Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы №03-21/18.1-17 от 31 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-21/18.1-17

 

г. Якутск                                                                                                      27 января 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров

при участии от заявителя общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Вымпел» генерального директора, представителя по доверенности без номера от 26.01.2017, представителя по доверенности без номера от 26.01.2017;

при участии от заказчика акционерного общества «Сахатранснефтегаз» представителя по доверенности №165/17 от 24.01.2017, представителя по доверенности №167/17 от 25.01.2017,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Вымпел»  (далее – заявитель, ООО ЧОО «Вымпел») на действия организатора торгов, заказчика, конкурсной комиссии акционерного общества «Сахатранснефтегаз» при проведении открытого конкурса «Лот №1 Осуществление охраны и контрольно-пропускного режима на объектах АО «Сахатранснефтегаз» на 2017 год» по лоту №1: оказание охранных услуг (извещение №31604624097) о нарушении законодательства о закупках,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы в Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ЧОО «Вымпел» (вх.№345 от 18.01.2017) на действия организатора торгов, заказчика, конкурсной комиссии акционерного общества  «Сахатранснефтегаз» (далее – заказчик, АО «Сахатранснефтегаз») при проведении открытого конкурса «Лот №1 Осуществление охраны и контрольно-пропускного режима на объектах АО «Сахатранснефтегаз» на 2017 год» по лоту №1: оказание охранных услуг (извещение №31604624097) о нарушении законодательства о закупках.

Как следует из содержания жалобы заявителя, заказчик неправомерно установил в критериях оценки заявок квалификацию участника по опыту и объему выполнения работ именно в объектах нефтегазовой отрасли, по мнению заявителя, столь узкий показатель объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и необоснованно ограничивает участников, поскольку участники, не имеющие опыта такого сотрудничества, объективно лишены возможности победить в конкурсе. Кроме того, в документации закупки отсутствует порядок расчета баллов по каждому критерию оценки, что неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организатора торгов, поскольку определения лица, предложившего лучшую заявку будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии заказчика. На рассмотрении дела представитель ООО ЧОО «Вымпел» доводы, изложенные в  жалобе, поддержал в полном объеме.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил, что отсутствие документов подтверждающих объем выполненных договоров и опыт участника закупки в объектах нефтегазовой отрасли не является основанием для недопуска участника в закупочной процедуре и следовательно не ограничивает участников закупки. Порядок расчета баллов указан в пункте 26 блока II информационной карты, а также в приложении №1 к Положению о закупках товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз», при проставлении оценочных баллов специалисты выносят экспертную оценку, основываясь на своем опыте, квалификации и требованиях документации.

Кроме того, согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действие (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг только в случаях указанных в настоящей статье и перечень оснований для подачи жалобы участником является закрытым. Таким образом, представитель заказчика просит признать жалобу ООО ЧОО «Вымпел» необоснованной и отказать в ее удовлетворении.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 30.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31604624097 о проведении открытого конкурса «Лот №1 Осуществление охраны и контрольно-пропускного режима на объектах АО «Сахатранснефтегаз» на 2017 год» (далее – закупка №31604624097) и документация закупки №58/2016-ПУ «Осуществление охраны и контрольно-пропускного режима на объектах «АО «Сахатранснефтегаз» на 2017 год», утвержденная генеральным директором АО «Сахатранснефтегаз» И.К. Макаровым 30.12.2016 (далее – документация закупки).

Из извещения и документации закупки следует, что предметом закупки №31604624097 по лоту №1 является осуществление охраны и контрольно-пропускного режима на объектах АО «Сахатраснефтегаз»,  начальная (максимальная) цена договора 19 514 550 руб. место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с момента публикации извещения до 09 часов 00 минут 19 января 2017 года по месту нахождения заказчика, по адресу г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок «В», каб. 403, вскрытие конвертов – 19.01.2017 в 10:00ч., рассмотрение заявок – 20.01.2017 в 14:00ч.,  подведение итогов 20.01.2017 в 15:00 ч.

Согласно блоку V «техническое задание» документации закупки, объектами подлежащим охране являются: ГРС, газоперерабатывающий завод, управление газораспределительных сетей, базы производственного обеспечения предприятия, административное здание, всего 12 позиций.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает жалобу ООО ЧОО «Вымпел» обоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Сахатранснефтегаз» от 21.05.2014, утвержденное советом директоров АО «Сахатранснефтегаз» и подписанное председателем совета директоров Местниковым С.В. (далее по тексту – Положение о закупке), которое определяет порядок подготовки процедур закупки, способы закупки, требования к участникам закупки, содержание извещения о закупке и документации о закупке, условия применения и порядок проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке.

Пунктом 7.2 Положения о закупке предусмотрен и определен порядок проведения открытого конкурса. В подпункте 7.2.2.2 Положения о закупке указан перечень документов и сведений которые должна содержать заявка на участие в конкурсе, в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в конкурсной документации установлены квалификационные требования к участникам закупки.

Согласно пункту 7.2.5.2 Положения о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке (Приложение).

Приложением к Положению о закупке, определен порядок для проведения оценки заявок на участие в конкурсе и согласно пункту 2 указанного Приложения, для применения настоящего порядка заказчику необходимо включить в конкурсную документацию конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.

В соответствии с пунктом 5 Приложения к Положению о закупке, для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельными значимостями:

Цена договора - не менее 20%.

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, делова репутация); качество товара; наличие производственных мощностей; срок поставки; срок гарантии на товар - не более 70% и для проведения оценки в документации необходимо установить:

- конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ);

- формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например таблица отражающая опыт участника);

- требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки).

В соответствии с пунктами 2, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации закупки должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Аналогичные требования установлены в подпунктах 2, 14, 15 пункта 6.2.1 Положения о закупке.

Согласно пункту 3 раздела 17 информационной карты документации закупки указаны документы, которые должна содержать заявка участников закупки и в случае отсутствия таких документов, такая заявка будет отклонена как не отвечающая требованиям настоящей документации.

Разделом 26 и 27 информационной карты документации закупки, установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке согласно нижеследующему:

1.           Цена договора, значимость критерия K=0,40                            

2.           Квалификация участника, значимость критерия К=0,40

Подкритерии:          

- «Опыт выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»    оценивается наличие у участника размещения заказа опыта охранной деятельности на объектах нефтегазовой отрасли (от 0 до 35 баллов);

- «Количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа» при оценке будут учитываться специалисты предприятия, состоящие в штатном расписании предприятия и имеющие запись в трудовой книжке о том, что работают у участника размещения заказа (от 0 до 35 баллов);                   

- «Объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» оценивается общее освоение средств Участника размещения заказа за последние 3 (три) года по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли) (от 0 до 30 баллов).

3.           Наличие у участника техники, оборудования, материальных средств, значимость критерия К=0,20

Подкритерии:          

- «Наличие у участника размещения заказа служебного оружия» оценивается общее количество единиц служебного оружия у участника размещения заказа (от 0 до 50 баллов);

- «Наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования» оценивается общее количество единиц транспортных средств у участника размещения заказа (от 0 до 50 баллов).

При проставлении оценочных баллов специалисты выносят экспертную оценку основываясь на своем опыте, квалификации и требованиях документации настоящей закупки.

Для получения итогового рейтинга по критерию «квалификация участника» и «наличие производственных мощностей» рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию, умножается на соответствующую значимость.

Победителем Закупки признается Участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.

Согласно протоколу-1 №58-2016-ПУ (31604624097) от 19.01.2017 на лот №1 поступило 3 (три) заявки от участников ООО ЧОО «Хатан», ООО ЧОП «Гром+», ООО ЧОО «Вымпел».

В ходе изучения заявок ООО ЧОО «Вымпел», ООО ЧОП «Гром+» и ООО ЧОП «Хатан» Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров установлено следующее:

       - заявка ООО ЧОП «Хатан» содержит коммерческое предложение (стр. 9 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 18 891 390,00 руб., по подкритерию «опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» приложено по специфике 1 договор, по подкритерию «количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа» в заявке указано 11 охранников, подтверждено документами 7 сотрудников, по подкритерию «объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» указано на сумму 2 056 320 руб. договоров и подтверждено копиями договоров на сумму 2 056 320 руб., по подкритерию «наличие у участника размещения заказа служебного оружия» указано- 2 единицы, по подкритерию «наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования» приложено заключение УГИБДД МВД по РС(Я) на 1 транспортное средство.

       - заявка ООО ЧОО «Вымпел» содержит коммерческое предложение (стр. 5 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 17 650 050,00 руб., по подкритерию «опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» приложено по специфике 32 договора, по подкритерию «количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа» в заявке указано и подтверждено документами 35 сотрудников, по подкритерию «объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» указано на сумму 547 086 887,00 руб. договоров и подтверждено копиями договоров на сумму 131 978 562,82 руб., по подкритерию «наличие у участника размещения заказа служебного оружия» указано - 9 единицы, по подкритерию «наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования» приложено заключение УГИБДД МВД по РС(Я) на 3 транспортных средств.

       - заявка ООО ЧОП «Гром+» содержит коммерческое предложение (стр. 8 заявки), согласно которому предлагаемая цена договора составляет 18 757 500,00 руб., по подкритерию «опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» приложено по специфике 4 договора, по подкритерию «количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа» в заявке указано 109 охранников, подтверждено документами 82 сотрудника, по подкритерию «объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» указано на сумму 33 031 962,00 руб. договоров и подтверждено копиями договоров на сумму 30 027 632,00 руб., по подкритерию «наличие у участника размещения заказа служебного оружия» указано - 29 единиц, по подкритерию «наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования» приложено заключение УГИБДД МВД по РС(Я) на 3 транспортных средств.

Согласно протоколу-2 №58-2016-ПУ (31604624097) от 20.01.2017 по итогам проверки наличия сведений и документов в соответствии с требованиями документации, закупочная комиссия решила допустить к открытому конкурсу все заявки участников закупки и провести процедуру оценки и сопоставления заявок.

Согласно протоколу-3 №58-2016-ПУ (31604624097) от 20.01.2017 участник ООО ЧОП «Гром+» набравший максимальный итоговый рейтинг 55,15 баллов и объявлен победителем закупки, участник ООО ЧОО «Вымпел» набравший максимальную итоговую оценку после победителя 50,82 баллов присвоен второй номер.

   Таким образом, подкритерий оценки заявок «опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)», дающий, конкурентное преимущество некоторым из них, не свидетельствует о нарушении заказчиком принципа равноправия, необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, поскольку все заявки участников закупки допущены на процедуру оценки и сопоставления заявок. Устанавливая данные требования, АО «Сахатраснефтегаз» руководствовалось пунктом 5.3 Положения о закупке, в соответствии с подпунктом 3 которого заказчик вправе установить иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки. К тому же, согласно подпункту 2 пункта 5.3 Положения о закупке, при проведении торгов заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, в том числе положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.

По объяснениям заказчика, основанием для установления критериев «квалификация участника», «наличие у участника техники, оборудования, материальных средств» явились следующие обстоятельства.

Основной деятельностью АО «Сахатранснефтегаз» является транспортировка газа, а также эксплуатация взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II, III  классов опасности. Согласно свидетельству о регистрации выданной Ленским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № А73-00736 от 15.04.2016 объекты  заказчика являются опасными производственными объектами, в связи, с чем ему требуется заключать договоры с охранными организациями, имеющими необходимый опыт работы и знание особенностей охраны опасных производственных объектов.

В данном случае заказчик сформулировал определенным образом ряд требований в целях объективной оценки претендентов. Все участники закупки тем самым поставлены в равные условия.

       Кроме того, согласно письму «Об установлении требования к участнику закупки о наличии оборудования, квалифицированного персонала, опыта выполнения аналогичных работ» Минэкономразвития России от 25.07.2016 № Д28и-1863, заказчик вправе требовать наличия у участников закупки соответствующего опыта выполнения аналогичных работ, при этом в документации закупки должно быть раскрыто понятие «аналогичность», что в данном случае аналогичность раскрывается как охрана объектов нефтегазовой отрасли.

       Следовательно довод заявителя о неправомерном установлении заказчиком в критериях оценки заявок подкритерия «опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» не нашел своего подтверждения.

  Между тем, анализ пяти таблиц сопоставления заявок членами закупочной, являющихся приложением №1 к протоколу оценки и сопоставления заявок от 20.01.2017,  однако не размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru показал, что заявки ООО ЧОО «Вымпел», ООО ЧОП «Гром+», ООО ЧОП «Хатан» были оценены членами закупочной комиссии следующим образом:

       Каждый из пяти членов закупочной комиссии по критериям «квалификация участника» и «наличие у участника техники, оборудования, материальных средств» оценили следующим образом,

 

Заявку ООО ЧОП «Хатан»:

 

Критерии

Показатель участника

Оценки членов комиссии в баллах

1 чл.

2 чл.

3 чл.

4 чл.

5 чл.

Квалификация участника, значимость  = 0,4

«опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»

1 договор

5

10

20

15

10

«количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа»

7 сотрудников

5

5

15

20

10

«объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»

2 056 320

10

25

10

10

10

Наличие у участника техники, оборудования, материальных средств, значимость = 0,2

«наличие у участника размещения заказа служебного оружия»

2 ед.

5

20

10

10

10

«наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования»

1 ед.

15

25

20

20

10

 

Заявку ООО ЧОП «Гром+»:

 

Критерии

Показатель участника

Оценки членов комиссии в баллах

1 чл.

2 чл.

3 чл.

4 чл.

5 чл.

Квалификация участника, значимость  = 0,4

«опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»

4 договора

20

25

30

25

25

«количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа»

82 сотрудника

35

35

35

35

35

«объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»

30 027 632

20

30

30

20

20

Наличие у участника техники, оборудования, материальных средств, значимость = 0,2

«наличие у участника размещения заказа служебного оружия»

29 ед.

50

50

50

50

50

«наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования»

3 ед.

50

50

50

50

50

 

Заявку ООО ЧОО «Вымпел»:

 

Критерии

Показатель участника

Оценки членов комиссии в баллах

1 чл.

2 чл.

3 чл.

4 чл.

5 чл.

Квалификация участника, значимость  = 0,4

«опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»

32 договора

35

30

35

35

35

«количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа»

35 сотрудников

15

15

15

25

25

«объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)»

131 978 562,82

30

30

30

30

30

Наличие у участника техники, оборудования, материальных средств, значимость = 0,2

«наличие у участника размещения заказа служебного оружия»

9 ед.

15

20

20

20

20

«наличие у участника размещения заказа мобильной (обеспеченной автотранспортом) группы быстрого реагирования»

3 ед.

50

50

50

50

50

 

       Из указанных таблиц не представляется возможным понять, как именно членами комиссии присуждались баллы по тому или иному критерию оценки и сопоставлению заявок. Кроме того, такой информации, а именно градации баллов, порядка их присвоения в документации закупки и в Положении о закупке не содержится.

       Так по подкритерию «опыт выполнения работ по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)» заявке ООО ЧОО «Вымпел» с максимальным показателем среди указанных участников не все члены комиссии оценили в максимальный балл, кроме того, по подкритерию «объем выполнения работ участника размещения заказа по отраслевой специфике заказчика (объекты нефтегазовой отрасли)», при показателе ООО ЧОП «Гром+» - 30 027 632 руб. и показателе ООО ЧОО «Вымпел» - 131 978 562,82 руб. два члена комиссии оценили в одинаковое максимальное количество 30 баллов.

       На рассмотрении дела представитель заказчика пояснил, что члены комиссии руководствуются Положением о закупке и документацией закупки, при проставлении оценочных баллов специалисты выносят экспертную оценку основываясь на своем опыте, квалификации и требованиях документации настоящей закупки, однако обоснования присвоения вышеуказанных баллов участникам закупки, представителем заказчика на рассмотрении дела не представлены.

       В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие  в закупке.

       При этом, в целях применения названной нормы права, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащий осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

В этой связи в документации закупки должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной закупки.

Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов. Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам, так и из недопустимости ограничения конкуренции (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, основными целями названного закона являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При этом, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 закона о закупках), равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В настоящем случае, действия заказчика не соответствовали упомянутым целям и принципам.

Так, отсутствие сведений о порядке присвоения и начисления баллов по перечисленным ранее критериям объективно приводит к нарушению принципа информационной открытости закупки, поскольку лишает ее участников существенной информации о порядке выбора победителя, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) и оставляет разрешение данного вопроса исключительно на субъективное усмотрение членов закупочной комиссии.

Данное обстоятельство, в свою очередь, ведет к недостижению таких целей закупочной процедуры, как расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки.

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

При этом, предоставленная заказчикам возможность самостоятельно разрабатывать и определять виды и порядок проведения закупочных процедур не освобождает их от обязанности соблюдать иные требования законодательства.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлен прямой запрет на оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Объективным подтверждением возникшей в результате действий заявителя правовой неопределенности в части оценки и сопоставления поданных заявок является жалоба ООО ЧОО «Вымпел», соответствующего всем предъявляемым заказчиком требованиям, однако заявке которого присвоено меньшее количество баллов, нежели заявкам иных участников, а также присвоении баллов победителю закупки ООО ЧОП «Гром+» большее количество баллов по причинам, которые не раскрыты в ходе проведения закупочной процедуры и не доведены до сведения ее участников.

На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что в документации закупки АО «Сахатранснефтегаз» отсутствовали сведения о порядке оценки и сопоставления заявок, градации баллов и о порядке их начисления, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя в части отсутствия порядка расчета баллов по каждому критерию оценки и  наличии в действиях заказчика нарушений пункта 13 части 10 статьи 4, пунктов 1, 2 части 1 части 6 статьи 3,  Закона о закупках.

Довод представителя заказчика о том, что перечень оснований для подачи жалобы участником закупки является закрытым и обжалованию не подлежит, не обоснован в силу следующего,

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобы на действия (бездействия) заказчика при организации и проведении закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями закона о закупках антимонопольные органы рассматривают по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба поступившая в антимонопольный орган может быть либо рассмотрена по существу, либо возвращена заявителю.

Частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен закрытый перечень случаев, при наступлении которых антимонопольный орган возвращает жалобу заявителю.

Предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения закупочных процедур, защиту нарушенных прав как участников закупок.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупках заказчика.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Кроме того, согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции правом обжалования действий (бездействия) заказчика при осуществлении закупки в соответствии с требованиями закона о закупках обладают, в том числе лица, не подававшие заявку на участие в закупке, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения закупки.

Согласно постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А27-24989/2015 от 28.09.2016 норма части 10 статьи 3 Закона о закупках дополняет и развивает положения Закона о закупках, указывает на возможность ее применения не только на этапе организации закупки, но и на стадии ее проведения; устанавливает право обжалования как действий (бездействия) заказчика, так и иных лиц (оператора электронной площадки, конкурсной комиссии и др.). По смыслу указанных норм, исходя из целей законодательства о конкуренции и закупках, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы участников закупки не только по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона о закупках, но и в тех случаях, когда жалоба содержит сведения о нарушениях при организации и проведение закупки требований антимонопольного законодательства и иных положений Закона о закупках.

Таким образом, рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции подлежат любые жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, выразившиеся в нарушении заказчиком установленного Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами принятыми в его реализацию, положением о закупке заказчика порядка проведения закупочных процедур, в том числе случаях, не поименованных в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

 р е ш и л а :

  1. Признать жалобу ООО ЧОО «Вымпел»  на действия организатора торгов, заказчика АО «Сахатранснефтегаз» при проведении открытого конкурса «Лот №1 Осуществление охраны и контрольно-пропускного режима на объектах АО «Сахатранснефтегаз» на 2017 год» обоснованной.
  2. Признать заказчика АО «Сахатранснефтегаз» нарушившим пункт 13 части 10 статьи 4, пункт 1, 2 части 1 части 6 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать АО «Сахатранснефтегаз» предписание об устранении нарушений статьи 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                                                          

 

Члены комиссии                                                                                                     

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны