Решение б/н Решение по делу №03-29/15Р по признакам нарушения законодате... от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 2 (12.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-29/15Р по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                  резолютивная часть оглашена «06» октября 2015 г.

                                                         изготовлено в полном объеме «19» октября 2015 г.

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

  Кузьмин А.Д. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

  Егорова Л.П. – главный государственный инспектор  отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

  Иванова В.А. – ведущий  специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

  При участии лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения:

- ООО «ГИК-Финанс» (далее - Общество), г.Якутск, ул.Орджоникидзе, 46/2, офис 404 - представитель  <...> .;

- ИП Данилов Аркадий Валерьевич, г.Якутск, ул.Октябрьская, д.26Б;

- ИП Васильева Т.Г. адрес места регистрации  <...>  - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещена, не явилась;

- ИП Барашков Владимир Эдуардович, г.Якутск, ул.Кирова, д.31 - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен, не явился;

Свидетелей по делу:

- ООО УК «УТУМ+» г.Якутск, ул.Орджоникидзе, 46/2, офис 411 - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещено, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

- сотрудник  ООО «ГИК-Финанс», привлеченный к участию в деле  ФИО <...>, адрес места регистрации <...> - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен, не явился;

- работник ИП Барашкова В.Э., привлеченный к участию в деле ФИО <...>, адрес места регистрации <...>  - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен, не явился.

Рассмотрев дело №03-29/15Р, возбужденное по факту распространения на территории г. Якутска рекламу микрофинансовых услуг, оказываемых ООО МФО «ГИК-Финанс», с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, 6,  а также с использованием четырех рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных  на входной группе  Торгового центра «Дом связи», а именно на козырьке с боковых сторон и на перилах лестницы с боковых сторон с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по существу, 

у с т а н о в и л а:

 

20.08.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе на территории г. Якутска,  отслежена реклама финансовых услуг, а именно займа, оказываемых ООО МФО «ГИК-Финанс» с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, следующего содержания: «Денежные займы от 2 000 руб. до 25 000 руб. ГИК-Финанс. 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru» с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При этом антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела установлено, что аналогичная по содержанию реклама ООО МФО «ГИК-Финанс» с указанием суммы займа «от 2 000 руб. до 25 000 руб.» также распространяется с использованием рекламной конструкции (типа щитовой баннер), установленной на козырьке входной группы (на двух боковых и лицевой сторонах) и на перилах лестницы (с двух боковых сторон) входной группы здания торгового центра «Дом связи», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62. Данный факт антимонопольным органом зафиксирован фотосъемкой на месте распространения рекламы, а именно по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62.

Определением о продлении срока и отложения рассмотрения дела №03-29/154Р от 17.09.2015 г. рассмотрение было назначено на 06.10.2015 г. в 15 ч. 00 м.

В ходе рассмотрения дела по существу заданных вопросов представитель ООО МФО «ГИК-Финанс» по доверенности <...>  пояснил, что в здании торгового центра «Проспект» ООО МФО «ГИК-Финанс» имеет офис по выдаче займов, на основании договора заключенного с собственником здания торгового центра «Проспект» ООО УК «УТУМ +» от 23.04.2015 г., головной офис располагается по адресу г.Якутск, ул.Орджоникидзе, д.46/2, офис 404.

Также  <...> сообщил, что реклама, распространяемая с использованием рекламного панно, установленного на фасаде здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, была изготовлена по инициативе специалиста ООО МФО «ГИК-Финанс» по взысканию проблемной задолженности  <...> в конце апреля 2015 г., реклама изготовлена и монтирована ИП Барашковым В.Э. (рекламно-производственная компания «Оригами»). Со слов  <...> о размещении рассматриваемой рекламы руководство ООО МФО «ГИК-Финанс» не знали до момента получения определения о возбуждении дела №03-29/15Р (в конце августа 2015 г.).

 <...> сообщил, что реклама микрофинансовых услуг ООО МФО «ГИК-Финанс», распространяемая с использованием рекламной конструкции (типа щита), установленной на входной группе, а именно на козырьке (с боковых сторон), здания торгового центра «Дом связи», расположенного по адресу г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, была изготовлена ИП Васильевой Т.Г. на основании договора подряда №ПФ/554 от 16.07.2015 г.  <...> уточнил, что содержание рекламы было определено Обществом, данный макет был утвержден представителем ООО МФО «ГИК-Финанс».

Также представитель ООО МФО «ГИК-Финанс»  <...> уточнил, что, по его мнению, информация об иных существенных условиях рекламируемого займа, размещенная мелким шрифтом на рекламной конструкции, установленной на входной группе здания торгового центра «Дом связи» доступна для восприятия со значительного расстояния, уточнил, что лично читает информацию, исполненную мелким шрифтом с расстояния десяти метров.

По рекламной конструкции, установленной на перилах лестницы (с обеих сторон)  входной группы торгового центра «Дом связи», г.Яутск, ул.Лермонтова, д.62,  <...> сообщил, что согласно договору на оказание услуг от 30.05.2015 г., рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ИП Данилов А.В. В силу указанного договора ИП Данилов А.В. обязался оказать услуги по изготовлению, установке и обслуживанию рекламной конструкции, также данным договором закреплено, что обязанности должны быть исполнены надлежащим образом. По мнению  <...> ИП Данилов А.В. исполнил обязанности по договору с нарушением, поскольку как профессиональный субъект рекламной деятельности ИП Данилов А.В. обязан был соблюсти требования законодательства о рекламе в части сопровождения в рекламе иными существенными условиями рекламируемого займа.

Свидетель  <...> сотрудник ООО МФО «ГИК-Финанс» в ходе рассмотрения дела пояснил, что поступил на работу в  ООО МФО «ГИК-Финанс» 06.04.2015 г. на должность специалиста по взысканию проблемной задолженности. Со слов Чувашова И.В. в его должностные обязанности не входит осуществление полномочий по решению вопросов связанных с производством и размещением рекламы. Как пояснил <...>, он в целях продвижения по службе по собственной инициативе в конце апреля договорился со знакомым <...>, работником ИП Барашкова В.Э. (рекламно-производственная компания «Оригами») об изготовлении рекламы, не уведомив руководство Общества. Со слов Чувашова И.В., содержание рекламы было определено им, макет рекламы был устно им утвержден, после чего ИП Барашковым В.Э. был установлен на заранее оговоренное <...> место, а именно на фасад торгового центра «Проспект», поскольку он знал, что данное место было выделено Обществу, ранее на этом месте распространялась реклама ООО МФО «ГИК-Финанс».

В ходе рассмотрения дела по существу привлеченный к участию в деле в качестве свидетеля <...> сообщил, что к нему 28.04.2015г. обратился  его знакомый <...> с просьбой изготовить рекламный баннер, о чем был составлен договор между ИП Барашковым В.Э. и <...>, имеется также бланк заказа. Содержание рекламы со слов <...> было определено <...>, информация была передана им, информация, нашедшая отражение в рекламе, была предоставлена заказчиком.

В ходе рассмотрения дела по существу ИП Данилов А.В. пояснил, что в апреле 2015г. к нему обратился представитель ООО МФО «ГИК-Финанс» с заказом изготовления баннера в двух экземплярах с установкой  его на перилах лестницы (с обеих сторон) входной группы здания торгового центра «Дом связи», расположенного по адресу г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62. Информация, размещенная на рассматриваемой рекламе, со слов ИП Данилова А.В., была сообщена дизайнеру устно, макет рекламы письменно не утверждался, зачитывался представителю заказчика по телефону. ИП Данилов А.В. сообщает, что после устного утверждения рекламы представителем ООО МФО «ГИК-Финанс» была осуществлена печать баннера в двух экземплярах и установка на перилах лестницы здания торгового центра «Дом связи». Как рекламопроизводитель ИП Данилов А.В. вину за нарушение требований законодательства о рекламе признает.

Привлеченный в качестве свидетеля представитель ООО УК «Утум+» по доверенности <...> от 17.09.2015 г. пояснила, что на основании договора аренды части нежилого помещения от 23.04.2015 г. ООО УК «Утум +»  предоставило ООО МФО «ГИК-Финанс» во пользование помещение, расположенное на 2 этаже торгового центра «Проспект» по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6 для использования в целях размещения киоска продажи финансовых продуктов. Также <...> добавила, что между ООО УК «Утум +» и ООО МФО «ГИК-Финанс» заключен договор аренды части фасада здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6 для размещения баннера №15/р от 10.04.2015 г. Со слов <...> разрешения на установку рекламной конструкции от органа местного самоуправления у ООО УК «Утум +» не имеется, поскольку указанное место части фасада здания предоставляется арендаторам для размещения информации не рекламного характера (вывесок).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Реклама, распространенная с использованием рекламной конструкции, установленной  над входной группой здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, привлекает внимание потребителей рекламы к микрофинансовым услугам, оказываемым ООО МФО «ГИК-Финанс», объектом рекламирования в рекламе выступают денежные займы, выдаваемые гражданам по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6 по условиям  от 2 000 руб. до 25 000 руб., указаны номера телефонов и сайт организации 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru». Вся информация размещенная в рекламе в совокупности направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на  формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению деятельности ООО МФО «ГИК-Финанс» на рынке на месте фактического осуществления деятельности, а именно г.Якутск, ул.Курашова, д.6.

Поскольку в рекламе сообщается о потребительских займах, выдаваемых ООО «ГИК-Финанс» по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6, при наличии в рекламе информации о сумме займа в размере от 2 000 руб. до 25 000 руб., в ней отсутствуют иные существенные условия, как срок и процентная ставка по рекламируемому  займу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда,  управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций» микрофинансовой деятельностью признается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Рассматриваемая реклама способствует продвижению финансовых услуг, предоставляемых ООО «ГИК-Финанс» по выдаче займа по условиям  от 2 000 рублей до 25 000 рублей, при этом, существенные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка отсутствуют, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».

Согласно пункту 2.1. Общих условий договора потребительского микрозайма, предоставляемого ООО МФО «ГИК-Финанс», утвержденного 30.06.2014 г. приказом генерального директора ООО МФО «ГИК-Финанс» 30.06.2014 г., Общество предоставляет нецелевые потребительские микрозаймы в сумме от 2 000 до 25 000 рублей на срок от 5 до 21 дня. Материалами дела также установлено, что процентная ставка по займу составляет 2% от суммы займа за каждый день использования денежными средствами или 730 (732)% годовых.

Часть существенных условий влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка, в рассматриваемой рекламе займа ООО МФО «ГИК-Финанс» отсутствуют, следовательно, реклама вводит потребителей рекламы в заблуждение, что нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе».

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя сумма займа, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы, как сроки и минимальная максимальная процентная ставка.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама микрофинансовых услуг ООО МФО «ГИК-Финанс» вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку не содержит части существенной информации о рекламируемом займе, а именно срок и процентную ставку, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Кроме того в рекламе, продвигающей финансовые услуги ООО МФО «ГИК-Финанс», а именно предоставления займа в размере от 2 000 руб. до 25 000 руб., в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при наличии фирменного  логотипа компании с указанием названия «ГИК Финанс», отсутствует полное наименование финансовой организации.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, в рекламе микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых  ООО МФО «ГИК-Финанс», распространенная с использованием рекламной конструкции (типа панно), установленной на фасаде здания торгового центра «проспект» по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6, отсутствуют наименование финансовой организации, а также иные существенные условия рекламируемого займа, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, что нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольным органом также отслежена реклама микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых  ООО МФО «ГИК-Финанс», распространенная с использованием трех рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленной на входной группе здания торгового центра «Дом связи», г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, а именно на лицевой козырька следующего содержания: «Денежные займы. ГИК-Финанс. 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru»; а также на двух боковых сторонах козырька следующего содержания: «Денежные займы. От 2 000 до 25 000 рублей. ГИК-Финанс. 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru»

На нижней части рекламного поля рекламы, распространяемой с использованием рекламной конструкции, установленной на боковых сторонах козырька входной группы здания торгового центра «Дом связи» имеется текст, восприятие которого затруднено, поскольку данный текст размещен мелким шрифтом, что затрудняет его восприятие.

В рассматриваемой рекламе присутствует одно из существенных условий, влияющее на  стоимость рекламируемой услуги займа, а именно сумма от 2 000 до 25 000 рублей, при этом иные существенные условия, определяющие фактическую стоимость займа и влияющие на нее как срок и процентная ставка по займу, в рекламе отсутствуют, поскольку их восприятие не представляется возможным.

В рекламе микрофинансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Размещение рекламоносителя на значительном расстоянии от земли (3,5 метра) не позволяет потребителю прочесть информацию, написанную в данной рекламе мелким шрифтом; несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой микрофинансовой услуге, а именно крупно указанной сумме по займу, читаемой на значительном расстоянии, форма предоставления остальных условий кредита такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют, что приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы.

Используемый в рекламе крупный шрифт, которым выполнено условие займа – сумма «от 2 000 руб. до 25 000 рублей», наименование финансовой организации и номера телефонов, значительно превышает размер мелкого шрифта. Изложенный крупным шрифтом текст «Денежные займы от 2 000 руб. до 25 000 руб. ГИК-Финанс. 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru» воспринимается и уясняется на дальнем расстоянии, в то время как иные существенные условия рекламируемого займа затруднительны для прочтения, потребителем не воспринимаются, а равно отсутствуют.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 29.11.2010 N АК/41963 при оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы, как: фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению с шрифтом основной привлекательной информации об услуге, высоту расположения текста, месторасположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для потребителей. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

Учитывая совокупность указанных выше факторов, Комиссия приходит к выводу, что в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации.

Следовательно, в рекламе микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых  ООО МФО «ГИК-Финанс», распространенная с использованием аналогичных по содержанию двух рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на входной группе здания торгового центра «Дом связи», а именно на боковых сторонах козырька, информация, размещенная на нижней части рекламного поля не доступна для восприятия, а равно отсутствует, что вводит потребителей рекламы в заблуждение в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, реклама микрофинансовых услуг ООО МФО «ГИК-Финанс» распространяется с использованием двух рекламных конструкций, установленных на перилах (с обеих сторон) лестницы входной группы торгового центра «Дом связи», расположенного по адресу г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, следующего содержания: «Денежные займы от 2 000 руб. до 25 000 руб. ГИК-Финанс. 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru».

В рассматриваемой рекламе микрофинансовых услуг ООО МФО «ГИК-Финанс»  также отсутствует информация об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, что нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, реклама микрофинансовых услуг, оказываемых ООО МФО «ГИК-Финанс», с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, 6,  а также с использованием рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на входной группе  Торгового центра «Дом связи», а именно на козырьке с боковых сторон и на перилах лестницы с боковых сторон, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д.62 нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 

Согласно статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1,3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 названного Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 указанной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно письменным и устным пояснениям представителя ООО МФО «ГИК-Финанс» рекламодателем – непосредственным заказчиком рекламы, распространяемой с использованием рекламного панно, установленного на фасаде здания торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, выступает сотрудник ООО МФО «ГИК-Финанс»  специалист по взысканию проблемной задолженности.

Согласно части 1, части 2 статьи 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

 Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу о приеме работника на работу <...> замещает должность специалиста по взысканию проблемной задолженности от 06.04.2015г.

В силу пункту 15.1 Устава ООО МФО «ГИК-Финанс», утвержденного решением внеочередного общего собрания участников ООО МФО «ГИК-Финанс», руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором.

Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган общества: 1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; 2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; 3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; 4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО МФО «ГИК-Финанс» лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (законным представителем) является Игнатьев Дмитрий Сергеевич генеральный директор ООО МФО «ГИК-Финанс».

Следовательно, <...> в силу статьи 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не является должностным лицом ООО МФО «ГИК-Финанс», имеющим право представлять Общество без доверенности.

То обстоятельство, что ООО МФО «ГИК-Финанс» на основании договора аренды помещения от 23.04.2015 г., заключенного ООО УК «Утум +», арендует помещение под дополнительный офис, расположенный на 2 этаже торгового центра «Проспект» по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6, а также на основании договора аренды от 10.04.2015г. ООО МФО «ГИК-Финанс» имеет право распоряжаться частью фасада здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6 для размещения баннера, указывает на то, что основной целью распространения рассматриваемой рекламы является привлечения внимания к микрофинансовой деятельности ООО МФО «ГИК-Финанс» по месту осуществления деятельности, а именно г.Якутск, ул.Курашова, д.6. Следовательно, действия <...> направлены на привлечение внимания к деятельности Общества.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод представителя ООО МФО «ГИК-Финанс» о том, что Общество не знало о факте размещения рекламы <...>  в мае по август 2015 г. с использованием рекламной конструкции, установленной на фасаде здания торгового центра «Проспект», не состоятелен, поскольку у  ООО МФО «ГИК-Финанс» была административная возможность пресечь распространение указанной ненадлежащей рекламы микрофинансовых услуг поскольку факт размещения рассматриваемой рекламы на месте непосредственного осуществления микрофинансовой деятельности Общества, а именно г.Якутск, ул.Курашова, д.6 указывает, что реклама была распространена в целях привлечения потребителей рекламы к деятельности микрофинансовой организации.

Согласно пункту 1.6 Устава ООО МФО «ГИК-Финанс» Общество при осуществлении своей деятельности обязалось руководствоваться Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности» и  иным действующим законодательством РФ.

Таким образом, материалами дела установлено, что рекламодателем рекламы ООО МФО «ГИК-Финанс», распространенной с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, выступает ООО МФО «ГИК-Финанс».

Материалами дела установлено, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы ООО МФО «ГИК-Финанс», распространенной с использованием двух рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на входной группе здания торгового центра «Дом связи», г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, а именно на боковых сторонах козырька, выступает ИП Васильева Т.Г., что подтверждается письменными и устными пояснениями ООО МФО «ГИК-Финанс», договором подряда №ПФ/554 от 16.07.2015 г., платежным поручением №394 от 16.07.2015 г., эскизным проектом, электронной перепиской представителя ООО МФО «ГИК-Финанс» и ИП Васильевой Т.Г.

Материалами дела вина рекламопроизводителя ИП Васильевой Т.Г. в нарушении требований пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не установлена, поскольку согласно эскизному проекту ООО МФО «ГИК-Финанс» утвердило макет рекламы перед печатью на баннер, а также согласно электронной переписке, представленной в материалы дела ООО МФО «ГИК-Финанс», у Общества имелась возможность не допустить нарушение законодательства о рекламе после предупреждения ИП Васильевой Т.Г. о необходимости соблюдения требований Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг.

            Материалами дела, а именно письменными и устными пояснениями ООО МФО «ГИК-Финанс», ИП Данилова А.В., договором на оказание услуг от 30.05.2015 г., заключенного с ИП Даниловым А.В., актом приема-передачи №63 от 03.06.2015 г., приходно-кассовым ордером, квитанцией к нему, установлено, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы ООО МФО «ГИК-Финанс», распространенной с использованием двух рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на перилах лестницы (с обеих сторон) входной группы здания торгового центра «Дом связи», г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, выступает ИП Данилов А.В.

Со слов со слов представителя ООО МСФО "ГИК-Финанс" рекламная конструкция, установленная на перилах лестницы (с обеих сторон) входной группы здания торгового центра «Дом связи», находящегося по адресу г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, а также  рекламное панно, установленное над фасаде здания торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, демонтированы, однако на момент рассмотрения дела доказательств (фотографий) у <...> не имеется,  в связи с чем ООО МФО «ГИК-Финанс» выдается предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

 

решила:

 

  1. Признать рекламу микрофинансовых услуг, оказываемых ООО МФО «ГИК-Финанс», с использованием рекламного панно, установленного на фасаде здания торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6,  а также с использованием рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на входной группе  Торгового центра «Дом связи», а именно на козырьке с боковых сторон и на перилах лестницы с боковых сторон, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д.62, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО МФО «ГИК-Финанс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при дальнейшем распространении рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра «Проспект», расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, 6,  а также с использованием рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на входной группе  Торгового центра «Дом связи», а именно на козырьке с боковых сторон и на перилах лестницы с боковых сторон, расположенного по адресу: г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62 либо путем демонтажа указанных рекламных конструкций.
  3. Выдать ИП Данилову А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при дальнейшем распространении рекламы с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» с использованием двух рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на перилах лестницы (с обеих сторон) входной группы  торгового центра «Дом связи», расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д.62 либо путем демонтажа указанных рекламных конструкций.
  4. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 

          Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         А.Д. Кузьмин

 

Члены Комиссии                                                                                                        Л.П.Егорова

 

В.А. Иванова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны