Решение б/н Решение и предписание по делу № 03-164/18.1-16 от 23 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-164/18.1-16

 

г. Якутск                                                                                                      18 ноября 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии от заявителя индивидуального предпринимателя  представителя  по доверенности;

при участии от заказчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» представителя  по доверенности,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика, закупочной комиссии федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»   при проведении запроса предложений на оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера»: лот №1 – оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период времени; лот №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени» (извещение №31604288142),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы в Республике Саха (Якутия) поступила жалоба индивидуального предпринимателя (далее – ИП , заявитель) вх.№ 9135 от 15.11.2016 на действия закупочной комиссии, заказчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»   (далее – ФКП «Аэропорты Севера», заказчик) при проведении запроса предложений на оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера»: лот №1 – оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период времени; лот №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени» (извещение №31604288142) о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.

Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных части 6 указанной статьи.

В связи с поступлением жалобы ИП согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  заявителю и заказчику были направлены уведомления о поступлении жалобы и приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу исх. №03/5579 от 16.11.2016 г., информация о жалобе размещена на официальном сайте УФАС по РС(Я) http://sakha.fas.gov.ru/.

Как следует из содержания жалобы заявителя, заказчик в нарушение статьи  3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьи 17 Федерального закона от 26.07.2013 №135-ФЗ «О защите конкуренции» неправомерно определил победителя открытого запроса предложений  «Оказание транспортно-экспедиционный услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера» по лоту №1 – оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период времени и по лоту №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени» (извещение №31604288142), путем необоснованного присуждения баллов участникам закупки по критерию оценки «опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок» и установления в критериях оценки заявок показателя «наличие теплых складских помещений площадью не менее 850 кв.м., на праве собственности у участника закупки или учредителя».

На рассмотрении дела 03-164/18.1-16 представитель заказчика представил письменное возражение на жалобу заявителя, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил:

- по мнению заявителя, по показателю «опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок», закупочная комиссия должна была поставить ООО «...» 70 баллов, основываясь на том, что опыт оказания аналогичных услуг 9 лет подпадает в промежуток от 5 до 9 лет, данная трактовка ошибочна, так как промежуток от 5 до 9 лет, подразумевает срок 5, 6, 7, 8 лет, соответственно заявка ООО «....» в данной части была оценена правильно;

- показатель квалификации «наличие теплых складских помещений площадью не менее 850 кв.м., на праве собственности у участника закупки или учредителя» установлен в связи с тем, что площадь собственных складских помещений предприятия не позволяет обеспечить временное хранение большого объема транзитного груза, а именно груза, который далее направляется в филиалы предприятия. Арендовать для указанных целей складские помещения у сторонних организаций не целесообразно с финансово-экономической точки зрения. Требование о наличии данных помещений в собственности у участника закупки либо у учредителя обусловлено тем, что зачастую участники закупки предоставляют договоры аренды со сторонними организациями, только на период проведения торгов, после окончания закупки указанные договоры расторгают, в связи с чем исполнитель может сорвать заказчику сроки поставки ТМЦ.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

03 ноября 2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31604288142 о проведении запроса предложений на оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера»: лот №1 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в зимний период времени; лот №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени (далее - закупка № 31604288142).

            Документация открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера» на 2017 год состоит из 5 разделов: I – общие сведения об организации и порядке проведения закпроса предложений; II – информационная карта запроса предложений; II образцы форм и документов для заполнения участниками; IV – проекты соглашений о закреплении тарифа и формы договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг; V – техническое задание (далее – Документация закупки),

Согласно Документации закупки срок (начала, окончания) и место подачи заявок на участие в запросе предложений: с 03.11.2016 по 09.11.2016, в рабочие дни с 09:00ч. до 18:00ч., в печатном виде (на бумажном носителе), по адресу заказчика: 677904, РС(Я), г. Якутск, п. Маган, ул. 40 лет Победы, 1, каб. №38;

место, дата, время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений: 677904, РС(Я), г. Якутск, п. Маган, ул. 40 лет Победы, 1, каб. I зам.ген.директора – директора по строительству и модернизации, 09 ноября 2016 года в 11:00 часов (время местное);

срок подписания договора: не позднее 10 (десяти) дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на сайте www.zakupki.gov.ru. По согласованию сторон возможно внесение изменений в договор;

До окончания указанного срока на участие в закупке № 31604288142 по лотам № 1, 2 поступило 3 (три) заявки, от участников: ООО «...», ООО «...», ИП .

Согласно протоколу №197-ЗП/16 вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок открытого запроса предложений реестровый № 31604288142 от 09.11.2016, постоянно действующая единая комиссия приняла решение допустить к итоговой оценке все предложения участников, подавших заявки, признать победителем запроса предложений по лоту №1 участника ООО «......» и заключить с ним договор, присвоить второе место заявке участника ИП ; по лоту №2 признать победителем запроса предложений участника ООО «.......» и заключить с ним договор, присвоить второе место заявке участника ИП .

На дату рассмотрения дела №03-164/18.1-16 между заказчиком и ООО «........» заключено: соглашение о закреплении тарифов № ПР-16/1728 (зима) от 14.11.2016г.; соглашение о закреплении тарифов № ПР-16/1729 (лето) от 14.11.2016г.

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает жалобу ИП  обоснованной по следующим основаниям.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий (часть 2 статьи 1 Закона о закупках).

ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет деятельность в сфере услуг в аэропортах, приказом от 12.10.06  № 189-т (изм. орг. формы 28.02.2008 №43-т) внесено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, раздел II "Услуги аэропортов", в отношении него введены государственное регулирование и контроль.

Следовательно, ФКП «Аэропорты Севера» при проведении закупок работ, товаров и услуг обязано как субъект естественной монополии соблюдать требования положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

  В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», утвержденного приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» от 02.11.2016 № 827 (далее - Положение о закупке).

Документация открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера» на 2017 год утверждена генеральным директором ФКП «Аэропорты Севера» В.В. Волковым 03.11.2016.

 

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно пункту 14 раздела II Документации закупки критерии оценки заявок включают: цена договора – 30%; квалификация участника – 70%.

Согласно пункту 7.6 части 7 Документации закупки оценка заявок по критерию квалификация участников осуществляется с использованием следующих критериев:

«Опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок»

Значимость показателя (%): 30.

Коэффициент значимости показателя – 0,3.

«Наличие материально-технических ресурсов, а именно грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения условий договора на праве собственности или ином законном основании»

Значимость показателя (%): 50.

Коэффициент значимости показателя – 0,5.

«Наличие складских помещений площадью не менее 850 кв.м., на праве собственности у участника закупки или учредителя»

Значимость показателя (%): 20.

Коэффициент значимости показателя – 0,2.

Документы, предоставляемые участниками закупки в подтверждении своей квалификации по критерию «опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок» являются:  выписка из ЕГРЮЛ; копия как минимум одного договора по оказанию услуг в области грузовых перевозок за каждый год оказания услуг.

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 7.6 Документации закупки, комиссия оценивает – опыт оказания услуг в области грузовых перевозок следующим образом:

Рейтинг рассчитывается следующим образом:

Р3 = Кз* Кi

Опыт оказания услуг:

9 лет и более – 100 баллов;

От 5 до 9 лет - 70 баллов;

От 3 до 5 лет – 50 баллов;

От 1 до 3 лет – 20 баллов;

Отсутствие опыта – 0 баллов.

Кi - Опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок;

Кз – коэффициент значимости, Кз = 0,3.

Таким образом, заказчиком установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых для подтверждения их соответствия установленным требованиям и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно материалам и сведениям, представленным заказчиком, участниками в составе заявок на участие в закупке № 31604288142 по лотам №1, 2 по данному критерию представлены следующие документы:

ИП . - выписка из ЕГРИП от 08.11.2016, согласно которой регистрация индивидуального предпринимателя - 06.10.2014 и 27 договоров оказания аналогичных услуг с января 2013 по сентябрь 2016 года;

ООО «....»  - выписка из ЕГРЮЛ от 10.10.2016, согласно которой дата внесения в ЕГРЮЛ - 11.10.2007 и 5 договоров оказания аналогичных услуг с декабря 2012 по сентябрь 2016 года;

ООО «....» - выписка из ЕГРЮЛ от 06.11.2016, согласно которой дата внесения в ЕГРЮЛ - 05.12.2006 и 22 договора оказания аналогичных услуг с марта 2007 по сентябрь 2016 года.

Согласно пояснениям представителя заказчика, закупочной комиссией по указанному критерию учтены сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, для подтверждения фактов сведений об опыте исполнения аналогичных видов работ по предмету закупки учтены договоры по оказанию услуг в области грузовых перевозок за каждый год оказания услуг. Так по указанному критерию, согласно протокола №197-ЗП/16 вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок открытого запроса предложений реестровый № 31604288142 от 09.11.2016, единая комиссия оценила следующим образом:

ООО «....», согласно данным из представленных копий договоров опыт оказания аналогичных услуг - 9 лет = 30 баллов

ООО «.....» согласно данным из представленных копий договоров опыт оказания аналогичных услуг - 3 года= 15 баллов;

ИП . согласно данным из ЕГРИП - 2 года=  6 баллов, договор 2013 года не принят во внимание в связи с тем, что регистрация в качестве индивидуального предпринимателя с 06.10.2014;

            Таким образом, довод заявителя о нарушении порядка проведения оценки по критерию «опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок» не нашел своего подтверждения.

 

 

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Документации о закупке предметом договора является по лоту №1  оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в зимний период времени, по лоту №2 оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени.

Целью закупки № 31604288142 по лотам №1 и 2 в соответствии с техническим заданием оказания транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера» является – перевозка груза в филиалы ФКП «Аэропорты Севера», расположенные на территории РС(Я) и Магаданской области.

Характер перевозимого груза – товарно-материальные ценности различного назначения, строительные материалы, оборудование и агрегаты, автозапчасти, ГСМ и технические жидкости, спецтехника, блок модули.

Срок доставки – максимально короткие сроки доставки, оговариваются на каждую отдельную доставку.

Вес, объем перевозимого груза – в соответствии с планом-графиком закупок на 2017 год.

Срок предоставления транспортного средства – не более 4 (четырех часов с момента подачи заявки.

Тип требуемого транспорта – вид подаваемого транспорта должен соответствовать весу, объему и характеру перевозимого груза.

Дополнительные требования – перевозчик должен гарантировать сохранность груза с момента получения и до момента передачи заказчику.

Перевозчик обязан организовать и обеспечить выполнение всех сопутствующих дополнительных работ (услуг необходимых ему для выполнения перевозки (техосмотр, медосмотр водителя, прочее).

Период перевозки грузов: по лоту №1: с 01.01.2017 по 01.05.2017, с 01.12.2017 по 31.12.2017; по лоту №2 с 01.05.2017 по 30.11.2017.

Согласно извещению № 31604288142 предмет договора классификация: по ОКПД2 – 49.41 услуги по грузовым перевозкам автомобильным транспортом; по ОКВЭД2 – 49.41 деятельность автомобильного грузового транспорта.

Согласно пункту 1.1 проекта договора об оказании транспортно-экспедиторских услуг по лотам №1,2, перевозчик обязуется осуществить своими транспортными средствами, на основании письменной заявки заказчика, по форме определенной в приложении №1 к настоящему договору, доставку груза в пункт назначения и выдачу груза уполномоченному на его получение лицу, а заказчик обязуется осуществить оплату за предоставленные услуги в порядке и на условиях, установленных разделом 4 настоящего договора.

Другая информация по предмету исполнения договора по результатам проведения закупки № 31604288142 отсутствует, в том числе обязанность перевозчика по хранению перевозимого груза в теплом складском помещении.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров приходит к выводу о необоснованном установлении в критериях оценки, показателя «наличие складских помещений площадью не менее 850

кв.м., на праве собственности у участника закупки или учредителя» по нижеприведенным обстоятельствам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы установлены в Положении о закупке, так пунктом 2 определено, что основными принципами регулирования закупочной деятельности в соответствии с настоящим положениям являются, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.

На рассмотрении дела № 03-164/18.1-16 представитель заказчика пояснил,  что указанный показатель установлен в критериях оценки заявок участников закупки, так как бывает необходимость хранения перевозимого груза в теплых складских помещениях до отправки ТМЦ в филиалы ФКП «Аэропорты Севера» и в случае необходимости  хранения груза в теплом складском помещении, заказчик с перевозчиком заключат дополнительное соглашение на указанную услугу. Стоимость услуги хранения груза в теплом складском помещении включена в начальную (максимальную) цену закупки № 31604288142.

В связи с тем, что сведения по предмету закупки, сведения по предмету исполнения договора по результатам проведения торгов, сведения о начальной (максимальной) цене договора не содержат информации по осуществлению услуги  хранения перевозимого груза в теплых складских помещениях площадью не менее 850 кв.м., вышеуказанные доводы представителя заказчика не могут быть приняты во внимание.

Так, в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках,  в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

В извещении закупки № 31604288142 начальная максимальная цена указана: по лоту №1 - 19.00 российский рубль, по лоту №2 – 18.00 российский рубль.

Между тем, в Документации закупки начальная максимальная цена указана следующим образом:

Лот №1:

- перевозка сухогруза (I группа филиалов) 17,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (I группа филиалов) 19,00 рублей тонна/километр.

- перевозка сухогруза (II группа филиалов) 15,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (II группа филиалов) 17,00 рублей тонна/километр. 

Лот №2:

- перевозка сухогруза (I группа филиалов) 16,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (I группа филиалов) 18,00 рублей тонна/километр.

- перевозка сухогруза (II группа филиалов) 14,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (II группа филиалов) 16,00 рублей тонна/километр.

Цена договора включает все расходы по доставке товара, в т.ч. страхование, уплату пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

            Информация об обосновании начальной (максимальной) цены в Документации закупки и других материалах дела отсутствует, следовательно, доводы представителя заказчика о включении в начальную (максимальную) цену закупки № 31604288142 стоимость услуги по хранению перевозимого груза в теплом складском помещении подтвердить не представляется возможным.

Кроме того, начальная (максимальная) цена договора является одним из основных параметров закупки, на основании которого участниками закупки формируются соответствующие предложения. Отсутствие понятного и открытого порядка формирования начальной (максимальной) цены договора создает предпосылки для различных злоупотреблений со стороны заказчиков.

Таким образом, установленный показатель в критериях оценки заявок участников закупки  «наличие теплых складских помещений площадью не менее 850 кв.м., на праве собственности у участника закупки или учредителя», не позволяет принять участие в закупке на оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера» потенциальным участникам, не обладающим указанным складским помещением на праве собственности, но имеющим возможность выполнять работы по предмету закупки, что приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга потенциальных участников Закупки.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров приходит к выводу о наличии в действиях заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при организации закупки № 31604288142 нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках (принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) по отношению к заявителю и неограниченному кругу потенциальных участников закупки, выразившееся путем необоснованного установления требований о наличии у участников закупки теплых складских помещений площадью не менее 850 кв.м., на праве собственности у участника закупки или учредителя

            Кроме того, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

            Из материалов дела следует, что начальная (максимальная) цена договора указанная в извещении № 31604288142 не соответствует сведениям, содержащимся в Документации о закупке.

 

Жалобы на действия (бездействие) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов антимонопольным органом рассматривается в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

 

Комиссией установлено, что Документация закупки не содержит сведений по объему выполняемых работ, а именно количество поставляемого товара (груза), что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

Так, в силу  пункта 3  части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно пункту 11.1.1 Положения о закупке, в извещении о закупке указываются сведения, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Соответствующие требования установлены в Положении о закупках, так, пунктом 11.2.1 раздела XI «Содержание извещения о закупке и документации о закупки» Положения о закупках установлено, что в документации о закупке указываются сведения, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Примечанием 3 определено, что перечень сведений, содержащийся в документации о закупке, может быть расширен по усмотрению заказчика, в том числе в зависимости от проводимого способа закупки, условий об уменьшении сведений не предусмотрено.

На рассмотрении дела, представитель заказчика, подтвердил, что Документация закупки не содержит сведений о предоставлении участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, заказчик в нарушение пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках не указал сведения об объеме выполняемых работ, в нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках не указал сведения о предоставлении участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

 

Согласно пункту 13.2 раздела XIII Документации закупки договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее в данном разделе – участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен заказчиком не позднее двадцати дней, по результатам неторговых процедур – не позднее 10 (десяти) дней со дня подписания итогового протокола.

Вместе с тем, пунктом 8.1 Документации закупки определено, что договор с победителем заключается в срок не более 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений.

Однако пунктом 13 раздела II Документации закупке установлено, что срок подписания договора не позднее 10 (десяти) дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на сайте www.zakupki.gov.ru/223.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров приходит к выводу, что договор на оказание услуг по итогам закупки может быть фактически заключен ранее 10 дневного срока.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона   о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с заявлением в антимонопольный орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.

Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и победителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих законных прав и интересов.

На основании изложенного, часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования незаконных действий заказчика.

Заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает, что заключение договора между заказчиком и победителем запроса предложений ранее 10 дней является нарушением требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках.

А также, учитывая, что согласно представленным сведениям ФКП «Аэропорты Севера», по результатам проведения закупки № 31604288142 подписаны: соглашение о закреплении тарифов №ПР-16/1728 (зима) от 14.11.2016; соглашение о закреплении тарифов №ПР-16/1729 (лето) от 14.11.2016 предметом которых является закрепление тарифов доставки 1 (одной) тонны груза до места назначения, что фактически не является договором на оказание услуг по итогам закупки - перевозка груза в филиалы ФКП «Аэропорты Севера» расположенные на территории РС(Я) и Магаданской области, Комиссия антимонопольного органа делает вывод о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений статьи 3, статьи 4 Закона о закупках.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а :

 

  1. Признать жалобу ИП   на действия заказчика, закупочной комиссии ФКП «Аэропорты Севера» при проведении открытого запроса предложений, на право заключения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП  «Аэропорты Севера» на 2017 год (извещение №31604288142) обоснованной;
  2. Признать заказчика ФКП «Аэропорты Севера» нарушившим пункт 2 части 1 статьи  3, часть 8 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 10 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Выдать ФКП «Аэропорты Севера» предписание об устранении нарушений статьи 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  4. Выдать ФКП «Аэропорты Севера» предписание о внесении изменений в Положение о закупках  в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет, со дня такого размещения.

 

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны