Решение б/н решение по делу №03-36/18.1-16 от 16 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-36/18.1-16

 

г. Якутск                                                             резолютивная часть оглашена 01 марта 2016 года

                  изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров (далее – Комиссия), в составе:

Кузьмина А. Д. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Камаловой С. В. – заместителя начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

Хачировой С. Д. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии:

1) от заявителей:

  • общества с ограниченной ответственностью «Региональный научно-технический центр охраны труда» (далее – ООО «Региональный НТЦ охраны труда») – генеральный директор общества Пшенников С.А.,
  • общества с ограниченной ответственностью «Охрана. Безопасность» (далее –                  ООО «Охрана. Безопасность») - представитель по доверенности б/н от 26.02.2016 г.                  Сень Я.А.,

2) от заказчика, закупочной комиссии акционерного общества «Сахаэнерго» (далее – заказчик, закупочная комиссия АО «Сахаэнерго») – представитель по доверенности № 184 от 29.02.2016 г. Алексеева С.В., представитель по доверенности № 186 от 29.02.2016 г. Малеев И.Н., представитель по доверенности № 185 от 29.02.2016 г. Кортунков Е. А., представитель по доверенности №183 от 29.02.2016 г. Захаров А.В.

в отсутствие уведомленного надлежащим образом заявителя – общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский центр «Факторы производственной и окружающей среды» (далее – ООО НИЦ «ФАПРОКС) – поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя общества (вх. №1065э от 20.02.2016 г.),

рассмотрев жалобы ООО «Региональный НТЦ охраны труда», ООО НИЦ «ФАПРОКС», ООО «Охрана. Безопасность» на действия заказчика, закупочной комиссии акционерного общества «Сахаэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лотам №12.1-18 «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест» (извещение №31603205869),

у с т а н о в и л а:

18 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО «Региональный НТЦ охраны труда»             (вх. №995), находящегося по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, 7/1, ООО НИЦ «ФАПРОКС» (вх. №1004э), находящегося по адресу: 656023, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Э. Алексеевой, 94, на действия заказчика, закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лотам №12.1-18 «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест» (извещение №31603205869).

25 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила перенаправленная ФАС России жалоба ООО «Охрана. Безопасность» (вх. №1127э), находящегося по адресу: 440600, г. Пенза, ул. Гладкова, 10,              на действия заказчика, закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лотам №12.1-18 «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест» (извещение №31603205869).

Как следует из содержания жалобы ООО «Региональный НТЦ охраны труда» и пояснений представителя общества на рассмотрении дела №03-6/18.1-16, закупочная комиссия неправомерно оценила заявку ООО «Региональный НТЦ охраны труда», установила в техническом задании закупочной документации незаконные требования в части необходимости наличия соответствующей группы по электробезопасности; данный предмет закупок выставлялся два раза: первый – 17.12.2015 по 28.12.2015 (извещение №31503105901), но по неизвестным причинам закупку продлили до 12.01.2016, а фактически прием заявок на сайте b2b-esv.ru под номером 248976 закрыли 11.01.2016, вследствие чего линия доверия сайта отменила конкурсный процесс, вторая закупка была выставлена после 15.01.2016 с извещением №31603205869; из 18 лотов в 11 лотах у ООО «Региональный НТЦ охраны труда» наименьшая стоимость услуг по сравнению с ООО ИК «Экопромпроект», у ООО «Региональный центр НТЦ охраны труда» показатели выше и по другим неценовым параметрам; закупочная комиссия незаконно определила победителем – ООО ИК «Экопромпроект», ООО ИК «Экопромпроект» осуществляет специальную оценку условий труда не более 10 месяцев, что ставит под сомнение победу данного общества в рассматриваемой закупке.

Из жалобы ООО НИЦ «ФАПРОКС» следует, что заказчик АО «Сахаэнерго» признало победителем ООО ИК «Экопромпроект» по всем 18 лотам, тем самым отдало предпочтение местной организации, которая предложила цену, превышающую ценовые предложения других участников по всем 18 лотам; закупочная комиссия АО «Сахаэнерго», принимая решение о победителе, ориентировалась на географическое месторасположение участника, что является нарушением закупочной документации, так как при рассмотрении заявок заказчик должен оценивать заявки только по тем критериям, которые прописаны в условиях закупочной документации.

По мнению заявителя ООО «Охрана. Безопасность», закупочная комиссия АО «Сахаэнерго» проигнорировала  предложенные цены участников закупки, хотя в закупочной документации прописано, что цена является критерием определения победителя и более того, нужно обосновать предложенные цены калькуляциями.

Также представитель ООО «Охрана. Безопасность» на рассмотрении дела                          №03-36/18.1-16 отметил, что заявка ООО «Охрана. Безопасность» соответствовала всем неценовым критериям, но набрала всего лишь три балла по неценовым критериям, вследствие чего общество обратилось с разъяснением расшифровки баллов, однако запрос был проигнорирован. Также представитель общества добавил следующее: при оценке заявок закупочная комиссия неправомерно определила победителя, не обратила внимание на то, что заявка ООО ИК «Экопромпроект» не соответствует техническому заданию закупочной документации, поскольку согласно пункту 8 технического задания закупочной документации испытательная лаборатория исполнителя должна быть аккредитована на определенные виды измерений, в том числе на оценку эффективности средств индивидуальной защиты, специальной одежды, специальной обуви на рабочем месте; по неценовым критериям заявка победителя ООО ИК «Экопромпроект» уступала заявкам других участников, так например, оборот по специальной оценке условий труда у ООО ИК «Экопромпроект» составляет 6 миллионов, у ООО «Охрана. Безопасность» 150 миллионов; по данным сайта Росаккредитации лаборатория ООО ИК «Экопромпроект» проходит проверку, выявлены замечания и существует возможность закрытия лаборатории общества.   

На рассмотрении дела №03-36/18.1-16 представители заказчика, закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» пояснили следующее.

Согласно п. 1.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 г. №328н, данные правила распространяются на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей, занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения. В данном случае достаточно 2 группы по электробезопасности.

В соответствии с пунктом 7.7.10.1 Положения о закупке победителем запроса предложений признается лицо, которое представило заявку, занявшую по решению закупочной комиссии первое место в окончательной ранжировке заявок по степени предпочтительности, а также предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации о закупке.

Так, пунктом 9.5 приложения №4 закупочной документации установлено, что для формирования итоговых оценок предпочтительности заявок используется метод представления результатов оценки в виде точек на плоскости типа «Итоговая неценовая предпочтительность заявок – цена договора».

Согласно пояснениям представителей АО «Сахаэнерго» по ценовому критерию заявкам участников закупочная комиссия баллы не ставила.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

17.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком АО «Сахаэнерго» размещено извещение №315031105901 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» по лотам №12.1-12.18.

Дата и время подведения итогов указанной закупки – 25.01.2016 в 16 часов 00 минут.

Согласно уведомлению о внесении изменений от 25.12.2015 года дата и время подведения итогов закупки были изменены на 27.01.2016 г. в 16 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 22 извещения о закупке от 17.12.2015 №12.1-18 организатор закупки имеет право отказаться от проведения закупки в любое время, не неся никакой ответственности перед участниками закупки или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки.

Исходя из этого, в рамках пункта 22 извещения Приказом генерального директора АО «Сахаэнерго» от 14.01.2016 г. №24а «Об отмене открытого запроса предложений» открытый запрос предложений на право заключения договора оказания услуг по лотам №12.1-18 на проведение специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» (извещение №315031105901)  был отменен.

15.01.2016 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком АО «Сахаэнерго» размещено извещение №31603205869 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» по следующим лотам: лот №12.1 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Верхоянских ЭС; лот №12.2 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Янских ЭС; лот №12.3 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Среднеколымского РЭС; лот №12.4 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Кобяйских ЭС; лот №12.5 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Булунских ЭС; лот №12.6 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Олекминского РЭС; лот №12.7 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Исполнительной Дирекции; лот №12.8 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Жиганского РЭС; лот №12.9 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Белогорского РЭС; лот №12.10 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Алданского РЭС; лот №12.11 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Эвено-Бытантайского РЭС; лот №12.12 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Зырянского РЭС; лот №12.13 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Оймяконского РЭС; лот №12.14 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Оленекского РЭС; лот №12.15 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Анабарского РЭС; лот №12.16 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Момского РЭС; лот №12.17 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Нижнеколымского РЭС; лот №12.18 – Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест Производственного Центра.

Дата и время окончания подачи заявок – 25.01.2016 в 15:00. Дата и время вскрытия конвертов с заявками – 25.01.2016 в 15:00. Дата и время рассмотрения заявок – 01.02.2016 в 16:00. Дата и время подведения итогов – 08.02.2016 в 16:00.

Уведомлением о продлении сроков №12.1-18-ОРГ-1 от 04.02.2016 были изменены дата и время рассмотрения заявок– 10.02.2016 в 10:00; дата и время подведения итогов – 17.02.2016 в 10:00.

До окончания указанного срока на участие в открытом конкурсе по лотам №12.1-12.18 поступило 9 заявок, что подтверждается протоколом процедуры вскрытия поступивших конвертов с заявками участников №12.1-18-В от 26.01.2016.

17 февраля 2016 года закупочной комиссией АО «Сахаэнерго» проведены процедуры предварительной ранжировки предложений, итоговой ранжировки и выбора победителя запроса предложений. Согласно протоколу выбора победителя по открытому запросу предложений №12.1-18-ВП от 17.02.2016 победителем запроса предложений был признан участник, занявший первое место в итоговой ранжировке – ООО ИК «Экопромпроект» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петра Алексеева, д. 6, кВ. 19) с предложением на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по лотам №12.1-12.18.

17 февраля 2016 года по итогам запроса предложений между АО «Сахаэнерго» и победителем запроса предложений по лотам №12.1 – 12.18 ООО ИК «Экопромпроект» заключены договора возмездного оказания услуг (№ У/Сив4/СОУТ-10, № У/Сив4/СОУТ-15, № У/Сив4/СОУТ-9, № У/Сив4/СОУТ-5, № У/Сив4/СОУТ-1, № У/Сив4/СОУТ-8, №У/Сив4/СОУТ-12, № У/Сив4/СОУТ-7, №У/Сив4/СОУТ-4, № У/Сив4/СОУТ-16, №У/Сив4/СОУТ-17, №У/Сив4/СОУТ-13, № У/Сив4/СОУТ-6, № У/Сив4/СОУТ-14, №У/Сив4/СОУТ-18, №У/Сив4/СОУТ-3, №У/Сив4/СОУТ-11, №У/Сив4/СОУТ-2).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения  договоров считает жалобы ООО «Региональный НТЦ охраны труда», ООО «Охрана. Безопасность» обоснованными, а жалобу ООО НИЦ «ФАПРОКС» необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Открытый запрос предложений проведен АО «Сахаэнерго» на основании Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положения о закупке продукции для нужд АО «Сахаэнерго», утвержденного советом директоров АО «Сахаэнерго» от 22.09.2015 г. №11 (далее – Положение о закупке).

Документацией о закупке от 15.01.2016 года «Запрос предложений на право заключения договора на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» (далее – документация о закупке) и приложениями к нему, размещенными на сайте www.zakupki.gov.ru, определены требования к заявкам участников, порядок проведения закупки.

Согласно Положению о закупке в рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки, которые не были отклонены на отборочной стадии; цель сопоставления и оценки заявок заключается в их предварительном ранжировании/ окончательном ранжировании по степени предпочтительности для заказчика (п.7.2.9.5); оценка и сопоставление заявок осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации (п.7.2.9.6).

В соответствии с пунктом 2.8.3.1 документации о закупке закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их предварительное (или окончательное – в том случае, если организатором не будет принято решение о проведении переторжки) ранжирование по степени предпочтительности для заказчика в соответствии с разделом 9 документации о закупке (приложение №4 – порядок оценки и сопоставления заявок участников).

Разделом 9 (приложение №4) документации о закупке установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок:

9.1. Цена договора;

9.2. Неценовые критерии.

Далее в пункте 9.2 Приложения №4 документации о закупке перечислены следующие неценовые критерии:

Номер критерия в иерархии

Наименование критерия

Вид критерия оценки и номер уровня иерархии

Предварительный весовой коэффициент оценок по критерию (в %)

Уровень 1

Уровень 2

0

ИТОГОВАЯ НЕЦЕНОВАЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Итоговый уровня 0

--

--

1

Предпочтительность организационно-технических предложений, в том числе:

Обобщенный уровня 1

50

--

1.1

Предпочтительность предлагаемых технических и организационных решений.

Частный уровня 2

--

40

1.2

Предпочтительность объема услуг.

Частный уровня 2

--

30

1.3

Предпочтительность предлагаемого графика оказания услуг.

Частный уровня 2

--

30

Сумма весовых коэффициентов уровня 2 (в %):

 

100 %

2

Вероятность должного исполнения контракта ("надежность" Участника)

Обобщенный уровня 1

40

--

2.1

Опыт выполнения аналогичных услуг по виду, сумме и объему.

Частный уровня 2

--

20

2.2

Обеспеченность трудовыми ресурсами.

Частный уровня 2

--

10

2.3

Обеспеченность материально-техническими ресурсами.

Частный уровня 2

--

10

2.4

Деловая репутация Участника (с учетом отзывов предыдущих заказчиков и клиентов; отзывов финансовых организаций; итогов участия в судебных разбирательствах)

Частный уровня 2

--

20

2.5

Условия оплаты оказываемых услуг

Частный уровня 2

 

40

Сумма весовых коэффициентов уровня 2 (в %):

 

100 %

3

Предпочтительность договорных условий

Обобщенный уровня 1

10

--

3.1

Наличие в протоколе разногласий (либо в иных материалах, входящих в состав предложения участника закупки), противоречий в части договорных условий и несоответствий закупочной документации.

Частный уровня 2

--

100

Сумма весовых коэффициентов уровня 2 (в %):

 

100 %

Сумма весовых коэффициентов уровня 1 в группе (в %):

100 %

--

 

Оценка по неценовым критериям (или подкритериям), осуществляется в баллах по следующей шкале (пункт 9.3 закупочной документации):

3

«Приемлемо, удовлетворительно» - предложение Участника полностью соответствует  требованиям Документации о закупке, а также объявленным целям и интересам Заказчика

4

«Хорошо» - предложение Участника полностью соответствует требованиям Документации о закупке, а также объявленным целям и интересам Заказчика и превосходят изложенные в Документации о закупке требования

5

«Отлично» - соответствие реально достижимому максимальному уровню предложения по данному критерию, лучшей мировой практике в данной предметной области

Как следует из пункта 9.4 закупочной документации оценки по неценовым критериям сводятся в единую оценку итоговой неценовой предпочтительности путем взвешенного суммирования (суммирования оценок в баллах, умноженных на соответствующий  весовой коэффициент).

Для формирования итоговых оценок предпочтительности заявок используется метод представления результатов оценки в виде точек на плоскости типа «Итоговая неценовая предпочтительность заявок – цена договора» (пункт 9.5 закупочной документации).

Таким образом, анализ документации о закупке показал, что закупочная комиссия оценивает заявки участников по неценовому критерию в порядке, установленным  документацией о закупке; Заказчиком в документации о закупке по критерию «Цена договора» не установлен порядок оценки.  

В соответствии с пунктом 7.2.10.1 Положения победителем конкурса (выигравшим торги на конкурсе) признается лицо, которое представило заявку, занявшую по решению закупочной комиссии первое место в окончательной ранжировке заявок по степени предпочтительности, а также предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации о закупке.

Согласно пункту 9.5 закупочной документации комиссия АО «Сахаэнерго» сформировала итоговые оценки предпочтительности заявок путем использования метода представления результатов оценки в виде точек на плоскости типа «Итоговая неценовая предпочтительность – цена договора» (далее – таблица).

Согласно представленным в материалы дела таблицам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) по лотам №12.1-12.18 следует, что анализ расположения точек на плоскости показывает, что по неценовой предпочтительности лучшим является предложение участника: ООО ИК «Экопромпроект». Лучшим по цене является предложение участника –
ООО «Охрана. Безопасность».

Присвоение баллов итоговой неценовой предпочтительности предложения участников закупки в порядке пункта 9.2 Приложения №4 закупочной документации отражено в сводной сравнительной матрице заявок участников закупки по оценочным критериям.

Как следует из сводной сравнительной матрицы заявок участников закупки по оценочным критериям по лотам №12.1-18 итоговая неценовая предпочтительность предложений участников составила: ООО «Охрана. Безопасность» – 3 балла; ООО НИЦ «ФАПРОКС» – 3 балла; ООО ИК «Экопромпроект» - 3,20 балла; ООО «Региональный НТЦ охраны труда» - 3 балла.

Согласно протоколу выбора победителя по открытому запросу предложений №12.1-18-ВП по лотам №12.1-12.18 заявки участников запроса предложений были оценены закупочной комиссией по итоговой неценовой предпочтительности: ООО «Охрана. Безопасность» – 3 балла; ООО НИЦ «ФАПРОКС» – 3 балла; ООО ИК «Экопромпроект» - 3,20 балла; ООО «Региональный НТЦ охраны труда» - 3 балла. Как установлено протоколом выбора победителя по открытому запросу предложений №12.1-18-ВП по лотам №12.1-12.18 по решению закупочной комиссии лучшие условия исполнения договора предложило ООО ИК «Экопромпроект», набравшее балл по итоговой неценовой предпочтительности равный 3,20.

Таким образом, для определения победителей открытого одноэтапного конкурса закупочная комиссия, действуя в рамках полномочий установленных закупочной документацией, оценив заявки участников по неценовым критериям, не присваивала баллы ценовым предложениям  участников закупки, в связи с отсутствием в документации о закупке порядка оценки по критерию «Цена договора».

Исходя из вышеизложенного, доводы заявителей ООО «Региональная НТЦ охраны труда», ООО НИЦ «ФАПРОКС», ООО «Охрана. Безопасность» о том, что ООО ИК «Экопромпроект», предложившее наибольшую цену стоимости услуг, неправомерно признано победителем, а закупочная комиссия проигнорировала предложенные цены участников, не обоснованы.

Довод заявителя ООО НИЦ «ФАПРОКС» о том, что закупочная комиссия, принимая решение о победителе, ориентировалась на географическое месторасположение участника, Комиссией отклоняется, поскольку заявителем в обоснование данного довода не представлены доказательства. 

Довод заявителя ООО «Охрана. Безопасность» в части игнорирования АО «Сахаэнерго» запроса о разъяснении расшифровки баллов Комиссией отклоняется, поскольку доказательств получения АО «Сахаэнерго» данного запроса в материалы дела не представлено. Также, довод заявителя ООО «Охрана. Безопасность» о том, что лаборатория ООО ИК «Экопромпроект» проходит проверку, выявлены замечания и существует возможность закрытия лаборатории, материалами дела не подтверждается.   

Довод заявителя ООО «Региональный НТЦ охраны труда» в части установления в техническом задании закупочной документации незаконных требований о необходимости наличия у участника закупки соответствующей группы по электробезопасности, Комиссией признан обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п.2), а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п.9).

Согласно пункту 8 Технических заданий по проведению специальной оценки условий труда для АО «Сахаэнерго», являющимся приложением к документации о закупке (далее – технические задания) персонал исполнителя, привлекаемый в ходе исполнения обязательств по договору, должен иметь соответствующую группу по электробезопасности, согласно «Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденным приказом Минтруда России от 24.07.2013 №328н.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (статья 212).

Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда) регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о специальной оценку условий труда  организация, проводящая специальную оценку условий труда должна соответствовать следующим требованиям:

 1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 19 Закона о специальной оценки условий труда установлено, что порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством.

Так, Правилами допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 г. №599 (далее – Правила) установлен порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр).

Согласно пункту 2 Правил организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации в реестре подлежат организации, соответствующие требованиям, установленным Законом о специальной оценке условий труда, и представившие в Министрество труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о регистрации в реестре, содержащее следующие сведения:

а) полное наименование и место нахождения организации;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) сведения о наличии в уставных документах организации указания в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

д) сведения о наличии в качестве структурного подразделения организации испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Федеральной службой по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с указанием номера, даты выдачи аттестата аккредитации и области ее аккредитации, соответствующей требованиям пункта 3 части 1 и части 2 статьи 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда";

е) сведения о наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и порядкового номера в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

ж) адрес электронной почты организации (при наличии);

з) фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации.

Таким образом, анализ действующего законодательства в сфере специальной оценки условий труда показал, что для осуществления специальной оценки условий труда организациям не требуется наличие группы по электробезопасности.

Кроме этого, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 г. №328н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (далее – Правила) данные Правила распространяются на работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей (физических и юридических лиц, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

Следовательно, требования пункта 1.1 Правил не распространяются на организации, осуществляющие специальную оценку условий труда.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2); отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (п.4).

Таким образом, Заказчик, установив неправомерное требование о наличии у персонала исполнителя, привлекаемого в ходе исполнения обязательств по договору, соответствующей группы по электробезопасности (пункт 8 Технических заданий документации о закупке) нарушил часть 1 статьи 1, пункты 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Довод заявителя ООО «Региональный НТЦ охраны труда» в части неправомерного выставления предмета закупки два раза признан Комиссией необоснованным по следующим основаниям.

17.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчиком АО «Сахаэнерго» размещено извещение №315031105901 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» по лотам №12.1-12.18.

Дата и время подведения итогов указанной закупки – 25.01.2016 в 16 часов 00 минут.

Согласно уведомлению о внесении изменений от 25.12.2015 года дата и время подведения итогов закупки были изменены на 27.01.2016 г. в 16 часов 00 минут.

Приказом генерального директора АО «Сахаэнерго» от 14.01.2016 г. №24а «Об отмене открытого запроса предложений» открытый запрос предложений на право заключения договора оказания услуг по лотам №12.1-18 на проведение специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» (извещение №315031105901)  был отменен.

В соответствии с пунктом 22 извещения о закупке от 17.12.2015 №12.1-18 организатор закупки имеет право отказаться от проведения закупки в любое время, не неся никакой ответственности перед участниками закупки или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки.

Следовательно, открытый запрос предложений  на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» по лотам №12.1-12.18 (извещение №315031105901) был отменен заказчиком в рамках пункта 22 извещения о закупке.

При этом Комиссией не обнаружены нарушения прав заявителя путем отмены  открытого запроса предложений  на право заключения договора оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда для нужд АО «Сахаэнерго» по лотам №12.1-12.18 (извещение №315031105901) и проведения открытого запроса предложений (извещение №31603205869) с повторным предметом закупки.

Довод заявителя ООО «Охрана. Безопасность» о том, что заявка ООО ИК «Экопромпроект» не соответствует техническим заданиям документации о закупке является обоснованным по следующим основаниям.

В рамках отборочной стадии выполняется отклонение заявок, которые, по мнению членов закупочной комиссии, не соответствуют требованиям запроса предложений по существу, в том числе в случае непредставления участниками информации в соответствии с требованиями пункта 6.3.10 Положения о закупке (подпункт е п. 7.2.9.4 Положения о закупке).

Согласно пункту 8 технических заданий документации о закупке соответствие исполнителя требованиям, подтверждается предоставлением определенных документов, в том числе испытательная (измерительная) лаборатория (центр) исполнителя, осуществляющая измерительные и оценочные работы, должна быть аккредитована на следующие виды измерений (оценок):

  • измерение химических факторов;
  • измерения параметров виброакустических факторов: уровень звука и звукового давления; максимальный и эквивалентный уровни звука; уровень виброускорения; уровень инфразвука; уровень ультразвука;
  • измерение параметров микроклимата (в теплый и холодный периоды года): температура воздуха; относительная влажность воздуха; скорость движения воздуха; индекс ТНС; тепловое излучение;
  • измерение параметров световой среды: уровень искусственной освещенности (освещенность, прямая блеклость освещенности, яркость);
  • измерение неионизирующих электромагнитных полей и излучений: ультрафиолетвовое излучение; напряженность электростатического поля; напряженность постоянного магнитного поля; напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц; напряженность магнитного поля промышленной частоты 50 Гц;
  • оценка тяжести трудового процесса;
  • оценка напряженности трудового процесса;
  • оценка эффективности средств индивидуальной защиты, специальной одежды, специальной обуви на рабочем месте.

Анализ Комиссией представленных в материалы дела АО «Сахаэнерго» документов, в том числе заявки ООО ИК «Экопромпроект» показал, что в составе заявки документ «Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) ООО ИК «Экопромпроект», а именно Область аккредитации испытательной лаборатории (центра) ООО ИК «Экопромпроект» не содержит такого показателя как оценка эффективности средств индивидуальной защиты, специальной обуви, специальной одежды на рабочем месте.

Данное обстоятельство сторонами при рассмотрении дела №03-36/18.1-16 не оспаривалось.

В ходе рассмотрения заявки ООО «Охрана. Безопасность» Комиссией установлено, что заявка общества соответствует требованиям закупочной документации, в том числе документ «Область аккредитации испытательной лаборатории ООО «Охрана. Безопасность» содержит показатель оценки эффективности применения СИЗ (средств индивидуальной защиты).

Следовательно, закупочная комиссия в нарушение пункта 8 Технических заданий к документации о закупке, пункта 7.2.9.4 Положения о закупке неправомерно допустила к участию в открытом запросе предложений ООО ИК «Экопромпроект», заявка которого подлежала отклонению.

Исходя из этого, доводы ООО «Охрана. Безопасность» и ООО «Региональный НТЦ охраны труда» о неправомерном определении закупочной комиссией победителя – ООО ИК «Экопромпроект», являются обоснованными.

Поскольку заявка ООО ИК «Экопромпроект» не подлежала оценке, закупочная комиссия неправомерно провела процедуру оценки с участием заявки ООО ИК «Экопромпроект» и признала данное общество победителем открытого запроса предложений (извещение №31603205869) по лотам №12.1-12.18.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются в том числе развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.2).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что требования, предъявляемые к  участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Положения части 6 статьи 3 Закона о закупках аналогично предусмотрены в пункте 7.2.9.12 Положения о закупке.

Таким образом, заказчик, закупочная комиссия АО «Сахаэнерго», при проведении открытого запроса предложений, определив победителем ООО ИК «Экопромпроект», заявка которого подлежала отклонению в связи с несоответствием требованиям закупочной документации, допустила нарушение целей регулирования Закона о закупках и принципов, которыми должны руководствоваться заказчики, предусмотренных частью 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Жалобы на действия (бездействие) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов антимонопольным органом рассматривается в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 7.7.2.1 Положения о закупке закупочная документация должна содержать все требования и условия запроса предложений, а также подробное описание всех его процедур.

Как следует из пункта 7.7.2.2 Положения о закупке закупочная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 7.7.2.3 Положения о закупке документация должна содержать «порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке».

Согласно пункту 7.7.2.4. Положения о закупке закупочная документация разрабатывается организатором запроса предложений, согласовывается членами закупочной комиссии, утверждается председателем закупочной комиссии в порядке, установленном настоящим Положением.

Организатор закупки (в лице закупочной комиссии) определяет порядок оценки и ранжирования заявок по степени предпочтительности для заказчика, основываясь на нормах Положения, а также на иных нормативных актов АО «Сахаэнерго» (пункт 3.1.3 Положения).

Как указывалось выше (стр. 6 решения по делу № 03-36/18.1-16), в Приложении №4 закупочной документации отражен «Порядок оценки и сопоставления заявок».

В пункте 9.1 Приложения №4 закупочной документации установлен критерий «Цена договора».

Для формирования итоговых оценок предпочтительности заявок закупочная комиссия использовала метод, указанный в пункте 9.5 Приложения №4 закупочной документации, согласно которому результаты оценки заявок участников представляются в виде точек на плоскости типа «Итоговая неценовая предпочтительность заявок – цена договора».

Комиссией установлено, что согласно пункту 9.1 Приложения №4 закупочной документации закупочная комиссия АО «Сахаэнерго» утвердила критерий «Цена договора», однако анализ закупочной документации показал, что в пунктах 9.1 и 9.5 закупочной документации порядок оценки, порядок расчетов и присвоения баллов по критерию «Цена договора» и в закупочной документации в целом не установлен.

Отсутствие в  закупочной документации порядка оценки критерия «Цена договора» не дает возможность участникам закупки рассчитывать на оценку их ценовых предложений путем присвоения баллов.

Согласно таблицам лучшие ценовые предложения по лотам №12.1-12.17 предложил участник ООО «Охрана. Безопасность», по лоту №12.18 предложил участник ООО НИЦ «ФАПРОКС».

Не указание порядка оценки по критерию «Цена договора» могло привести к злоупотреблению со стороны закупочной комиссии, поскольку в данном случае существует вероятность определения победителя закупки по субъективному усмотрению закупочной комиссии.

Отсутствие порядка оценки по критерию «Цена договора» в документации о закупке не позволило закупочной комиссии оценить ценовые предложения участников закупки и выбрать наилучшие условия исполнения договора, оценка которых, в свою очередь, могла повлиять на итоги выбора победителя по открытому одноэтапному конкурсу.

Следовательно, отсутствие порядка оценки по критерию «Цена договора» в закупочной документации могло повлиять на результаты открытого одноэтапного конкурса при определении победителя, учитывая, что лучшие ценовые предложения по лотам №12.1-12.17 согласно таблицам предложены участником ООО «Охрана. Безопасность», по лоту №12.18 участником ООО НИЦ «ФАПРОКС».

Таким образом, организатор закупки, заказчик, закупочная комиссия АО «Сахаэнерго», при проведении открытого запроса предложений, не указав сведения, определенные Законом о закупках и Положением о закупке, а именно порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критерию «Цена договора», допустили нарушение принципа, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части требования к содержанию закупочной документации.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, частью  3.1.  статьи  23  Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает заказчику обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений.

Однако, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела между АО «Сахаэнерго» и ООО ИК «Экопромпроект» по результатам открытого запроса предложений №31603205869 по лотам №12.1-12.18 заключены договора,  Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания в адрес заказчика, закупочной комиссии об устранении допущенных нарушений в связи с возникшими между сторонами гражданско-правовыми обязательствами по данному договорам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а :

  1. Признать жалобу ООО «Региональный НТЦ охраны труда» на действия закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лотам №12.1-18 «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест» обоснованной.
  2. Признать жалобу ООО НИЦ «ФАПРОКС» на действия закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лотам №12.1-18 «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест» необоснованной.
  3. Признать жалобу ООО «Охрана. Безопасность» на действия закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» при проведении открытого запроса предложений по лотам №12.1-18 «Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест» обоснованной.
  4. В действиях Заказчика, закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» признать нарушения части 1 статьи 1, пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  5. Заказчику, закупочной комиссии АО «Сахаэнерго» предписание не выдавать в связи с заключением договоров на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) по итогам проведения открытого запроса предложений (извещение №31603205869) по лотам №12.1-12.18.

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                                              А.Д. Кузьмин

 

 

Члены комиссии:                                                                                                           С.В. Камалова

                                                                                                                                

                                                                                                                             

            С.Д. Хачирова                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны