Документацией закупки от 30.12.2015 года №29/2015-ПУ на право заключения договоров оказания охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз» (далее – закупочная документация) и приложениями к нему, размещенными на сайте www.zakupki.gov.ru, определены требования к заявкам участников, порядок проведения закупки.

Пунктом 7.2.5.2 Положения о закупке установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке.

Документацией о закупке (закупочной документацией) установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с Положением о закупке (подпункт 14 и 15 пункта 6.2.1 части 6.2 «Содержание документации о закупке» Положения о закупке).

В соответствии с пунктом 23 раздела II «Информационная карта» закупочной документации к критериям оценки и сопоставления заявок на участие в закупке относятся «цена договора» и «квалификация участника и качество оказываемых услуг». По критерию «квалификация участника и качество оказываемых услуг» установлены следующие подкритерии: 1) опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки (от 0 до 25 баллов): оценивается наличие у участника размещения заказа стажа по фактической деятельности выполнения аналогичных работ, наличие положительных отзывов и рекомендаций от иных заказчиков при выполнении аналогичных работ; 2) количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа (от 0 до 25 баллов): при оценке будут учитываться только специалисты предприятия, состоящие в штатном расписании предприятия и имеющие запись в трудовой книжке о том, что работают у участника размещения заказа; 3) наличие пульта централизованной охраны (от 0 до 25 баллов): оценивается наличие не менее 3-х мобильных групп быстрого реагирования, в населенном пункте осуществления охранной деятельности, со средним временем прибытия патрульной группы быстрого реагирования до 3-4 минут с момента поступления вызова;                4) объем выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки (от 0 до 25 баллов): оценивается общее освоение средств участника размещения заказа за последние 3 (три) года по аналогичным работам.

Пунктом 24  раздела II «Информационная карта» закупочной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Так, для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

- для критерия «Цена договора» - значимость 40%;

- для критерия «Квалификация участника и качество оказываемых услуг» - значимость 60%:

- подкритерий – «Опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки» - от 0 до 25 баллов;

- подкритерий – «Количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа» - от 0 до 25 баллов;

- подкритерий – «Наличие пульта централизованной охраны» - от 0 до 25 баллов;

- подкритерий – «Объем выполнения работ Участника размещения заказа аналогичных предмету закупки» - от 0 до 25 баллов;

Каждый член закупочной комиссии на основании собственной экспертной оценки присваивает предложениям участников закупок от 0 до установленного максимального числа баллов по каждому из установленных показателей подкритериев.

Согласно подпункту 2 пункта 24 раздела II «Информационная карта» закупочной документации при проставлении оценочных баллов специалисты выносят экспертную оценку, основываясь на своем опыте, квалификации и требованиях настоящей документации. Для получения итогового рейтинга по критерию «Квалификация участника» рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию, умножается на соответствующую значимость. 

В ходе изучения заявок ООО ЧОО «Вымпел» и ООО ЧОП «Гром+» по лотам №1, №2 и по лоту №5, Комиссией Якутского УФАС установлено следующее:

1) по лоту №1:

  • заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит коммерческое предложение (стр. 5 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 5 639 328 рублей 00 копеек, опыт выполнения работ – с 2014 г. по 2016 г., количество квалифицированных специалистов – 70, наличие пульта централизованной охраны – имеется; приложение №1 к заявке на участие в закупке (стр. 6 – 12 заявки), согласно которому объем выполнения работ участника составляет 54 договора; также к заявке были приложены благодарственные письма, положительный отзыв по выполнению аналогичной работы (стр. 302 – 312 заявки), копии удостоверений охранников ООО ЧОП «Гром+» (стр. 229 – 301 заявки), копии договоров оказания охранных услуг за 2014 г. и 2015 г. (54 договора, общая стоимость по которым составила 39 470 695 руб. 50 коп.) (стр. 13 – 146 заявки);
  • заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит коммерческое предложение (стр. 4-5 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 5 797 440 рублей, опыт выполнения работ – с 2004 г., количество квалифицированных специалистов – 50, наличие пульта централизованной охраны – имеется, согласно форме 4 к заявке (стр. 89 – 91 заявки) объем выполнения работ участника составил 39 договоров; также к заявке были приложены благодарственные письма, грамоты, положительные отзывы по выполнению аналогичной работы (стр. 206 – 222 заявки), копии трудовых книжек сотрудников ООО ЧОО «Вымпел» (стр. 113 – 165 заявки), копии договоров оказания охранных услуг за 2013 – 2015 гг. (39 договоров, общая стоимость по которым составила 178 983 496 руб.) (стр. 166 – 205 заявки);      

2) по лоту №2:

  • заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит коммерческое предложение (стр. 5 – 6 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 5 952 624 рублей 00 копеек, опыт выполнения работ – с 2014 г. по 2016 г., количество квалифицированных специалистов – 70, наличие пульта централизованной охраны – имеется; приложение №1 к заявке на участие в закупке (стр. 6 – 12 заявки), согласно которому объем выполнения работ участника составляет 54 договора; также к заявке были приложены благодарственные письма, положительный отзыв по выполнению аналогичной работы (стр. 301 – 311 заявки), копии удостоверений охранников ООО ЧОП «Гром+» (стр. 228 – 295 заявки), копии договоров оказания охранных услуг за 2014 г. и 2015 г. (54 договора, общая стоимость по которым составила 39 470 695 руб. 50 коп.) (стр. 13 – 145 заявки);
  • заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит коммерческое предложение (стр. 4-5 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 6 008 256 рублей, опыт выполнения работ – с 2004 г., количество квалифицированных специалистов – 50, наличие пульта централизованной охраны – имеется; согласно форме 4 к заявке (стр. 80 – 82 заявки) объем выполнения работ участника составил 39 договоров; также к заявке были приложены благодарственные письма, грамоты, положительные отзывы по выполнению аналогичной работы (стр. 104 – 121 заявки);     

3) по лоту №5:

  • заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит коммерческое предложение (стр. 5 – 6 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 1 879 776 рублей 00 копеек, опыт выполнения работ – с 2014 г. по 2016 г., количество квалифицированных специалистов – 70, наличие пульта централизованной охраны – имеется; приложение №1 к заявке на участие в закупке (стр. 7 – 12 заявки), согласно которому объем выполнения работ участника составил 54 договора; также к заявке были приложены благодарственные письма, положительный отзыв по выполнению аналогичной работы (стр. 300 – 310 звяки), копии удостоверений охранников ООО ЧОП «Гром+» (стр. 227 – 294 заявки), копии договоров оказания охранных услуг за 2014 г. и 2015 г. (54 договора, общая стоимость по которым составила 39 470 695 руб. 50 коп.) (стр. 13 – 146 заявки);
  • заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит коммерческое предложение (стр. 4 – 5 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 1 897 344 рублей, опыт выполнения работ – с 2004 г., количество квалифицированных специалистов – 50, наличие пульта централизованной охраны – имеется; согласно форме 4 к заявке (стр. 80 – 82 заявки) объем выполнения работ участника составил 39 договоров; также к заявке были приложены благодарственные письма, грамоты, положительные отзывы по выполнению аналогичной работы (стр. 104 -121 заявки);     

Анализ таблиц сопоставления заявок открытого конкурса на оказание охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз», являющихся приложениями №1, №2, №3 к протоколу оценки и сопоставления заявок от 20.01.2016 года, показал, что по лотам №1, №2, №5 заявки ООО ЧОО «Вымпел» и ООО ЧОП «Гром+» были оценены членами закупочной комиссии максимальным числом – в 25 баллов по каждому из установленных показателей подкритериев.

Также в материалы дела представлены таблицы сопоставления заявок открытого конкурса на оказание охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз» каждого члена закупочной комиссии, согласно которым каждый член закупочной комиссии оценил заявки ООО ЧОО «Вымпел» и ООО ЧОП «Гром+» по лотам №1, №2, №5 в 25 баллов по всем неценовым подкритериям.

Следовательно, каждый член закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» на основании собственной экспертной оценки по лотам №1, №2, №5 заявкам ООО ЧОО «Вымпел» и ООО ЧОП «Гром+» присвоил 25 баллов по всем неценовым критериям, что явилось основанием присуждения по лотам №1, №2, №5 заявкам ООО ЧОО «Вымпел» и ООО ЧОП «Гром+» общего балла членов закупочной комиссии по каждому неценовому подкритерию равному 25 баллам, и получения итогового рейтинга равному 15 баллам.

Таким образом, в силу порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленного закупочной документацией, закупочная комиссия в рамках своих полномочий, предусмотренных Положением о закупке, осуществила соответствующую оценку.

Исходя из вышеизложенного, довод заявителя о необоснованной оценке закупочной комиссией заявки ООО ЧОО «Вымпел» по подкритериям «Опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки» и «Объем выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки» подлежит отклонению.

По поводу того, что заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит лишь удостоверения охранников, Комиссией установлено, что в заявке участника ООО ЧОП «Гром+» представлены удостоверения сотрудников ООО ЧОП «Гром+», что свидетельствует о нахождении специалистов в штате предприятия.

Как указывалось выше, согласно положениям закупочной документации одним из подкритериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке является «Количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа» (пункт 23 раздела II «Информационная карта» закупочной документации). Следовательно, в данном случае рассматривается количественный состав сотрудников предприятия – участника закупки.

Таким образом, довод о том, что заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит трудовые книжки всех своих сотрудников, в то время как заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит лишь удостоверения, Комиссией не принимается.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия пришла к выводу об утверждении ответчиком в составе закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника и качество оказываемых услуг», приводящей к угрозе ограничения конкуренции.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При утверждении закупочной документации заказчикам при закупке товаров, работ, услуг необходимо руководствоваться принципами, определенными частью 1 статьи 3 Закона о закупках. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, которым руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг. 

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Как установлено материалами дела, закупочная документация содержит положение о том, что каждый член закупочной комиссии на основании собственной экспертной оценки присваивает предложениям участников закупок от 0 до установленного максимального числа баллов по каждому из установленных показателей подкритериев (пункт 24 раздела II «Информационная карта» закупочной документации).

Из выше установленного следует, что по лотам №1, №2, №5 заявки ООО ЧОО «Вымпел» и ООО ЧОП «Гром+» были оценены членами закупочной комиссии максимальным числом – в 25 баллов по каждому из установленных показателей подкритериев (протокол – 3 №29/2015-ПУ (31503173203) от 20.01.2016 г.).

Материалами дела подтверждается, что заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит коммерческое предложение (стр. 5 – 6 заявки), согласно которому опыт выполнения работ – с 2014 г. по 2016 г., объем выполнения работ участника (стр. 6 – 12 заявки) составляет 54 договора, общая стоимость по которым равен 39 470 695 руб. 50 коп., в то время как заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит коммерческое предложение (стр. 4 – 5 заявки), согласно которому опыт выполнения работ организации – с 2004 г., объем выполнения работ участника (стр. 89 – 91 заявки) составляет 39 договоров, общая стоимость по которым равен 178 983 496 руб., также к заявкам были приложены благодарственные письма, грамоты, положительные отзывы по выполнению аналогичной работы.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявки участников не могли быть оценены одинаково, однако отсутствие в закупочной документации и в положении АО «Сахатранснефтегаз» значимости следующих подкритериев: «Опыт выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки», «Количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа», «Наличие пульта централизованной охраны», «Объем выполнения работ участника размещения заказа аналогичных предмету закупки» критерия «Квалификация участника и качество оказываемых услуг» порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также отсутствие порядка расчета, присвоения баллов с учетом таких предложений, допускают возможность такой оценки.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны заказчика в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета, присвоения баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком.

Утвержденная заказчиком в закупочной документации (в пункте 24 раздела II «Информационная карта» закупочной документации) бинарная система оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника и качество оказываемых услуг», предусматривающая присвоение участникам открытого конкурса либо максимального предусмотренного балла либо 0 баллов, устраняет возможность получения участниками открытого конкурса промежуточных баллов, соответствующих уровню квалификации.

Таким образом, Комиссия при анализе закупочной документации пришла к выводу, что утвержденный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не соответствует принципу, закрепленному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как позволяет членам закупочной документации субъективно оценивать заявки участников и присваивать им одинаковые максимальные баллы по неценовым критериям, что в свою очередь может привести к необоснованному ограничению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик АО «Сахатранснефтегаз», утвердив в закупочной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Квалификация участника и качество оказываемых услуг», которое может привести к ограничению конкуренции, нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Следовательно, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Исходя из содержания ч. 1, ч. 2 статьи 2 Закона о закупках  Положение о закупке должно соответствовать положениям не только нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, но и положениям Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с настоящим Положением о закупке заключается такой договор, должен быть заключен не позднее двадцати дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок и определения победителя (пункт 8.2 Положения о закупке).

Пунктом 25 раздела II «Информационная карта» закупочной документации установлено, что срок, в течение которого победитель закупки должен подписать договор составляет не позднее 5 (пяти) дней со дня подписания итогового протокола.

Протокол оценки, сопоставления заявок и подведения итогов открытого конкурса на оказание охранных услуг для комплекса объектов АО «Сахатранснефтегаз» подписан 20.01.2016 года, размещен на сайте 21.01.2016 года.

Следовательно, право на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган возникает с 21.01.2016 г. по 30.01.2016 г.

Жалоба на действия закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» (вх. №369) поступила в Якутское УФАС России 27.01.2016 г., о чем заказчик был уведомлен (вх. №400 от 29.01.2016).

На основании частей 11, 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Якутское УФАС России направило заказчику АО «Сахатранснефтегаз» требование о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы ООО ЧОО «Вымпел» по существу (вх. №400 от 29.01.2016г.).

Договора  на оказание охранных услуг между акционерным обществом «Сахатранснефтегаз» и победителем открытого конкурса по лотам №1, №2, №4, №5 ООО ЧОП «Гром+» фактически заключены 26.01.2016, т.е. на пятый день после размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 21.01.2016.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

Следовательно, установление заказчиком АО «Сахатранснефтегаз» в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в части 10 статьи 3 Закона о закупке и в части 4 статьи 18.1 Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Как было ранее указано в настоящем решении, заказчик АО «Сахатранснефтегаз» нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем утверждения в закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Квалификация участника и качество оказываемых услуг», которое может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, частью  3.1.  статьи  23  Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает заказчику обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений.

Однако, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела между АО «Сахатранснефтегаз» и ООО ЧОП «Гром+» по результатам открытого конкурса  №31503173203 заключены договора,  Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания в адрес заказчика об устранении допущенного нарушения в связи с возникшими между сторонами гражданско-правовыми обязательствами по данному договору.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а :

  1. Признать жалобу ООО ЧОО «Вымпел» на действия закупочной комиссии АО «Сахатранснефтегаз» при проведении открытого конкурса на право заключения договора оказания охранных услуг для комплекса объектов акционерного общества «Сахатранснефтегаз» необоснованной;
  2. В действиях Заказчика АО «Сахатранснефтегаз» признать нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Заказчику АО «Сахатранснефтегаз» предписание не выдавать, в связи с заключением договоров на оказание охранных услуг по итогам проведения открытого конкурса (извещение №31503173203);
  4. Заказчику АО «Сахатранснефтегаз» выдать предписание об устранении нарушения.

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны