Решение б/н Решение по делу №03-38/16 А о нарушении антимонопольного зак... от 11 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №03-38/16 А

 

 

г. Якутск                                               резолютивная часть оглашена 08 ноября 2016 года

                                                               изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 года                                                                                                     

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

рассмотрев дело №03-38/16А о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (677000, г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок «А») возбужденное по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании представителей Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»;

в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью «Ратник», извещенных о дате времени рассмотрения дела надлежащим образом,

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

установила:

 

            Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутский УФАС России) 24.08.2016 г. направлено заявление (вх.№ 6465э) общества с ограниченной ответственностью «Ратник» (далее – заявитель, потребитель, ООО «Ратник») на действия государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ответчик, ресурсоснабжающая организация, ГУП «ЖКХ РС (Я)») содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в неправомерном применении тарифа на тепловую энергию в 2013 году.

На основании приказа Якутского УФАС России №85 от 20.09.2016 г. было возбуждено дело № 03-38/16А и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Из содержания заявления ООО «Ратник» следует следующее:

на объекты заявителя тепловую энергию поставляет котельная в/ч 77981 (ДСК). До 2011 указанную котельную обслуживала КЭЧ Минобороны РФ, тарифы на тепловую энергию ежегодно увеличивались в среднем на 15% в год. Так тариф на тепловую энергию составлял в 2009 году - 635 руб./Гкал, в 2010 году - 721 руб./Гкал, в 2011 году - 831,40 руб./Гкал. В 2012-2013 году эксплуатацию указанной котельной осуществлял ОАО «РЭУ» филиал Амурский, тариф на тепловую энергию в период с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. составлял – 938,50 руб./Гкал (без НДС), в период с 01.07.2013г. по 31.12.2013г. составлял – 1 060,70 руб./Гкал (без НДС). В сентябре 2013 года на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) №Р-1629 от 23 сентября 2013 года «О закреплении государственного имущества РС(Я) на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЖКХ РС(Я)»» котельная в/ч 77981 (ДСК), передана на обслуживание  ГУП «ЖКХ РС(Я)» филиал «Коммункомлектация», после принятия вышеуказанной котельной ГУП «ЖКХ РС(Я) увеличило тариф на тепловую энергию в два раза, что повлекло ухудшение производственного процесса заявителя и создает угрозу его ликвидации, увольнения работников, кроме того в нарушение законодательства ГУП «ЖКХ РС(Я)» с сентября 2013 года при расчетах за тепловую энергию применяет тариф в размере 2 146,84 руб./Гкал без НДС, утвержденный Государственным комитетом по ценовой политике РС(Я) «03» декабря 2013 года.

На рассмотрении дела представитель ООО «Ратник» поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнительно сообщил, что в связи с тем, что цены на теплоэнергию в 2013 году увеличились на 90%, а так же в связи с тем, что ГУП «ЖКХ РС(Я)» предоставило счет на оплату за теплоэнергию за период с сентября по декабрь 2013 г. только в январе 2014 года, директор ООО «Ратник» в целях оплаты задолженности по тепловой энергии продал личную квартиру, так как была угроза прекращения подачи тепловой энергии на объекты предприятия ООО «Ратник». Кроме того, заявителю пришлось отключить от систем теплоснабжения один из объектов предприятия ООО «Ратник» - цех по производству шлакоблоков, производство шлакоблоков было остановлено.

В целях проверки фактов, изложенных в заявлении ООО «Ратник» от 24.08.2016г. Якутским УФАС России были направлены запросы в ГУП «ЖКХ РС(Я)» и в Государственный комитет по ценовой политике РС(Я) о предоставлении информации, сведений и документов по обстоятельствам, изложенных в заявлении ООО «Ратник».

Согласно письменным объяснениям ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 02.09.2016г. (исх.№03-4928/5.1) тарифы на тепловую энергию ГУП «ЖКХ РС(Я)» применяет только утвержденные Государственным комитетом по ценовой политике РС(Я), и тариф в размере 2 146,84 руб./Гкал без НДС, утвержденный постановлением правления ГКЦ-РЭК РС(Я) №229/1 от 03.12.2013г. применяло с 25 сентября 2013 по 02 декабря 2013 г., так как расчет экономически обоснованных затрат по данному тарифу производился на весь период предоставления услуг с момента передачи имущества. Заявка на установление тарифа в Государственный комитет по ценовой политике РС(Я) направлена в установленные законодательством сроки 26.11.2013г., срок действия тарифа дополнительно оговорен письмом от 04.12.2013г. Возможность применения тарифа с момента передачи имущества, то есть с 25 сентября 2013 года, определена ссылкой *** в приложении №1 вышеуказанного постановления, из которой следует, что установленные тарифы применяются со дня подписания правоустанавливающих документов о передаче имущества.

Определением Якутского УФАС России от 18.10.2016г. к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах дела, привлечен Государственный комитет по ценовой политике РС(Я) (далее - ГКЦ РС(Я)).

На рассмотрении дела представитель ГКЦ РС(Я) пояснил, что в соответствии с пунктом 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, решения об установлении тарифов не имеют обратной силы, следовательно, тариф на тепловую энергию по филиалу «Коммункомлектация» ГУП «ЖКХ РС(Я)» для потребителей котельной в/ч 77981 (ДСК) установленный  постановлением №229/1 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ГУП ЖКХ РС(Я)» на 2013 год» от 03.12.2013 должен применятся с момента подписания, т.е. с 03 декабря 2013 года.; ссылка в приложении №1 к постановлению №229/1, *** «Установленный тариф может применятся на правоотношения, возникшие со дня подписания правоустанавливающего документа о передаче объектов» действует также с момента подписания данного постановления.

Представитель ГУП «ЖКХ РС(Я)» представил возражения на заключение по обстоятельствам дела и добавил, что доводы о том, что ссылка в приложении №1 к постановлению №229/1 *** «Установленный тариф может применятся на правоотношения, возникшие со дня подписания правоустанавливающего документа о передаче объектов» действует с момента подписания данного постановления противоречит пункту 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, согласно которому к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются документы и материалы, в том числе копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности. Следовательно, для установления цен (тарифов) факт осуществления регулируемой деятельности и наличие в собственности или на ином законном основании объектов соответствующей инфраструктуры является обязательным для регулируемой организации. Таким образом, указанное примечание дало право ГУП «ЖКХ РС(Я)» применять тариф на тепловую энергию, установленный 03.12.2013 с момента передачи имущества, а именно с 25.09.2013.

В ходе проведенной проверки материалов и представленных в ходе рассмотрения дела документов Якутским УФАС России установлены следующие фактические обстоятельства и доказательства

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статья 15.1 Закона о теплоснабжении, потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 23.09.2013 на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) №Р-1629 от «О закреплении государственного имущества РС(Я) на праве хозяйственного ведения за ГУП «ЖКХ РС(Я)»» котельная в/ч 77981, также именуемая как котельная «ДСК» находящаяся по адресу РС(Я), г. Якутск, Покровское шоссе, 7 км. передана на обслуживание ГУП «ЖКХ РС(Я)», что подтверждается актом приема-передачи государственного имущества от 25.09.2013

21.02.2014 между ГУП «ЖКХ РС(Я)» и ООО «Ратник» заключены договоры теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения:

- №34/0154-П-13-1 со сроком действия договора с 23.09.2013 по 31.12.2013;

- №34/0143-П-14-1 со сроком действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014;

Предметом указанных договоров является подача ресурсонабжающей организации (ГУП «ЖКХ РС(Я)») и прием потребителем (ООО «Ратник) коммунальных ресурсов на объекты теплоснабжения.

Пунктом 8.3 договора теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1 определено, что тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются для ресурсоснабжающей организации на основании нормативных правовых актов уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в сроки, оговоренные указанными нормативными актами. При увеличении утвержденных тарифов на коммунальные ресурсы в период действия договора не требует его переоформления. Тарифы на коммунальные ресурсы на начало действия настоящего договора установлены в следующих размерах:

- тепловая энергия – 2146,84 руб./Гкал (без НДС) с 01.01.14 по 30.06.14

- тепловая энергия – 2194,08 руб./Гкал (без НДС) с 01.07.14 по 31.12.14

- горячая вода – 134,02 руб./м3 (без НДС) с 01.07.14 по 31.12.14 в т.ч.: теплоноситель – 24,30 руб./м3 (без НДС), тепловая энергия – 2 146,84 руб./Гкал (без НДС).

- горячая вода – 138,01 руб./м3 (без НДС) с 01.07.14 по 31.12.14 в т.ч.: теплоноситель – 25,88 руб./м3 (без НДС), тепловая энергия – 2184,08 руб./Гкал (без НДС).

Приложением №1 «Расчет  объема тепловой энергии» к договору теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1 тариф на тепловую энергию на период с 01.09.2013 г. по 31.12.2013г. установлен в размере 2 146,84 руб./Гкал (без НДС).

В силу положений пункта 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, оплата тепловой энергии производится потребителем теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Согласно постановлению Правительства РС(Я) от 22.11.2007 № 468 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).

Из представленных сведений ГУП «ЖКХ РС(Я)» и ГКЦ РС(Я) следует, что 26.11.2013 ГУП «ЖКХ РС(Я)» направило заявку (исх.№02-6773/2.12) в ГКЦ РС(Я) об установлении тарифа на тепловую энергию, 04.12.2013 дополнительным письмом (исх.№02-6959/2.12) просило установить тариф на тепловую энергию с 25.09.2013.

03.12.2013 ГКЦ – РЭК РС(Я) постановлением №229/1 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2013 год» установил одноставочный тариф на тепловую энергию для потребителей филиала «Коммункомлектация» ГУП «ЖКХ РС(Я)» котельная «ДСК» в размере 2 146,84 руб./Гкал без НДС, согласно пункту 2 указанного постановления тарифы установленные пунктом 1 настоящего постановления, вступают в силу с момента подписания.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» принятый постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 25.12.2003 З № 200-III нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не указан иной порядок вступления его в силу.

Согласно пункту 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы

Таким образом, вступление в силу постановления №229/1 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ГУП ЖКХ РС(Я)» на 2013 год» ГКЦ – РЭК РС(Я) с  03.12.2013 бесспорно.

Между тем, материалами дела подтверждается, ГУП «ЖКХ РС(Я)» филиал «Коммункомплектация» совершил следующие действия:

- 15.01.2014 направило в адрес заявителя на подписание договор теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1, в котором на период с 01.09.2013 по 31.12.2013 установил тариф на тепловую энергию в размере 2 146,84 руб./Гкал (без НДС) утвержденный вышеуказанным постановлением;

- 19.02.2014 направило потребителю «Уведомление о прекращении предоставления коммунальных услуг, сумма задолженности на 18.02.2014г. составляет 1 043 353,05 руб.» (исх.№32-01/131.4) с приложением счетов для оплаты:

№ ККГ0000795 от 31.12.2013 за теплоэнергию за 4 квартал 2013 на сумму 536 293,49 руб. по цене 2 146,84 руб./Гкал; 

№ ККГ0000065 от 31.01.2014 за теплоэнергию за январь 2014 на сумму 507 059,56 руб. по цене 2 146,84 руб./Гкал.

В свою очередь потребитель 21.02.2014 подписал договор теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1 и направил в адрес ГУП «ЖКХ РС(Я)» филиал «Коммункомлектация» гарантийное письмо о том что ООО «Ратник» гарантирует оплату задолженности в сумме 1 043 353,05 руб. до 28.02.2014.

25.02.2014 задолженность в размере 1 043 353,05 руб., в том числе задолженность за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь в размере 536 293,49 руб., заявитель оплатил  в полном объеме, что подтверждается чек-ордером филиала №36 Якутского отделения №8603 Сбербанка России от  25.02.2014 операция 28.

Таким образом, из материалов дела следует, что ГУП «ЖКХ РС(Я)» 15.01.2014 установил в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1 тариф на тепловую энергию в размере 2 146,84 руб./Гкал, 31.12.2013 применил при расчетах за тепловую энергию тариф в размере 2 146,84 руб./Гкал и 19.02.2014 направил уведомление об оплате задолженности за тепловую энергию за период сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 г. по тарифу 2 146,84 руб./Гкал, когда как данный тариф на тепловую энергию был установлен органом регулирования 03.12.2013 и вступил в силу с 03.12.2013.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении, подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Исходя из положений статей 7 - 9 Закона о теплоснабжении, а также соответствующих положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, величина устанавливаемого тарифа связана, в числе прочего, с объектами инфраструктуры, то есть с имущественным комплексом, необходимым для оказания услуг теплоснабжения.

Применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа. Такой подход не противоречит правовой позиции, поддержанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2010 № 14231/09.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ГУП «ЖКХ РС(Я)» до установления тарифа на тепловую энергию для потребителей котельной в/ч 77981 (ДСК),  имело право применять в спорный период тариф на тепловую энергию установленный для ресурсонабжающей организации ОАО «РЭУ» филиал Амурский постановлением №190 ГКЦ-РЭК РС(Я) от 11.12.2012 на период с 01.07.2013г. по 31.12.2013г. (включительно). в размере 1 060,70 руб./Гкал.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

ООО «Ратник» является юридическим лицом, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) 19.07.2006 за основным государственным регистрационным номером 1061435050907, согласно выписке из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ООО «Ратник»: 677007, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Воинская, дом 9.

Основным видом деятельности ООО «Ратник» согласно ЕГРЮЛ является строительство жилых и нежилых зданий, следовательно ООО «Ратник» - коммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход и является хозяйствующим субъектом.

ГУП ЖКХ РС(Я) является юридическим лицом, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) 07.02.2003 за основным государственным регистрационным номером 1031402044145, согласно выписке из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) ГУП ЖКХ РС(Я): 677027, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Кирова, дом 18, корпус А.

«Коммунтеплосбыт» (ранее наименование – «Комункомлектация») является филиалом ГУП «ЖКХ РС(Я), дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц 17.05.2011, согласно выписке из ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) «Коммунтеплосбыт» филиал ГУП «ЖКХ РС(Я): 677027, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Кирова, 18, корпус А.

Основным видом деятельности ГУП «ЖКХ РС (Я)» является  поставка тепловой энергии, услуги по водоснабжению и водоотведению объектам жилищного фонда, объектам социальной сферы и прочим потребителям республики.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьями 3, 4 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ГУП «ЖКХ РС(Я)» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности - передачу тепловой энергии, а следовательно занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В силу установленного доминирующего положения ГУП «ЖКХ РС(Я)» обязано соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя их системного толкования положений статей  3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Материалами дела доказано, что ГУП «ЖКХ РС(Я)», осуществляя естественно-монопольный вид деятельности - передачу тепловой энергии, применив при расчетах за тепловую энергию за период сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 года тариф на тепловую энергию в размере 2 146,84 руб./Гкал (без НДС), утвержденный органом регулирования 03.12.2013 г., кроме того, взыскав оплату за тепловую энергию за период сентябрь-декабрь 2013 по указанному тарифу путем направления уведомления о прекращении предоставления коммунальных услуг, ущемило интересы хозяйствующего субъекта - ООО «Ратник» в сфере предпринимательской деятельности. Указанные действия ГУП «ЖКХ РС(Я)» создали угрозу ликвидации и увольнения работников коммерческой организации ООО «Ратник».

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми  актами порядка ценообразования.

Пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из анализа норм действующего законодательства, установление в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1 от 21.02.2014г. на период сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 тарифа за тепловую энергию в размере 2 146,84 руб./Гкал, утвержденного постановлением №229/1 ГКЦ – РЭК РС(Я) от 03.12.2013, применение при расчетах за тепловую энергию, а также взимание платы за периоды сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 за тепловую энергию по указанному тарифу является нарушением установленного порядка ценообразования, поскольку тариф в размере 2 146,84 руб./Гкал вступил в силу с момента подписания постановления №229/1 ГКЦ – РЭК РС(Я) , а именно с 03.12.2013.

Доводы ответчика о том, что ссылка в приложении №1 к постановлению №229/1 от 03.12.2013 *** «Установленный тариф может применятся на правоотношения, возникшие со дня подписания правоустанавливающего документа о передаче объектов» дало право ГУП «ЖКХ РС(Я)» применять тариф на тепловую энергию, установленный 03.12.2013 с момента передачи имущества, а именно с 25.09.2013 не могут быть приняты Комиссией во внимание, так как, данная ссылка вступила в силу с момента подписания указанного постановления 03.12.2013 и согласно пункту 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, не имеет обратной силы и подлежит применению с 03.12.2013.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Учитывая вышеизложенное и фактические обстоятельства дела, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что действия ГУП «ЖКХ РС(Я)», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования путем установления в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения №34/0154-П-13-1 от 21.02.2014г. тарифа за тепловую энергию на период сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 в размере 2 146,84 руб./Гкал, утвержденного постановлением №229/1 ГКЦ – РЭК РС(Я) от 03.12.2013, применения при расчетах за тепловую энергию, а также взимания платы за услугу теплоснабжения с потребителя ООО «Ратник» за период сентябрь, октябрь, ноябрь 2013 года по тарифу, не вступившего в законную силу, противоречат требованиям пункта 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, пункта 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данное нарушение привело (могло привести) к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта ООО «Ратник» в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:

 

1.         Признать ГУП «ЖКХ РС (Я)» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         В связи с тем, что постановление №229/1 ГКЦ-РЭК РС(Я) вступило силу с 03.12.2013г. предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения, не выдавать.

3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны