Решение б/н Решение по делу №03-40/15Р по признакам нарушения законодате... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №03-40/15Р по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                  резолютивная часть оглашена «17» ноября 2015 г.

                                                         изготовлено в полном объеме «01» декабря 2015 г.

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в составе:

  Кузьмин А.Д. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

  Егорова Л.П. – главный государственный инспектор  отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

  Иванова В.А. – ведущий  специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

  При участии лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения:

- ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», г.Якутск, ул.Петровского, д. 19, офис 101 – представитель не явился, надлежащим образом извещено, запрашиваемые документы направили, имеется ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя ООО МФО «Аартыкэкспресскредит»;

- КПК «Аартыкэкспресскредит», г.Якутск, ул.Петровского, д.19. офис 101 – представитель не явился, надлежащим образом извещено, запрашиваемые документы направили, имеется ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя КПК «Аартыкэкспресскредит»;

- ИП Сухановой О.И., г.Якутск, ул.Ойунского, д.31/2, кв.134;

- главного редактора и соучредителя семейного журнала «Шпаргалка для родителей. Якутск» Константиновой В.С., г.Якутск, ул.Аммосова, д.4/1, кв.64 – не явилась, надлежащим образом извещена, запрашиваемые документы направила, имеется ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие Константиновой В.С. по болезни;

-  ИП Голомарева Е.П., г.Якутск, ул.Аммосова, д. 4/1, кв. 64 - не явилась, надлежащим образом извещена, представлено ходатайство главного редактора семейного журнала «Шпаргалка для родителей. Якутск» Константиновой В.С. о рассмотрении дела в отсутствие Голомаревой Е.П. и пояснение по делу;

 

 

 

В качестве свидетелей:

- ООО «Кинокомпания «Алмазфильм», г.Якутск, пр.Ленина, д.12. – представитель не явился, надлежащим образом извещено, запрашиваемые документы направили, имеется ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя ООО «Кинокомпания «Алмазфильм».

Рассмотрев дело, возбужденное по фактам распространения на территории г. Якутска рекламы финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» (далее - Общество) с использованием двух рекламных конструкций, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, и установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19, с использованием рекламных буклетов и листовок, распространявшихся на первом этаже здания по адресу ул. Аммосова, д.18, а также в журнале «Шпаргалка для родителей» №3 (77), №4 (78) август-сентябрь 2015 г. с признаками нарушения пункта 4 части 2, части 7 статьи 5, статьи 9, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» по существу, 

 

у с т а н о в и л а:

 

В сентябре 2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе на территории г. Якутска отслежено распространение рекламы, распространяемой с использованием рекламной конструкции, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, с использованием рекламных проспектов, распространявшихся на первом этаже здания по адресу ул. Аммосова, д.18, а также в семейном журнале «Шпаргалка для родителей» №3 (77) август-сентябрь 2015г с признаками нарушения  пункта 4 части 2, части 7 статьи 5, статьи 9, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

12.10.2015 г. было возбуждено производство по делу №03-40/15Р по признакам нарушения законодательства о рекламе.

При этом антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела установлено, что аналогичная по содержанию реклама также распространяется в семейном журнале «Шпаргалка для родителей. Якутск» за август-сентябрь 2015 г. №4 (78) на якутском языке с признаками нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Содержание рекламной статьи на якутском языке в указанном номере соответствует статье, распространенной в семейном журнале «Шпаргалка для родителей. Якутск» за август-сентябрь 2015 г. №3 (77) на русском языке.

Также факт распространения аналогичной по содержанию рекламы установлен с использованием рекламной конструкции, установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19. Реклама содержит следующий текст: «Аартыкэкспресскредит. www.mfo-aartyk.ru. До 50% годовых. Чтобы богатый урожай собрать – надо деньги приумножать. ул.Петровского, 19, оф. 101. 8 800 100 36 99».

Определением о продлении срока и отложения рассмотрения дела №03-40/154Р от 26.10.2015 г. рассмотрение было отложено на 17.11.2015 г. в 15 ч. 00 м.

В ходе рассмотрения дела 26.10.2015 г. по существу заданных вопросов представитель ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» по доверенности Ю Н.Н. пояснила, что на основании договора о предоставлении посреднических услуг от 04.06.2015 г., заключенного с ИП Сухановой О.И., ИП Суханова О.И. за счет денежных средств Общества обязалось предоставлять ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» посреднические услуги в сфере рекламы, в том числе имеет право заключать договора с третьими лицами, размещать рекламные и рекламно-информационные материалы, быть посредником при взаимодействии со СМИ.

Ю Н.Н. сообщает, что информация, содержащаяся в рекламе, была передана ИП Сухановой О.И. Обществом устно и по электронной почте, электронная переписка не сохранилась.

По обстоятельствам производства и распространения рекламы, распространяемой с использованием рекламной конструкции, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, Ю Н.Н. пояснила, что информация в рекламе была передана ИП Сухановой О.И. устно и по электронной почте, дизайном и оформлением занималась ИП Суханова О.И. Со слов представителя Общества между ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» в марте 2015 г. заключен договор аренды рекламной конструкции (брэндамуэр).

По рекламе финансовых услуг, распространяемой с использованием рекламной конструкции, установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19 возле головного офиса Общества, Ю Н.Н. пояснила, что информация также была передана ИП Сухановой О.И., имеется договор аренды билборда (сторона Б) от 01.01.2015 г., заключенный с ООО «Нью Вижн», установленного по адресу ул.Петровского 17/1 с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.

По обстоятельствам производства рекламы финансовых услуг, оказываемых ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», распространявшейся с использованием рекламных проспектов на первом этаже здания по адресу ул. Аммосова, д.18, представитель Общества пояснила, что производством занималась ИП Суханова О.И., ею были осуществлены дизайн, верстка и печать, информация была передана ИП Сухановой О.И. также устно и посредством электронной почты. Ю Н.Н. уточнила, что по адресу ул.Аммосова, д.18, 2 этаж Обществом арендуется нежилое помещение на основании договора субаренды от 24.09.2015 г., заключенного с ООО «Дирекция по эксплуатации».

По факту производства и распространения рекламы в семейном журнале «Шпаргалка для родителей. Якутск» Ю Н.Н. пояснила, что журналиста Общество нашло собственными силами, интервью проходило в формате беседы, в ходе которого журналист задавала вопросы, касающиеся деятельности Общества, отвечала на вопросы генеральный директор ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» Иванова Л.К. Представитель Общества уточнила, что перевод текста с русского языка на якутский был осуществлен сотрудником ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» Ивановой А.К. Ю Н.Н. сообщила, что окончательный вариант рекламной статьи был утвержден генеральным директором Общества и передан ИП Сухановой О.И для дальнейшей работы по верстке статьи и размещения в журнале «Шпаргалка для родителей. Якутск».

Также представитель ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» пояснила, что на основании договора о совместной рекламной деятельности от 04.05.2015 г., заключенного с КПК «Аартыкэкспресскредит», стороны решили организовать совместную деятельность в реализации программы по рекламной деятельности в целях повышения имиджа компаний и привлечения клиентов. Со слов Ю Н.Н. ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» всей рекламной деятельностью занималось Общество с устного согласования Кооператива.

Ю Н.Н. уточнила, что Общество признает вину в части ненадлежащего контроля за деятельностью ИП Сухановой О.И. как рекламного агента ООО «МФО Аартыкэкспресскредит».

По признакам нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» Ю Н.Н. пояснила, что у Общества имеются дипломы, подтверждающие лидирующие позиции Общества, подчеркнула, что данное мнение основано на мнении клиентов ООО «МФО Аартыкэкспресскредит».

КПК «Аартыкэкспресскредит» письмом от 16.11.2015 г. сообщил, что все договоры, касающиеся рекламной деятельности на основании договора о совместной рекламной деятельности с ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» от 04.05.2015 г. заключает Общество с устного согласия Кооператива. Как следует из письменного пояснения Кооператива информация, отраженная в рекламной статье, распространенной в журнале «Шпаргалка для родителей. Якутск», была передана генеральному директору ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» Ивановой Л.К. в устной форме.

ИП Суханова О.И. пояснила, что является рекламопроизводителем рекламы финансовых услуг ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» на основании договора о предоставлении посреднических услуг от 04.06.2015 г. Со слов ИП Сухановой О.И. информация, содержащаяся в рекламе, была передана Обществом в устной форме и по электронной почте, электронная переписка не сохранилась. ИП Суханова уточнила, что все рекламные материалы утверждались генеральным директором Общества Ивановой Л.К. устно. ИП Суханова О.И. сообщает, что по названному договору ее непосредственной обязанностью были дизайн, верстка и печать, информация, предоставленная Обществом, ИП Сухановой О.И. не изменялась.

Главный редактор и соучредитель семейного журнала «Шпаргалка для родителей. Якутск» Константиновой В.С. в письменном пояснении от 17.11.2015 г. сообщила, что рекламная статья была написана журналистом Ниной Леоновой, представленным Обществом, текст рекламной статьи был предоставлен в готовом к распространению виде. Также Константинова В.С. уточнила, что никакие изменения ею в текст рекламной статьи не вносились, что подтверждается электронной перепиской Константиновой В.С. и представителем Общества.

Письмом от 11.11.2015 г. ООО Кинокомпания «Алмазфильм» пояснило, что на основании договора от 01.12.2014 г. ОАО Кинотеатр «Центральный» предоставило ООО Кинокомпания «Алмазфильм» площадь на боковом фасаде здания кинотеатра «Центральный» (сторона 1), расположенного по адресу г.Якутск, пр.Ленина. д.12, для размещения рекламной конструкции. Разрешение у ООО Кинокомпания «Алмазфильм» имеется, что подтверждается №002/15 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории ГО «Город Якутск». ООО Кинокомпания «Алмазфильм» сообщает, что на основании договора аренды рекламной конструкции, заключенного с ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» в марте 2015 г.

Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Реклама, распространенная с использованием рекламной конструкции, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, имеет следующий текст: «Аартыкэкспресскредит. www.mfo-aartyk.ru. Мы работаем для Вас! До 50% годовых. Приумножим ваши деньги. Займы от 3 000 рублей до 900 000 населению и предпринимателям. ул.Петровского, 19, оф. 101. 8 800 100 36 99».

Реклама привлекает внимание потребителей рекламы к финансовым услугам, оказываемым ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», объектом рекламирования в рекламе выступают денежные займы, выдаваемые населению и предприятиям по условиям  от 3 000 руб. до 900 000 руб., а также инвестиции до 50% годовых, указаны номера телефонов и адрес организации 8 800 100 3699, г.Якутск, ул.Петровского, 19, офис 101. Вся информация, размещенная в рекламе, в совокупности направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (займы и инвестиции), на  формирование и поддержание интереса к нему и продвижению деятельности ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» на рынке.

Поскольку в рекламе сообщается о потребительских займах, а также о привлечении денежных средств,  осуществляемых ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» при наличии в рекламе информации о сумме займа в размере от 3 000 рублей до 900 000 руб., а также процентной ставки услуги по привлечению личных сбережений 50% годовых, в рекламе отсутствуют иные существенные условия, как срок, процентная ставка по рекламируемому  займу, и срок, сумма услуги по привлечению личных сбережений.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда,  управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций» микрофинансовой деятельностью признается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Рассматриваемая реклама способствует продвижению финансовых услуг, предоставляемых ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» по выдаче займа по условиям  от 3 000 рублей до 900 000 рублей, а также процентной ставки услуги по привлечению денежных средств 50% годовых, при этом, существенные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, что указывает на признаки нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».

Материалами дела установлено, что процентная ставка по рекламируемому займу составляет от 0,5 до 3% в день в зависимости от срока пользования займом, срок – от 10 до 12 месяцев.

Согласно приложению №1 к Положению о привлечении денежных средств ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» существенные условия привлечения денежных средств от физических и юридических лиц устанавливаются согласно следующей таблице:

 

Сумма (руб.)

Процентная ставка при ежемесячном снятии процентов (в годовых)

Процентная ставка при снятии процентов в конце срока (в годовых)

Срок размещения

От 1 500 000 рублей для физ.лиц

От 10 000 рублей для юр.лиц

 

 

35%

 

 

45%

 

 

От 12 месяцев

От 1 500 000 рублей для физ.лиц

От 10 000 рублей для юр.лиц

 

 

38%

 

 

48%

 

 

От 18 месяцев

 

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя сумма займа, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Размещение рекламоносителя на значительном расстоянии от земли (3,5 метра) и проезжей части не позволяет потребителю прочесть информацию, написанную в данной рекламе мелким шрифтом; несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемых финансовых услугах, а именно крупно указанной сумме по займу, а также процентной ставки привлечения личных сбережений, читаемой на значительном расстоянии, форма предоставления остальных условий рекламируемых услуг такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют, что приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы.

Используемый в рекламе крупный шрифт, которым выполнено условие займа – сумма «от 3 000 руб. до 900 000 рублей», условие привлечения денежных средств – «50% годовых», наименование финансовой организации и номера телефонов, значительно превышает размер мелкого шрифта. Изложенный крупным шрифтом текст «Аартыкэкспресскредит. www.mfo-aartyk.ru. Мы работаем для Вас! До 50% годовых. Приумножим ваши деньги. Займы от 3 000 рублей до 900 000 населению и предпринимателям. ул.Петровского, 19, оф. 101. 8 800 100 36 99» воспринимается и уясняется на значительном расстоянии, в то время как иные существенные условия рекламируемых финансовых услуг затруднительны для прочтения, потребителем не воспринимаются, а равно отсутствуют.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы от 29.11.2010 N АК/41963 при оценке рекламы следует учитывать совокупность таких особенностей размещения рекламы, как: фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги по сравнению с шрифтом основной привлекательной информации об услуге, высоту расположения текста, месторасположение возле проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации для потребителей, являющимися участниками дорожного движения. На возможность восприятия информации могут также влиять иные факторы, ухудшающие восприятие объектов зрения: изменение освещенности, цвета надписи или фона, снижающих контраст, угла зрения.

Рассматриваемая рекламная конструкция установлена вблизи от проезжей части на внешней стене здания на высоте более 3 метров, для водителей и пассажиров движущего  транспорта, с учетом времени считывания рекламной информации ограничено следовательно, информация, нанесенная на рекламной конструкции мелким шрифтом, также недоступна для их восприятия. Таким образом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Учитывая совокупность указанных выше факторов, Комиссия приходит к выводу, что в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы (иные существенные условия исполнены мелким шрифтом), не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации.

Следовательно, в рекламе финансовых услуг, а именно займа, и привлечения личных сбережений, оказываемых  ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», распространенной с использованием рекламной конструкции, установленной на внешней стене кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, информация, размещенная на нижней части рекламного поля не доступна для восприятия, а равно отсутствует, что вводит потребителей рекламы в заблуждение в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе финансовой услуги привлечения денежных средств,  осуществляемых ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», распространенной с использованием рекламной конструкции, установленной возле головного офиса Общества, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19, имеется следующий текст: «Аартыкэкспресскредит. www.mfo-aartyk.ru. 50% годовых. Чтобы богатый урожай собрать – надо деньги приумножать. ул.Петровского, 19. 8 800 100 3699».

В рассматриваемой рекламе присутствует одно из существенных условий, влияющее на  стоимость рекламируемой финансовой услуги, а именно процентная ставка в размере 50% годовых, поскольку вся необходимая для принятия обоснованного решения информация, а именно существенные условия по рекламируемым финансовым услугам, нанесена на рекламном поле (баннере) мелким шрифтом, также учитывая то, что потенциальными потребителями рекламы выступают не только пешеходы, но и лица, находящиеся в автотранспорте (рекламная конструкция установлена вблизи проезжей части), для водителей и пассажиров движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено, а информация, нанесенная на баннере мелким шрифтом, недоступна для их восприятия, следовательно, она отсутствует, что указывает на нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», распространяемой в виде бесплатных листовок (один вид) и буклетов (двух видов) было отслежено в фойе первого этажа возле лифта с использованием рекламной конструкции (типа стеллаж) здания по адресу г.Якутск, ул.Аммосова, д. 18 с признаками нарушения пункта 4 части 2, части 7, статьи 5, статьи 9, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На одной стороне рекламной листовки имеется следующая информация: «Аартыкэкспресскредит» www.mfo-aartyk.ru. Оформи займ по новому адресу ул.Аммосова, 18 и выиграй один из супер-призов: ноутбук, планшет, смартфон. Мы открылись! 10 лет». Также имеется логотип ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», в нижней части рекламного поля размещено изображение компьютерной техники: ноутбука, планшета, мобильного телефона.

На обратной стороне листовки размещена следующая информация: «Компания «Аартыкэкспресскредит» предлагает Вам: займы на любые цели от 3 000 до 900 000 рублей. Процентная ставка от 0,5 до 3% в день в зависимости от срока пользования займом. Срок от 10 дней до 12 месяцев. У нас индивидуальный подход к каждому клиенту. Доставка кредита по городу. Рады видеть вас по адресам: головной офис ул.Петровского, 19, офис 101, дополнительный офис ул.Аммосова, 18, каб. 2/1, 2 этаж. 8 800 100 3699».

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно пункту 1.2. Устава Общества полное фирменное наименование Общества – Общество с ограниченной ответственностью  «МФО Аартыкэкспресскредит».

В рекламе финансовых услуг, а именно займа, оказываемых  ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" отсутствует полное наименование финансовой организации.

Кроме того, в рекламе ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» указано о проведении стимулирующего мероприятия, а именно акции, условиями участия в которой является оформление займа в ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» и возможности выигрыша одного из супер-призов.

Согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В рекламе ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» отсутствуют сроки проведения стимулирующего мероприятия, а также иные условия проведения рассматриваемой акции, что указывает на нарушение требований статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

В первом рекламном буклете ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» имеется изображение самолета, а также размещена следующая информация: «Аартыкэкспресскредит» www.mfo-aartyk.ru. Достигни высот вместе с нами! Инвестиции личных сбережений для физических и юридических лиц до 50% годовых». На внутренней стороне буклета имеется текст следующего содержания: «Предложения для инвесторов: 1. для физических лиц в МФО – минимальный порог: 1,5 млн рублей, процентная ставка: 30-48% годовых; в КПК – минимальный порог: от 10 000 рублей, процентная ставка: 28% годовых. 2. для юридических лиц в МФО: минимальный порог: от 10 000 рублей, процентная ставка: 30-48% годовых. Особые условия: +2% годовых «VIP»-клиентам, пенсионерам физическим лицам. По Федеральному  закону №151, принятого в 2010 году для одного договора займа между инвестором и МФО. В зависимости от суммы и срока размещения сбережений. Новым клиентам, заключающим договор на сумму от 3 млн. рублей и выше устанавливается категория «ВИП» (+2%) и возможность выбрать удобный срок снятия процентов (ежемесячно, ежеквартально или в конце года). Компания имеет право изменять условия приема инвестиций личных сбережений по своему усмотрению в рамках действующего законодательства и внутренней программы лояльности. Стань партнером надежного бизнеса. Высокая доходность складывается из нескольких аспектов: высокая номинальная процентная ставка, каждому клиенту мы готовы предложить индивидуальные условия. Гарантия возврата вложенных средств обусловлена стабильностью работы компании и лидирующими позициями на рынке микрофинансирования. Процентные доходы. Мы ежемесячно перечисляем процентные доходы от вложений по указанным Вами реквизитам. В случае заключения договора с физическим лицом, мы также являемся Вашим налоговым агентом, т.е. Вы не беспокоитесь за уплату налогов по Вашим доходам. Для Вашего удобства мы предлагаем возможность выезда специалиста – агента для консультирования и оформления документов в удобное для Вас время! Каждому клиенту мы готовы предложить индивидуальные условия».

На обратной стороне рекламного буклета имеются контактные сведения ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», а также адреса представительств в улусах.

В рекламе привлечения денежных средств, осуществляемого ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», для физических и юридических лиц в нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не указано одно из существенных условий договора, а именно срок.

Существенные условия привлечения денежных средств от физических и юридических лиц установлены приложением №1 к Положению о привлечении денежных средств ООО МФО «Аартыкэкспресскредит». Согласно данному приложению №1 в случае передачи  физическими лицами денежных средств в сумме 1 500 000 рублей, юридическими – 10 000 рублей, процентная ставка при этом установлена 35% (45%) годовых на срок от 12 месяцев, в случае если срок договора займа будет установлен от 18 месяцев, процентная ставка будет 38% (48%) годовых.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя сумма и процентная ставка, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, реклама привлечения денежных средств, осуществляемого Обществом, распространенная в виде бесплатных буклетов (двух видов) в фойе первого этажа возле лифта с использованием рекламной конструкции (типа стеллаж) здания по адресу г.Якутск, ул.Аммосова, д. 18, в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не содержит иных существенных условий привлечения денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срока, чем вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Кроме того, в рекламе используется следующее выражение: «Гарантия возврата вложенных средств обусловлена стабильностью работы компании и лидирующими позициями на рынке микрофинансирования».

Совокупное восприятие информации содержащейся в рекламе ООО МФО «Аартыкэкспресскредит»  в контексте использования выражения в превосходной степени дает основание полагать, что в городе Якутске ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» занимает лидирующую позицию на рынке микрофинансовых услуг, является самой успешной организацией в сфере микрофинансирования среди своих конкурентов.

Согласно части 1 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама  не допускается.

Согласно пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу пункта 7  статьи 4  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункта 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14 Федерального закона «О защите конкуренции» определены формы недобросовестной конкуренции, при этом, диспозиция статьи содержит неисчерпывающий перечень форм недобросовестной конкуренции.

Из вышеперечисленных положений Федерального закона «О защите конкуренции» для признания акта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие следующих обстоятельств:

- действия должны быть совершены хозяйствующим субъектом – конкурентом;

- действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречить законодательству, обычаям делового оборота,  требованиям добропорядочности, разумности справедливости, способными причинить убытки конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

В материалы дела Обществом представлены следующие дипломы:

1. За большой вклад в развитие рынка микрофинансирования ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» награжден дипломом Межрегионального союза микрофинансовых организаций СРО МФО «Единство» г.Казань, октябрь 2015 г.;

2. Сертификат Фонда содействия развитию предпринимательства выдан ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» о присуждении почетного звания «За качественную постановку бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии» (без даты);

3. Свидетельство коллективного члена Фонда содействия развитию предпринимательства выдано ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», подтверждающее, что данное предприятие является коллективным членом Фонда содействия развитию предпринимательства, июнь 2015 г.

Рассматриваемое выражение в превосходной степени дает основание полагать, что в городе Якутске ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» занимает лидирующую позицию именно в сфере финансовой деятельности, а именно на рынке микрофинансовых услуг. Сертификат Фонда содействия развитию предпринимательства, выданный ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» о присуждении почетного звания «За качественную постановку бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии», а также Свидетельство коллективного члена Фонда содействия развитию предпринимательства, выданное ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», подтверждающее, что данное предприятие является коллективным членом Фонда содействия развитию предпринимательства не относятся к рекламируемой микрофинансовой деятельности, поскольку свидетельствуют о внутренней работе предприятия как хозяйствующего субъекта (бухгалтерский учет) и наличии коллективного членства Общества в Фонде содействия развитию предпринимательства.

При этом, материалами дела установлено, что на III Национальном форуме микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов « МФО и КПК: новые вызовы, возможности и перспективы развития», прошедшем в г.Казани 15 – 16 октября 2015 г. обсуждались вопросы взаимодействия МФО И КПК с Бюро кредитных историй, о подготовке грамотных взыскателей долгов, о защите прав потребителей, развитии филиальной сети и рисках КПК при экспансии в регионы, о скоринге заемщиков и создании системы гарантирования сохранности личных сбережений пайщиков КПК, и т.д.

В рекламе Общества указано на лидирующие позиции на рынке микрофинансирования в г.Якутске среди своих конкурентов. Однако диплом, представленный ООО «МФО Аартыкэкспресскредит», выдан за большой вклад в развитие рынка микрофинансирования и не направлен на определение организаторами Национального Форума той микрофинансовой организации, которая занимает лидирующие позиции среди конкурентов. Следовательно, данный диплом не подтверждает факты признания лидирующих позиций ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» на территории Республики Саха (Якутия), поскольку III Национальный форум микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов « МФО и КПК: новые вызовы, возможности и перспективы развития» не включал в программу вопрос определения самых успешных микрофинансовых организаций в субъектах, согласно информации, представленной на официальном сайте СРО МФО «Единство» «http://sro-mfo.ru». Кроме того, согласно акту приема-передачи работ (услуг) №94 от 25.08.2015 г., представленной в материалы дела Обществом, производство рассматриваемых буклетов было осуществлено ИП Сухановой О.И. 25.08.2015 г., следовательно, содержание указанной рекламы ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» было определено в августе 2015 г. – раньше даты проведения III Национальный форум микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов « МФО и КПК: новые вызовы, возможности и перспективы развития», прошедшего в октябре 2015 г., по результатам которого Обществу был вручен данный диплом.

Таким образом, факт замещения лидирующих позиций на рынке микрофинансовых услуг ООО «МФО Аартыкэкспресскредит» на территории Республики Саха (Якутия) представленными в материалы дела дипломами не доказан, что указывает на нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в части получения преимущества на рынке микрофинансовых услуг.

Кроме того в рассматриваемой рекламе, продвигающей финансовые услуги ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при наличии фирменного логотипа компании с указанием названия «Аартыкэкспресскредит», отсутствует полное наименование финансовой организации.

Антимонопольным органом также отслежена реклама микрофинансовых услуг, оказываемых  ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», распространенная с использованием бесплатных рекламных буклетов следующего содержания: «Аартыкэкспресскредит» www.mfo-aartyk.ru. Деньги для вас от 3 000 до 900 000 рублей. На все случаи жизни сроком до 12 месяцев. Кредит с доставкой. Сумма – от 3 000 до 30 000 рублей, срок – до 15 дней. Как получить кредит на дом? 1. Для того чтобы получить кредит с доставкой, позвоните на нашу бесплатную горячую линию 8 800 100 3699 или заполните онлайн-форму на сайте. 2. Сообщите Ваши контактные данные, необходимую сумму и срок. 3. После того, как Вы получите ответ по заявке, курьер подъедет деньгами и договром в удобное Вам место. Погасить кредит Вы можете в офисе компании по адресу г.Якутск, ул.Петровского, 19, офис 101 либо произвести оплату курьером. Для того, чтобы выехал курьер необходимо подать заявку консультантам по телефону 8 800 100 3699 за 1 рабочий день. Микрозайма по паспорту за 15 минут. 1. Сумма – от 3 000 рублей, срок – от 10 дней. 2. Сумма - от 50 000 рублей, срок – от 1 до 12 месяцев. Компания «Аартыкэкспресскредит» быстро и удобно для Вас выдает денежные микррозаймы на текущие и внеплановые расходы. Все просто: обратитесь к нам в офис, заполните онлайн-заявку на сайте, оставьте заявку по телефону 8 800 100 3699, только один  документ – паспорт <...> Программа «Добросовестный заемщик». Программа действует для добросовестных клиентов в рамках системы лояльности. Целью программы является выстраивание долгосрочных взаимовыгодных взаимоотношений с клиентами МФО, выполнение плановых показателей и финансовой эффективности организации в  целом. Суммы превышающие 50 000 рублей для физических лиц и заявки юридических лиц рассматриваются индивидуально. На усмотрение руководства компании к клиентами в рамках данной программы могут быть применены иные условия по процентным ставкам. Действует программа лояльности для постоянных клиентов, предусматривающая поощрение  для добросовестных заемщиков в виде увеличения срока займа и максимальной суммы с каждым последующим займом, при условии, что предыдущий заем не был просрочен».

На обратной стороне буклета размещена следующая информация: «Деньги для бизнеса. Сумма от 50 000 до 900 000 рублей. Наша компания имеет большой опыт сотрудничества с представителями малого и среднего бизнеса. Мы предлагаем срочные займы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Далее указаны необходимые документы для оформления срочного займа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, контактные сведения ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», а также адреса представительств в улусах.

Рассматриваемая реклама в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не содержит иных существенных условий договора займа, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно процентной ставки, чем вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Кроме того в рассматриваемой рекламе, продвигающей микрофинансовые услуги ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при наличии фирменного логотипа компании с указанием названия «Аартыкэкспресскредит», отсутствует полное наименование финансовой организации.

Антимонопольным органом отслежено распространение аналогичной по содержанию рекламы ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» на страницах 26 – 27 журнала «Шпаргалка для родителей» август-сентябрь 2015 г. №3 (77), №4 (78)

В указанной газете размещена статья «Аартыкэкспресскредит»: Нам выгодно, чтобы Вы стали богатыми!», совокупное восприятие которой указывает на рекламный характер данной статьи, направленность на привлечения внимания потребителей рекламы к микрофинансовой деятельности ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», на формирование и поддержание интереса к услугам, оказываемым ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», и продвижение на рынке этих услуг.

В рекламной статье ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» имеется следующий текст: « […]На примере: человек продал кое-какое свое имущество, но полтора миллиона не те средства, на которые можно развивать дальнейшую деятельность. И вот замечательный вариант – он вкладывает эти средства в нашу компанию, становясь нашим вип-клиентом. Далее мы приумножаем его средства, и, замечу, очень существенно. Сейчас у нас идет акция, когда по программе личных сбережений от полутора миллионов мы даем 48 процентов годовых! Плюс два процента автоматически идет каждому вип-клиенту. Те есть это все пятьдесят процентов. Разве плохо? Для физических лиц минимальная сумма размещения личных сбережений от полутора миллионов рублей, для юридических лиц подобных ограничений нет. Срок договора 1 год, снятие процентов в зависимости от суммы составляет ежемесячно, ежеквартально, полгода и в конце срока договора».

Кроме того, на странице 27 журнала «Шпаргалка для родителей. Якутск» имеется рекламный текст следующего содержания: «Аартыкэкспресскредит. www.mfo-aartyk.ru. Мы работаем для Вас! До 50% годовых. Приумножим ваши деньги. Займы от 3 000 до 900 000 рублей населению и предпринимателям. 8 800 100 3699».

Рассматриваемая реклама в нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не содержит иных существенных условий договора займа и привлечения денежных средств, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно процентной ставки, срока по договору займа, и суммы, срока по привлечению денежных средств граждан, чем вводит потребителей рекламы в заблуждение.

Таким образом, реклама финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», КПК «Аартыкэкспресскредит» распространяемая с использованием двух рекламных конструкций, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, и установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19, с использованием рекламных буклетов и листовок, распространявшихся на первом этаже здания по адресу ул. Аммосова, д.18, а также в журнале «Шпаргалка для родителей» №3 (77), №4 (78) август-сентябрь 2015 г., нарушает требования пункта 4 части 2, части 7 статьи 5, статьи 9, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 

Согласно статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1,3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 названного Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 указанной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно материалам дела рекламодателем – непосредственным заказчиком рекламы финансовых услуг ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», распространяемой с использованием двух рекламных конструкций, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, и установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19, с использованием рекламных буклетов и листовок, распространявшихся на первом этаже здания по адресу ул. Аммосова, д.18, а также в журнале «Шпаргалка для родителей» №3 (77), №4 (78) август-сентябрь 2015 г. выступает ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», что подтверждается письменными и устными пояснениями Общества №730 от 23.10.2015 г., №181 от 16.11.2015 г., письменными пояснениями КПК «Аартыкэкспресскредит»,№180 от 16.11.2015 г., письменными и устными пояснениями ИП Сухановой О.И. №24 от 13.11.2015 г., письменными пояснениями главного редактора журнала «Шпаргалка для родителей. Якутск» Константиновой В.С. от 17.11.2015 г.

Материалами дела установлено, что рекламопроизводителем рекламы Общества выступает ИП Суханова О.И., что подтверждается письменными и устными пояснениями ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», ИП Сухановой О.И., договором о предоставлении посреднических услуг от 04.06.2015 г., актом №67 от 15.09.2015 г., №94 от 25.08.2015 г., №63 от 07.08.2015 г., №36 от 30.08.2015 г.

Согласно договору о совместной рекламной деятельности от 04.05.2015 г., заключенному между ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» и КПК «Аартыкэкспресскредит», стороны пришли к соглашению организовать совместную деятельность в реализации совместной программы по рекламной деятельности в целях повышения имиджа компаний сторон и привлечения клиентов, что подтверждается устными и письменными пояснениями ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» и КПК «Аартыкэкспресскредит». Следовательно, вина КПК «Аартыкэкспресскредит» не установлена.

Материалами дела вина рекламопроизводителя ИП Сухановой О.И. в нарушении требований пункта 4 части 2, части 7 статьи 5, статьи 9, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не установлена, поскольку согласно устным и письменным пояснениям ИП Сухановой О.И. №24 от 13.11.2015 г. Общество в каждом случае утверждало макет рекламы, что подтверждается представленными в материалы дела актами №67 от 15.09.2015 г., №94 от 25.08.2015 г., №63 от 07.08.2015 г., №36 от 30.08.2015 г., согласно которому Общество претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг, оказанным ИП Сухановой О.И., не имеет.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2, части 7 статьи 5, статьей 9, частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктов 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия

 

решила:

 

  1. Признать рекламу финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Аартыкэкспресскредит», КПК «Аартыкэкспресскредит» распространяемую с использованием двух рекламных конструкций, монтированной на внешнюю стену кинотеатра «Центральный», находящегося по адресу пр.Ленина, д.12, и установленной возле здания, расположенного по адресу г.Якутск, ул.Петровского, д.19, с использованием рекламных буклетов и листовок, распространявшихся на первом этаже здания по адресу ул. Аммосова, д.18, а также в журнале «Шпаргалка для родителей» №3 (77), №4 (78) август-сентябрь 2015 г., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2, части 7 статьи 5, статьи 9, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО МФО «Аартыкэкспресскредит» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 

          Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня вынесения настоящего решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         А.Д. Кузьмин

 

Члены Комиссии                                                                                                        Л.П.Егорова

 

В.А. Иванова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны