Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №03-27/18.1-17

г. Якутск                                                                                                      06 февраля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров в составе: <...>

при участии от заявителя закрытого акционерного общества «Учур» представителя по доверенности без номера от 01.02.2017 года В., представителя по доверенности без номера от 20.01.2017 года Д.;

при участии от заказчика государственного унитарного предприятия Дирекции по газификации сельских населенных пунктов «Стройсельгазификация» представителя по доверенности без номера от 02.02.2017 года С. После перерыва членов закупочной комиссии Р., Ш., З., В.,

рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Учур»  (далее – заявитель, ЗАО «Учур») на действия заказчика государственного унитарного предприятия Дирекция по газификации сельских населенных пунктов «Стройсельгазификация» (далее – заказчик, ГУП «Стройсельгазификация») при проведении открытого конкурса «Отбор подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Магистральный газопровод к с. Бердигестях Горного улуса» (4-й пусковой комплекс, участок Асыма-Бердигестях)» (извещение №31604592782) (далее – конкурс, закупка) о нарушении законодательства о закупках,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы в Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ЗАО «Учур» (вх.№640 от 27.01.2017 года) на действия заказчика ГУП «Стройсельгазификация» при проведении открытого конкурса открытого конкурса «Отбор подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Магистральный газопровод к с. Бердигестях Горного улуса» (4-й пусковой комплекс, участок Асыма-Бердигестях)» (извещение №31604592782) (далее – конкурс, закупка) о нарушении законодательства о закупках.

На рассмотрении представители заявителя пояснили, что действия конкурсной комиссии по проведению процедуры оценки необоснованными, не соответствующими требованиям действующего законодательства, поскольку заявителем в составе заявки для определения рейтинга по подкритерию «Опыт работы» была предоставлена заполненная форма с пакетом документов, подтверждающая опыт работы на сумму свыше 2,5 млрд.руб. и потому заявке должны были присвоить 80 баллов. Однако, по неизвестным причинам заявке заявителя присвоено 15 баллов с общей суммой 453 390 102 руб. 44 коп., что привело к нарушению порядка определения победителя открытого конкурса. В дополнении к жалобе заявитель указал, что заказчик неправомерно произвел подсчет стоимости выполненных работ простым арифметическим сложением сумм, указанных в последней строке крайнего правого столбца справки формы КС-3, поскольку в данной строке указана сумма только за отчетный период, в то время как в графе 5 указана стоимость работ и затрат с нарастающим итогом с начала года, включая отчетный период. Таким образом, заявителем в составе заявки представлены справки формы КС-3 либо по календарному году, либо за весь период выполнения работ в случае, если работы были произведены в одном календарном году.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил, что пунктом 3.1 раздела 24 Информационной карты Документации по закупке при оценке по подкритерию «Опыт выполнения работ» помимо сведений в форме №6 , изложенных участником закупки, и приложенных копий договоров, государственных контрактов, будут рассматриваться подписанные справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. Заявителем в составе заявки представлены 37 справок по форме КС-№, подписанные сторонами договора на общую стоимость 453 390 102 руб. 44 коп. Данная сумма соответствует начислению 15 баллов. Таким образом, подсчет баллов произведен правомерно, в соответствии с Документацией.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 28.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31604592782 о проведении открытого конкурса «Отбор подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Магистральный газопровод к с. Бердигестях Горного улуса» (4-й пусковой комплекс, участок Асыма-Бердигестях)» (далее – Извещение) и документация закупки №1-011-2016 по отбору подрядчика на право заключения Договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Магистральный газопровод к с. Бердигестях Горного улуса» (4-й пусковой комплекс, участок Асыма-Бердигестях), утвержденная генеральным директором ГУП «Стройсельгазификация» Е.П. Рожиным 23.12.2016 года (далее – Закупочная документация).

Согласно Извещению и Закупочной документации начальная (максимальная) цена договора 394 110 284 руб. 07 коп., в том числе НДС 18%, дата, время и место вскрытия конвеертов с заявками на участие в закупке 20.01.2017 года в 15.00 по месту нахождения заказчика, дата и место рассмотрения заявок 20.01.2017 года по месту нахождения заказчика, дата и место оценки и сопоставления заявок 20.01.2017 года по месту нахождения заказчика.

Согласно протоколу №1-011-2016/1 от 24.01.2017 года на момент вскрытия конвертов поступило 2 заявки, в том числе заявка заявителя.

Согласно протоколу №1-011-2016/2 от 24.01.2017 года обе заявки допущены к конкурсу.

Согласно протоколу №1-011-2016/3 от 24.01.2017 года по итогам процедуры оценки и сопоставления заявок заявка заявителя набрала итоговый рейтинг 31,5 с присвоением заявке второго номера.

Несогласие с результатами оценки стало основанием для подачи жалобы в антимонопольный орган.

ГУП «Стройсельгазификация» провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Стройсельгазификация»  утверждено генеральным директором Рожиным Е.П. (далее - Положение).

Требования к содержанию конкурсной документации отражены в пункте 9.5 Положения.

Согласно пункту 9.7 Положения для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Разделом 20.3 Закупочной документации определен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 20.3.1 Закупочной документации закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе предложений поданных претендентами, признанными участниками закупки.

Согласно пункту 20.3.3 Закупочной документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе указаны в Информационной карте настоящей Документации.

Согласно разделу 23 Информационной карты Закупочной документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке: цена договора, срок выполнения работ, квалификация участника, включает в себя подкритерии: опыт работы по объектам, аналогичных предмету договора участника размещения заказа, количество квалифицированных специалистов участника размещения заказа, количество собственных механизмов и специализированной техники участника размещения заказа.

Согласно пункту 3.1 раздела 24 Информационной карты Закупочной документации опыт работы (от 0 до 80 баллов): оценивается наличие у участника закупки опта исполнения контракта, договора на выполнение аналогичных предмету договора работ (строительства магистральных газопроводов, газопроводов-отводов в условиях Крайнего Севера и залегания вечномерзлых грунтов) за последние 8 (восемь) лет до момента окончания срока подачи заявок.

При оценке по подкритерию будут рассматриваться сведения по форме №6 (Раздел III Документации) с копиями подтверждающих документов: договоры, государственные контракты, подписанные справки формы КС-3, составленные за последние 8 лет до момента окончания срока подачи заявок.

При этом стоимость хотя бы одного ранее исполненного контракта (договора) должна быть не меньше 100 000 000 рублей начальной максимальной цены договора, на право заключить который проводится данная закупка.

Далее указано ранжирование баллов в зависимости от стоимости.

Согласно форме 6 раздела III Закупочной документации представляются сведения об опыте выполнения работ. Участник размещения заказа к данной форме прикладывает договора, акты выполненных работ по форме КС-3, по аналогичным работам (строительство магистральных газопроводов в условиях Крайнего Севера и залегания вечномерзлых грунтов). В случае, не предоставления копий заверенных договоров, актов опыт выполнения работ не будет учитываться.

В ходе изучения заявки ЗАО «Учур» установлено следующее.

В составе заявки ЗАО «Учур» представлена форма 6 согласно требованиям Закупочной документации с итоговой стоимостью выполненных работ на сумму 3 241 260 871 руб.

К форме приложены 24 договора на выполнение работ по строительству объекта и 36 справок по форме КС-3.

Сумма стоимости выполненных работ по отчетному периоду по 36 справкам по форме КС-3 составила 453 390 102 руб. 44 коп.

Таким образом, закупочной комиссией была учтена сумма стоимости выполненных работ по представленным справкам формы КС-3 в размере 453 390 102 руб. 44 коп., что соответствует присвоению 15 баллов по подкритерию «Опыт работы».

Постановлением  Госкомстата РФ от 11.11.1999 №100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

Согласно альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (далее – Альбом) на основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3).

Справка по форме №КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В графе 4 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала выполнения работ, включая отчетный период.

В графе 5 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала года, включая отчетный период.

В графе 6 выделяются данные за отчетный период.

Данные приводятся в целом по стройке, с выделением данных по каждому входящему в ее состав объекту (пусковому комплексу, этапу).

В Справке по требованию заказчика или инвестора приводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке (пусковому комплексу, этапу), к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 - данные о выполненных монтажных работах.

По строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС.

Отдельной строкой указывается сумма НДС.

По строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

Форма КС-3 является документом первичного учета для бухгалтерского оформления операций и налогообложения.

Таким образом, по одному договору подряда может быть составлена как одна справка формы КС-3, так и несколько справок КС-3 по каждому отчетному периоду.

Поскольку в требованиях Закупочной документации (раздел 24 Информационной карты), что при оценке по подкритерию «Опыт работы» будут рассматриваться сведения по форме №6 с копиями подтверждающих документов: договоры, государственные контракты, подписанные справки формы КС-3, составленные за последние 8 лет до момента окончания срока подачи заявок, Комиссия приходит к выводу, что для подтверждения опыта следовало к форме №6 представить не только все договоры и государственные контракты, но и все подписанные справки формы КС-3, составленные за последние 8 лет до момента окончания срока подачи заявок.

В соответствии с пунктом 10.1 Закупочной документации любой участник вправе направить в письменной и электронной форме заказчику запрос о разъяснении положений документации если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик направляет в электронной форме разъяснения положений документации на электронную почту участника закупки, указанную в запросе. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений документации по запросу участника такое разъяснение размещается заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос.

Представители заявителя пояснили, что у ЗАО «Учур» имеются все составленные и подписанные справки формы КС-3 по каждому отчетному периоду по всем договорам и государственным контрактам, представленным в составе заявки, но поскольку заявитель исходил из иного понимания порядка оценки по подкритерию «Опыт работы» в составе заявки представлены только справки формы КС-3 по календарному году для подсчета стоимости работ по графе 5 нарастающим итогом с начала года и справки формы КС-3 за весь период выполнения работ в случае, если работы были произведены в течение одного календарного года. Запрос о разъяснении положений Закупочной документации о порядке оценки заявок заявителем в адрес заказчика направлен не был.

Таким образом, довод заявителя о том, что при подсчете стоимости работ следовало считать стоимость по графе 5 представленных в составе заявки справок формы КС-3, не обоснован.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2007 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Следовательно, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Исходя из содержания ч. 1, ч. 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям не только нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, но и положениям Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что конкурсная документация должна содержать сведения о сроке, в течение которого стороны должны подписать контракт должен составлять не более 20 дней со дня подведения итогов открытого конкурса, если в извещении о проведении открытого конкурса не определен иной срок (пункт 9.5 Положения)

Пунктом 25 раздела II «Информационная карта» Закупочной документации установлено, что срок, в течение которого победитель закупки должен подписать договор составляет не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня опубликования итогового протокола.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срока, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

Следовательно, установление заказчиком ГУП «Стройсельгазификация» в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в части 10 статьи 3 Закона о закупке и в части 4 статьи 18.1 Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Вместе с тем, Федеральным законом от 03.07.2016 №321-ФЗ в Закон о закупках внесены изменения об исключении слов «государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями,»  в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Указанные выше изменения вступили в силу с 01.01.2017 года.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, частью  3.1.  статьи  23  Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает заказчику обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений.

Однако, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 №321-ФЗ  вступили в силу,  Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания в адрес заказчика об устранении допущенного нарушения.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а :

  1. Признать жалобу ЗАО «Учур» на действия заказчика ГУП «Стройсельгазификация» при проведении открытого конкурса «Отбор подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Магистральный газопровод к с. Бердигестях Горного улуса» (4-й пусковой комплекс, участок Асыма-Бердигестях)» необоснованной.
  2. В действиях Заказчика ГУП «Стройсельгазификация» признать нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
  3. Заказчику ГУП «Стройсельгазификация» предписание не выдавать, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ.

 

    Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны