Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-20/14А о нарушении антимонопольного зак... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №03-20/14А о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена «26» марта 2014г.

Изготовлено в полном объеме «27» марта 2014г.

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Кузьмин А.Д. – Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Борисова Т.П. - главный специалист - эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

     Платонова Э.Ю. – ведущий специалист - эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;

При участии:

-                   заявителя Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская Больница №1- Национальный центр медицины» - представители по доверенности: Ербулатов Маратхан Алмаханович, по доверенности от 06.08.2013 г. №43 и Янковой Наталии Владимировны, по доверенности от 01.06.2013 г. №01-01-17/-

-                   ответчика Открытое акционерное общество «Водоканал» - уведомлены надлежащим образом, но не явились.

 

Рассмотрев дело №03-20/14А возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Водоканал» адрес местонахождения: г. Якутск, ул. Богдана Чижика, 19 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а :

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 04.02.2014 г. поступило заявление от ГБУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» о нарушении антимонопольного законодательства.  Как следует из заявления, Общество злоупотребляет доминирующим положением, путем навязывания невыгодных условий договора.

В ходе проверки заявления установлено, что в проект договора на водоотведение на 2014 г. ОАО «Водоканал» включило пункт 9, предусматривающий возможность применения экономических санкций к лечебному учреждению за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в городскую систему канализаций. К заявлению приложены протокол согласования разногласий, в которых Общество отказалось исключать данный пункт договора.

В целях всестороннего и полного рассмотрения заявления письмом от 10.02.2014 г. у ОАО «Водоканал» были запрошены письменные пояснения включения в договор п.9. На что Общество пояснило, согласно ч.8 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644), договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовыми формами. Типовая форма договора водоотведения утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения». Также Общество указало, что п. 9 проекта договора соответствует п. 9 типовой формы договора.

Общество также указало в пояснениях, что просит в удовлетворении требований отказать, ввиду того, что оспариваемое условие договора полностью соответствует типовой форме договора водоотведения.

Как следует из положений части 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона не может быть возбуждено ранее выдачи предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и его исполнения (неисполнения) хозяйствующим субъектом, подозреваемым в совершении антимонопольного правонарушения.

19.02.2014 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ОАО «Водоканал» выдано предупреждение о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности о необходимости прекращения вышеуказанного действия, путем исключения пункта 9 из договора №А0043*/10/14 водоотведения.

Письмом от 25.02.2014 г. №032юр-62 ОАО «Водоканал» сообщило, что включение в договор п.9 является законным.

07.03.2014 г. срок исполнения предписания об устранении нарушения истек, однако действия по устранению нарушения Обществом предприняты не были.

Приказом руководителя УФАС по РС (Я) от 17.03.2014 г. №25 в отношении ОАО «Водоканал» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела по существу 25.03.2014 г. представитель заявителя поддержал заявленные требования, считает, что включение в проект договора п.9 нарушает права заявителя. Настаивает на том, что лечебные учреждения освобождены от платежей за сверхнормативный сброс сточных вод, при этом ссылаясь на Постановление Окружной администрации №102 от 09.10.2009 г. Так же считает, что вышеуказанное постановление продолжает действовать несмотря на то, что Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 158 от 17.04.1998 г. признано утратившим силу с принятием Постановления Правительства РС(Я) от 01.11.2013 г. №367.

Объявлен перерыв до 26.07.2014г. Рассмотрение дела продолжено после перерыва.

Представитель заявителя не привел новых доводов.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения заявителя, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644) определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В свою очередь, в соответствии с делегированными полномочиями, Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Постановление от 01.11.2013 г. №367 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов РС(Я)».

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов РС(Я) ( далее – Правила №367), утвержденный вышеназванным Постановлением РС(Я) №367 разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1310 от 31.12.1995 г. и Постановлением Правительства от 12.02.1999 г. №167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ».

Пункт 5  Правил №367 делегирует полномочия органам местного самоуправления - Порядок установления лимитов водоотведения и Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов Республики Саха (Якутия), утверждаются органами местного самоуправления поселений и городских округов Республики Саха (Якутия) или уполномоченной ими организацией ВКХ.

Порядок установления лимитов водоотведения и Условия приема загрязняющих веществ определены Постановлением Окружной администрации г. Якутска №102 от 09.10.2009 г. Однако, это Постановление принято во исполнение Постановления Правительства РС(Я) от 17.04.1998 г. №158  «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», которое потеряло силу с принятием Постановления Правительства РС(Я) от 01.11.2013 г. №367.

Между тем, Правилами №367 ни коим образом не изменены полномочия органов местного самоуправления и городских округов, то есть они так же как и прежде, когда действовало Постановления Правительства РС(Я) от 17.04.1998 г. №158, устанавливают лимиты водоотведения и Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов Республики Саха (Якутия).

Также, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Таким образом, Постановление Окружной администрации г. Якутск №102 от 09.10.2009 г. «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Якутска», которым освобождены от платежей за сверхнормативный сброс, в том числе лечебные учреждения, продолжает свое действие в виду того, что:

 во-первых, Постановление Правительства РС(Я) №367 от 01.11.2013 г., которым отменено Постановление Правительства РС(Я) №158 от 17.04.1998 г. во исполнение которого он принят, не отменяет делегированные органам местного самоуправления полномочия по установлению лимитов водоотведения.

Во-вторых, Постановление Окружной администрации не отменено органом, принявшим его, а именно Окружной администрацией.

  Довод ответчика о том, что спорный пункт соответствует типовому договору несостоятелен ввиду следующего:

С введением главы 5 Закона о водоснабжении и водоотведении с 01 января 2014 г., в отношении платы за сброс загрязняющих веществ через системы водоотведения (т. е. в окружающую среду) абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства делятся на две группы:

первая группа: нормируемые отдельно Росприроднадзором в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» и от 30 апреля 2013 г. № 393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов». В соответствии с требованиями постановления № 230, к первой группе относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 200 м3/сут суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения и осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.

вторая группа: все остальные абоненты, не отвечающие требованиям постановления № 230.

Для абонентов первой группы НДС и лимиты установлены Постановлением Правительства №393 от 30.04.2013 г.

Для остальных абонентов продолжают действовать пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Постановления Правительства от 12.02.1999 г. №167 и постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

ГБУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» не осуществляет производственную деятельность и не имеет на своих площадях арендаторов, занимающихся производственной деятельностью и сбрасывающих в городскую канализацию загрязненные сточные воды. Соответственно, заявитель относится ко второй группе абонентов, к которой применяются вышеназванные нормативно-правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления и городских округов правом установления лимитов водоотведения и определением условий приема загрязняющих веществ в сточных водах.

Таким образом, в отношении ГБУ РС(Я) «РБ №1 – НЦМ» не применим п. 9 типового договора водоотведения. Так как, согласно Постановления Окружной администрации г. Якутск №102 от 09 октября 2009 г. имеет право на освобождение от платежей за сверхнормативный сброс сточных вод.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

В соответствии с частью 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 3 Федерального закона «О естественных монополиях» установлено, что естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Водоканал» осуществляет естественно - монопольный вид деятельности, а, следовательно, является субъектом естественных монополий. При таких условиях, в силу требований статьей 3, 4 Федерального закона «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Водоканал» на товарном рынке – водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является доминирующим.

На основании вышеизложенного следует, что ОАО «Водоканал», отклоняя разногласия заявителя по проекту договора водоотведения по исключению п.9, злоупотребило доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него и нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ОАО «Водоканал» нарушившим пункт 3  часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для изучения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                            А.Д. Кузьмин

 

Члены Комиссии:                                                                                       Т.П. Борисова

 

                                                                                                                      Э.Ю. Платонова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны