Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-180/18.1-16 от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-180/18.1-16

 

г. Якутск                                                                                                      28 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров

при участии от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционное агентство» директора, представителя по доверенности;

при участии от заказчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционное агентство» на действия заказчика, закупочной комиссии федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»   при проведении запроса предложений на оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера»: лот №1 – оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период времени из расчета – 1 тонна за километр; лот №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени – 1 тонна за километр» (извещение №31604288142),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы в Республике Саха (Якутия) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-экспедиционное агентство» (далее – ООО «ТЭА», заявитель) вх.№ 10147 от 19.12.2016 на действия организатора торгов, заказчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера»   (далее – ФКП «Аэропорты Севера», организатор торгов, заказчик) при проведении запроса предложений на оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера»: лот №1 – оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период времени из расчета – 1 тонна за километр; лот №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени – 1 тонна за километр» (извещение №31604288142) о нарушении законодательства о закупках.

Как следует из содержания жалобы заявителя, заказчик установил показатель в критериях оценки заявок «наличие материально-технических ресурсов, а именно грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения условий договора на праве собственности или ином законном основании», но при этом не указал конкретный или ориентировочный объем перевозимых грузов, в следствии чего участник не имеет возможности определить необходимое количество автотранспортных средств для выполнения работ, тем самым, организатор торгов может варьировать на среднюю оценку квалификации участника, устанавливая большое количество транспорта до беспредела. Кроме того, закупка разделена на 2 лота по 4 тарифа, что также неправомерно, так как лоты должны быть разделены на конкретные маршруты по направлениям и видам перевозимого груза с указанием ориентировочных объемов. На рассмотрении дела  представитель ООО «ТЭА» доводы, изложенные в указанной жалобе, полностью поддержал.

Представитель заказчика на рассмотрении дела представил письменное возражение на жалобу заявителя, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил, что действующее законодательство, в частности Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не ограничивает заказчика в выборе критериев оценки, а также оставляет право за заказчиком самостоятельно устанавливать порядок оценки и сопоставления заявок по заявленным критериям. Установление определенного количества техники не ограничивает права и интересы потенциальных участников закупки. Также, учитывая отдаленность конечных пунктов, отсутствие круглогодичного транспортного сообщения и кратковременности действия автозимников необходимо осуществить доставку грузов в кратчайшие сроки и при этом потребность в автотранспортных средствах должна быть с учетом непредвиденных обстоятельств. Разделение закупки на отдельные маршруты и виды перевозимого груза экономически необоснованно и влечет увеличение издержек, а также ограничивает конкуренцию и допускает заключение договоров по 100 000 (сто тысяч) рублей с единственным поставщиком без проведения закупочных процедур.  Конкретный объем перевозимого груза в Документации закупки не указан, так как целью проведения данной закупки является установление тарифа на 1 тонну за 1 километр для сухогруза и наливных грузов для отправки в филиалы ФКП «Аэропорты Севера» согласно техническому заданию.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

29 ноября 2016 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о внесении изменений в извещение о запросе предложений для закупки № 31604288142 от 03.11.2016 и проведении запроса предложений на оказание транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера» (далее - закупка № 31604288142).

            Документация открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера» на 2017 год утверждена и.о. генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» О.А. Александровым 29.11.2016 и состоит из 5 разделов: I – общие сведения об организации и порядке проведения запроса предложений; II – информационная карта запроса предложений; III образцы форм и документов для заполнения участниками; IV – проект договора; V – техническое задание (далее – Документация закупки),

Согласно извещению и документации закупки срок (начала, окончания) и место подачи заявок на участие в запросе предложений: с 03.11.2016 по 14.12.2016, в рабочие дни с 09:00ч. до 18:00ч., в печатном виде (на бумажном носителе), по адресу заказчика: 677904, РС(Я), г. Якутск, п. Маган, ул. 40 лет Победы, 1, каб. №38;

место, дата, время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений: 677904, РС(Я), г. Якутск, п. Маган, ул. 40 лет Победы, 1, каб. I зам.ген.директора – директора по строительству и модернизации, 14 декабря 2016 года в 14:00 часов (время местное);

срок подписания договора: не ранее 10 (десяти) дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на сайте www.zakupki.gov.ru. По согласованию сторон возможно внесение изменений в договор;

До окончания указанного срока на участие в закупке № 31604288142 по лоту № 1 поступило 3 (три) заявки, от участников: ООО «СВТранс», ООО «Транспортно-экспедиционное агентство», ИП Ролин Д.С., по лоту №2 поступило 2 (две) заявки от участников: ООО «СВТранс», ООО «Транспортно-экспедиционное агентство».

Согласно протоколу №225-ЗП/16 вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок открытого запроса предложений реестровый № 31604288142 от 14.12.2016, постоянно действующая единая комиссия приняла решение допустить к итоговой оценке все предложения участников, подавших заявки, признать победителем запроса предложений по лоту №1 участника ООО «СВТранс», присвоить второе место заявке участника ООО «Транспортно-экспедиционное агентство»; по лоту №2 признать победителем запроса предложений участника ООО «СВТранс», присвоить второе место заявке участника ООО «Транспортно-экспедиционное агентство».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает жалобу ООО «Транспортно-экспедиционное агентство» необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», утвержденное приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» от 02.11.2016г. №827 (далее по тексту – Положение о закупке), которое определяет порядок выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условия и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд.

Согласно Положению о закупке, целями проведения закупок ФКП «Аэропорты Севера» является: обеспечение эффективного использования средств; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности проведения закупок; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок; стимулирование и расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках определено, что в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктами 1, 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Как следует из материалов дела, предметом закупки является оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера»: лот №1 – оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период времени из расчета – 1 тонна за километр; лот №2 – оказание услуг по перевозке груза наземным транспортом в летний период времени – 1 тонна за километр».

Целью закупки № 31604288142 по лотам №1 и 2 в соответствии с техническим заданием оказания транспортно-экспедиционных услуг для нужд ФКП «Аэропорты Севера» является – перевозка груза в филиалы ФКП «Аэропорты Севера», расположенные на территории РС(Я) и Магаданской области.

Характер перевозимого груза – товарно-материальные ценности различного назначения, строительные материалы, оборудование и агрегаты, автозапчасти, ГСМ и технические жидкости, спецтехника, блок модули.

Срок доставки – максимально короткие сроки доставки, оговариваются на каждую отдельную доставку.

Вес, объем перевозимого груза – в соответствии с планом-графиком закупок на 2017 год.

Срок предоставления транспортного средства – не более 4 (четырех часов с момента подачи заявки.

Период перевозки грузов: по лоту №1: с 01.01.2017 по 01.05.2017, с 01.12.2017 по 31.12.2017; по лоту №2 с 01.05.2017 по 30.11.2017.

Начальная (максимальная) цена договора составляет:

Лот №1:

- перевозка сухогруза (I группа филиалов) 17,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (I группа филиалов) 19,00 рублей тонна/километр.

- перевозка сухогруза (II группа филиалов) 15,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (II группа филиалов) 17,00 рублей тонна/километр. 

Лот №2:

- перевозка сухогруза (I группа филиалов) 16,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (I группа филиалов) 18,00 рублей тонна/километр.

- перевозка сухогруза (II группа филиалов) 14,00 рублей тонна/километр;

- перевозка наливных грузов (II группа филиалов) 16,00 рублей тонна/километр.

Согласно пункту 2 проекта договора о закреплении тарифов, настоящим соглашением стороны закрепили тарифы доставки 1 (одной) тонны груза до места назначения, которые составляют - _____ тн./км.

Учитывая вышеизложенное, поскольку предметом закупки №31604288142 является закрепление тарифа на оказание услуг по перевозке грузов наземным транспортом в зимний период и летний период времени из расчета – 1 тонна за километр, установление конкретного объема перевозимого груза не требуется, так как потенциальным участникам, исходя из указанной информации, необходимо предложить цену за перевозку сухогруза, наливных грузов за 1 тн./км.

Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Разделом Х Положения закупки установлены требования к участникам закупки.

Согласно пункту 10.3 Положения о закупке, при проведении торгов заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно:

- наличие финансовых, материальных средств, а также возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

- иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

Согласно ссылке 1 к указанному пункту, квалификационные требования должны быть выражены в измеряемых единицах, например,

- наличие опыта оказания аналогичных услуг не менее пяти лет,

- наличие опыта выполнения аналогичных услуг на сумму не менее 15 млн.руб.,

- наличие в собственности или на праве аренды производственных мощностей, а именно: не менее двух башенных кранов, складских помещений площадью не менее 2 тыс.кв.м.

Приложением №1 к Документации закупки установлен порядок проведения оценки заявок не участие в конкурсе и оценки на участие в запросе предложений.

Согласно пункту 2 Приложения №1 к Документации закупки, для применения настоящего порядка заказчику необходимо включить в конкурсную документацию, документацию о запросе предложений конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.

В соответствии с пунктом 5 Приложения №1 к Документации закупки, для оценки могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельным значимостями:

 

Номер критерия

Критерии оценки заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить

Значимость критериев в процентах. Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации

1

Цена договора

Начальную цену договора

Не менее 20%

2

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

1. Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ)

2. формы для для заполнения участников по соответствующему предмету оценки (например. Таблица, отражающая опыт участника)

3. треования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки)

Не более 70%

3

Качество товара

4

Наличие производственных мощностей

 

Согласно вышеуказанным требованиям, пунктом 14 раздела II Документации закупки установлены критерии оценки заявок: цена договора – 30%; квалификация участника – 70%.

В пункте 7.6 части 7 Документации закупки, указано, что оценка заявок по критерию квалификация участников осуществляется с использованием следующих критериев:

«Опыт участника по успешному оказанию услуг в области грузовых перевозок»

Значимость показателя (%): 50.

Коэффициент значимости показателя – 0,5.

«Наличие материально-технических ресурсов, а именно грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения условий договора на праве собственности или ином законном основании»

Значимость показателя (%): 50.

Коэффициент значимости показателя – 0,5.

            Документы, предоставляемые участниками закупки в подтверждении своей квалификации по показателю «Наличие материально-технических ресурсов, а именно грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения условий договора на праве собственности или ином законном основании» являются:  в случае, если техника в собственности: копии паспортов транспортного средства или копии свидетельств о регистрации транспортного средства; в случае, если техника находится на ином законном основании, то к вышеуказанным документам приложить документы подтверждающие основания владения (договора аренды, субподряда и тд).     

Как установлено материалами дела, участниками в составе заявок на участие в закупке № 31604288142 по лотам №1, 2 для подтверждения своей квалификации по указанному критерию  представлены следующие документы:

ООО «Транспортно-экспедиционное агентство»  - договоры аренды транспорта с экипажем, свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, паспорта транспортных средств на19 единиц техники;

ООО «СВТранс» - договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории РФ, свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, паспорта транспортных средств на 64 единиц техники;

ИП Ролин Д.С. - паспорта транспортных средств на 5 единиц техники.

Так по указанному критерию, согласно протоколу №225-ЗП/16 вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок открытого запроса предложений реестровый № 31604288142 от 14.12.2016, единая комиссия оценила следующим образом:

по лоту №1

ООО «СВТранс» - 64 единиц техники = 50 баллов

ООО «Транспортно-экспедиционное агентство» - 19 единиц техники =  14,5 баллов;

ИП Ролин Д.С. – 5 единиц техники =  3,5 баллов.

по лоту №2

ООО «СВТранс» - 64 единиц техники = 50 баллов

ООО «Транспортно-экспедиционное агентство» - 19 единиц техники =  14,5 баллов;

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик не указал конкретный или ориентировочный объем перевозимых грузов, в следствии чего участник не имеет возможности определить необходимое количество автотранспортных средств для выполнения работ, тем самым, заказчик может варьировать на среднюю оценку квалификации участника, устанавливая большое количество транспорта до беспредела не нашел своего подтверждения, поскольку целью указанной закупки является установление конкретного тарифа на 1 тонну за 1 километр на перевозку сухогруза, наливных грузов, кроме того заказчик не имеет возможности варьировать при оценке заявок участников количеством автотранспорта, так как сведения об имеющихся транспортных средствах подтверждают сами участники, соответствующими документами, которые предоставляют в составе заявки на участие в запросе предложений.

   Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в числе прочих, принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно пункту 5.1 Положения о закупки, лот это определенная извещением о закупке и документацией о закупке продукция, закупаемая по одному конкурсу или аукциону, обособленная заказчиком в отдельную закупку в целях рационального и эффективного расходования денежных средств и развития добросовестной конкуренции.

Таким образом, разделение рассматриваемой закупки на 2 лота:  перевозка в зимний период; перевозка в летний период, является допустимым, поскольку предметом данной закупки является одна услуга, а именно: оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов), кроме того заказчик сам определяет, как сформировать лот, что не противоречит законодательству о закупках и Положению о закупках.

Следовательно, довод ООО «ТЭА» о том, что лоты должны быть разделены на конкретные маршруты по направлениям и видам перевозимого груза с указанием ориентировочных объемов является необоснованным, так как предмет закупки  технологически и функционально связан между собой, что не ограничивает число потенциальных участников, направлено на своевременное оказание услуг и эффективное расходование денежных средств.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

 

 

 р е ш и л а :

признать жалобу ООО «Транспортно-экспедиционное агентство»  на действия организатора торгов, заказчика ФКП «Аэропорты Севера» при проведении запроса предложений «Оказание транспортно-экспедиционных услуг (перевозка грузов) для нужд ФКП «Аэропорты Севера» необоснованной

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны