Решение б/н Решение по делу №03-30/15Р по признакам нарушения законодате... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №03-30/15Р по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                           резолютивная часть оглашена «24» ноября 2015 г.

  изготовлено в полном объеме «07» декабря 2015 г.

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

 <...>

При участии лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «МФО «Галактика 1» (далее – Общество) г.Санкт-Петербург, 15 линия В.О., д.12, Литер А, комн.25. - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещено, на рассмотрение дела представитель не явился, документы представлены; 

- ООО «Резерв», г.Санкт-Петербург, 15 линия В.О., д.12, Литер А, комн.25 - надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещено, на рассмотрение дела представитель не явился, документы представлены; 

- ООО «ДИВ» г.Якутск, ул.Хабарова, д.21/1Г – надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещено, на рассмотрение дела представитель не явился, документы  представлены;

В качестве свидетелей:

- ООО «Центр цифровой техники», г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62/2 – надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещено, на рассмотрение дела представитель не явился, документы представлены; 

- ИП Эверстов Е.С., г.Якутск, пр.Ленина, 7/1, кв.24 – надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен, на рассмотрение дела представитель не явился, документы представлены; 

Рассмотрев дело, возбужденное по факту распространения на территории г.Якутска рекламы займа, выдаваемого ООО «МФО «Галактика 1», с использованием рекламной конструкции с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»№ 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.,

 

 

у с т а н о в и л а:

 

20.08.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе отслежена реклама финансовых услуг, а именно займа, с использованием рекламной конструкции, установленной на внешней стене здания, расположенного по адресу г.Якутск, пр. Ленина, д.11, оказываемых ООО «МФО «Галактика» следующего содержания: «Заходи за деньгами! Только паспорт <...> За 5 минут. До 30 000 рублей» с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

26.08.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по факту распространения рассматриваемой рекламы возбуждено производство по делу №03-30/15Р по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Рассматриваемая реклама содержит текст следующего содержания: «Заходи за деньгами! Только паспорт <...> За 5 минут. До 30 000 рублей» с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На нижнем крае рекламного поля в правом углу имеется текст исполненный мелким шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, и занимают 1/32 площади рекламного пространства. Визуально распознать данный текст представляется возможным только на близком расстоянии, когда как основная информация рекламы исполнена крупным шрифтом красным цветом на белом фоне.

В ходе рассмотрения дела, назначенного определением об отложении на 15.10.2015 г., законный представитель ООО «ДИВ» директор Дегтярева Л.Е. пояснила, что в начале февраля 2015 г. по обращению представителя ООО «Резерв» была изготовлена и размещена реклама и световая вывеска. Согласно договора от 10.02.2015 г., заключенного с ООО «Резерв», макет на печать был направлен ООО «Резерв» в готовом к распространению виде, изменения работниками рекламной компании в содержание рассматриваемой рекламы не вносились, оплата была в безналичной форме. Также Дегтярева Е.Л. уточняет, что в конце мая с ООО «ДИВ» по обращению ООО «Резерв» рекламодателем стал ООО «МФО «Галактика 1», при этом договор, заключенный с ООО «Резерв» сохранял силу.

Дегтярева Е.Л. сообщает, что в июне 2015 г. ООО «ДИВ» поступил заказ от ООО «МФО «Галактика 1» на изменение текста, исполненного мелким шрифтом, в рассматриваемой рекламе. Со слов директора ООО «ДИВ» ООО «МФО «Галактика 1» был направлен готовый к распространению макет, который был в последующем распечатан и доклеен на рекламный баннер снизу в правом углу на месте текста, исполненного таким же мелким шрифтом.

ООО «МФО Галактика 1» письмом от 16.09.2015 г., 23.11.2015 г. сообщает, что рекламопроизводителю ООО «ДИВ» действительно был направлен готовый макет рекламы для последующей печати и монтажа на основании договора от 10.02.2015 г., изменения ООО «ДИВ» не вносились. Общество поясняет, что на рекламном баннере, размещенном по адресу проспект Ленина, д.11, информационная таблица с полными условиями предоставления микрозайма размещена крупным шрифтом достаточным для восприятия потребителями рекламы, тот факт, что основная часть информации в рекламе исполнена более крупным шрифтом не свидетельствует о невозможности восприятия таблицы с полными условиями рекламируемого займа.

Общество сообщает, что на основании Протокола общего собрания участников ООО «Резерв» от 13.05.2015 г. наименование ООО «Резерв» изменено на ООО «Галактика 1», затем Протоколом общего собрания участников ООО «Галактика 1» от 03.08.2015 г. наименование ООО «Галактика 1» изменено на ООО «МФО «Галактика 1».

Также ООО «МФО «Галактика 1» поясняет, что ООО «МФО «Галактика 1» в настоящее время осуществляет деятельность в нежилом помещении, находящемся по адресу г.Якутск, пр.Ленина, д.11, на основании договора субаренды от 30.01.2015 г., заключенного с ООО «Центр цифровой техники», у Общества имеется свидетельство о внесении сведений о ООО «МФО «Галактика 1» в государственный реестр микрофинансовых организаций от 13.11.2013 г.

Привлеченное в качестве свидетеля ООО «Центр цифровых технологий» в лице законного представителя Алексеева С.А. на рассмотрении дела, назначенного на 05.11.2015 г. пояснил, что на основании договора аренды магазина «Боотур» от 29.12.2014 г., заключенного с владельцем здания ИП Эверстовым Е.С., ООО «Центр цифровых технологий» передано в аренду нежилое помещение магазин «Боотур», находящийся по адресу г.Якутск, пр.Ленина, д.11, общей площадью 87, 1 кв.м., также ООО «Центр цифровых технологий» было разрешено заключать договор субаренды помещения с ООО «Резерв».

Алексеев С.А. сообщил, что по договору субаренды от 30.01.2015 г., заключенному с ООО «Резерв» представителем в г.Якутске Кузнецовой Н.Н., Обществу принадлежит на праве субаренды часть здания-магазина «Боотур», находящегося по адресу г.Якутск, пр.Ленина, д.11. Также директор ООО «Центр цифровых технологий» добавил, что 25.05.2015 г. ООО «Резерв» направило ООО «Центр цифровых технологий» письмо об изменении наименования юридического лица с ООО «Резерв» на ООО «Галактика 1», при этом Общество уточнило, что остальные реквизиты (ИНН, ОГРН, счета) остаются прежними; также 16.09.2015 г. было представлено письмо от ООО «Галактика 1» об изменении наименования Общества на ООО «МФО «Галактика 1». Алексеев С.А. считает, что арендатором в настоящее время выступает ООО «МФО «Галактика 1». Также Алексеев С.А. пояснил, что согласно договору субаренды от 30.01.2015 г. у Общества имеется право на размещение рекламы на внешнюю стену арендуемого помещения.

ИП Эверстов Е.С. на рассмотрении дела, назначенного на 05.11.2015 г., пояснил, что здание-магазин «Боотур» принадлежит ему на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.11.2014 г. №14АЕ236508. ИП Э. действительно заключил договор аренды от 29.12.2014 г. с ООО «Центр цифровых технологий» с правом оформления договоров субаренды помещения с ООО «Резерв».

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рекламная площадь рассматриваемой рекламы условно поделена на три части. В Верхней части рекламного поля на 1/3 площади имеется текст: «Заходи за деньгами!», исполненный крупным шрифтом, также изображена стрелка, ведущая к входу в здание. Ниже на 1/3 площади имеются крупные изображения паспорта гражданина РФ, циферблата часов и пачек денег. Далее в нижней части рекламного поля под указанными изображениями соответственно имеются следующие выражения: «Только паспорт», «За 5 минут», «До 30 000 рублей». Далее в нижней части под словом «рублей» менее чем на 1/32 площади рекламного поля размещен текст, исполненный мелким нечитабельным шрифтом. Визуально распознать данный текст представляется возможным только на близком расстоянии, когда как основная информация рекламы исполнена крупным шрифтом красным цветом на белом фоне.

Данная информация отвечает всем признакам рекламы и является рекламой, поскольку размещена с использованием рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно микрофинансовой услуге – займу, выдаваемому ООО «МФО «Галактика 1», направлена на формирование и поддержание интереса к микрофинансовой деятельности Общества и продвижению на рынке микрофинансовых услуг в г.Якутске.

Согласно представленному в материалы дела свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, ООО «МФО «Галактика 1» состоит в государственном реестре микрофинансовых организаций с 13.11.2013 г.

Рассматриваемая реклама способствует продвижению микрофинансовых услуг, предоставляемых ООО «МФО «Галактика 1» по выдаче займа до 30 000 рублей. При этом в содержании рекламы отсутствуют иные существенные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов,  которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка, что указывает на признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».

Несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемом займе, а именно крупно указанной сумме, читаемой на значительном расстоянии, форма предоставления остальных условий рекламируемых микрофинансовых услуг такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют, что приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы.

Используемый в рекламе крупный шрифт, которым выполнено условие займа – сумма «до 30 000 рублей» и прочая информация («Заходи за деньгами! Только паспорт <...> За 5 минут»), значительно превышает размер мелкого шрифта, воспринимается и уясняется на значительном расстоянии, в то время как иные существенные условия рекламируемых микрофинансовых услуг затруднительны для прочтения, потребителем не воспринимаются, а равно отсутствуют.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 29.11.2010 N АК/41963 при оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы, как: фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению с шрифтом основной привлекательной информации об услуге, высоту расположения текста, месторасположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для потребителей, являющимися участниками дорожного движения. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

Рассматриваемая рекламная конструкция установлена вблизи от проезжей части с использованием рекламной конструкции, для водителей и пассажиров движущего  транспорта, с учетом времени считывания рекламной информации ограничено следовательно, информация, нанесенная на рекламной конструкции мелким шрифтом, также недоступна для их восприятия.

Учитывая совокупность указанных выше факторов, Комиссия приходит к выводу, что в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы (иные существенные условия исполнены мелким шрифтом), не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе займа, предоставляемого ООО «МФО «Галактика 1», информация  об иных существенных условиях банковского продукта, а именно сумма, срок вклада, максимальная процентная ставка размещены значительно мелким шрифтом относительно указанной минимальной процентной ставки по вкладу 13%, исполненной доступным для восприятия на значительном расстоянии крупным шрифтом.

Материалами дела установлено, а именно Правилами предоставления займов ООО «МФО «Галактика 1», минимальная и максимальная сумма по рекламируемому займу установлена пунктом 2.6 от 100 до 30 000 рублей. Согласно пункту 2.7 Правил проценты начисляются за каждый день пользования займом, диапазон полной стоимости займа: от 605, 132% годовых до 856, 290% годовых. Пунктом 2.8 Правил установлено, два срока возврата займа, предоставляемого ООО «МФО «Галактика 1», первый срок возврата и второй срок возврата займа. В случае если сумма займа составляет от 100  до 900 рублей включительно, первый срок возврата займа фиксирован и составляет:

 

Сумма, руб.

100

200

300

400

500

600

700

800

900

Первый срок возврата

28

21

21

21

14

12

10

9

8

В случае, если сумма займа составляет от 1000 до 30 000 рублей включительно, первый срок возврата займа наступает в период с 7 до 17 календарных дней с даты заключения договора; второй срок возврата займа наступает через 2 периода с момента наступления первого срока возврата займа.

Следовательно, в рекламе микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых ООО «МФО «Галактика 1», отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме ФАС России от 13.08.2010 №АК/26483 "Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг", в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В том случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способны обмануть их ожидания, сформированные рекламой, отображаются (представлены) в рекламе мелким шрифтом, нечитаемом обычным способом, а его восприятие зрением ограничено, то следует считать, что текстовая информация, размещенная с использованием  мелкого шрифта недоступна для восприятия, следовательно,  такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Довод ООО «МФО Галактика 1» о том, что в случае исполнения основной части информации в рекламе исполненной более крупным шрифтом, потребителю не представляется невозможным воспринять (прочесть) информацию с полными условиями микрозайма, размещенной в рекламе мелким шрифтом, несостоятелен в связи со следующим. Способ (дизайн), шрифт и площадь (на нижней части рекламного поля), размещения иной существенной информации, а также место установки рекламной конструкции (возле проезжей части дороги), а также соотносимость размера, света  шрифта с фоном рекламного поля, зрительное акцентирование внимания на цифре 30 000, изображенной крупными жирными цифрами ярко красным цветом на белом фоне, делает мелкий текст с иными существенными условиями, практически недоступным для восприятия на значительном расстоянии. Данное обстоятельство не позволяет прочесть (воспринять) в полном объеме участниками дорожного движения, проезжающими на автотранспортных средствах информации, указанной в рекламе мелким шрифтом.

Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации. Данная реклама не должна вводить потребителя в заблуждение относительно условий предоставления и пользования данной кредитной программой.

Исходя из понятия рекламы, рассматриваемая реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц (в том числе для участников дорожного движения), среди которых могут быть не только пешеходы, но и водители и пассажиры транспортных средств, то с учетом существующей специфики движения на проезжей части, антимонопольный орган считает, что та информация, которая обязательна к указанию в силу закона о рекламе в рекламе, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств в избранном рекламодателем способе.

Таким образом, в рекламе микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых  ООО «МФО «Галактика 1», распространенной с использованием рекламной конструкции, установленной на внешней стене здания, расположенного по адресу г.Якутск, пр. Ленина, д.11, информация, размещенная на нижней части рекламного поля не доступна для восприятия, а равно отсутствует, что вводит потребителей рекламы в заблуждение в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно представленным в материалы дела документам, рассматриваемая реклама была размещена в феврале 2015 г. рекламодателем, а равно непосредственным заказчиком, рассматриваемой рекламы на тот момент выступал ООО «Резерв», данное обстоятельство по делу подтверждается устными пояснениями законного представителя ООО «ДИВ», договором от 10.02.2015 г., заключенным между ООО «ДИВ» и ООО «Резерв», актом №65 от 25.02.2015 г., электронной перепиской между представителем ООО «ДИВ» и ООО «Резерв», а также макетом рекламы займа, представленным в материалы дела рекламопроизводителем ООО «ДИВ». Исходя из содержания текста, исполненного мелким шрифтом, указанном в рабочем рекламном макете установлено, что займы на период распространения рекламы в феврале 2015 г. по указанному адресу выдавались ООО «Резерв».

В ходе рассмотрения дела установлено, что в мае 2015 г. ООО «Резерв передало все права и обязательства на ООО «Галактика 1», данное обстоятельство по делу подтверждается Протоколом общего собрания участников ООО «Резерв» от 13.05.2015 г., электронной перепиской ООО «ДИВ» и ООО «Галактика 1», письмом ООО «Резерв» направленному ООО «Центр цифровых технологий» от 25.05.2015 г.

В последующем, согласно представленным в материалы дела ООО «ДИВ» акту №266 от 29.05.2015 г., макету текста, исполненного мелким шрифтом, а также электронной перепиской между представителем ООО «ДИВ» и ООО «Галактика 1», текст, размещенный в рекламе в нижней части на 1/32 площади рекламного поля был изменен по инициативе ООО «МФО «Галактика 1» – займы по приведенной информации на момент отслеживания и возбуждения антимонопольным органом дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдает ООО «МФО «Галактика 1», что также подтверждается актом №266 от 29.05.2015 г., представленным в материалы дела ООО «ДИВ».

Следовательно, рекламодателем, а равно продавцом товара, а именно займов, выдаваемых по условиям до 30 000 рублей с мая 2015 г. по настоящее время, выступает ООО «МФО «Галактика 1», что подтверждается свидетельством о внесении сведений о ООО «МФО «Галактика 1» в государственный реестр микрофинансовых организаций от 13.11.2013 г.

Из представленных в материалы дела документов установлено, что рекламопроизводителем выступает  ООО «ДИВ», на основании договора от 10.02.2015 г.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1,3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 настоящего Федерального закона.

При этом, согласно части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Материалами дела подтверждается факт производства ООО «МФО «Галактика 1»макета рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», ООО «МФО «Галактика 1» признает, что определило содержание рекламы, данное обстоятельство по делу подтверждается письменными пояснениями ООО «МФО «Галактика 1», ООО «ДИВ».

Материалами дела установлено прекращение распространения рекламы займа ООО «МФО «Галактика 1».

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктов 37-42, 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

 

решила:

 

1.Признать рекламу микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых ООО «МФО «Галактика 1», распространенную с использованием рекламной конструкции, установленной на внешней стене здания, расположенного по адресу г.Якутск, пр. Ленина, д.11, ненадлежащей, нарушающей статьи 28

  1. В связи прекращением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, путем демонтажа рекламной конструкции, установленной на внешней стене здания, расположенного по адресу г.Якутск, пр. Ленина, д.11, предписание не выдавать.

3.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны