Решение б/н Решение по делу № 03-30/15 А о нарушении антимонопольного за... от 27 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 03-30/15 А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск резолютивная часть оглашена 20 сентября 2017 г.

изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

 

рассмотрев дело №03-30/15А о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Якутскэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Транснефтьэнерго», представитель по доверенности №ТНЭ-61/17 от 01.01.2017 года Г.;

от ответчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго», представитель по доверенности №И00001514 от 26.06.2015 года А.;

рассмотрев дело №03-30/15А о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Якутскэнерго» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ООО «Транснефтьэнерго» на действия ОАО АК «Якутскэнерго», содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в направлении в адрес заявителя уведомлений об ограничении режима потребления электрической энергии на объектах НПС-11, НПС-15, расположенных по адресу: РС (Я), Ленский район, в отсутствие на то правовых оснований.

Приказом Якутского УФАС России №45 от 07.05.2015 года в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с уставом публичного акционерного общества «Якутскэнерго», утвержденным годовым Общим собранием акционеров ПАО «Якутскэнерго» от 28.05.2015 года (протокол от 29 мая 2015 года №1) ОАО АК «Якутскэнерго» было переименовано в публичное акционерное общество «Якутскэнерго».

Определением от 25.05.2017 года рассмотрение дела № 03-30/15А приостановлено до рассмотрения арбитражным судом по существу дел №А58-1045/2015, №А40-54847/2015 по искам ОАО АК «Якутскэнерго» к ООО «Транснефтьэнерго».

Определением от 15.08.2017 года рассмотрение дела №03-30/15А возобновлено в связи с вступлением в законную силу постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 года по делу №А40-54847/2015 и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 года по делу №А58-1045/2015.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Транснефтьэнерго» поддержал заявленные требования, возражений на заключение об обстоятельствах настоящего дела не имеет, считает, что ПАО «Якутскэнерго» нарушило антимонопольное законодательство путем направления уведомлений об отключении объектов НПС-11 и НПС-15, электроснабжение которых он осуществляет в качестве энергосбытовой организации, при этом ответчиком были предприняты все действия по введению ограничения потребления электроэнергии. Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что у заявителя отсутствует задолженность перед ПАО «Якутскэнерго» по оказанию услуг по передаче электрической энергии, кроме того, ПАО «Якутскэнерго» не доказан факт безучетного потребления электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела представитель ПАО «Якутскэнерго» возражений на заключение об обстоятельствах настоящего дела не представила, обратила внимание Комиссии на то, что на момент направления уведомлений по ограничению потребления электроэнергии гарантирующий поставщик не располагал сведениями, установленными в ходе судебных разбирательств, а именно, что объекты НПС-11 и НПС-15 отнесены к объектам единой национальной электрической сети. Уведомления об ограничении потребления электроэнергии направлялись по конкретным объектам, соответственно ограничение возможно было ввести в отношении потребителя, а не энергосбытовой организации. Фактически ограничение потребления электроэнергии на объекты НПС-11 и НПС-15 введено не было.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.

ООО «Транснефтьэнерго» является энергосбытовой организацией, осуществляющей энергоснабжение нефтеперекачивающих станций трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», в том числе НПС-11 и НПС-15, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район. Указанные объекты принадлежат и эксплуатируются ООО «Транснефть-Восток».

Между ООО «Транснефтьэнерго» и ООО «Траснефть-Восток» заключен договор энергоснабжения №630/11-11 от 01.01.2011 (в ред. доп.соглашения от 27.06.2014), в соответствии с которым ООО «Транснефтьэнерго» приняло на себя обязательство по поставке электроэнергии на объекты НПС-11 и НПС-15.

Во исполнение обязательств по указанному договору ООО «Транснефтьэнерго» покупает электроэнергию у ПАО «Якутскэнерго». Между ПАО «Якутскэнерго» (гарантирующий поставщик) и ООО «Транснефтьэнерго» (потребитель) заключен договор купли-продажи электрической энергии №1 от 25.09.2014 года (далее – договор).

Согласно предмету договора, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю (за исключением услуг по передаче электрической энергии), а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные гарантирующим поставщиком услуги.

Перечнем точек поставки в приложении № 2 к договору определены точки поставки на объекты НПС-11 и НПС-15, расположенные по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район.

03.04.2015 года в адрес ООО «Транснефтьэнерго» направлены письма-уведомления от ПАО «Якутскэнерго» об ограничении режима потребления электрической энергии по вышеуказанным объектам (исх.№003/4673 от 03.04.2015 года, исх.№099/1293), в связи с имеющейся задолженностью, отсутствием договора между заявителем и ответчиком на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Также ПАО «Якутскэнерго» были направлены письма о введении ограничения режима потребления НПС-11, НПС-15 в адрес МЭС Востока – филиала ОАО «ФСК ЕЭС» (исх.№099/1297 от 03.04.2015 года, исх.№099/1596 от 21.04.2015 года).

Из пояснений ПАО «Якутскэнерго» следует, что основанием для введения ограничения режима потребления явилась задолженность за потребленную ООО «Транснефтьэнерго» энергию по состоянию на 01.04.2015 в размере 247 252 598 руб., в том числе и по актам о неучтенном потреблении электрической энергии. В этой связи, ПАО «Якутскэнерго» уведомило ООО «Транснефтьэнерго» о введении ограничения режима потребления в соответствии с пп. «б», пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, а также пунктом2.2.2 договора.

Пунктом 2.2.2 договора установлено право гарантирующего поставщика инициировать введение ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе, обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определение полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Статьей 38 Закон об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 утверждены правила полного и (или) частичного ограничении режима потребления электрической энергии (далее - Правила).

Правилами установлен перечень оснований для введения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа; возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа; выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.

27.03.2015 года ПАО «Якутскэнерго» в Арбитражный суд г.Москвы направлено исковое заявление к ООО «Транснефтьэнерго» о взыскании 17 444 225,88 рублей задолженности по оплате стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии на объекты НПС-11 и НПС-15.

Судом по делу №А40-54847/2015 установлено, что в августе 2014 года энергопринимающие устройства нефтеперекачивающих станций (НПС-11 и НПС-15) общества «Транснефть-Восток» были в установленном порядке технологически присоединены к подстанциям ПС 220 кВ «НПС-11» и ПС 220 кВ «НПС-15» (далее - подстанции), принадлежащим федеральной сетевой компании и введенным в эксплуатацию в том же месяце.

В декабре 2014 года подстанции не числились в Реестре объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную электрическую сеть (далее - ЕНЭС). ООО «Транснефтьэнерго» как энергосбытовая организация приобретало электроэнергию у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи от 25.09.2014 № 1 и поставляло ее на НПС-11 и НПС-15. Между энергосбытовой компанией и федеральной сетевой компанией заключен договор по оказанию услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011 № 517/П. Дополнительным соглашением от 15.10.2014 № 14 к этому договору стороны согласовали оказание услуг по передаче электроэнергии до НПС-11 и НПС-15.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 № 552-э/2 федеральной сетевой компании утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на 2010-2014 годы. Подстанции опосредованно через объекты электросетевого хозяйства акционерного общества «ДВЭУК» присоединены к принадлежавшим ПАО «Якутскэнерго» электросетям. Правоотношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии с обществом «Якутскэнерго» не урегулированы. Сославшись на указанные обстоятельства, общество «Якутскэнерго» потребовало у энергосбытовой компании 17 444 225,88 руб. за услуги по передаче электроэнергии до НПС-11 и НПС-15, оказанные в декабре 2014 года.

Из статьи 3 Закона об электроэнергетике следует, что услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Указанные действия осуществляются сетевыми организациями. Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги (пункты 8, 12 Правил № 861). Передача электроэнергии может осуществляться с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС (по магистральным сетям) или при помощи объектов, не входящих в ЕНЭС (по распределительным сетям).

Территориальные сетевые организации оказывают услуги по распределительным сетям (статья 3, пункты 1, 4 статьи 41 Закона об электроэнергетике).

Субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС, услуги по передаче электроэнергии по магистральным сетям оказывает организация по управлению ЕНЭС - публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (пункт 2 статьи 7, статьи 8 - 10 Закона об электроэнергетике, статьи 4, 8 Федерального закона от 26.03.2003 N Зб-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», статья 3 Устава федеральной сетевой компании).

Критерием определения организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, является характер технологического присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объекту электросетевого хозяйства: по общему правилу если присоединение осуществлено к объекту ЕНЭС, то услуги оказывает федеральная сетевая компания; если не к объекту ЕНЭС - то территориальная сетевая организация (одна или в совокупности со смежными территориальными сетевыми компаниями).

Министерство энергетики Российской Федерации представило суду письменные пояснения от 10 мая 2017 года № 03-113, согласно которым НПС-15 отнесена к ЕНЭС приказом Минэнерго России от 08.06.2016г. №516.

НПС-11 не относится к ЕНЭС, так как находится в западном районе электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия), который включен в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.

Вместе с тем, с целью присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к ЕНЭС в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 2 февраля 2016 г. № АД-П9-13пр Минэнерго России разработан план мероприятий («дорожная карта») по обеспечению синхронизации работы отдельных энергорайонов Республики Саха (Якутия) с ЕЭС России. Указанная дорожная карта, в том числе предполагает реализацию комплекса технических мероприятий, направленных на обеспечение синхронной работы Западного (в том числе Олекминского) знергорайона Республики Саха (Якутия) с ОЭС Востока, исключение указанного энергорайона из перечня ТИТЭЭС и отнесение к ЕНЭС объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) и соответствующих критериям отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 41, в том числе ПС 220 кВ «НПС-11». Присоединение Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России и отнесение указанного района к неценовой зоне оптового рынка электрической энергии (мощности) Дальнего Востока планируется с 1 января 2018 г. Проект указанной дорожной карты и проект постановления Правительства Российской Федерации направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Таким образом, возможно отнесение ПС 220 кВ НПС-11 к ЕНЭС, поскольку объекты, созданные федеральной сетевой компанией в рамках инвестиционной программы, по своему целевому предназначению являются объектами ЕНЭС.

На основании вышеизложенного, судом доводы ПАО «Якутскэнерго» о невозможности отнесения объектов НПС-11 и НПС-15 к объектам ЕНЭС отклонены, следовательно, услуги по передаче электрической энергии на указанные объекты оказывает федеральная сетевая компания.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 года решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2015 года по делу №А40-54847/2015 отменено, в иске ПАО «Якутскэнерго» к ООО «Транснефтьэнерго» о взыскании 17 444 225, 88 руб. отказано. Указанное постановление вступило в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом установлено отсутствие задолженности у ООО «Трансефтьэнерго» перед ПАО «Якутскэнерго» по оплате стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии на объекты НПС-11 и НПС-15.

06.03.2015 года ПАО «Якутскэнерго» в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) направлено исковое заявление к ООО «Транснефтьэнерго» о взыскании задолженности в размере 198 003 432,10 рублей за поставленную электрическую энергию.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27.01.2017 по делу №А58-1045/2015 в удовлетворении исковых требований отказано. В обоснование суд указал, что имеющиеся в деле документы (акты, счета-фактуры) не подтверждают факта энергоснабжения спорных объектов ответчика истцом в отсутствие приборов учета. Акты приемки измерительного комплекса по учету потребляемой электроэнергии по НПС-11 и НПС-15 от 24.09.2014 и от 26.09.2014 подтверждают факт завершения работ по присоединению приборов учета электрической энергии и их исправность. Все имевшиеся на период строительства потребности в электроэнергии удовлетворялись за счет используемых ООО «Транснефть-Восток» автономных дизельных электростанций, которыми были оснащены НПС-11 и НПС-15. Других достоверных доказательств, подтверждающих факт поставки электроэнергии в спорный период на сумму безучетного потребления на объекты ответчика, в том числе переписка сторон, акт о безучетном потреблении и так далее, не представлено.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27.01.2017 года по делу №А58-1045/2015 об отказе в удовлетворении иска ПАО «Якутскэнерго» к ООО «Транснефтьэнерго» о взыскании 198 003 432, 10 руб. оставлено без изменения. Указанное постановление вступило в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом установлено отсутствие задолженности у ООО «Трансефтьэнерго» перед ПАО «Якутскэнерго» за поставленную электрическую энергию на объекты НПС-11 и НПС-15.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил ограничение режима потребления, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Потребителями электроэнергии в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

ООО «Транснефтьэнерго» является энергосбытовой организацией, обеспечивающей энергоснабжение объектов ООО «Транснефть-Восток», которое в данном случае является потребителем электроэнергии.

Документы, подтверждающие наличие задолженности у ООО «Транснефть-Восток» перед ПАО «Якутскэнерго», в материалы дела не представлены.

Таким образом, ООО «Транснефтьэнерго» приобретает у ПАО «Якутскэнерго» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретенной электроэнергии и является энергосбытовой организацией согласно статье 3 Закона об электроэнергетике.

Введение ограничения режима потребления гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации не предусмотрено действующим законодательством.

ПАО «Якутскэнерго» представлены акт о неучтенном потреблении электрической энергии №0574 от 26.09.2014г., составленного в присутствии потребителя ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Востока, без подписи потребителя; акт о неучтенном потреблении электрической энергии №1509 от 02.10.2014г., составленного в присутствии потребителя ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети, без подписи потребителя.

Таким образом, направление уведомлений о введении ограничения режима потребления электроэнергии на объектах НПС-11, НПС-15 в отсутствие на то правовых оснований привело (могло привести) к ущемлению прав и интересов заявителя и потребителя.

На основании вышеизложенного, довод представителя ответчика о том, что уведомления об ограничении потребления электроэнергии были направлены только в отношении объектов потребителя, а не заявителя, отклоняются, поскольку потребитель электроэнергии ООО «Транснефть-Восток» не был уведомлен о введении в отношении его объектов ограничения потребления электроэнергии. Уведомления о введении ограничения потребления электроэнергии были направлены ПАО «Якутскэнерго» в адрес сетевой организации МЭС Востока – филиала ОАО «ФСК ЕЭС» и энергосбытовой организации ООО «Транснефтьэнерго».

Якутским УФАС России ежегодно проводится анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в Республике Саха (Якутия).

Анализ проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, а также методическими рекомендациями по проведению по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности).

Согласно аналитическому отчету о результатах проведенного анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в Республике Саха (Якутия) за 2015 год (далее – анализ) целью анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

В соответствии с постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 31.10.2007 года №279 «О гарантирующих поставщиках на территории Республики Саха (Якутия) и границах зон их деятельности» на территории Республики Саха (Якутия) определены гарантирующие поставщики, а также границы зон деятельности на 2015 год, в том числе ПАО «Якутскэнерго» в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия), за исключением зон деятельности остальных гарантирующих поставщиков.

Продажа электрической энергии (мощности) ПАО «Якутскэнерго» осуществляется в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия).

По результатам расчетов объёма розничного рынка электрической энергии (мощности) и долей хозяйствующих субъектов доля ПАО «Якутскэнерго» составляет 67,9%.

В связи с особенностью электроэнергетики Республики Саха (Якутия) розничный рынок электрической энергии представлен территориальным и локальными рынками купли-продажи электроэнергии, на которых в 2015 году функционируют двенадцать хозяйствующих субъектов, занимающимися отпуском электроэнергии потребителям и действуют изолировано друг от друга монопольно на разных рынках.

Поскольку в географических границах локальных рынков электроэнергии действует один гарантирующий поставщик, а коэффициент рыночной концентрации CR3 рассчитывается для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, то в данном случае коэффициент рыночной концентрации CR3 не применим.

Таким образом, величина коэффициента рыночной концентрации (CR) на локальном рынке электроэнергии на территории Республики Саха (Якутия) составляет 100%.

Уровень концентрации рынка электрической энергии (мощности) в географических границах изолированных локальных рынков, определен по индексу Герфиндаля- Гиршмана и составляет: HHI = 10000.

Данные значения коэффициентов рыночной концентрации говорят о том, что тип рынка является высококонцентрированным. Коэффициенты рыночной концентрации (в стоимостном выражении) в рассматриваемом временном интервале подтверждают, что конкурентная среда на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Республики Саха (Якутия) с не развитой конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

На основании вышеизложенного следует, что к ПАО «Якутскэнерго» выполняются условия статьи 5 Закона о защите конкуренции о признании доминирующим положением на розничных рынках электрической энергии (мощности).

Таким образом, ПАО «Якутскэнерго» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия).

Следовательно, на ПАО «Якутскэнерго» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

На основании вышеизложенного, действия ПАО «Якутскэнерго» выразившиеся в направлении уведомлений о введении ограничения режима потребления электроэнергии на объекты НПС-11, НПС-15, энергоснабжение которых осуществляет ООО «Транснефтьэнерго», в отсутствие на то правовых оснований могло привести к ущемлению прав и интересов заявителя и потребителя, и тем самым, указывают на нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 10, 23, 39, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

  1. Признать ПАО «Якутскэнерго» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Поскольку ПАО «ФСК ЕЭС» не ввело ограничение потребления электроэнергии в отношении объектов НПС-11 и НПС-15 предписание об устранении нарушения не выдавать.
  3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны