Предупреждение б/н П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О прекращении действий (бездейс... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Генеральному директору

ОАО «Сахатранснефтегаз»

 

Макарову И.К.

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

О прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                                                                                             «08» июня 2015 г.

 

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от гражданина <...>(далее – заявитель, <...>) на действия открытого акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (далее – Общество, ОАО «Сахатранснетегаз»), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

   Из представленных сведений и документов следует, что ОАО «Сахатранснефтегаз» 14 января 2015 года направило в адрес гр. <...>проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту. В частности, заявитель обжалует действия ОАО «Сахатранснефтегаз» по навязыванию строительства распределительного газопровода и обязательной экономически не обоснованной технологии горизонтально-направленного бурения (ГНБ). Заявитель указал, что в ответ на мотивированный отказ от 23.10.2015 г. гр. <...>от подписания проекта договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту, ОАО АК «Сахатранснефтегаз» в письме (№28-314 от 03.02.2014 г.) обозначил возможность подключения (технологическое присоединения) к газораспределительным сетям объекта капитального строительства гр. <...>лишь по индивидуальному проекту.

Управлением Федеральной антимонопольной службы в целях уточнения указанных обстоятельств направлен запрос в ОАО «Сахатранснефтегаз» о представлении информации. Из представленной информации ОАО «Сахатранснефтегаз (вх. №1129 от 06.03.2015 г.) следует, что существует возможность подключения объекта гр. <...>, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автомобилистов, д. 17/2 к существующим сетям газопотребления принадлежащим ГУП «Дирекция «Стройсельгазификация» при предоставлении гр. <...>письменного согласия от ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» на подключение объекта <...>к принадлежащей предприятию сети газопотребления.

Из представленных сведений и документов следует, что ОАО «Сахатранснефтегаз» письмом №28-729 от 05.03.2015 г. направило гр. <...>технические условия на подключение к существующим источникам газоснабжения №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015г.

Согласно техническим условиям №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015 г. гр. <...>необходимо представить согласие на подключение к газопроводу от основного абонента согласно п. 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314.

Антимонопольным органом установлено, что согласно акту о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 24.11.2000 г. заказчиком строительства объекта «наружный газопровод н/давления по ул. Автодорожная, район базы Якутскэнерго» является Дирекция «Стросельгазификация».

Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) №2104 от 03.11.2003 г. объекты систем газоснабжения, введенных в эксплуатацию за счет Государственного бюджета РС (Я) по целевой программе «Газификация населенных пунктов РС(Я)» в 2000, 2001 и 2002 г., в которых ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» выступал генеральным заказчиком-застройщиком, были переданы в государственную собственность в казну Республики Саха (Якутия). Балансодержателем объекта был назначен ГУП Дирекция «Стройсельгазификация».

В письме ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» (вх. №2023 от 16.04.2015 г.) указало, что в ходе исполнения распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) №2104 от 03.11.2003 г. возникли вопросы о затратах и передачи объектов в эксплуатацию, в связи с чем в последствии акт приема-передачи объекта между Министерством и ГУП Дирекция «Стройсельгазификация» не был подписан, поэтому при отсутствии акта приема передачи объекта, указанный объект не был поставлен на баланс ГУП Дирекция «Стройсельгазификация».

Следовательно, возникает вопрос о правомерном включении ОАО «Сахатранснефтегаз» в технические условия №ФЛ-Я/0129-15 от 24.02.2015 г. требования представить гр. <...>согласие основного абонента на подключение к газопроводу.

Приказом УФАС по РС (Я) от 19.05.2015 года №60 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №03-45/15А по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении ОАО «Сахатранснефтегаз».

В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что подводящий газопровод к дачным участкам в районе автобазы «Якутскэнерго» по ул. Автодорожная является объектом учета Реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) и составляет государственную казну Республики Саха (Якутия) (письмо Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) вх. №3139 от 05.06.2015 года).

Также установлено, что между Министерством имущественных и земельных отношений РС (Я) (арендодатель) и ОАО «Сахатранснефтегаз» (арендатор) заключен договор аренды государственного имущества, являющегося собственностью Республики Саха (Якутия) №05-306 от 30.06.2005 года.

Согласно договору №05-306 от 30.06.2005 года арендодатель сдает, а арендатор принимает в срочное возмездное владение (аренда) и пользование государственное имущество Республики Саха (Якутия) согласно приложениям к договору, в том числе вышеуказанный газопровод (инв. №1537, наименование основного средства – «2001, г/д к ДСК в р-не автобазы Якутскэнерго (2,5)).

В ходе рассмотрения дела установлено, что 19 мая 2015 года между Министерством имущественных и земельных отношений РС (Я) и ОАО «Сахатранснефтегаз»  заключено дополнительное соглашение к договору аренды государственного имущества, являющегося собственностью Республики Саха (Якутия) №05-306 от 30.06.2005 года. Согласно данному дополнительному соглашению стороны договорились внести изменения в договор аренды государственного имущества, являющегося собственностью Республики Саха (Якутия) №05-306 (№207/05-хоз) от 30.06.2005 года, а именно: 1.1. В пункт 4.3.3 добавить абзац: «В рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Арендатор имеет право производить подключение (технологическое присоединение) третьих лиц, соответствующих условиям подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности к подключению (технологическому присоединению) к имуществу Арендодателя без его письменного разрешения».

Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1314 (далее – Правила).

Согласно пункту 34 Правил в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

В соответствии с пунктом 2 Правил под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая сетью газораспределения, как на праве собственности, так и на ином законном основании. При этом под иным законным основанием следует понимать предусмотренные гражданским законодательством способы передачи вещи собственником во владение и пользование иных лиц на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также на основании договоров аренды, безвозмездного пользования и т.д.

При этом под иным законным основанием следует понимать предусмотренные гражданским законодательством способы передачи вещи собственником во владение и пользование иных лиц на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также на основании договоров аренды, безвозмездного пользования и т.д.

В соответствии с договором аренды государственного имущества, являющегося собственностью Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 года №05-306 подводящий газопровод к дачным участкам в районе автобазы «Якутскэнерго» по ул. Автодорожная предоставлен на праве аренды ОАО «Сахатранснефтегаз» для использования по целевому назначению, то есть для оказания услуг по транспортировке газа.

Также согласно пункту 4.3.7 договора аренды  от 30.06.2005 года №05-306 письменное разрешение арендодателя требуется только при осуществлении капитальных перепланировок и переоборудования имущества.

Таким образом, получение согласия на подключение от Министерства имущественных и земельных отношений как собственника не требуется.

При таких обстоятельствах в действиях ОАО «Сахатранснефтегаз» имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в части неправомерного требования получения согласия  основного абонента.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования)

Приказом Федеральной службы по тарифам России № 2-э от 28.01.2005 года ОАО «Сахатранснефтегаз» включено в реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, осуществляющее деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Тем самым, наличие доминирующего положения у ОАО «Сахатранснефтегаз» на товарном рынке газоснабжения на территории ГО «Город Якутск» бесспорно.

ОАО «Сахатранснефтегаз» занимает доминирующее положение на товарном рынке газоснабжения, а следовательно при заключении договоров обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Согласно части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в действиях ОАО АК «Сахатранснефтегаз» содержатся признаки злоупотребления доминирующим положением, что выразилось в неправомерном требовании от гр. <...>получения согласия основного абонента на подключение к газопроводу, свидетельствующее о наличии признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 10, статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ПРЕДУПРЕЖДАЕТ о необходимости прекращения вышеуказанного действия путем выдачи гражданину <...>технических условий на подключение жилого дома по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Автомобилистов, д.17/2 к распределительному газопроводу по ул. Автомобилистов (подводящий газопровод к дачным участкам в районе автобазы «Якутскэнерго» по ул. Автодорожная) без установления требования получить согласие основного абонента.  

            В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» срок исполнения настоящего предупреждения составляет 30 (тридцать дней) со дня получения настоящего предупреждения.

            О выполнении настоящего предупреждения ОАО «Сахатранснефтегаз» обязано уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.Д. Кузьмин

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                        С.В. Камалова

 

 

А.В. Ефремова

 

 

С.Д. Васильева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны