Определение б/н О П Р Е Д Е Л Е Н И Е о назначении дела № 03-30/15 А о нару... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела № 03-30/15 А о нарушении антимонопольного законодательства

к рассмотрению

 

г. Якутск                                                                                                                   07 мая 2015  г.

 

  Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев заявление ООО «Транснефтьэнерго» о признаках нарушения ОАО АК «Якутскэнерго» антимонопольного законодательства, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 07 мая 2015 г. № 45 «О возбуждении дела о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»,

 

у с т а н о в и л:

 

16.04.2015г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Транснефтьэнерго» на действия ОАО АК «Якутскэнерго» содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в направлении в адрес заявителя уведомлений об ограничении режима потребления электрической энергии на объектах НПС-11, НПС-15, расположенных по адресу: РС (Я), Ленский район, в отсутствии на то правовых оснований.

Из представленных обращения и приложенных к нему документов следует, что ООО «Транснефтьэнерго» является энергосбытовой организацией, осуществляющей энергоснабжение нефтеперекачивающих станций трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», среди которых НПС-11 и НПС-15. Указанные объекты принадлежат и эксплуатируются ООО «Транснефть-Восток».

Между ООО «Транснефтьэнерго» и ООО «Траснефть-Восток» заключен договор энергоснабжения №630/11-11 от 01.01.2011 (в ред. доп.соглашения от 27.06.2014), в соответствии с которым ООО «Транснефтьэнерго» приняло на себя обязательство по поставке электроэнергии на объекты НПС-11 и НПС-15.

Во исполнение обязательств по указанному договору ООО «Транснефтьэнерго» покупает электроэнергию у ОАО АК «Якутскэнерго» (гарантирующий поставщик) по договору купли-продажи электрической энергии №1 от 25.09.2014г. Обязательства по данному договору исполняются надлежащим образом.

Однако, 03.04.2015 и 06.04.2015 в адрес ООО «Транснефтьэнерго» поступили письма-уведомления от ОАО АК «Якутскэнерго» об ограничении режима потребления электрической энергии по вышеуказанным объектам.

Управлением Федеральной антимонопольной службы в целях уточнения указанных обстоятельств направлен запрос в ОАО АК «Якутскэнерго» о представлении информации. Из представленной информации следует, что ООО «Транснефтьэнерго» имеет задолженность за потребленную электрическую энергию, в том числе и по актам о неучтенном потреблении электрической энергии. В этой связи, ОАО АК «Якутскэнерго» (гарантирующий поставщик) уведомил ООО «Транснефтьэнерго» о введении ограничения режима потребления в соответствии с пп. «б», п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, а также п.2.2.2 договора.

В соответствии с ч.7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 утверждены правила полного и (или) частичного ограничении режима потребления электрической энергии (далее - Правила).

Правилами установлен перечень оснований для введения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа;

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.

Как следует из представленных документов договор на передачу электрической энергии между ОАО АК «Якутскэнерго» и ООО «Транснефтьэнерго» отсутствует.

Договор по передаче электроэнергии заключен ООО «Транснефтьэнерго» с ОАО «ФСК ЕЭС»  от 01.07.2011 №517/П (с доп.соглашением от 15.10.2014 №14).

Таким образом, у ООО «Транснефтьэнерго» не могла возникнуть задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед ОАО АК «Якутскэнерго».

Основанием для введения ОАО АК «Якутскэнерго» ограничения режима потребления является задолженность за потребленную ООО «Транснефтьэнерго» энергию по состоянию на 01.04.2015 в размере 247 252 598 руб.

В соответствии с п. 8 правил ограничение режима потребления, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Потребителями электроэнергии в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

ООО «Транснефтьэнерго» является энергосбытовой организацией, обеспечивающей энергоснабжение объектов ООО «Транснефть-Восток», которое в данном случае является потребителем электроэнергии.

Документы подтверждающие наличие задолженности у ООО «Транснефть-Восток» перед ОАО АК «Якутскэнерго» отсутствуют.

Таким образом, ООО «Транснефтьэнерго» приобретает у ОАО АК «Якутскэнерго» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электроэнергии и является энергосбытовой организацией согласно статьи 3 Закона об электроэнергетике.

Введение ограничения режима потребления гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации не предусмотрено действующим законодательством.

Статьей 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

ОАО АК «Якутскэнерго» представлены акт о неучтенном потреблении электрической энергии №0574 от 26.09.2014г., составленного в присутствии потребителя ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Востока, без подписи потребителя; акт о неучтенном потреблении электрической энергии №1509 от 02.10.2014г., составленного в присутствии потребителя ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети, без подписи потребителя.

На основании вышеизложенного, направление уведомлений о введении ограничения режима потребления электроэнергии на объектах НПС-11, НПС-15 в отсутствие на то правовых оснований могло привести к ущемлению прав и интересов заявителя.

ОАО АК «Якутскэнерго» внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в Республики Саха (Якутия), постановлением ФЭК России 19.12.1997г. №127/8.

ОАО АК «Якутскэнерго» приказом УФАС по РС (Я) № 02-175 от 01.08.2007 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарному рынку «купля-продажа (поставка) электрической энергии» в границах Республики Саха (Якутия) (исключая п. Артык, п. Усть-Нера, с. Терють Оймяконского улуса, п. Кысыл-Сыр, п. Промышленный Вилюйского улуса).

Согласно части 5 стати 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Тем самым, наличие доминирующего положения у ОАО АК «Якутскэнерго» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, на товарном рынке купли-продажи электрической энергии, бесспорно. 

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, направление уведомлений ОАО АК «Якутскэнерго» о введении ограничения режима потребления электроэнергии на объектах НПС-11, НПС-15 в отсутствие на то правовых оснований могло привести к ущемлению прав и интересов потребителя.

Действия ОАО АК «Якутскэнерго», выразившиеся в направлении уведомлений о введении ограничений режима потребления электроэнергии свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

о п р е д е л и л:

 

1. Назначить рассмотрение дела № 03-30/15 А на 22 мая 2015 г. в 11 часов 00 минут по адресу г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 402, тел. 42-29-69, факс 42-29-41.

2. Привлечь к участию в деле в качестве заявителя ООО «Транснефтьэнерго». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

3. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ОАО АК «Якутскэнерго». Явка представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна). При невозможности явки уведомить антимонопольный орган в письменной форме не позднее времени рассмотрения настоящего дела.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          А.Д. Кузьмин

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны